Примерная тематика рефератов (выступлений)
и примерные развернутые планы рефератов (выступлений)
ГОСУДАРСТВО
Сущность и социальное назначение государства.
Как раскрывается термин «государств» в разных источниках (словари, учебники, монографии), в разные периоды времени;
Характерные черты государства для разных эпох.
Современные государства: преобладающие направления деятельности.
Взаимная ответственность государства и личности
Функции государства
Основные способы реализации внутренних и внешних функций государства
Участие личности в деятельности государства: основные формы и их краткая характеристика
Неучастие личности в государственной жизни: сравнение мер ответственности по российскому и зарубежному законодательству.
Основные права личности, которые могут быть реализованы при непосредственном участии государства (государственных органов); требования личности к государству
Власть и общество: основные виды власти в обществе.
Понятие «власть»; какие виды власти выделяли философы и теоретики государства и права.
Общая характеристика выбранных видов властей и их нормативное регулирование: общие черты и отличия
Соотношение политической, государственной, общественной властей.
Эволюционирование и общая характеристика российского государственного аппарата
Механизм государственного управления в разные периоды российской истории.
Понятие «государственный аппарат», в разных источниках философской и правовой мысли.
Структура и общая характеристика современного российского государственного аппарата
Общая характеристика компетенции государственных органов и государственных служащих
Импичмент, право вето, вотум недоверия: кто, к кому и в каком порядке можно применять.
От демократической федеративной республики до авторитарной унитарной монархии: положительные и отрицательные черты разных комбинаций форм государства
Для правотворчества
Для безопасности
Для экономического развития
Для инвестиционной привлекательности страны и пр.
ПРАВО
Механизмы регулирования общественных отношений
Виды социальных регуляторов: право, мораль, традиции и др.
Краткая характеристика каждого из видов: эволюция понятий на разных этапах правовой мысли, где закреплено, кто реализует, в отношении кого реализуется и т.д.
Соотношение, иерархия, соподчинение этих видов
Правотворчество и правотворческий процесс. Реализация права.
Краткая историческая характеристика правотворческого процесса в российском государстве разных эпох.
Инициаторы этого процесса в разные эпохи нашего государства.
Степень влияния на правотворческий процесс отдельной личности: разные эпохи нашей страны; разные страны.
Какой уровень нормотворчества (федеральный, региональный, местный) больше отражает требования отдельной личности.
Реализация права: в какие эпохи российской истории правореализационный процесс больше соответствовал общественным интересам и интересам отдельной личности.
Причины «молчания» отдельной личности при реализации права.
Значение деления права на материальное и процессуальное право (ЛИБО: на естественное и позитивное право).
Исторические предпосылки указанного деления (теории, доктрины и пр.)
Примеры положительного и отрицательного использования этого деления
В каких правовых системах преимущественно используют то или иное деление
Действие норм права в переходный период: Автономная Республика Крым Украины и Республика Крым Российской Федерации (ЛИБО: СССР и РФ)
Действие права во времени, в пространстве, по кругу лиц в переходный период: общая характеристика действия норм права
Общие принципы в переходный период: примеры между разными странами и между разными периодами одной страны.
Зависимость прав личности от действия норм права в переходный период
Положение государственных учреждений, оформление документов, вопрос о датах (вступления в силу новых законов, прекращения действия старых законов) в переходный период
Иерархия нормативно правовых актов в системе образования (ЛИБО другой вид деятельности)
Отдельные конституционные нормы
Принятие федеральных и региональных законов, которые развивают конституционные нормы об образовании
Ведомственные и университетские нормы об образовании, принятые в развитие конституционных норм.
Анализ иерархичного подчинения норм права об образовании в разных государствах: самостоятельны ли университеты и высшие школы.
|