ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе,
профессор_____________Мамаев С.Н.
“______”_____________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ, ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ
по специальности "060201" СТОМАТОЛОГИЯ факультет СТОМАТОЛОГИЧЕКИЙ кафедра ХИРУРГИИ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО,СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО И МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ
квалификация выпускника СТОМАТОЛОГ форма обучения ОЧНАЯ курс 3,4 семестр 5,6,7 всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах) 120___ (часов) лекции _________36_____________ (часов) практические (семинарские) занятия__84______ (часов)
самостоятельная работа_________60__________ (часов) экзамен _____7__ (семестр)
Махачкала 2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры
хирургии педиатрического, стоматологического и медико-профилактического
факультетов
от ___« 24 » ___мая ______ 2014г. Протокол № __16____ Заведующий кафедрой ___________________________ (Загиров У.З.)
Рабочая программа согласована 1.Директор НМБ ДГМА ____Бекеева А.В.______ (_____________________) 2.УМО ___Гаджимурадов М.Н. ______ (_____________________) 3.Декан стоматологического факультета _Чудинов А.Н. (_____________________)
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета От «____» _________________ 20___ г. Протокол № __________ Председатель СФ ______________________________ (_____________________)
подпись ФИО
Составители:
ассистент Рабаданова С.Р.
Рецензенты:
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
II. Пояснительная записка
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего профессионального образования по специальности _ СТОМАТОЛОГИЯ "060201", с учётом рекомендаций примерной (типовой) учебной программы дисциплины (2013 г.).
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – создание у обучающихся теоретических и практических знаний и умений в отношении общих принципов хирургии, понятия хирургической инфекции и ее профилактики, особенностей обезболивания, основ лечения хирургической травмы, обследования хирургического больного, догоспитальной диагностики острых хирургических заболеваний, общих закономерностей хирургического лечения, общих принципов военно-полевой хирургии.
При этом задачамидисциплины являются:
- обучение студентов принципам организации и работы хирургического отделения, профилактики инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней в хирургическом кабинете;
- освоение студентами этиологии, патогенеза, клинических признаков, лечения и профилактики хирургических заболеваний;
- ознакомление студентов с принципами проведения мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях, создание благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала;
- освоение студентами хирургических заболеваний, вызывающие опасные для жизни больных осложнения и сопутствующие заболевания;
- обучение студентов правильной постановке предварительного диагноза и направлению пациента на обследование;
- обучение студентов диагностике острой патологии у хирургических больных;
- обучение студентов лечению стоматологических заболеваний с учетом акушерско-гинекологического статуса при наличии сопутствующей акушерской и гинекологической патологии;
- обучение студентов диагностике онкологической патологии у хирургических больных;
- формирование у студентов умений по оказанию доврачебной помощи при боевой травме и у больных с повреждениями и ранениями мирного и военного времени;
- обучение студентов оказанию первой врачебной помощи при боевой травме и у больных с повреждениями и ранениями мирного и военного времени.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА
Дисциплина «Общая хирургия, Хирургические болезни» относится к профессиональному циклу дисциплин по специальности 060201 "Стоматология" высшего профессионального медицинского образования, изучается в пятом, шестом и седьмом семестрах.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; психология, педагогика; правоведения, история медицины; латинский язык; иностранный язык);
- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия, биохимия полости рта; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта; нормальная физиология; патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи; патофизиология; микробиология, вирусология; иммунология, клиническая иммунология; фармакология);
- в цикле медико-профессиональных и клинических дисциплин (медицинская реабилитация; гигиена; общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; пропедевтика внутренних болезней, экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности; стоматология пропедевтическая).
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно- научных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);
способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем,основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);
способен к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеет основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; понимает роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеет исторической терминологией, использует историко-медицинскую терминологию, умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения (ОК-3);
способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4);
способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);
способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);
способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению; к социальной мобильности (ОК-8);
способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);
способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10);
способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11);
способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12).
б) профессиональные (ПК):
общепрофессиональные:
способен и готов:
- провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни,
- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1);
способен и готов использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) (ПК-2);
способен и готов:
- применять медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях,
- использовать технику антропометрии, термометрии, измерения АД, подсчета ЧСС и ЧДД, измерения суточного диуреза,
- использовать технику введения воздуховода, промывания желудка, газоотведения из толстой кишки,
- осуществлять уход за больными (ПК-3);
способен и готов применять научные принципы и методы асептики и антисептики во избежания инфицирования при работе, с медицинским инструментарием, медикаментозными средствами в лабораторно-диагностических и профилактических целях (ПК-4);
способен и готов удалить дренажи и тампоны, снять швы с раны, произвести перевязку ран (ПК-5);
способен и готов:
- провести подкожные и внутримышечные инъекции
- провести венепункцию, взятие проб крови из вены и внутривенные инъекции; подготовить и заполнить инфузионную систему (ПК-6);
способен и готов определить группы крови по АВО, определить резус-принадлежности экспресс-методом, пробу на индивидуальную совместимость крови донора и реципиента (ПК-7);
способен и готов пользоваться индивидуальным перевязочным пакетом (ПК-8);
способен и готов проводить:
- санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебных учреждений,
- дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения,
- санитарную обработку больного при поступлении в стационар,
- гигиеническую обработку тела операционного больного,
- дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария и средств ухода за больными,
- оценку стерильности материала в биксе (ПК-9);
профилактическая деятельность
способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10);
способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11).
способен и готов к организации проведения первичной профилактики в каждой возрастной группе (ПК-12);
способен и готов к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-13);
способен и готов к проведению профилактических мероприятий среди населения, направленных на сохранение структуры твердых и мягких тканей полости рта (ПК-14);
способен и готов к проведению стоматологических профессиональных профилактических процедур (ПК-15);
диагностическая деятельность
способен и готов к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента (биологическая, медицинская, психологическая и социальная информация), включая данные о состоянии полости рта (ПК-16);
способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17);
способен и готов поставить диагноз, с учетом действующей Международной классификацией болезней на основе клинических и лабораторных исследований для пациентов всех возрастов и направлению их к соответствующим специалистам (ПК-18);
способен и готов к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов, и в случае необходимости направить пациента к соответствующим специалистам (ПК-19);
способен и готов выполнить основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-20);
способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21);
способен анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеет современными методами, используемыми в изучении генетики человека, принципами медико-генетического консультирования, способен объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию различных вариантов аномалий и пороков (ПК-22);
способен и готов проводить анализ результатов исследований клинико-анатомического, биопсийного, операционного и секционного стоматологического материала (ПК-23);
лечебная деятельность
способен и готов осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-24);
способен и готов назначить лечение заболеваний у детей, провести лечебные мероприятия по оказанию неотложной помощи клинических состояний (ПК-39);
способен и готов применять методы лечебной физической культуры, физиотерапии и курортологии для профилактики и лечения больных, улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия здоровых (ПК- 40);
организационно-управленческая деятельность
способен и готов управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса (ПК- 42);
способен и готов решать вопросы экспертизы трудоспособности пациентов; оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; способен использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний (ПК- 44);
способен и готов определить необходимость направления больного в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ), в Противотуберкулезный диспансер (ПТД) по результатам рентгенологического обследования (ПК- 45);
научно-исследовательская деятельность
способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46);
способен и готов к освоениюсовременных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47);
способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48);
психолого-педагогическая деятельность
способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в хирургических отделениях и кабинетах лечебно-профилактических учреждений;
- клинические проявления основных синдромов, требующих хирургического лечения; особенности оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
- методы проведения неотложных мероприятий и показания для госпитализации больных;
- патогенез, диагностику и лечение острых хирургических заболеваний;
- современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных хирургического профиля;
- клинику, диагностику и лечение современных боевых повреждений, объём и организацию оказания первой врачебной и квалифицированной хирургической помощи на этапах медицинской эвакуации;
- особенности организации оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, при катастрофах в мирное и военное время.
Уметь:
- собрать полный медицинский анамнез пациента, провести опрос больного, его родственников (собрать биологическую, медицинскую, психологическую и социальную информацию);
- провести физикальное обследование пациента различного возраста (осмотр, пальпация, аускультация, измерение АД, определение характеристик пульса, частоты дыхания и т.п.), направить его на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам;
- интерпретировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз;
- разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения;
- использовать полученные теоретические знания при оказании скорой и неотложной помощи хирургическим больным и раненым;
- выявлять жизнеопасные нарушения и оказывать при неотложных состояниях первую помощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;
- проводить с больными и их родственниками профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды; пропагандировать здоровый образ жизни;
- определять по рентгенограмме наличие перелома и вывиха, свободного газа в брюшной полости; гидро- и пневмоторакса и пр.;
- применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях.
Владеть:
- методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в лечебно-профилактических учреждениях;
- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов разного возраста;
- алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным;
- методамидиагностики острой хирургической патологии на догоспитальном этапе, диагностики огнестрельных, закрытых ранений, повреждений, раневой инфекции, травматического шока, массивной кровопотери и способами оказания раненым первой врачебной помощи;
- алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи пострадавшим при неотложных и угрожающих жизни состояниях;
- методикой чтения различных видов рентгенограмм.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
| V
| VI
| VII
| Аудиторные занятия (всего)
| 120
| 36
| 36
| 48
| В том числе:
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 36
| 18
| 18
|
| Клинические практические занятия (КПЗ)
| 84
| 18
| 18
| 48
| Самостоятельная работа (всего)
| 60
|
| 4
| 56
| Подготовка к экзамену
| 4
|
|
| 4
| Вид промежуточной аттестации
| экзамен
|
|
|
| Общая трудоемкость часы 120
зачетные единицы 4
| 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
I - МОДУЛЬ «ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ»
Цель модуля «Общая хирургия» - освоение студентами теоретических основ и практических навыков по вопросам общей хирургии.
Задачами модуля «Общая хирургия» являются:
- усвоение основных принципов асептики и антисептики;
- овладение методикой переливания крови и кровезаменителей;
- изучение основных методов обезболивания;
- умение оказать первую врачебную помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях (ранения, травма, кровотечения, переломы, вывихи, синдром длительного сдавления, ожоги, отморожения, электротравма, тяжелый эндотоксикоз, остановка дыхания и сердечной деятельности, другие терминальные состояния);
- знание современных принципов диагностики, классификации, профилактики и лечения хирургической инфекции, ран, кровотечений, нарушений артериального и венозного кровообращения, трофических язв, свищей, пролежней, доброкачественных и злокачественных опухолей;
- знание требований и правил оформления медицинской документации и получения информированного согласия пациента на диагностические и лечебные процедуры.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
| V
| V1
| Аудиторные занятия (всего)
| 72
| 36
| 36
| В том числе:
| -
| -
| -
| Лекции (Л)
| 36
| 18
| 18
| Клинические практические занятия (КПЗ)
| 36
| 18
| 18
| Самостоятельная работа (СРС)
| 4
|
| 4
| В том числе:
| -
| -
| -
| История болезни (написание и защита)
| 4
| -
| 4
| Реферат (написание и защита)
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
|
|
| Общая трудоемкость часы 72
зачетные единицы 2,1
| 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1 Содержание разделов дисциплины № п/п
| Название
раздела
дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Асептика, антисептика
| Понятие об асептике и антисептике. Основные пути распространения инфекции. Профилактика воздушно-капельной и контактной инфекции. Стерилизация и её виды. Способы контроля стерильности. Обработка рук хирурга. Профилактика имплантационной инфекции. Эндогенная инфекция и её значение. Механическая антисептика. Физическая антисептика. Химическая антисептика. Биологическая антисептика.
| 2.
| Обезболивание
| Основные виды обезболивания. Наркоз. Классификация. Премедикация. Современный комбинированный наркоз. Миорелаксанты. Интубация трахеи. Осложнения наркоза. Местная анестезия. Местные анестетики. Инфильтрационная, проводниковая, эпидуральная и спинальная анестезии
| 3.
| Переливание крови
| Основные антигенные системы крови. Определение группы крови по системе AB0 и Rh-фактору. Возможные ошибки. Переливание крови. Показания. Способы гемотрансфузии. Препараты крови. Пробы на индивидуальную и биологическую совместимость. Современные плазмозамещающие растворы и показания к их применению. Осложнения при гемотрансфузиях и переливании плазмозамещающих растворов.
| 4.
| Кровотечения
| Понятие о кровотечении. Классификация кровотечений. Изменения в организме при острой кровопотере. Диагностика кровотечений. Понятие о геморрагическом шоке. Способы временной остановки кровотечений. Современные способы окончательной остановки кровотечений. Основные принципы компенсации кровопотери.
| 5.
| Ожоги, холодовая травма, электротравма
| Понятие о термических поражениях. Термические ожоги. Классификация. Методы определения площади ожога. Ожоговая болезнь. Первая помощь. Современные методы местного и общего лечения ожогов и ожоговой болезни. Химические ожоги. Отморожения. Классификация. Общее охлаждение. Местное и общее лечение. Понятие о электротравме. Диагностика. Первая помощь. Лечение.
| 6.
| Переломы, вывихи
| Травма – основные понятия. Особенности обследования пострадавших с острой травмой. Классификация повреждений. Закрытые повреждения мягких тканей (ушиб, растяжение, разрыв, СДР). Переломы. Классификация. Диагностика переломов. Первая помощь. Транспортная иммобилизация. Современные методы лечения. Травматический шок. Механизмы развития. Диагностика, лечение, профилактика.
| 7.
| Общее представление о хирургической инфекции
| Определение понятия. Классификация. Этиология. Патогенез. Клиническая картина. Общие принципы диагностики. Лабораторные и инструментальные методы диагностики. Осложнения (лимфангоит, лимфаденит, тромбофлебит). Современные методы лечения. Профилактика.
| 8.
| Местная гнойная инфекция
| Гнойные заболевания кожи и мягких тканей (фурункул, карбункул, гидраденит, абсцесс, флегмона, рожа, аденофлегмона). Гнойные заболевания железистых органов (мастит, паротит). Гнойные заболевания костей и суставов (гематогенный и посттравматический остеомиелит, острый гнойный артрит и бурсит). Гнойные заболевания кисти (панариций, флегмона кисти). Классификация. Клиника и диагностика. Лечение местное и общее. Профилактика.
| 9.
| Раны и раневая инфекция
| Понятие о ране. Классификация. Раневой процесс (местные и общие реакции, типы заживления, осложнения заживления ран, раневая болезнь, понятие о раневом истощении). Основные признаки раны. Диагностика. Первая помощь. Лечение ран (местное, общее). Десмургия. Общие правила бинтования. Отдельные виды бинтовых повязок. Понятие о раневой инфекции. Бактериальное загрязнение ран и нагноение ран. Причины. Клинические признаки нагноения ран и диагностика.методы местного и общего лечения. Профилактика.
| 10.
| Десмургия.
| Определение понятия. Виды повязок. Техника
| 10.
| Анаэробная и гнилостная инфекции
| Современные представления о гнилостной инфекции. Анаэробная клостридиальная инфекция. Анаэробная неклостридиальная инфекция. Возбудители. Клиническая картина и диагностика. Методы местного и общего лечения. Профилактика.
| 11.
| Некрозы, язвы, свищи, пролежни
| Определение понятия. Причины (острые и хронические нарушения артериальной проходимости, венозного оттока, микроциркуляции, лимфообрашения, инервации). Основные виды некрозов (сухой и влажный некрозы, гангрена, трофическая язва, свищи). Диагностика. Общие принципы лечения.
| 12.
| Хроническая и острая специфическая хирургическая инфекция
| Столбняк. Классификация. Клиника. Диагностика. Методы плановой и экстренной профилактики. Лечение. Сибирская язва. Клиника, диагностика, лечение. Актиномикоз. Костно-суставной туберкулез.классификация. Клиника. Диагностика. Современные методы лечения.
| 13.
| Сепсис
| Современное понятие о сепсисе. Терминология. Теории сепсиса. Классификация сепсиса. Этиология. Патогенез. Клиническая картина. Диагностика. Современные методы лечения сепсиса. Профилактика.
| 14.
| Опухоли
| Определение понятия. Основные свойства опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли – основные отличия. Этиология и патогенез опухолевого процесса. Принципы классификации доброкачественных и злокачественных опухолей. Проявления опухолевого роста. Понятие о предраковых заболеваниях. Общие принципы диагностики опухолей. Общие принципы лечения опухолей – хирургическое лечение, лучевая терапия, химиотерапия. Понятие о комбинированном лечении. Общие принципы профилактики. Опухоли соединительной ткани. Опухоли эпителиального происхождения.
| 15.
| История хирургии
| Что такое хирургия? Основные этапы развития хирургии. Эмпирический период (хирургия древнего мира, хирургия в средние века). Анатомический период. Период великих открытий конца XIX – начала XX века (история асептики и антисептики, открытие обезболивания и история анестезиологии, открытие групп крови и история переливания крови). Физиологический период. Современная хирургия.
| 16.
| Операция, предоперационный и послеоперационный периоды
| Предоперационная подготовка (цель и задачи, диагностический этап, непосредственная подготовка больного к операции, определение степени риска операции и наркоза, оформление информированного согласия больного на операцию или манипуляцию). Хирургическая операция – основные виды операций, этапы операции, интраоперационные осложнения и их профилактика. Послеоперационный период – особенности раннего послеоперационного периода, обезболивание. Основные осложнения раннего послеоперационного периода, их диагностика, лечение и профилактика.
| 17.
| Закрытые и открытые повреждения черепа, головного мозга и шеи.
Ранения и закрытые повреждения груди.
Ранения и закрытые повреждения живота и таза.
| Диагностика сотрясения, ушиба и сдавления головного мозга. Особенности течения раневого процесса в головном мозге. Отек мозга, профилактика и лечение на этапах медицинской эвакуации.
Симптоматика повреждений шеи. Клиника и диагностика в зависимости от повреждений различных органов. Первая помощь.
Травматический пневмоторакс и его виды. Виды открытого пневмоторакса. Патогенез. Клиника. Клапанный пневмоторакс. Патогенез. Симптоматология напряженного пневмоторакса. Первая помощь в очаге поражения и первая врачебная помощь. Лечение на этапах медицинской эвакуации.
Повреждения и ранения груди с гемотораксом. Патогенез. Симптомы. Осложнения. Первая помощь в очаге поражения. Лечение на этапах медицинской эвакуации.
Классификация. Проникающие ранения. Клинические признаки повреждения паренхиматозных органов брюшной полости. Признаки повреждения половых органов. Клиника, диагностика, осложнения, причины летальности. Первая помощь в очаге поражения. Лечение на этапах медицинской эвакуации.
Ранения и закрытые повреждения почек. Клиника, диагностика. Лечение на этапах медицинской эвакуации. Внутрибрюшные и внебрюшные повреждения и ранения мочевого пузыря. Клиника, диагностика, осложнения. Лечение на этапах медицинской эвакуации.
Виды переломов, клиника, диагностика, осложнения. Переломы костей таза с повреждением тазовых органов. Диагностика. Первая помощь.
| 18.
| Травматический шок. Травматический токсикоз.
| Патогенез. Фазы шока. Диагностика фаз травматического шока. Первая помощь. Лечение на этапах эвакуации.
|
|