Критический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х





Скачать 153.71 Kb.
НазваниеКритический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х
Дата публикации21.05.2015
Размер153.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы


М.И. Тропина, А.А. Тусков (к.э.н., доцент)

КРИТИЧЕСКИЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛПХ И К(Ф)Х

г. Пенза, Пензенский государственный университет
По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проведенной в России в 2006 году, в стране функционировало 20,4 тыс. малых сельскохозяйственных предприятий различных организационно – правовых форм, в которых было занято около 340 тыс. человек. Активное развития агропромышленного комплекса и малых форм хозяйствования соответствует моменту начала реализации Приоритетного Национального Проекта «Развитие АПК», те есть 2006-2007 годы. На тот момент в стране назрела необходимость действенных мер по отношению к АПК.

В 2006 году износ производственных фондов составлял более 80 процентов, при этом выбытие из строя основных фондов в 1,5 – 2 раза превышало ввод новых мощностей. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составлял лишь 4% от общего объема инвестиций в экономику. За чертой бедности находилось 56% сельского населения, более трети сельскохозяйственных организаций в РФ являлось убыточным. В итоге страна завозила из-за границы треть необходимого продовольствия. В сложившихся условиях «впервые в новейшей истории России сельское хозяйство было отнесено к числу приоритетов социально-экономической политики» (В. В. Путин).

Всего в разработанном ПНП три направления, среди которых – стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК. Такой акцент на поддержку малых форм хозяйствования породил бурный рост крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.

В 2003 году был принят Федеральный закон №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». По нему крестьянское (фермерское) хозяйство (К(Ф)Х) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.1 К(Ф)Х осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в отличии от личного подсобного хозяйства, которое вообще не имеет статус предпринимателя.

В соответствии с Федеральным законом №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», личное подсобное хозяйство (ЛПХ) – это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. ЛПХ ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими и (или) совместно осуществляющими с ним ведение ЛПХ членами его семьи. Основными видами деятельности ЛПХ являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции для собственных нужд. 2 Учет ЛПХ ведется в похозяйственных книгах.

Как показывают исследования, проведенные Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова, 56% ЛПХ – участников ПНП будут увеличивать производство сохраняя статус ЛПХ, и только 1% ЛПХ желают стать фермером.

С чем связано такое нежелание приобретать форму К(Ф)Х? Ведь развитие ЛПХ с постеенных превращением их в фермерское хозяйство становится условием развития крупного бизнеса. Кроме того, ещё в ПНП для К(Ф)Х была предоставлена большая поддержка, чем для ЛПХ. Так размер выдаваемого кредитам зависел от организационно – правового статуса заемщика: владельцы ЛПХ могли получить до 300 тыс. руб., тогда как фермеры – до 10 млн. руб. Однако, если для получения кредита до 300 тыс.руб. требовали только два поручителя, то кредиты свыше этой суммы давались под залог.

На сегодняшний день государственная поддержка малых форм хозяйствования всё больше развивается, однако остается легче расширять семейное производство, сохраняя форму ЛПХ. В первую очередь это связано с отличиями в налоговой нагрузке на К(Ф)Х и ЛПХ.

ЛПХ, как форма непредпринимательской деятельности в настоящее время облагается земельным налогом, налогом на имущество физических лиц и налогом на доходы физических лиц.

Земельный налог устанавливается в качестве местного налога. Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.3 Согласно статье 394 НК РФ предельная ставка земельного налога равна 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства.

Плательщиками налога на имущество являются физические лица – собственники имущества.4 Для ЛПХ объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. При этом ставка налога зависит от стоимости имущества: до 300 тыс. руб. – до 0,1 процента; от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – 0,1 – 0,3 процента; более 500 тыс. руб. – 0,3 – 2 процента.

Доходы налогоплательщиков, полученные от продажи продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства освобождаются от налогообложения на доходы физических лиц при условии представления налогоплательщиком документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения ЛПХ.5 Субсидии из бюджета субъектов Российской Федерации и федерального бюджета, полученные гражданами, ведущими ЛПХ, налогом на доходы физических лиц не облагаются.

Таким образом, владелец ЛПХ обязан уплатить только два налога, тогда как владелец фермерского хозяйства платит в разы больше. Поэтому для К(Ф)Х предусмотрены послабления в виде «специальных режимов налогообложения». Фактически владелец К(Ф)Х после постановки на учёт в ИФНС обязан выбрать один из трех режимов налогообложения:

- общий режим налогообложения,

- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН),

- упрощённая система налогообложения (УСН).

Следует учитывать тот факт, что К(Ф)Х признается сельхозтоваропроизводителем лишь в том случае, если выручка от реализации продукции собственного производства составляет более 70 процентов.

Под общим режимом налогообложения понимается уплата ряда налогов:

- налога на добавленную стоимость,

- налога на доходы физических лиц,

- налога на прибыль,

- транспортного налога,

- налога на имущество

и обязательных взносов в ПФР.

При уплате транспортного налога для сельхозтовапроизводителей предусмотрена льгота: тракторы, самоходные комбайны всех марок, спец. автомашины вообще не являются объектом налогообложения.6 По всем остальным налогам, предусмотренных для К(Ф)Х, никаких льгот нет.

Если продукция собственного производства в К(Ф)Х составляет не менее 70 процентов, то фермер имеет право перейти на уплату единого сельхозналога. Этот «специальный налоговый режим» для К(Ф)Х статуса ИП заменяет сразу несколько видов налогов, а именно: налог на добавленную стоимость, налог на имущество и налог на доходы физических лиц. Налоговым кодексом РФ налоговая ставка по ЕСХН устанавливается в размере 6 процентов.7 Базой для начисления является прибыль, полученная от деятельности фермерского хозяйства.

В том случае, если у налогоплательщика продукция собственного производства составляет менее 70 процентов, те есть соотношение 70:30 нарушается, то фермер в праве перейти на упрощенную систему налогообложения. При УСН существует два мометна:

1. в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов,

2. в случае, если объектом налогообложения является прибыль (доходы минус затраты) налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.8

Таким образом, для предпринимателя в статусе К(Ф)Х гораздо выгоднее использовать «специальные налоговые режимы». При этом УСН в основном применима для тех, кто сдает землю в аренду, то есть использует земельный участок не для собственного производства сельскохозяйственной продукции.

Итак, налоговое бремя для ЛПХ И К(Ф)Х имеет существенное различие. И с этой точки зрения желание владельцев ЛПХ расширять семейное производство в этом же статусе абсолютно ясно.

Несовершенство налогового законодательства действительно является одной из проблем, сдерживающих развитие фермерства в нашей стране. Но кроме этого остается ещё масса нерешенных вопросов в развитии фермерского сектора.

12 февраля 2010 года в г. Москве состоялся XXI Съезд АККОР по вопросу «Современное состояние и проблемы развития российского фермерства». Заслушав и обсудив Доклад Президента АККОР В. Н. Плотникова, выступления делегатов и участников, Съезд отметил следующие проблемы российского фермерства:

- нерешенность земельного вопроса;

- несовершенство нормативно-правовой среды деятельности КФХ, СХПК;

- недостаточная государственная поддержка фермерства;

- неразвитость сельскохозяйственной потребительской кооперации;

- слабое информационно-консультационное обслуживание;

- несправедливость ценообразования на рынке сельхозпродукции;

-несовершенство системы кредитования;

- несовершенство налогового законодательства;

- социальная незащищенность фермеров.

Но все же, несмотря на имеющиеся проблемы, в целом объем фермерского сектора растет. Как отметил Съезд: за последние 10 лет сбор зерновых в крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличился в 4 раза и удельный вес составляет около 21% от всего урожая зерна. Производство подсолнечника выросло в 4 раза, сахарной свеклы – в 3,4 раза, картофеля – в 4,6, овощей – в 5,1. Эти темпы роста являются самыми высокими среди всех форм хозяйствования на селе. Поголовье крупного рогатого скота выросло в 2,3 раза, свиней – в 2 раза, коз и овец – в 7,3 раза. За 10 лет рост по мясу скота и птицы – 2,4 раза, по молоку – 2,4, по шерсти – 5 раз. В целом за последние 10 лет объем фермерского производства в фактически действовавших ценах вырос в 15 раз, а в сопоставимых ценах на 193,5%. Темпы роста в фермерском секторе в 4,3 раза выше, чем по отрасли. Такая тенденция прослеживается практически во всех субъектах РФ.

Например, в Пензенской области бурно растет удельный вес К(Ф)Х в общем объеме производства зерновых и подсолнечника. (рис.1)9



Рис. 1. Удельный вес К(Ф)Х в общем объеме производства основных видов сельскохозяйственной продукции, % по Пензенской области
Постепенно увеличивается и число фермерских хозяйств. Так, в Пензенской области в 2006 году было зарегистрировано 361 К(Ф)Х, а за первое полугодие 2009 года – уже 449. Всего же в области функционирует более 2200 фермерских хозяйств.

Правительство России и субъектов РФ всячески старается оказать поддержку фермерскому сектору страны. Он играет важную роль в обеспечении населения продовольствием и очень важен для агропромышленной безопасности страны. Минсельхозом России проводится целенаправленная работа по формированию и реализации государственной политики по поддержки К(Ф)Х. Однако возникает вопрос насколько она эффективна?

Основными направлениями государственной поддержки являются:

- обеспечение сельскохозяйственного производства финансовыми ресурсами;

- государственный лизинг;

- доступность рынков сельскохозяйственной продукции.

Разработаны и реализуются ряд отраслевых целевых программ развития малых форм хозяйствования, и в частности фермерских хозяйств. Сюда относится Федеральная программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-20011 годы». Важным направлением развития малого бизнеса на селе является повышение уровня технической оснащенности хозяйств и улучшения породного состава сельскохозяйственных животных. Основным механизмом реализации этого направления является, прежде всего, государственный лизинг.

С 2002 года ОАО «Росагролизинг» малым формам хозяйствования поставлено свыше 6 тыс. единиц техники на сумму 8 млрд. рублей, что составляет более 17% от общего объема, и около 45 тыс. голов племенных животных на сумму 1,9 млрд. рублей – 18% от общего объема.

Условия государственного лизинга постоянно пересматриваются для обеспечения доступа малых форм хозяйствования к этой форме государственной поддержке. 50% от заключенных напрямую договоров на сегодняшний день составляют договоры с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется также в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», в соответствии с которым Минэкономразвития России на конкурсной основе предоставляет средства федерального бюджета на софинансирование мероприятий региональных программ поддержки малого предпринимательства.10

Так же проводится поддержка фермерских хозяйств и за счет средств из региональных бюджетов. Например, в Пензенской области уже не один год успешно реализуется Программа развития и поддержки К(Ф)Х, утвержденная Законом Пензенской области от 20.09.2005 г. №867-ЗПО (с дополнениями и изменениями), в соответствии с которой субъектам предпринимательской деятельности области оказывается государственная поддержка за счет средств бюджета Пензенской области. Поддержка оказывается в форме субсидий на возмещение части затрат:

- на приобретение семян высокобелковых кормовых культур. Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим производство мяса и молока при наличии: дойного стада коров в количестве не менее 200 голов и крупного рогатого скота мясных пород в количестве не менее 100 голов. Размер субсидии рассчитывается исходя из площади посева кормовых культур и ставки субсидии на 1 гектар посева в размере 40,5 руб.11

- на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, закупаемых в племенных хозяйствах, по следующим ставкам: 40 тыс. руб за 1 тонну живого веса племенного поголовья крупного рогатого скота; 10 тыс. руб за 1 тонну живого веса племенного маточного поголовья овец и свинец; 60 тыс. руб. за 1 тонну живого веса племенного крупного рогатого скота специализированных и наиболее перспективных интенсивных мясных пород.12

- на приобретение средств защиты растений (СЗР). Субсидии предоставляются в размере 80 процентов стоимости СЗР, приобретенных для обработки посевов яровых культур в текущем сельскохозяйственном году, а так же посевов озимых культур предшествующего сельскохозяйственного года.13

- по известковыванию кислых почв сельскохозяйственного назначения. Субсидированию подлежит 80 процентов затрат, включая затраты на оплату стоимости проектно-сметной документации и осуществление авторского надзора.13

- по агрохимическому, эколого-токсикологическому обследованию земель сельскохозяйственного назначения в размере 80 процентов стоимости работ по актам выполненных работ.13

- на оплату электроэнергии для полива земель сельскохозяйственного назначения Пензенской области в размере 80 процентов затрат.13

- по займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, на покупку сельскохозяйственной техники субсидии предоставляются в размере 100 процентов учетной ставки Банка России, действующей на дату предоставления займа.14

- на приобретение сельскохозяйственной техники, стоилового, доильного оборудования, а так же систем навозоудаления для содержания не менее 80 голов коров в размере 30 процентов от стоимости приобретения техники.15

Всего же субсидий на поддержку сельского производства в 2010 году было направлено в размере 819,8 млрд. руб.16 (рис.2)

Пострадавшим в результате засухи 2010 года сельхозтоваропроизволителям, в том числе и К(Ф)Х Россельхоз Банк предоставляет пролонгации основного долга по кредитам. При этом процентная ставка по пролонгируемым кредитам заемщиков устанавливается на уровне действующей ставки по кредитному договору. Такая поддержка, оказанная Россельхоз Банком, является реализацией одного из вариантов совершенствования государственной поддержки К(Ф)Х.



Рис.2. Структура государственной поддержки сельского хозяйства в Пензенской области, млрд. руб
Итак, мы видим, что в Пензенской области господдержка в форме субсидий оказывается по различным направлениям, но несмотря на это К(Ф)Х имеют мало возможностей воспользоваться ею. Это связано с тем, что в условиях по получению поддержки имеется множество трудновыполнимых условий. Кроме того, чтобы стать получателем поддержки необходимо иметь весьма большое хозяйство. Поэтому в Пензенской области государственной поддержкой пользуются единицы К(Ф)Х.

Примером успешного ведения сельского хозяйства в Пензенской области является К(Ф)Х «Полянка» (Пензенская область, Пензенский район, с. Оленевка) во главе с Г. В. Кузнецовым. В его фермерском хозяйстве насчитывается 1 корова, 3 свиньи, 85 птиц всех возрастов, обрабатывается 139 га посевной площади, средняя численность работников составляет 13 человек. Вся произведённая продукция реализуется на территории Пензенской области. Так, в 2008 году было произведено и реализовано 80 центнеров свинины, 50 центнеров коровьего молока, 13 тыс. штук яиц. Но даже такое успешное К(Ф)Х, как «Полянка» не может воспользоваться всей предоставляемой государством поддержкой. В этом фермерском хозяйстве содержится недостаточное количество голов дойных коров, мясных пород крупного рогатого скота, чтобы получить какую-либо господдержку необходимо предъявить большое количество документов.

Таким образом, получение господдержки в Пензенской области является малодоступным, и в таком положении находятся не только К(Ф)Х Пензенской области, но и других субъектов РФ. В этих условиях необходимо проводить меры по совершенствованию господдержки К(Ф)Х.

К примеру, в Пензенской области решается проблема реализации продукции сельхозтоваропроизводителей, и в частности К(Ф)Х. Ещё в 2006 году заместитель председателя Правительства Пензенской области Владимир Резниченко в интервью СМИ отметил: «То, что сегодня выращивается на огородах К(Ф)Х, не находит рынков сбыта, то есть труд потрачен, а деть ту продукцию, которую вырастил некуда». Поэтому с начала 2010 года в Пензенской области проводится акция «Выбирай пензенское – держи марку». В рамках этой акции проводится привлечение внимания населения к продукции местных товаропроизводителей.17 Так же, во исполнение Распоряжения Правительства Пензенской области от 30.12.2009 г. №528рП «Положение о проведении акции «Выбирай пензенское – держи марку» Управлением рынка продовольствия и лицензирования Министерства сельского хозяйства Пензенской области постоянно проводятся презентации, рекламные акции товаров, производимых товаропроизводителями области в брендовых магазинах, сетевых торговых компаниях. Как отметил начальник Управления Н. К. Богач: «По состоянию на 01.10.2010г на территории Пензенской области действует 24 «брендовых» магазина, открыты 5 таких магазинов в г. Пензе: «Каменка – мясо», «Сердобские продукты», «Дары Бессоновской земли», «Наровчатские продукты», «Мокшанские продукты»», где свою продукцию могут реализовать К(Ф)Х области.

Но все же, как в Пензенской области, так и во всей стране остается множество нерешенных проблем в области государственной поддержки фермерского сектора. Недоработки в этой области не позволяют развиваться фермерскому хозяйству, порождают нежелание собственников ЛПХ трансформироваться в К(Ф)Х. Все это происходит несмотря на то, что повышается спрос населения на натуральные продукты в которых не используются химикаты. К тому же некоторые сельскохозяйственные технологии в принципе не поддаются механизации крупного производства. Поэтому в области совершенствования господдержки К(Ф)Х XXI Съезд АККОР предлагает:

-внести в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011-2012 гг.» изменение о перераспределении средств, выделенных на поддержку АПК, выделив отдельной строкой средства на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств;

-  обеспечить принятие нормативных документов Правительства РФ и субъектов РФ, направленных на поддержку АПК таким образом, чтобы субсидирование процентной ставки по кредитам осуществлялось с января каждого года;

в целях поддержки развития молочных ферм ввести дотации производителям молока;

-  в целях решения проблемы реализации зерна, содействовать увеличению его внутреннего потребления и в первую очередь стимулируя развитие животноводства и птицеводства;

-  изменить порядок оформления и перечисления субсидий по кредитам, привлекаемым КФХ и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, путем выдачи им кредитов по процентным ставкам, уменьшенным на величину предоставленных субсидий;

- возобновить практику заготовки семян в госресурсы и последующий отпуск фермерским хозяйствам семян по фиксированным ценам на условиях товарного кредита;

-  упростить процедуру согласования проектов по строительству производственных помещений для КФХ и СХПК в Росэкспертизе.

- отменить сборы или субсидировать затраты на этапах проектирования, согласования и разрешения на строительство объектов, включая оплату за установленную мощность по электричеству;

- разработать систему ценообразования на основные виды сельскохозяйственной продукции (зерно, молоко, мясо, яйцо, картофель), обеспечивающую минимальную рентабельность производства;

-  предусмотреть выделение средств из федерального и региональных бюджетов на строительство жилья для молодых фермеров, принимающих участие в реализации отраслевой целевой программы «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы»;

- обеспечить перевозки зерна  железнодорожным транспортом по льготным тарифам;

- выделить средства на поддержку сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от засухи 2009 г. в размере фактического ущерба.

- решить вопрос по финансированию консультационной помощи сельским товаропроизводителям из Федерального бюджета на 2010 – 2012 годы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 145.


1 Федеральный закон от 11.06.0 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

2 ФЗ от 17 июля 2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»

3 ст.388 НК РФ

4 ст.1 ФЗ от 09.12.91 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»

5 п.13 ст.217 НК РФ

6 ст.358 НК РФ

7 ст. 346.7 НК РФ

8 гл. 26.2 НК РФ

9 Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации как региональный антикризисный проект сокращения безработицы и поддержки малого предпринимательства сельских территорий/монография под общей редакцией И.В.Палаткина.   Пенза,  2009.

10 Информация к выступлению на заседании коллегии Минсельхоза России по вопросу «О развитии малого предпринимательства на селе» от 1 декабря 2003 г.

11 Порядок предоставления субсидий из бюджета Пензенской области на возмещение части затрат на приобретение семян высокобелковых кормовых культур

12 Порядок предоставления субсидий на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства.

13 Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с проведением работ по повышению плодородия почв

14 Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным предприятиями агропромышленного комплекса

15 Порядок предоставления субсидий из бюджета Пензенской области на возмещение части затрат сельскохозяйственных товапроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники, доильного и стойлового оборудования, систем навозоудаления

16 По данным Министерства сельского хозяйства Пензенской области: www.mcx-penza.ru

17 Распоряжение Правительства Пензенской области от 30.12.2009 г. №528рП «Положение о проведении акции «Выбирай пензенское – держи марку»




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Критический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х iconПрограмма дисциплины «Сравнительный анализ политик энергетической безопасности»
Мировая экономика», специализация «Мировые энергетические рынки». Изначально предложенное название «энергетическая безопасность в...
Критический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х iconРабочая программа дисциплины (модуля) «особенности правопонимания...
Курс «Особенности правопонимания нового времени: сравнительный анализ» прививает у студентов умение сопоставлять и самостоятельно...
Критический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х icon«Национальные банковские системы: сравнительный анализ» Кафедра
«Национальные банковские системы: сравнительный анализ» входит в перечень дисциплин по выбору вариативной части профессионального...
Критический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х iconТемы рефератов Сравнительный анализ методологии оценки инвестиционного...
Сравнительный анализ методологии оценки инвестиционного климата в странах ес и РФ
Критический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х iconПрограмма дисциплины «Сравнительный анализ банковских систем» («Comparative...
Задача, которая ставится перед курсом «Сравнительный анализ банковских систем», – создать представление о структуре и особенностях...
Критический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х iconРабочая программа дисциплины (модуля) «государственное и муниципальное...
«государственное и муниципальное управление зарубежных стран: сравнительный анализ»
Критический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х iconУрок по литературе Сравнительный анализ очерка Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"
Сравнительный анализ очерка Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" и драмы Н. А. Островского "Гроза"
Критический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х iconПрограмма дисциплины «Революции и социальные движения: сравнительный...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Критический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х iconМедиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного...
Федоров А. В. Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008) // Дистанционное...
Критический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х iconДиплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ...
Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби
Критический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х iconСамостоятельная работа (час.) Тема Основные этапы развития теории...
Тема Основные этапы развития теории мотивации, сравнительный анализ различных теорий мотивации
Критический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Критический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х iconСамоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ
Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие
Критический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х iconСистемы позиционирования
Сравнительный анализ и проверка заявленных хаарктеристик спутниковых систем
Критический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х iconПрограмма курса «Сравнительный менеджмент» программа курса «сравнительный менеджмент»
Учебный курс «Сравнительный менеджмент» является весьма важной частью общепрофессиональных дисциплин направления «Менеджмент при...
Критический сравнительный анализ лпх и к(Ф)Х iconРабочая программа учебной дисциплины «критический дискурс-анализ...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск