Скачать 0.55 Mb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо неврологии и психиатрии Для специальности № 040800 Квалификация – врач-биохимик Факультет – медико-биологический Кафедра детских болезней педиатрического факультета Курс – пятый Семестр – IX-X Лекции – 70 часов (IX семестр – 38 часов, X семестр – 32часа) Экзамен – X семестр Практические занятия – 108 часов (IX семестр – 38часов, Х семестр – 70 часов) Всего часов -178 Самостоятельная работа – 89 часов (IX семестр – 38 часов, Х семестр – 51 час). Волгоград 2006 г. Рабочая программа составлена на основании примерной программы по неврологии и психиатрии РГМУ для специальностей 040800 – медицинская биохимия, 040900 – медицинская биофизика, 041000 – медицинская кибернетика. Программа утверждена – 16.06.2001 г. Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования и рекомендована в качестве примерной типовой программы для данных специальностей. Составитель рабочей программы – доцент кафедры детских болезней педиатрического факультета ВолГМУ к.м.н. Марушкин Д.В. Рецензент – зав. кафедрой неврологии ВолГМУ профессор Рыбак В.А. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры детских болезней педиатрического факультета ВолГМУ “ 24 “ февраля 2006 г. Протокол № 8. Заведующий кафедрой профессор Е.И. Волчанский Одобрено Учебно методической комиссией медико-биологического факультета ВолГМУ. 2 марта 2006 г. протокол № 3 Председатель профессор М.Ю. Капитонова Секретарь С.В. Туркина 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, ИХ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ. ЦЕЛИ преподавания неврологии и психиатрии на медико-биологическом факультете: - углубленное изучение раздела заболеваний нервной системы, влияний на нервную систему неблагоприятных экологических факторов, интоксикаций, заболеваний связанных с нарушением обмена веществ и методов их диагностики; - ознакомление с историей и современным состоянием мировой и отечественной клинической психиатрии и неврологии организацией неврологической, психиатрической и наркологической помощи в России; - выяснение конкретных механизмов реализации наследственной конституции человека и роли наследственных факторов в патологии человека; Место неврологии и психиатрии в учебном процессе. Неврология и психиатрия изучается студентами пятого курса медико-биологического факультета (IX – X семестр) после освоения программ по общей биологии, неорганической и органической химии, биохимии, нормальной анатомии и физиологии, а также после прохождения основного курса по патологической анатомии и патологической физиологии. Неврология является одной из фундаментальных наук в системе медицинского образования и основывается на морфологических и клинических дисциплинах (биология, нормальная анатомия, нормальная и патологическая физиология, биологическая химия). Задачи изучения неврологии и психиатрии. Согласно поставленным целям, и исходя из требований к подготовке кадров, целевыми задачами обучения являются: 1. Освоение студентами методики обследования нервной системы здоровых и больных людей, изучение важнейших аспектов клиники, методов диагностики и профилактики заболеваний нервной системы. 2. На лекциях и занятиях основным объектом изучения должен стать больной человек. 3. Знать важнейшие функциональные образования и проводящие пути нервной системы, основы нейрохимии. 4. Уметь обследовать нервную систему и выявить основные симптомы ее поражения. 5. Выработать навыки правильной диагностики, последовательной постановки синдромального, топического, патогенетического, этиологического и клинического диагнозов. 6. Освоить основные методы диагностики заболеваний, связанными с нарушением обмена веществ и проявляющихся неврологическими и психическими нарушениями. 7. Приобретение студентами пропедевтических навыков для правильного анамнеза и осмотра больного с целью осмотра описания фенотипа. 8. Овладение знаниями о природе наследственных заболеваний человека – этиологии, механизмов патогенеза, причин клинического полиморфизма в использовании этих знаний для дифференциальной диагностики. 9. Обучение навыкам по проведению адекватных профилактических мероприятий – влияние групп повышенного риска среди населения. 10. Обучение элементарным практическим навыкам в области цитогенетической, биохимической и пренатальной диагностики. 11. Научиться своевременно распознавать психические расстройства и изучить основные формы психических заболеваний, наркомании и токсикоманий, в соответствии с международной классификацией (МКБ-Х). 12. Уметь выявить, изучить и проанализировать основные психопатологические симптомы и синдромы с учетом сравнительно-возрастных особенностей и уяснить механизмы, лежащие в их основе у психически и соматически больных. 13. Изучить основные методы профилактики психических заболеваний, трудовой и социальной реадаптации и реабилитации; освоить способы оказания неотложной психиатрической помощи при наиболее тяжелых и опасных расстройствах (психомоторное возбуждение, эпистатус, отказ от еды и прочее); уметь осуществить организацию надзора, удержание и транспортировку возбужденного больного; владеть элементами психотерапии в беседе с больными. Перечень практических навыков: 1. Знать основные клинические проявления, уметь диагностировать и знать принципы оказания экстренной помощи при: а) поражении периферической нервной системы; б) внутриутробных инфекционных поражениях нервной системы; в) гидроцефалии; г) неврозах; д) эпилептических пароксизмах; е) неэпилептических пароксизмах; ж) невралгиях; з) полиневропатиях; и) пучковой (кластерной) цефалгии; к) вегето-сосудистой дистонии; л) церебральном гипертоническом кризе; м) бульбарном синдроме; н) отеке мозга; 2. Исследовать функции нервной системы - произвольные движения, чувствительность, координация движений, равновесие: а) выявить степень пареза мышц; б) исследовать мышечный тонус (спастический, пластический); в) исследовать сухожильные и периостальные рефлексы; г) исследовать кожные рефлексы; д) исследовать рефлексы со слизистых (корнеальные, глоточные); е) выявить патологические рефлексы (со стоп, с лицевой области); ж) исследовать координацию движения (выявить атаксию, определить нистагм); з) исследовать поверхностную, глубокую и сложные виды чувствительности. 3. Исследовать функции черепных нервов: 4. Выделить симптомы и сгруппировать их в синдромы расстройства функции нервной системы, понять принципы топической диагностики. 5. Исследовать менингиальные симптомы (Кернига, Брудзинского, ригидность мышц затылка). 6. Исследовать функции вегетативной нервной системы (рефлекс Ашнера и др.). 7. Оценивать неврологический статус и выявлять неврологические нарушения у больных разного возраста. 8. Обследовать больного, заподозрить или выявить у него врождённое или наследственное заболевание (собрать анамнестические данные, описать фенотип, провести клинико-генеалогическое обследование). 9. Оценить клинико-генеалогические и лабораторные (включая цитогенетические и биохимические) данные обследования больного, выделить ведущие симптомы, поставить диагноз основного заболевания (из наиболее распространённых). 10. Изложить полученные данные при исследовании в данные истории болезни с картой клинико-генеалогического обследования. 11. Дать прогноз развития наследственного заболевания у пробанда и его родственников. 12. Выделить семьи и группы лиц с повышенным риском развития того или иного заболевания с наследственным предрасположением. 13. Проводить профилактические мероприятия, предупреждающие возникновение наследственных и врождённых болезней. 14. Своевременно выявлять наиболее острые психические расстройства, представляющие непосредственную опасность для жизни и здоровья больного и лиц, его окружающих. 15. Оказать неотложную психиатрическую помощь (купирование психомоторного возбуждения и эпилептического статуса). 16. Грамотно, психотерапевтично проводить беседу с больным различного профиля и их родственниками с учетом их личностных особенностей, осведомленности и ведущих мотивов. |
Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего... Государственным образовательным стандартом (гос) для высшего профессионального образования по специальности 060112 (040800) –Медицинская... | Рабочая учебная программа по дисциплине ««психиатрия и наркология»... «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», освоить принципы его применения на практике | ||
Рабочая программа по медицинской генетике Для специальности n- 040200... Рабочая программа составлена на основании типовой программы по медицинской генетике для студентов медицинских вузов | Рабочая программа учебной дисциплины Цель освоения учебной дисциплины биоэтика состоит в овладении знаниями нравственной культуры российского врача, морально-этических... | ||
Рабочая программа министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Учебный план по специальности 060103 Педиатрия, квалификация «специалист», специальное звание Врач, очная форма обучения | Учебник по психиатрии Р. Шейдера ... | ||
430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68,... Подсеваткин в. Г. и др. Опыт применения мексидолав комплексной терапии конверсионного расстройства. // Журнал Неврологии и Психиатрии,... | Программа по дисциплине Общий уход за больными для специальности... Государственного образовательного стандарта по специальности: 060103 – педиатрия | ||
Программа Анатомия человека Рекомендуется по специальности 060101... ... | Нейрофизиологические механизмы адаптации птиц к условиям острого и хронического десинхроноза Диссертационная работа выполнялась в лаборатории нейрофизиологии и иммунологии Института неврологии, психиатрии и наркологии амн... | ||
Иркутский государственный медицинский университет Государственным образовательным стандартом (гос) для высшего профессионального образования по специальности 060105 –Стоматология... | Иркутский государственный медицинский университет Государственным образовательным стандартом (гос) для высшего профессионального образования по специальности 060103 – Педиатрия (квалификация... | ||
Рабочая программа По дисциплине «Общая и медицинская генетика» Для... По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования 315 часов | Иркутский государственный медицинский университет Государственным образовательным стандартом (гос) для высшего профессионального образования по специальности 060101 – Лечебное дело... | ||
Рабочая программа по нормальной физиологии естественно научного цикла... | Рабочая программа по нормальной физиологии естественно научного цикла... |