Иркутский государственный медицинский университет





НазваниеИркутский государственный медицинский университет
страница1/4
Дата публикации21.10.2014
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4


МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России)

ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА НЕРВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР ГБОУ ВПО ИГМУ

Минздравсоцразвития России

____________ А.В. ЩЕРБАТЫХ

___ ____________ 20___ г.




ОПД.Ф.14. НЕВРОЛОГИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

для специальности: 060105 (040400) – Стоматология

Авторы - составители:

Окладников Владислав Иванович, зав. кафедрой,

д.м.н., профессор

Быков Юрий Николаевич, д.м.н., профессор

Васильев Юрий Николаевич, к.м.н.

2011 год

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  1. Государственным образовательным стандартом (ГОС) для высшего профессионального образования по специальности 060105 –Стоматология (квалификация врач), утверждённым Заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д.Шадриковым 10.03.2000 г (номер государственной регистрации 130) .

  2. Программой по нервным болезням и нейрохирургии для студентов высших медицинских учебных заведений (лечебных, педиатрических, медико-профилактических факультетов). М.: ФГУ «ВУНМЦ Росздрава», 2000.

  3. Методического пособия для преподавателей по составлению учебной программы. М.: ФГУ «ВУНМЦ Росздрава», 2000.


Рецензенты:

Козлова Н.Н. - зав. кафедрой факультетской терапии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России, д.м.н., профессор.

Собенников В.С., зав. кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России, д.м.н., профессор.

УТВЕРЖДЕНА

на заседании кафедры нервных болезней

____ __________2011 г. протокол № __

Зав. кафедрой /В.И. Окладников/

СОГЛАСОВАНА

Председатель ФМС / Н.М.Балабина /
______ ___________ 2011 г.

Начальник учебного отдела /Е.Л. Воронина/

______ ___________ 2011 г.


В рабочую программу внесены изменения (дополнения) на заседании кафедры нервных болезней

____ ___________ 20_____ г. протокол №

Зав. кафедрой / В.И. Окладников /

В рабочую программу внесены изменения (дополнения) на заседании кафедры нервных болезней

____ ___________ 20_____ г. протокол №

Зав. кафедрой / В.И. Окладников /


К программе прилагаются две рецензии.
Содержание:


  1. Цели и задачи дисциплины - стр. 4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины - стр. 5

  3. Объем дисциплины и виды учебной деятельности - стр. 6

  4. Содержание дисциплины: разделы дисциплины и виды занятий

(лекции, практические занятия) - стр. 7

5. Содержание разделов дисциплины:

5.1. лекционный курс - стр. 9

5.2. практические занятия (общая неврология) - стр. 11

5.3. практические занятия (частная неврология) - стр. 13

6. Самостоятельная подготовка студентов - стр. 15

7. Контроль результатов изучения дисциплины:

7.1. перечень практических навыков - стр. 16

7.2 балльно-рейтинговая оценка контроля знаний - стр. 18

8. Основная и дополнительная литература - стр. 21

9. Информационное обеспечение - стр. 21

10. Лист согласования - стр. 25

11. Дополнения и изменения в рабочей программе - стр. 26

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НЕВРОПАТОЛОГИИ,

ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.


Невропатология или клиническая неврология - наука о заболеваниях нервной системы, составляет раздел неврологии - медико-биологической науки о структуре и функции нервной системы. Функциями нервной системы являются восприятие, переработка, хранение и использование информации с целью оптимального приспособления организма к окружающей среде.

Научной основой отечественной неврологии является учение о гла­венствующей, определяющей роли нервной системы в физиологии, патологии человеческого организма.

Творческое развитие идей И.М.Сеченова, С.П.Боткина, П.К.Анохина, И.П.Павлова, Н.Е.Введенского, А.А.Ухтомского, Л.А.Орбели в области фи­зиологии нервной системы позволили клиницистам по-новому осветить важные практические проблемы невропатологии.

В соответствии с дальнейшим развитием принципа нервизма многими исследователями делаются обоснованные попытки понять соматические на­рушения не только с позиций морфологических изменений органов, но и как расстройства неврогенной регуляции, что находит отражение в дальнейшем развитии нейросоматологии. Наряду с этим, развивается и соматоневрология - функциональная и органическая патология нервной системы на фоне заболеваний внутренних органов, эндокринной системы.

Все это определяет важное место невропатологии среди теоретичес­ких и клинических дисциплин, преподаваемых в медицинских университетах.

Кафедра нервных болезней Иркутского государственного медицинского университета в своей работе руководствуется достижением следующих целей:

  1. Научить студентов умению неврологического обследования и выявлению симптомов поражения нервной системы, умению объединять симптомы в синдромы и ставить топический диагноз.

  2. Дать студентам современные знания об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, лечении и профилактике основных заболеваний нервной системы.

  3. Сформировать у студентов клиническое неврологическое мышление, способность самостоятельно поставить диагноз наиболее распространенных неврологических заболеваний, провести лечение неотложных неврологических состояний и профилактику заболеваний нервной системы.

В результате прохождения курса нервных болезней студент должен знать:

Физикальные методы обследования нервной системы

Основные симптомы и синдромы поражения нервной системы

Основные дополнительные методы обследования неврологических больных

Этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику основных заболеваний нервной системы

Врачебную тактику при неотложных неврологических состояниях

Организацию ухода за неврологическими больными, профилактику болезней нервной системы.

Преподавание неврологии осуществляется на 4-ом курсе, когда студенты имеют базовые знания по нормальной анатомии и физиологии, патологи­ческой анатомии и физиологии, фармакологии, внутренним болезням. Выделяется курс пропедевтики нервных болезней и част­ной неврологии.

Цель курса пропедевтики нервных болезней - обуче­ние методам обследования нервной системы, выявлению симптомов и синдромов поражения нервной системы, постановке топического диагно­за, а также получение знаний о патогенетической и симптоматической терапии неврологических больных.

Цель курса частной неврологии - получение студентом знаний об этиологии, патогенезе, клинике, диагно­стике, лечении, профилактике основных заболеваний нервной системы, формирование у студентов основ клинического неврологического мыш­ления, умения поставить диагноз основных неврологических заболеваний, провести их неотложную терапию, организовать уход за неврологически­ми больными и осуществить профилактику болезней нервной системы.

Все преподаватели кафедры понимают, что обязаны готовит хороших врачей, обладающих значительным запасом теоретических знаний и практи­ческих навыков. Эту важную и сложную задачу решают совместной деятельностью все кафедры медицинского университета, каждая по-своему, в зависимости от места в учебном плане и профиля дисциплины.

Учебный процесс на кафедре тесно увязывается с подготовкой студентов на других кафедрах. Большое значение имеет пре­подавание биологии, анатомии, гистологии, патологической анатомии, ге­нетики, эмбриологии, т.к. для усвоения невропатологии студенты должны иметь определенный запас знаний.

Развитие медицинской науки, патоморфология заболеваний отражены в настоящей рабочей программе. Введены новые лекции - неврологические проявления ВИЧ инфекции, роль личности в формировании невропатологи­ческих синдромов, учение о бессознательной психической деятельности, современные параклинические методы исследования в невропатологии. Все это получило отражение в рабочей программе.



2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения курса нервных болезней студенты должны

знать:

  • Патогенез, этиологию и меры профилактики наиболее часто встречающихся неврологических заболеваний.

  • Клиническую картину этих заболеваний и их осложнений

  • Современные методы клинического, лабораторного и инструментального обследования неврологических больных

  • Способы лечения и показания к их применению

  • Деонтологические аспекты неврологии

Быть ознакомлены:

    • С вопросами организации в России специализированной помощи больным неврологическими заболеваниями

    • С вопросами диспансеризации больных, нейрореабилитации, оценкой трудоспособности

    • С проводимыми в нашей стране и за рубежом научными исследованиями, направленными на улучшение диагностики и результатов лечения наиболее распространенных неврологических заболеваний

Уметь:

  • Сбор анамнеза, общеклиническое обследование больных с неврологической патологией. Анализ данных общеклинического обследования

  • Составление плана применения лабораторных и инструментальных методов исследования

  • Интерпретация наиболее распространенных дополнительных методов исследования неврологических больных

  • Составление плана лечения неврологического больного

  • Выполнение наиболее распространенных врачебных манипуляций

  • Оказание первой врачебной помощи при неотложных состояниях в неврологии.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ «НЕВРОЛОГИЯ» И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА



Вид учебной работы

Количество часов

по специальностям

Всего часов

стоматология

Номера семестров изучения дисциплины




7

8

Общая трудоемкость дисциплины

84

(2,33 )

28 (0,77)

56 (1,56)

Аудиторные занятия:

56 (1,56)

18 (0,5)

38 (1,056)

Лекции

16 (0,44)

6 (0,17)

10 (0,27)

Практические (клинические)

занятия

40 (1,12)

12 (0,33)

28 (0,777)

семинарские занятия










лабораторные работы










Самостоятельная работа

28 (0,77)

10 (0,27)

18

(0,5)

в том числе:


































Курсовая работа










Виды промежуточного и (или) итогового контроля (зачет, экзамен)



зачет

зачет


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:


РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ





Название темы

Количество часов (кредитов)

Всего

Лекции

Практические занятия

1.

Предмет и история клинической неврологии. Методы исследования нервной системы. Построение топического диагноза в неврологии. Нейронная теория.

2 (0,055)

2 (0,055)

-

2.



Принципы строения и функции нервной системы. Анатомия, физиология лица.

6 (0,16)



2 (0,055)



4 (0,11)



3.



Понятие о рефлексах. Нервизм. Учение о локализации функций в коре головного мозга.

4 (0,11)



2 (0,055)



2 (0,055)



4.



Двигательная сфера. Пирамидная система. Центральный и периферический паралич. Экстрапирамидная система и симптомы ее поражения. Координация движений и ее расстройства.

2 (0,055)

-

2 (0,055)

5.

Чувствительность и ее расстройства. Типы и виды нарушений чувствительности. Центральные и периферические механизмы боли.

2 (0,055)




2 (0,055)

6.


Синдромы поражения черепных нервов и ствола мозга.

6 (0,16)

2 (0,055)

4 (0,11)

7.

Оболочки мозга, цереброспинальная жидкость, желудочки мозга. Гидроцефалия.

4 (0,11)

-

4 (0,11)

8.


Острые нарушения мозгового кровообращения. Классификация. Ишемический и геморрагический инсульты. Синус-тромбоз.

7 (0,19)


2 (0,055)


5 (0,14)


9.



Инфекционные заболевания нервной системы. Менингеальный и гипертензионный синдромы.

7 (0,19)



2 (0,055)



5 (0,14)



10.


Заболевания периферической нервной системы.

7 (0,19)


2 (0,055)


5 (0,14)


11.

Прозопалгии. Невралгия тройничного нерва. Неврит лицевого нерва. Симпаталгии (синдром Слудера, невралгия Шарлена, невралгия Хортона).

7 (0,19)

2 (0,055)

5 (0,14)

12.


Вегетативная нервная система и вегетативные нарушения. Основные клинические синдромы вегетативных нарушений.


2 (0,055)

-

2 (0,055)





Итого:

56 (1,56)

16 (0,44)

40 (1,12)

Тематический план лекций

для студентов стоматологического факультета
1 лекция. Задачи курса клинической неврологии. Строение и функции нервной системы. Анатомия, физиология лица.

2 лекция. Методы исследования в неврологии. Синдромальный, топический и нозологический диагноз.

3 лекция. Цереброваскулярная патология. Классификация. Геморрагический и ишемический инсульты. Синус-тромбоз.

4 лекция. Менингиты и энцефалиты. Классификация. Менингеальный симптомокомплекс.

5 лекция. Нейростоматология. Прозопалгии. Невралгия тройничного нерва. Глоссалгия. Неврит лицевого нерва (клиника, дифференциальный диагноз, лечение).


5. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС.

1. Тема 1. Задачи курса клинической неврологии. Строение и функции нервной системы. Анатомия, физиология лица.

Клиническая неврология, её значение в структуре заболеваний. Теория нервизма, современные представления о преемственности невральных и гуморальных структур.

Головной мозг, основные отделы (строения и функции): продолговатый мозг, варолиев мост, средний мозг, мозжечок, промежуточный мозг (таламус, гипоталамус, эпиталамус, метаталамус), конечный мозг (кора больших полушарий, центральные узлы полушарий, белое вещество). Физиология отделов мозга, общие и локальные функции. Основные симптомы поражения различных отделов центральной нервной системы.

Спинной мозг, основные отделы. Сплетения, образованные волокнами нервов спинного мозга, зоны их замыкания, основные нервы каждого сплетения. Белое и серое вещество спинного мозга, рога и канатики. Проводящие пути белого вещества, афферентные и эфферентные, их функции.

Основные черепно-мозговые нервы лица, зона их иннервации, исследование функций этих нервов, патологические симптомы. Мышечные, вегетативные, кожные структуры лица, подверженные контролю со стороны черепно-мозговых нервов и высших мозговых центров.

2. Тема 2. Методы исследования в неврологии. Синдромальный, топический и нозологический диагноз.

Исследование черепно-мозговых нервов:

I пара — обонятельный нерв: использование набора ароматических веществ поочередно с каждой стороны;

II пара — зрительный нерв: исследование остроты зрения, периферического зрения с помощью периметра или неврологического молоточка, оценка цветовосприятия;

III, IV, VI пары — глазодвигательный, блоковый, отводящий нервы – оценка объема движения глазных яблок, формы и величины зрачков, реакцию зрачков на свет с помощью фонарика, реакцию конвергенции и аккомодации с помощью неврологического молоточка, ширину глазных щелей;

V пара — тройничный нерв: определение чувствительности на лице, пальпация точек выхода тройничного нерва на лицо, оценка тонуса жевательной мускулатуры, исследование надбровного, мандибулярного, корнеального и коньюктивального рефлексов;

VII пара — лицевой нерв: оценка симметричности лица в покое и при мимических движениях;

VIII пара — преддверно-улитковый нерв: определение остроты слуха на шепотную речь, исследование нистагма и головокружений, проведение камертональных проб;

IX и Х пары — языкоглоточный и блуждающий нервы: оценка голоса и глотания, состояния дужек мягкого неба в покое и при фонации, глоточного и небного рефлексов;

XI пара — добавочный нерв: оценка объема активных движений плеч и головы;

XII пара — подъязычный нерв: оценка движений языка, наличия атрофий и фибриллярных подергивании.

Оценка двигательной сферы: объем активных и пассивных движений, тонуса, трофики, силы мышщ, рефлекторной сферы, выявление патологических знаков.

Чувствительная сфера: определение поверхностной, глубокой и сложной чувствительности.

Координация движений: проведение мозжечковых проб (Ромберга, пальценосовой, коленопяточной, пальцепальцевой, походки).
3. Тема 3. Цереброваскулярная патология. Классификация. Геморрагический и ишемический инсульты. Синус-тромбоз.

Значение цереброваскулярной патологии в неврологии, эпидемиология, социальная значимость. Классификация цереброваскулярной патологии по этиологии и патогенезу.

Острые нарушения мозгового кровообращения: преходящие (динамические) нарушения – транзиторные ишемические атаки и гипертонические церебральные кризы.

Геморрагический инсульт: этиология, патогенез, классификация, клиническая картина, диагностика, принципы ведения, современные аспекты терапии.

Ишемический инсульт: этиология, патогенез, классификация, клиническая картина, диагностика, принципы ведения, современные аспекты терапии, дифференциальная диагностика инсультов.

Синус-тромбоз - этиология, патогенез, классификация, клиническая картина, диагностика, принципы ведения, современные аспекты терапии.

Клинико-фармакологическая характеристика основных медикаментозных препаратов: вазоактивных, ноотропных, нейротрофических, антикоагулянтов и кемостатиков.


  1. Тема 4. Менингиты и энцефалиты. Классификация. Менингеальный симптомокомплекс.

Классификация менингитов по этиологии, патанатомической картине, течению, исследованию ликвора, патогенезу, локализации.

Цереброспинальный эпидемический менингит: этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, принципы ведения, современные аспекты терапии, прогноз. Вторичный гнойный менингит: этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, исследование ликвора, принципы ведения, современные аспекты терапии, прогноз. Серозно-фибринозные менингиты (туберкулезный, сифилитический): этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, исследование ликвора, принципы ведения, современные аспекты терапии, прогноз. Серозные ( вирусные) менингиты: этиология (вирусы Коксаки, ЭКХО, полиомиелита, эпидемического паротита, гриппа, герпеса и др.), патогенез, клиническая картина, диагностика, исследование ликвора, принципы ведения, современная противовирусная терапия, прогноз.

Классификация энцефалитов. Клещевой энцефалит, острые и хронические формы, варианты течения, эпидемиология, клиническая картина, диагностика, исследование ликвора, принципы ведения, современная противовирусная терапия, прогноз. Эпидемический энцефалит: этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, принципы ведения, современные аспекты терапии, прогноз.

Менингеальный симптомокомплекс, клиническая картина, методы дополнительной диагностики, исследование ликвора, принципы ведения больных.

5. Тема 5. Нейростоматология. Прозопалгии. Невралгия тройничного нерва. Глоссалгия. Неврит лицевого нерва (клиника, дифференциальный диагноз, лечение).


Классификация прозопалгий: по этиологии, патогенезу, локализации, характеру течения заболевания.

Невралгия тройничного нерва: этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, принципы ведения, современные аспекты терапии, возможности «малой» нейрохирургии (алкоголизация, деструкция), прогноз.

Глоссалгия, стоматалгия: этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, принципы ведения, современные аспекты терапии, использование методов психотерапии в комплексном лечении стомалгий.

Неврит лицевого нерва, дифференциальная диагностика центрального и периферического параличей лицевой мускулатуры, этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, принципы ведения, современные аспекты терапии.
5.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (общая неврология, 1-й семестр)
1. Произвольные движения и их расстройства. Симптомы пора­жения корково-мышечного пути на разных уровнях. Центральный и периферический парез. Экстрапирамидная система и симптомы ее поражения. Координация движений и ее расстройства.

Современные представления об организации произвольного движе­ния. Корково-мышечный путь: строение, функциональное значение. Цен­тральный (верхний) и периферический (нижний) мотонейроны. Кортикоспинальный тракт: его функциональное значение для организации произвольных движений.

Рефлекторная дуга: строение и функционирование. Уровни замы­кания рефлексов в спинном мозге и стволе мозга, значение в топической диагностике. Поверхностные и глубокие рефлексы, основные патологи­ческие рефлексы, защитные спинальные рефлексы. Регуляция мышечного тонуса: спинальная рефлекторная дуга, гамма-система. Надсегментарные уровни регуляпии мышечного тонуса. Исследование мышечного тонуса. Нейропатофизиологические основы изменения физиологических рефлексов, патологических пирамидных рефлексов, спастичности.

Центральный и периферический парезы: изменения мышечного тонуса и рефлексов, трофики мышц. Клинические особенности поражения корково-мышечного пути на разных уровнях: головной мозг (прецентральная извилина, лучистый венец, внутренняя капсула, ствол мозга, спинной мозг (боковой канатик, передний рог), передняя корешок, сплетение, периферический нерв, нервно-мышечный синапс, мышца. Параклинические методы исследования: электромиография, электронейромиография (исследование скорости проведения по двигательным волокнам периферических нервов), магнитная стимуляция с определением моторных потенциалов, исследование уровня креатинфосфокиназы в сыворотке крови, биопсия мышц и нервов.

Строение и основные связи экстрапирамидной системы, роль в организации движений; участие в организации движений путем обеспечении позы, мышечного тонуса и стереотипных автоматизированных движений. Нейрофизиологические и нейрохимические механизмы регуляции деятельности экстрапирамидной системы, основные нейротрасмиттеры: дофамин, апетилхолин, гамма-аминомаслянная кислота.

Гипокинезия (олиго- и брадикинезия), ригидность и мышечная гипотония. Гиперкинезы: тремор, мышечная дистония, хорея, тики, гемибаллизм, атетоз, миоклонии. Гипотоно-гиперкинетический и гипертоно-гипокинетический синдромы. Нейропатофизиология экстрапирамидных двигательных расстройств, методы фармакологической коррекции.

Анатомо-физиологические данные: мозжечок и вестибулярная система: анатомия и физиология, афферентные и эфферентные связи, роль организации движений. Клинические методы исследования координации движений.

Симптомы и синдромы поражения мозжечка: атаксия, диссинергия, нистагм, дизартрия, мышечная гипотония.

Атаксии: мозжечковая, вестибулярная, лобная, сенситивная. Патофизиология и фармакологические методы коррекции.
2. Чувствительность и ее расстройства. Центральные и перифе­рические механизмы боли.

Чувствительность: экстероцептивная, проприоцептивная, интероцептивная, сложные виды. Афферентные системы соматической чувст­вительности и их строение: рецепторы, проводящие пути. Анатомия и физиология проводников поверхностной и глубокой чувствительности. Эпикритическая и протопатическая чувствительность.

Виды расстройств чувствительности: гипо- и гиперестезии, паре­стезии и боль, дизестезии, гиперпатия, аллодиния, каузалгня. Типы рас­стройств чувствительности: периферический, сегментарный, провод­никовый, корковый. Диссоциированное расстройство чувствительности.

Нейропатофизиологические, нейрохимические и психологические аспекты боли. Антиноцицептивная система. Острая и хроническая боль. Центральная боль. «Отраженные» боли.

Параклинические методы исследования: электронейромиография (исследование скорости проведения по чувствительным волокнам пери­ферических нервов, исследование Н-рефлекса), соматосенсорные вы­званные потенциалы.

3. Симптомы и синдромы поражения ствола мозга и черепных нервов.

Строение ствола головного мозга (продолговатого мозга, моста и среднего мозга).

Черепные нервы: анатомо-физиологическне данные, клинические методы исследования и симптомы поражения.

I пара — обонятельный нерв и обонятельная система; симптомы и синдромы поражения.

II пара — зрительный нерв и зрительная система, признаки пораже­ния зрительной системы на разных уровнях (сетчатка, зрительный нерв, перекрест, зрительный тракт, зрительный бугор, зрительная лучистость, кора). Нейроофтальмологические и параклинические методы исследова­ния зрительной системы (исследование глазного дна, зрительные вызван­ные потенциалы).

III, IV, VI пары — глазодвигательный, блоковый, отводящий нервы и глазодвигательная система; симптомы поражения; медиальный продоль­ный пучок и межъядерная офтальмоплегия; регуляция взора, корковый и стволовый парез взора; окуло-цефальный рефлекс; зрачковый рефлекс и признаки его поражения; виды и причины анизокории; синдром Аргайла Робертсона, синдром Эйди.

V пара — тройничный нерв, синдромы расстройств чувствительно­сти (периферический, ядерный, стволовой и полушарный); нарушения жевания.

VII пара — лицевой нерв, центральный и периферический парез мимической мускулатуры, клиника поражения лицевого нерва на разных уровнях. Вкус и его расстройства.

VIII пара — преддверно-улитковый нерв, слуховая и вестибулярная системы; роль вестибулярного аппарата в регуляции координации движе­ний, равновесия и позы; признаки поражения на разных уровнях; нис­тагм, вестибулярное головокружение, вестибулярная атаксия, синдром Меньера. Отоневрологические методы исследования вестибулярной функции.

IX и Х пары — языкоглоточный и блуждающий нервы, вегетативные функции блуждающего нерва; признаки поражения на разных уровнях, бульбарный и псевдобульбарный синдромы.

XI пара — добавочный нерв, признаки поражения.

XII пара — подъязычный нерв, признаки поражения; центральный и периферический парез мышц языка.

Синдромы поражения ствола мозга на различных уровнях, альтерни­рующие синдромы.

4. Оболочки мозга, цереброспинальная жидкость. Менингеальный и гипертензионный синдромы. Гидроцефалия.

Строение и функции оболочек спинного и головного мозга. Цереброспинальная жидкость: функциональное значение, образование, циркуляция, реабсорбпия. Менингеальный синдром: проявления, диагностика. Исследование цереброспинальной жидкости: поясничный прокол, изменение давления, проба Квеккенштедта, состав цереброспинальной жидкости в норме и при основных патологических состояниях, белково-клеточная и клеточно-белковая диссоциации.

Гипертензионный синдром: основные клинические и параклинические признаки. Дислокационный синдром. Гидроцефалия врожденная и приобретенная, открытая и окклюзионная, врачебная тактика. Лекарственная коррекция внутричерепной гипертензии.
5. Высшие мозговые функции и их расстройства: афазия, апраксия, агнозия, амнезия, деменция. Синдромы поражения отдельных долей головного мозга и полушарий.

Кора больших полушарий головного мозга: основные принципы строения и функции, проблема локализации функций в мозге. Функцио­нальная асимметрия полушарий мозга. Представление о системной орга­низации психических функций. Высшие мозговые (психические) функции:

гаозис, пракснс, речь, чтение, письмо, счет, память, внимание, интеллект и их расстройства; афазии (моторная, сенсорная, амнестическая, семан­тическая); апраксии (конструктивная, пространственная, идеомоторная); агнозии (зрительные, слуховые, обонятельные); астереогнозис, анозогнозия, аутотопагнозия; дисмнестический синдром, корсаковский синдром; деменция, олигофрения. Значение нейропсихологических исследований в неврологической клинике. Синдромы поражения лобных, теменных, височных и затылочных долей головного мозга.

6. Вегетативная (автономная) нервная система и вегетативные нарушения. Неврогенные нарушения функций тазовых органов.

Строение и функции вегетативной (автономной) нервной систе­мы: симпатическая и парасимпатическая системы; периферический (сегментарный) и центральный отделы вегетативной нервной системы.

Лимбико-гипоталамо-ретикулярный комплекс. Симптомы и синдромы поражения периферического отдела вегетативной нервной системы: периферическая вегетативная недостаточность, синдром Рейно.

Физиология произвольного контроля функций мочевого пузыря. Нейрогенный мочевой пузырь, задержка и недержание мочи, императивные позывы на мочеиспускание. Признаки центрального и периферического расстройства функций мочевого пузыря.

Инструментальная и лекарственная коррекция периферических вегетативных расстройств и неврогенного мочевого пузыря.
5.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (частная неврология, 2-й семестр)

1. Острые нарушения мозгового кровообращения. Дисциркуляторная энцефалопатия. Сосудистая деменция. Синус-тромбоз.

Кровоснабжение головного мозга: анатомия и физиология. Класси­фикация сосудистых заболеваний головного мозга. Этиология сосудистых заболеваний головного мозга. Патофизиология мозгового кровообраще­ния при закупорке мозговых артерий и при артериальной гипертензии. Преходящее нарушение мозгового кровообращения (транзиторная ишемическая атака) и ишемический инсульт: этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Кровоизлияние в мозг: этиология, патогенез, кли­ника, диагностика, терапия и показания к хирургическому лечению. Субарахноидальное нетравматическое кровоизлияние: этиология, патогенез, клиника, диагностика, терапия и показания к хирургическому лечению. Параклинические методы диагностики острых нарушений мозгового кро­вообращения - КТ и МРТ, ультразвуковая допплерография, ультразву­ковое дуплексное и триплексное сканирование, транскраниальная доп­плерография, ангиография. Реабилитация больных, перенесших инсульт. Синус-тромбоз: клиника, диагностика, лечение.

Хирургическое лечение сосудистых поражений головного мозга, по­казания и принципы оперативных вмешательств при кровоизлиянии в мозг, аневризме головного мозга, стенозах и окклюзиях магистральных артерий головы. Первичная и вторичная профилактика инсульта.

Дисциркуляторная энцефалопатия: этиология, патогенез, клиничес­кие формы, диагностика, лечение и профилактика. Гипертонический криз и гипертоническая энцефалопатия. Сосудистая деменция: патоге­нез, клиника, диагностика (нейропсихолигаческое исследование, нейровизуализационные методы исследования), профилактика; дифференциаль­ный диагноз с болезнью Альцгеймера.

Кровоснабжение спинного мозга. Нарушения спинального кровооб­ращения.

2. Заболевания периферической нервной системы.

Классификация заболеваний периферической нервной системы. Мононевропатии и полиневропатии: этиология, патогенез, клиника, диаг­ностика, лечение. Невропатия срединного, локтевого, лучевого, малоберцового, большеберцового нервов. Туннельные синдромы, консервативная терапия и показания к хирургическому лечению. Синдром карпального канала, кубитального канала. Полиневропатии: при соматических забо­леваниях (диабете, уремии, печеночной недостаточности, диффузных за­болеваниях соединительной ткани, васкулитах и др.), инфекционные и параинфекционные, алкогольная, наследственные (наследственные соматосенсорные и вегетативные, амилоидная, порфирийная и др.), острая воспалительная демиелинизирующая. Невропатия лицевого нерва: кли­ника, диагностика, лечение. Невралгия тройничного нерва: клиника, диагностика, лечение.

3. Инфекционные заболевания нервной системы. Рассеянный склероз.

Энцефалиты: классификация, этнология, клиника, диагностика, лечение.

Герпетический энцефалит. Клещевой энцефалит. Параинфекционные энцефалиты при кори, ветряной оспе, краснухе. Ревматические по­ражения нервной системы, малая хорея.

Менингиты: классификация, этиология, клиника, диагностика, ле­чение.

Первичные и вторичные гнойные менингиты: менингококковый, пнев­мококковый, вызванный гемофильной палочкой. Серозные менингиты: туберкулезный и вирусный менингиты.

Полиомиелит, особенности современного течения полиомиелита, полиомиелитоподобные заболевания.

Абсцесс мозга, спинальный эпидуральный абсцесс.

Опоясывающий лишай (герпес).

Дифтерийная полиневропатия. Ботулизм. Нейросифилис. Поражение нервной системы при СПИДе. Параклинические методы в диагностике инфекционных заболеваний нервной системы: ликворологические и серологические исследования, КТ и МРТ головы.

Рассеянный склероз: патогенез, клиника, диагностика, типы течения. Параклинические методы исследования в диагностике рассеянного скле­роза: МРТ головного и спинного мозга, исследование вызванных потен­циалов головного мозга, ликворологические исследования. Лечение.

Острый рассеянный энцефаломиелит: клиника, диагностика, лече­ние.

4. Головные и лицевые боли.

Классификация головных болей. Патогенез головной боли. Обследо­вание пациентов с головной болью.

Мигрень: классификация, патогенез, клинические формы, течение, диагноз. Лечение приступа мигрени. Профилактика приступов мигрени.

Пучковая головная болезнь: клиника, диагностика, лечение.

Головная боль напряжения: патогенез, диагностика, лечение.

6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа = 28 часов.

В кредитах = 0,77.



Тема

Часы

Кредиты

Метод обследования

1

Написание истории болезни

2,5

0,07

Схема истории болезни

2

Клинические аспекты анатомии и физиологии нервной системы

1,5

0,0416

Атлас, учебные пособия, тесты

3

Кровоснабжение головного и спинного мозга

1,5

0,0416

Атлас, учебные пособия, тесты

4

Основные неврологические син-дромы и топическая диагностика поражений нервной системы

1,5

0,0416

Атлас, учебные пособия, тесты

5

Высшие психические функции

1,5

0,0416

Атлас, учебные пособия, тесты

6

Параклинические методы в диагностике заболеваний нервной системы

1,5

0,0416

Атлас, учебные пособия, тесты

7

ОНМК

1,5

0,0416

Атлас, учебные пособия, тесты

8

Нейроинфекции

1,5

0,0416

Атлас, учебные пособия, тесты

9

Неврозы. Эпилепсия.

1,5

0,0416

Атлас, учебные пособия, тесты

10

Вертеброгенная патология, заболевания периферической н.с.

1,5

0,0416

Атлас, учебные пособия, тесты

11

Наследственные заболевания нервной системы

1,5

0,0416

Атлас, учебные пособия, тесты

12

Демиелинизирующие заболевания нервной системы

1,5

0,0416

Атлас, учебные пособия, тесты

13

Токсические поражения нервной системы

1,5

0,0416

Атлас, учебные пособия, тесты

14

Опухоли нервной системы. Гипертензионный синдром.

1,5

0,0416

Атлас, учебные пособия, тесты

15

Нейросифилис.

1,5

0,0416

Атлас, учебные пособия, тесты

16

Психосоматическая патология.

1,5

0,0416

Атлас, учебные пособия, тесты

17

Поражения нервной системы при ВИЧ-инфекции

1,5

0,0416

Атлас, учебные пособия, тесты

18

Современная терапия нервных болезней

1,5

0,0416

Атлас, учебные пособия, тесты




Итог:

28

0,77






  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Иркутский государственный медицинский университет iconИркутский государственный медицинский университет
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Иркутский государственный медицинский университет iconМетодические указания для студентов
«Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Иркутский государственный медицинский университет iconГбоу впо «Иркутский государственный медицинский университет»
Гбоу дпо «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования»
Иркутский государственный медицинский университет iconИркутский государственный медицинский университет
Государственным образовательным стандартом (гос) для высшего профессионального образования по специальности 060103 – Педиатрия (квалификация...
Иркутский государственный медицинский университет iconИркутский государственный медицинский университет
Государственным образовательным стандартом (гос) для высшего профессионального образования по специальности 060101 – Лечебное дело...
Иркутский государственный медицинский университет iconУчебно-методическое пособие для аудиторной работы Для специальностей:...
«иркутский государственный медицинский университет министерства здравоохранения и социального развития рф»
Иркутский государственный медицинский университет iconФгбоу впо «Иркутский государственный университет» реферат

Иркутский государственный медицинский университет iconМетодические указания для студентов Иркутск игму 2013 удк ббк рекомендовано...
«Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Иркутский государственный медицинский университет iconЛитература государственное бюджетное образовательное учреждение высшего...
«Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства
Иркутский государственный медицинский университет iconЛитература государственное бюджетное образовательное учреждение высшего...
«Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства
Иркутский государственный медицинский университет icon«иркутский государственный университет»
Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык)
Иркутский государственный медицинский университет iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Иркутский государственный медицинский университет iconКонкурсная работа ионы oh, sh, Seh в кристалле kcl
Иркутский Государственный Технический Университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83
Иркутский государственный медицинский университет iconИнфраструктура геофизических гис кафедры технологии геологической разведки ни иргту
Национальный Исследовательский Иркутский Государственный Технический Университет, belor
Иркутский государственный медицинский университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 1962 году окончила Иркутский Государственный Медицинский Институт по специальности врач. Успешно работала врачом гинекологом в...
Иркутский государственный медицинский университет iconПервый московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова
Работа выполнена в фгу «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Росмедтехнологий»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск