МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) Филиал двфу В Г. ПЕТРОПАВЛОВСК-кАМЧАТСКИЙ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине «Политология» Для специальности 270102.65 «Промышленное и гражданское строительство» Форма подготовки очная/заочная Филиал ДВФУ в г. Петропавловске -Камчатском
Курс 4 / 4 семестр 8 /_
лекции 50 / 12_ (час.)
практические занятия_______час.
лабораторные работы_______час.
всего часов аудиторной нагрузки 50 / 12_ (час.)
самостоятельная работа 8 5/ 123_(час.)
реферативные работы (количество)
контрольные работы (количество)
зачет _8 семестр / 4_ курс
экзамен_________семестр/курс
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 12 – тех/дс от 07.03.2000
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании Методической комиссии _протокол №1 «15» июня 2012г.
Зам.председателя Методической комиссии Скрячева Л.А._ «15» июня 2012г.______
Составитель: к.и.н, доцент Князькина Т.А. Аннотация
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) разработан в соответствии Государственным образовательным стандартом и рабочей учебной программой дисциплины.
Учебно-методический комплекс представляет собой комплект разнообразных нормативных, учебно-методических, информационных и контролирующих материалов по дисциплине.
УМКД создается для повышения эффективности самостоятельной работы студентов, качества подготовки специалистов в системе университетского образования, активного использования в учебном процессе современных педагогических технологий.
УМКД вводится в учебный процесс для решения следующих задач: освоение студентом в режиме самостоятельной работы дисциплины при участии преподавателя в качестве консультанта; систематизация учебной работы студента в течение семестров; развитие мотивации обучения у студента; привитие студенту навыков совершенствования и самообразования; вовлечение студента в качестве активного участника в открытую креативную образовательную среду; адаптация студента к условиям деятельности в информационном обществе.
Учебно-методический комплекс включает в себя:
рабочую программу дисциплины;
материалы для организации самостоятельной работы студентов;
контрольно-измерительные материалы;
список литературы;
глоссарий.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) Филиал двфу В Г. ПЕТРОПАВЛОВСК-кАМЧАТСКИЙ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Политология» Для специальности 270102.65 «Промышленное и гражданское строительство» Форма подготовки очная/заочная Филиал ДВФУ в г. Петропавловске -Камчатском
Курс 4 / 4 семестр 8 /_
лекции 50 / 12_ (час.)
практические занятия_______час.
лабораторные работы_______час.
всего часов аудиторной нагрузки 50 / 12_ (час.)
самостоятельная работа 8 5/ 123_(час.)
реферативные работы (количество)
контрольные работы (количество)
зачет _8 семестр / 4_ курс
экзамен_________семестр/курс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 12 – тех/дс от 07.03.2000
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании Методической комиссии протокол № 1_«15» июня 2012г.
Зам. председателя Методической комиссии Скрячева Л.А.______ «15» июня 2012г.______
Составитель: к.и.н, доцент Князькина Т.А I. Рабочая программа пересмотрена на заседании Методической комиссии:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Председатель комиссии_______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании Методической комиссии:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Председатель комиссии _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
Цель изучения курса политологии – способствовать формированию у студентов необходимого в современном обществе политического кругозора, развитого политологического мышления, познакомить студентов с проблемами функционирования и развития политических систем, государства, партий, понимание которых необходимо для самостоятельного анализа современной политической ситуации и умения ориентироваться в сложных переплетениях политической жизни.
Изучение дисциплины способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности:
сформировать системное политологическое знание об основных понятиях политологии: государстве, политических режимах, лидерстве, политическом сознании и идеологии;
раскрыть природу и характер взаимоотношений между индивидом и властью;
сформировать у студентов умение публично выступать с характеристикой того или иного политического явления;
научить оценивать влияние различных факторов на складывание политической конъюнктуры, аналитически мыслить в сфере политических явлений;
научить студентов самостоятельно анализировать текущие политические события и аргументировано, на основе полученных теоретических знаний, высказывать свою точку зрения
формирование понимания важности общественной роли гражданина в политическом процессе и процессе общественного управления.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Политология»
При изучении дисциплины необходимо стремиться к развитию у студентов абстрактного, аналитического мышления, навыков сравнения, формированию политической и правовой культуры.
По окончанию изучения дисциплины «Политология» студент должен иметь:
представления о власти как особом типе социальных отношений, о специфике политической власти, о государстве, его функциях и разновидностях, о существующих политических режимах, основных институтах и субъектах политики, о механизмах политической социализации и типах политической культуры;
знания о механизмах легитимации власти, условиях ее стабильности, формах политических трансформаций, об особенностях политических институтов, массового политического поведения, избирательных процессах и партийно-политическом спектре современной России;
умения сравнивать и сопоставлять политические тексты, программы и выступления различной политико-идеологической ориентации, анализировать конкретные политические ситуации, выявлять причины и возможные последствия тех или иных политических событий;
навыки анализа и реферирования политических документов, редактирование выступлений и заявлений представителей власти с точки зрения политической корректности и адекватности реальной политической ситуации.
I. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы
| Всего часов
| Семестр/курс
| 8/4
| Общая трудоемкость
| 135/135
| 135/135
| Аудиторные занятия
| 50/12
| 50/12
| Лекции
| 50/12
| 50/12
| Практические занятия (ПЗ)
| ---
| ---
| Лабораторные работы (ЛР)
| ---
| ---
| Самостоятельная работа
| 85/123
| 85/123
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| зачёт
| зачёт
|
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ Форма подготовки очная/заочная
Раздел дисциплины
| Лекции
| ПЗ
| СР
| ЛР
| 8 семестр /4 курс
| Политология как наука
| 4/4
| -
| 8/10
| -
| Политика как общественное явление
| 4/-
| -
| 8/10
| -
| Этапы становления и развития политической мысли
| 4/4
| -
| 8/10
| -
| Теория власти. Власть как категория политической науки.
| 4/-
| -
| 8/10
| -
| Политическая система
| 4/-
| -
| 8/10
| -
| Государство как институт политической системы
| 4/-
| -
| 8/10
| -
| Политические партии
| 4/-
| -
| 8/10
| -
| Политический процесс
| 4/-
| -
| 8/10
| -
| Политическое лидерство
| 4/-
| -
| 8/10
| -
| Политические элиты
| 4/-
| -
| 8/10
| -
| Политическая культура
| 2/4
| -
| 2/12
| -
| Мировая политика и мировой политический процесс
| 8/-
| -
| 3/11
| -
| Всего:
| 50/12
| -
| 85/123
| -
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Тема 1. Политология как наука -4/4 час.
Объект, предмет и метод политической науки; функции политологии; политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; социальные функции политики; история политических учений; российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания; историческая динамика. Место политологии в системе гуманитарных наук. Специфика политологического знания, его характер и содержание. Политология и идеология. Тема 2. Политика как общественное явление - 4/0час.
Понятие и сущность политики и политических отношений. Природа и социальное назначение политики: теоретические подходы. Основные подходы понимания политики. Содержание и структура политики. Объекты и субъекты политики. Функции политики. Политика как социальное явление. Политика как наука и искусство. Государственная политика. Внутренняя, внешняя и мировая политика. Политика и нравственность. Образование и политика. Армия и политика. Молодежь и политика. Политические средства и методы. Значение и роль политических процессов в жизни общества. Тема 3. Этапы становления и развития политической мысли-4/4 час.
Современные политологические школы; гражданское общество; его происхождение и особенности; особенности становления гражданского общества в России; институциональные аспекты политики. Развитие политической мысли в странах Древнего Востока (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, буддизм). Политические идеи в Древней Греции и Риме (Платон, Аристотель, Полибий, Марк Тулий Цицерон). Социально–политические идеи в Средневековой Европе (А. Августин, Ф. Аквинский). Развитие политической мысли в эпоху Возрождения: М. Лютер, Н. Макиавелли и Ж. Боден.
Социально–политические идеи Нового времени. Теории политической власти и государства Т. Гоббса и Дж. Локка. Формирование, развитие либерализма: Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Дж. С. Милль. Учение Ж.Ж. Руссо о народном суверенитете, демократии и государстве. Политический консерватизм. Политико-правовое учение К. Маркса, Ф. Энгельса.
Основные направления развития российской политической мысли (XVII-XIX вв.): В.Н. Татищев, И.Т. Посошков, Ф. Прокопович, А.Н. Радищев, П.И. Пестель, Б.Н.Чичерин, П.И. Новгородцев, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, И.А. Ильин. Политические воззрения В.И. Ленина.
Политическая мысль конца XIX - ХХ вв. М. Вебер, Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс, Г. Лассуэлл, Р. Миллс.
Политико-правовые учения на Западе ХХ в. Тема 4. Теория власти. Власть как категория политической науки. - 4/0час.
Политическая власть. Понятие и сущность власти. Типология власти. Теория власти и властных отношений. Структура власти. Формы существования власти. Структура власти. Природа и функции политической власти. Специфика политической власти. Соотношение политической и государственной власти. Официальная и неофициальная власть. Ресурсы власти. Легальность и легитимность власти. Массы и власть. Власть и собственность. Власть и свобода. Власть и мораль. Бюрократизация власти. Феномен бюрократии. Проблемы разделения властей. Образ власти в России. Тема 5. Политическая система- 4/0час.
Понятие политической системы. Теории политических систем К. Маркса, Д. Истона, Г. Алмонда. Соотношение политической, экономической и социокультурной систем. Структура политической системы. Проблемы устойчивости политических систем. Способы функционирования. Проблемы открытости политических систем. Функции политической системы. Классификация политических систем. Формирование современной политической системы Российской Федерации.
|