Российской федерации





Скачать 124.19 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
Дата публикации06.03.2016
Размер124.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Социологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

профессор __________ Е.Г.Елина
"__" _________ 2011 г.


Рабочая программа дисциплины

ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ


Направление подготовки

081100 – Государственное и муниципальное управление
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная

Саратов

2011

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются: дать теоретическое и методологическое обоснование необходимости эффективной организации власти на местном, низовом уровне для комфортной организации жизнедеятельности жителей территориальных сообществ.
Основные задачи дисциплины: выработать представления о сущности, природе и функциях власти и местного самоуправления, способствовать пониманию содержания управления на местном уровне.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Власть и местное самоуправление в современном российском обществе» относится к вариативной части профессионального цикла (дисциплина по выбору). Истоками послужили различные научные направления, в том числе естественные, гуманитарные и социальные; взаимосвязана с историей, социологией, историей государственного управления в России и др.; использует общенаучные, социологические и специализированные методы исследования.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Власть и местное самоуправление в современном российском обществе».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 – «Государственное и муниципальное управление»:

общекультурных (ОК):

- пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);

- умением критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);

профессиональных (ПК):

организационно-управленческая деятельность:

- знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);

информационно-методическая деятельность:

- способностью анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20);

- умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-25);
В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

- закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; основные события и процессы мировой и отечественной истории;

- основные теоретические подходы к происхождению государства, типы, формы, элементы (структуру) и функции государства, а также перспективы развития государства;

- типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций;

- систему властных отношений, государственно-политическую организацию общества;
Уметь:

- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- ориентироваться в мировом исто­рическом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- анализировать политические процессы и оценивать эффективность политического управления.
Владеть:

- навыками целостного подхода к анализу проблем общества.


  1. Структура и содержание дисциплины

Трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы - 72 часа, из них 36 аудиторных.





п/п


Раздел дисциплины


Семестр


Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

практические

семинарские

СРС

1

Введение. Предмет, содержание и задачи спецкурса. Основная литература

7

1,2,3

2




4

8

тест

реферат

2

Тема 1. Социальные институты власти и местного самоуправления как предмет изучения




4,5,6

4




2

4




3

Тема 2. Местное самоуправление в истории России

7

7,8,9

2




4

8

тест

реферат

4

Тема 3. Местное самоуправление в системе власти и управления современной России

7

10,11,

12

4




2

4

тест

5

Тема 4. Социальный механизм власти и местного самоуправления.

7

13,14,

15

2




4

8

тест

6

Тема 5. Социокультурные аспекты власти и местного самоуправления

7

16,17,

18

4




2

4

тест


7

ВСЕГО

7

18

18




18

36

зачет


Содержание курса
Введение. Предмет, содержание и задачи спецкурса. Основная литература

История власти и местного самоуправления как наука и учебная дисциплина. Предмет истории изучения власти и местного самоуправления и его место в системе общественных наук. Цели и задачи изучения. Общие и специальные методы изучения власти и местного самоуправления в России: диалектический, конкретно-исторический, системный, статистический и др. Основные понятия. Источники. Историография. Порядок изучения дисциплины.

Тема 1. Социальные институты власти и местного самоуправления как предмет изучения.

Становление местного самоуправления и политогенез. Социалистическая парадигма самоуправления. Инвариантность подходов к анализу понятия власти и местного самоуправления. Системный подход Методологические основания теории открытых нелинейных систем. Идеальные конструкции М. Вебера и самоуправление в системе власти.

Тема 2. Местное самоуправление в истории России

Исторические подходы к организации власти и местного самоуправления в Российском обществе. Революционные трансформации самоуправления. Советы – органы власти и самоуправления.

Тема 3. Местное самоуправление в системе власти и управления современной России

Условия становления местного самоуправления. Социальная основа самоуправления. Противоречия в организации власти и местного самоуправления. Постсоветский федерализм и местное самоуправление. Самоуправление как социальный институт

Тема 4. Социальный механизм власти и местного самоуправления.

Субъекты местного самоуправления. Сущность социального механизма самоуправления и власти. Специфика становление социального механизма местного самоуправления. Функции социального механизма.

Тема 5. Социокультурные аспекты власти и местного самоуправления

Общественные институты и местное самоуправление. Функции местного самоуправления. Зарубежный опыт организации местного самоуправления. Культура местного самоуправления и власти. Местное население и его социальные качества. Принципы функционирования местного самоуправления.

5. Образовательные технологии.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинарские и практические занятия, деловые и ролевые игры, тренинги, рефераты и доклады, компьютерное тестирование, социологический опрос) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. В учебном курсе предусмотрены мастер-классы экспертов и специалистов.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В список базовых объектов самостоятельной работы студентов входят следующие:

  • Учебные тексты (литература, периодика, Интернет);

  • Специальные тексты (материалы выступлений, презентаций);

  • лекционные слайды, плакаты;

  • медиа-презентации, медиа-сопровождение лекций;

  • документальные фильмы;


Варианты использования указанных объектов следующие:

  • изучение (прочтение, просмотр);

  • передача сути и содержания (пересказ);

  • подготовка выступления по теме предметной области.

  • использование примеров и иллюстраций из фильмов, книг и повседневной жизни при ответе на зачете.



Вопросы к экзамену или зачету

  1. В чем смысл политогенеза?

  2. Каковы условия становления местного самоуправления?

  3. В чем смысл социалистической парадигмы самоуправления?

  4. Власть – основные подходы к анализу?

  5. Специфика русской власти?

  6. В чем заключается главная идея, сущность местного самоуправления?

  7. В чем состоят отличия местного самоуправления от власти?

  8. Почему местное самоуправление имеет форму публичной власти?

  9. Чьи интересы в обществе выражает местное самоуправление?

  10. Какие функции в современном обществе выполняет местное самоуправление?

  11. Охарактеризуйте исторических предшественников современного местного самоуправления?

  12. Чем различаются модели местного самоуправления в современном мире?

  13. Каковы были особенности организации местного самоуправления советского периода?

  14. Как связано возрождение местного самоуправления в России с преобразованиями в общественном строе и экономике государства?

  15. Как развивалось местное самоуправление в России до 1017 года?

Тесты


  1. Указом какого русского царя была упразднена система
    кормления и введены органы самоуправления на местах:


  1. Ивана IV;

  2. Петра I;

  3. Александра 11.




  1. В начале XX века земства существовали:

  1. в 12 губерниях России;

  2. в 43 губерниях Европейской части России;

  3. более чем в 60 губерниях России.

  1. Первым городским головой г. Саратова был:

  1. Гусев В.П.;

  2. Панчулидзев А.Д.;

  3. Усков Е.И.

  1. Как часто собирались избирательные съезды в земской модели местного самоуправления:

  1. один раз в три года;

  2. один раз в год;

  3. три раза в год.




  1. Основные отличия советской модели местного управления от современной системы местного самоуправления состоят:

  1. в соподчиценности органов всех уровней;

  2. в отсутствии самостоятельности органов местного самоуправления, в отсутствии муниципальной собственности и местных бюджетов;

  3. в отсутствии элементов демократии.

  1. Английским исследователем местного самоуправления был:

  1. Токвиль А.

  2. Штейн Л.

  3. Ашлей П.

  1. Высокая степень централизации управления присуща:

  1. англосаксонской модели местного самоуправления;

  2. французской модели местного самоуправления;

  3. немецкой модели местного самоуправления.

  1. Основной причиной становления современной системы
    местного самоуправления в России можно назвать:


  1. политический кризис в стране;

  2. экономический кризис в стране;

  3. отсутствие отечественного опыта местного самоуправления.

  1. Необходимость выявлять и согласовывать экономические
    интересы государства, регионов и муниципальных образований
    является:


  1. экономической предпосылкой становления местного самоуправления в современной России;

  2. государственно-политической предпосылкой становления местного самоуправления в современной России;

  3. организационно-управленческой предпосылкой становления местного самоуправления в современной России.

  1. Психологические барьеры в сознании людей в отношении
    местного самоуправления были вызваны:


  1. негативными последствиями принципа патернализма;

  2. экономическим кризисом;

  3. отсутствием отечественного опыта местного самоуправления.

  1. По Федеральному закону «Об общих принципах организации
    местного самоуправления в Российской Федерации» новая
    российская система местного самоуправления является:


  1. одноуровневой:

  2. двухуровневой;

  3. многоуровневой.


7. Учебно-методическая литература по курсу

Основная:

  1. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления. М., 2008.

  2. История государственного управления в России (с древнейших времен до начала ХХ века) Словарь справочник терминов и понятий. Вып 1. М., 2007.

  3. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России. М., 2009.

Дополнительная:
  1. История государственного управления в России (ключевые понятия, термины, тесты и задания). Саратов. Изд-во «Научная книга». 2009.

  2. Лапин В.А., Крестьянинов А.В., Коновалов И.Н. Основы местного самоуправления. М., 2006.

  3. Местное самоуправление: энциклопедия. Ростов н/д., 2010.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Власть и местное самоуправление в современной России»

В ходе реализации дисциплины используются компьютерный класс, оргтехника, мульти-медиа, доступ к сети интернет (во время самостоятельной подготовки).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 081100 – Государственное и муниципальное управление.
Автор:

Доктор социологических наук, профессор ________________ Аникин Л.С.
Программа одобрена на заседании кафедры социологии коммуникаций и управления

от 27.05.2011 года, протокол № 9.

Подписи:

Зав. кафедрой социологии коммуникаций и управления

доктор социологических наук, профессор _______________ Аникин Л.С.
Декан факультета, где разрабатывалась программа

доктор филос. наук, профессор _______________ Дыльнов Г.В.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск