С
оставителИ:
В.М.Цыркунов, заведующий кафедрой инфекционных болезней с курсом детских инфекций Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;
М.И.Богуцкий, доцент кафедры инфекционных болезней с курсом детских инфекций Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;
Ю
.В.Кравчук, доцент кафедры инфекционных болезней с курсом детских инфекций Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Рецензенты:
Кафедра детских инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»;
И.А.Карпов, заведующий кафедрой инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», главный внештатный инфекционист Министерства здравоохранения Республики Беларусь, доктор медицинских наук, профессор;
Е.Л.Красавцев, заведующий кафедрой инфекционных болезней Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Рекомендована к утверждению в качестве типовой: Кафедрой инфекционных болезней с курсом детских инфекций Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»
(протокол № 16 от 18.05.2010 г.); Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»
(протокол № 9 от 10.06.2010 г.);
Секцией по специальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 4 от 17.06.2010 г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Значение изучения инфекционной патологии в Республике Беларусь возрастает по мере нарастания эпидемического процесса по некоторым новым, малоуправляемым или неуправляемым инфекциям. Изучение дисциплины «Инфекционные болезни с эпидемиологией» основано на активном восстановлении и привлечении знаний, полученных в процессе изучения следующих дисциплин: «Медицинская биология и общая генетика», «Биологическая химия», «Нормальная физиология», «Патологическая анатомия», «Патологическая физиология», «Микробиология с вирусологией и иммунологией», «Фармакология» и др. Программа нацелена на целостное восприятие инфекционной патологии как части общей патологии человека.
Этиологическое и эпидемиологическое группирование инфекций в разработанной программе обеспечивает наработку в процессе обучения научного подхода и восприятия основных сведений по этиологии, эпидемиологии, патогенезу, клинике, диагностике, лечению и профилактике инфекционных болезней. В дальнейшем эти сведения будут углубляться и дополняться при прохождении клинических дисциплин.
Типовая программа по дисциплине «Инфекционные болезни с эпидемиологией» разработана в соответствии с:
образовательным стандартом по специальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» (ОС РБ 1-79 01 04-2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40;
типовым учебным планом по специальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 12.02.2008 г. (регистрационный номер № L 79 - 001/тип.).
Цели и задачи учебной дисциплины
Цель: подготовить специалистов медико-диагностического профиля к самостоятельной работе в больничных и амбулаторно-поликлинических организациях по обеспечению лечебно-диагностического процесса при инфекционной патологии.
Задачи: сформировать знания об основных инфекционных и паразитарных болезнях;
научить оставлению плана лабораторной диагностики инфекционных и паразитарных болезней;
научить технологии выполнения забора биологического материала для обеспечения диагностического процесса при различных группах инфекций;
научить ведению лечебного процесса при инфекционных заболеваниях;
научить ведению медицинской документации подразделений инфекционной больницы и инфекционного кабинета поликлиники;
научить оказанию первичной медицинской помощи при неотложных состояниях в клинике инфекционных болезней;
ознакомить с основными эпидемиологическими понятиями;
научить организации противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге.
Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины
Студент должен знать:
объект и предмет эпидемиологии и ее разделы, учение об эпидпроцессе;
правила госпитализации и особенности режима инфекционных больниц;
классификацию инфекционных болезней;
этиологию, эпидемиологию, патогенез, клиническую симптоматику важнейших инфекционных нозологий;
методы ранней диагностики и планы рационального обследования;
стандарты (программы) лабораторной диагностики и лечения инфекционных больных в амбулаторных и стационарных условиях;
первичную медицинскую помощь при неотложных состояниях у инфекционных больных;
тактику ведения больных при особо опасных и массовых инфекционных заболеваниях;
общие принципы диспансеризации переболевших;
уметь:
проводить раннюю клиническую и специальную диагностику основных инфекционных заболеваний;
осуществлять забор материала для исследования;
уметь интерпретировать результаты лабораторных исследований;
проводить профилактические и противоэпидемические мероприятия;
оказывать первичную медицинскую помощь при неотложных состояниях у инфекционных больных.
Структура содержания учебной дисциплины
1.Введение в дисциплину. Включает изучение структуры и принципов работы инфекционной службы и устройства инфекционных больниц, принципов и методов диагностики и лечения инфекционных болезней.
2.Общая эпидемиология. Раздел рассматривает эпидемиологию как науку; освещает вопросы понятия эпидемического процесса, классификации инфекционных болезней, профилактики инфекционных болезней, внутрибольничных инфекций, дезинфекции, дезинсекции, дератизации.
3.Частная инфектология. В данном разделе предусмотрено изучение этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники, диагностики и принципов лечения основных инфекционных заболеваний человека.
Методы обучения
Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются:
лекции;
практические занятия;
коммуникативные методы (собеседования, дискуссии, олимпиады);
дистанционные методы (мультимедийный материал, Интернет);
научно-исследовательская работа студентов (работа в студенческом научном обществе при кафедре).
Организация самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов включает:
написание учебной истории болезни;
самостоятельное составление планов обследования и лечения больных;
заполнение карты обследования эпидемического очага;
индивидуальную работу по изучению учебных историй болезни;
оценку и анализ лабораторных методов исследований;
подготовку рефератов в целях усвоения, закрепления и углубления знаний дисциплины, которая проводиться путем сбора, обработки, анализа и систематизации научно-медицинской информации;
участие в студенческой научно-исследовательской работе;
целенаправленное изучение специальной литературы;
выступление с докладами на студенческих научных конференциях.
Контроль подготовки студентов, качества обучения рекомендуется осуществлять путем устного опроса, выполнения письменных контрольных заданий (в т.ч. тестовых), защиты рефератов в процессе практических занятий.
На изучение дисциплины «Инфекционные болезни с эпидемиологией» по специальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» отведено 176 учебных часов. Из них аудиторных – 106 часов, в том числе лекций – 22 часа, практических занятий – 84 часа.
Форма текущей аттестации: зачет – 8 семестр, экзамен – 9 семестр.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела (темы)
| Количество аудиторных часов
| лекций
| практи-ческих
| 1
| 2
| 3
| 1.Введение в дисциплину «Инфекционные болезни с эпидемиологией»
| 2
| 6
| 1.1.Введение в дисциплину. Методы исследования при инфекционных заболеваниях. Лечение и диспансеризация инфекционных больных
| 2
| 4
| 1.2.Режим и устройство инфекционных больниц. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники
| —
| 2
| 2. Общая эпидемиология
| 6
| 6
| 2.1.Эпидемиология как наука. Эпидемический процесс. Классификация инфекционных болезней
|
2
|
2
| 2.2.Профилактика инфекционных болезней. Внутрибольничные инфекции
|
4
|
2
| 2.3.Дезинфекция, дезинсекция, дератизация
| —
| 2
| 3.Частная инфектология
| 14
| 72
| 3.1.Острые кишечные инфекции (брюшной тиф, паратифы А и В, сальмонеллез, пищевые токсикоинфекции, холера)
| 2
| 6
| 3.2.Острые кишечные инфекции (шигеллезы, ботулизм, иерсиниозы, ротавирусная инфекция)
| 6
| 3.3.Вирусные гепатиты с энтеральным и парентеральным путем передачи
| 2
| 6
| 3.4.Острые респираторные вирусные инфекции (грипп, парагрипп, аденовирусная, риновирусная, респираторно-синцитиальная инфекция)
| 2
| 3
| 3.5.Острые респираторные бактериальные инфекции (коклюш, паракоклюш). Менингококковая инфекция. Гемофильная инфекция
| 3
| 3.6.Герпетические инфекции (инфекция простого герпеса, ветряная оспа и опоясывающий лишай, цитомегаловирусная инфекция, инфекционный мононуклеоз)
| 2
| 3
| 1
| 2
| 3
| 3.7.Инфекционные экзантемы (корь, краснуха, скарлатина)
| 2
| 3
| 3.8.Дифтерия. Эпидемический паротит
| —
| 3
| 3.9.Гнойные и серозные менингиты. Дифференциальная диагностика
| —
| 3
| 3.10.Энтеровирусные инфекции. Полиомиелит
| —
| 2
| 3.11.ВИЧ-инфекция. СПИД-ассоциированные болезни (токсоплазмоз, криптоспоридиоз)
| 2
| 6
| 3.12.Основные нематодозы (аскаридоз, трихоцефалез, энтеробиоз, токсокароз, трихинеллез)
| —
| 3
| 3.13.Основные трематодозы и цестодозы (описторхоз, эхинококкоз)
| —
| 3
| 3.14.Амебиаз. Балантидиаз. Лямблиоз
| —
| 3
| 3.15.Бешенство. Столбняк
| —
| 3
| 3.16.Трансмиссивные инфекции (малярия, сыпной тиф)
| —
| 3
| 3.17.Западный клещевой энцефалит. Клещевой боррелиоз Лайма. Геморрагические лихорадки (геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, желтая лихорадка)
| —
| 3
| 3.18.Лептоспироз. Хламидийные инфекции. Доброкачественный лимфоретикулез
| —
| 3
| 3.19.Туляремия. Бруцеллез. Сибирская язва
| —
| 3
| 3.20.Особо опасные инфекции: чума, натуральная оспа
| 2
| 4
| Всего часов
| 22
| 84
| |