Кафедра теории и методики социальной работы





Скачать 253.44 Kb.
НазваниеКафедра теории и методики социальной работы
страница1/3
Дата публикации08.03.2016
Размер253.44 Kb.
ТипТематика семинарских занятий
100-bal.ru > Право > Тематика семинарских занятий
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ



Социальная демография и этнография



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ОТДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КРАСНОЯРСК 2001

Составитель: И.В. Плющ

Социальная демография и этнография: рабочая программа; Краснояр. гос.ун-т; Сост. И.В.Плющ. Красноярск, 2001. 25 с.






Печатается по решению редакционно-издательского совета

Красноярского государственного университета

© Красноярский государственный

университет, 2001

© И.В. Плющ, 2001

Содержание




1.

Организационно-методические данные дисциплины


4

1.1.

Объемы различных форм учебной работы (в часах)

и виды контроля

4

1.2.

Введение

5

2.

Содержание курса

6

2.1.

Тематический план

6

2.2.

Тематика семинарских занятий

9

2.3.

Вопросы к зачету

10

2.4.

Требования к письменным работам по курсу «Социальная демография и этнография»

12

2.5.

2.6.

2.7.

Тематика рефератов

Основные термины и понятия

Темы для курсовых (К) и дипломных (Д) работ

14

15

17

3.

Рекомендуемая литература

18

3.1.

Основная литература

18

3.2.

Страноведческая (дополнительная) литература

20

3.3.

3.4.

3.5.

Рекомендуемые журналы

Электронные источники информации

Статистические источники

21

21

21

4.

Приложения

22

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Объёмы различных форм учебной работы (в часах) и виды контроля


Виды учебных занятий

Курс 3

Осенний семестр – 5
Аудиторная работа




Лекции

16

Семинары

16

Практические занятия




ВСЕГО

32
Внеаудиторная работа




Рефераты

10

Самостоятельная подготовка

14

Другие виды внеаудиторной работы

8

ВСЕГО

32

Итоговый контроль (форма)

Зачет

Общая трудоемкость дисциплины в часах


64

ВСЕГО

17 недель



    1. Введение


Учебный курс «Социальная демография и этнография» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин учебного плана направления «Социальная работа» и соответствует требованиям государственного стандарта, предъявляемым к подготовке специалистов по социальной работе в высших учебных заведениях.

Изучение основ социальной демографии и этнографии ориентировано на следующие цели: формирование комплекса знаний, умений и навыков по работе с демографической информацией, знакомство с современными тенденциями развития этнографии. Реализация цели осуществляется последовательным прохождением обозначенных этапов:

  • изучение исторического хода демографических событий мира;

  • знакомство с основными демографическими закономерностями;

  • выявление механизмов развития населения как демографической общности;

  • установление взаимозависимости глобальных проблем мирового сообщества и демографического развития населения,

  • проведение факторного анализа особенностей современных демографических проблем населения РФ;

  • формирование навыков анализа системы демографических показателей;

  • изучение влияния этнографических универсалий на социальные процессы;

  • анализ современных этнических тенденций.

Данный курс рассчитан на один семестр (16 часов лекций и 16 часов семинарских занятий). Полный курс, включающий историю науки, методику статистической обработки информации, анализ демографических моделей и т.д., входящих в проблематику классических курсов по демографии, занимает два и более семестра. Отсутствие этих тем в данном курсе определяется спецификой работы специалистов по социальной работе, требующей, скорее, ориентирования среди общих закономерностей, тенденций, зависимостей, чем навыков математической обработки показателей. В программе курса отсутствует и такая классическая тема, как "Этносоциальные проблемы семьи». Оправданность именно такого построения программы в этом случае, наоборот, связана с необходимостью более подробного изучения социального института семьи. Для студентов отделения социальной работы разработаны и читаются спецкурсы «Семьеведение» и «Семейная педагогика», что и позволило сократить изучение этой темы в предлагаемом курсе.


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



    1. Тематический план



Тема 1. Введение в курс. Социальная демография как научная дисциплина
Лекция – 1 час.


  1. Предмет и метод демографии.

  2. История возникновения. Демография и смежные дисциплины.

  3. Методы демографического анализа.

  4. Современная зарубежная демография.

  5. Источники данных о населении.


ЛИТЕРАТУРА:

3; 7; 11; 20; 27; 40; 45; 47; 50; 53; 60; 65; 66; 75.

Тема 2. Основные тенденции развития населения

Лекция - 1 час.


  1. Динамика численности населения мира, её региональные особенности.

  2. Демографический переход, концепция эволюционного развития населения.

  3. Европейский «демографический взрыв».

  4. Современный демографический кризис. Глобальная демографическая проблема.

  5. Взаимосвязь социально-экономических и демографических процессов.

  6. Качество населения и макроэкономические процессы.


ЛИТЕРАТУРА:

11; 13; 25; 27; 40; 45; 47; 49; 50; 53; 54; 60; 64; 65; 75.

Тема 3. Естественное движение населения

Лекция - 2 часа.


  1. Статистические показатели, их относительность.

  2. Рождаемость (брачность, фертильность). Изменение функций семьи. Компенсационные пики.

  3. Смертность. Возрастной состав населения. Половой состав. Уровень благосостояния. Качество питания. Понятие о качестве населения.

  4. Продолжительность жизни.


ЛИТЕРАТУРА:

2; 8; 14; 15; 16; 17; 19; 20; 23; 27; 30; 32; 41; 44; 46;

47; 48; 49; 50; 52; 54; 55; 60; 64; 65, 67, 70, 74.

Тема 4. Миграционные процессы

Лекция - 2 часа.


  1. Межпоселенческие миграции. Миграция как процесс.

  2. Классификации миграционного движения.

  3. Урбанизация и тенденции миграции населения мира – пространственный аспект.

  4. Модель развития миграционного движения.

  5. Особенности статистики и учета миграции населения.


ЛИТЕРАТУРА:

6; 27; 29; 33; 34; 39; 46; 47; 49; 51; 57; 58; 60; 70; 72; 75.

Тема 5. Демографические процессы в России

Лекция - 2 часа.


  1. Численность населения, возрастно-половой и национальный состав.

  2. Смертность и продолжительность жизни.

  3. Миграция населения в России.

  4. Качество населения.

  5. Демографическая статистика в России.

  6. Демографическая ситуация в Красноярском крае.


ЛИТЕРАТУРА:

12; 22; 24; 26; 27; 36; 40; 47; 48; 49; 63; 70.
Тема 6. Демографическая политика

Лекция - 2 часа.


  1. Политика в области народонаселения: понятия, концепции, определения.

  2. Эволюция демографической политики.

  3. Современная демографическая политика.

  4. Демографическая политика СССР и РФ.

  5. Прогнозирование в демографии.


ЛИТЕРАТУРА:

1; 3; 5; 20; 21; 27; 46; 47; 49; 56; 60; 65; 75.

Тема 7. Этносоциология как научная дисциплина

Лекция - 2 часа.


  1. Предмет, функции этносоциологии.

  2. Социальная структура наций и народностей.

  3. Расовый состав населения мира.


ЛИТЕРАТУРА:

9; 10; 27; 35; 37; 38; 42; 47; 59; 61; 62; 68; 69; 74; 75.

Тема 8. Национальный и расовый состав населения

Лекция - 2 часа.


  1. Этническая эволюция населения мира.

  2. Типы этнических общностей.

  3. Формы этносов.

  4. Этнические конфликты.


ЛИТЕРАТУРА:

4; 7; 9; 10; 18; 27; 31; 42; 43; 46; 47; 49; 59; 61; 62; 68; 69; 73; 74.

Тема 9. Этносоциальные проблемы города

Лекция - 2 часа.
1. Городской образ жизни: общее и национально-особенное.

2. Этносоциальные аспекты адаптационных процессов в городской среде.

3. Этнокультурный аспект социально-демографического воспроизводства городской территориальной общности.
ЛИТЕРАТУРА:

27; 28; 42; 46; 47; 59; 68; 72; 75.

Всего16 часов.
Почасовое распределение тем занятий производится лишь примерно; в процессе прохождения курса возможны некоторые изменения в зависимости от потребностей образовательного процесса в каждой конкретной учебной группе.

2.2. Тематика семинарских занятий


  1. Соотношение роли интенсивных и структурных факторов в развитии населения.

  2. Периодизация демографических процессов.

  3. Развитие качества населения. Система качественных характеристик населения.

  4. Воздействие общества на демографические показатели. Методы воздействия.

  5. Депопуляция населения.

  6. Детерминированность демографических процессов. Давление населения на средства существования.

  7. Демографические аспекты межнациональных и социальных конфликтов.

  8. Дифференциация населения России по уровню смертности. Различия в смертности мужчин и женщин.

  9. Региональные особенности рождаемости и смертности в России.

  10. Человеческий капитал.

  11. Этническая идентичность, ее типы и основания.

  12. «Ценность детей».

  13. Демографическая проблема в системе глобальных проблем человечества.

  14. Соотношение социальных и национальных интересов.

  15. Теории этнокультурного взаимодействия.

  16. Этнические контакты и их последствия.

  17. Традиционная культура и традиционное мышление.

  18. Проблема модернизации общества.


Представленный список тем превышает возможности курса. Из предложенного списка в начале семестра студенты в процессе обсуждения выбирают наиболее интересующие их темы для семинарских занятий.

Всего16 часов.
Подготовка к семинарскому занятию должна начинаться с прочтения соответствующей главы учебника для общей ориентации по теме. Затем студент должен определиться с поставленной проблемой, т.е. – сформулировать ее суть. Прочитать дополнительную литературу. Составить тезисы, в которых кратко сформулировать решение проблемы. Подготовить план устного выступления.


2. 3. Вопросы к зачету



  1. Предмет и методы демографии.

  2. Взаимозависимость демографического и экономического развития.

  3. Принципы изучения демографических процессов.

  4. Демографическая информация - принципы, особенности. Погрешность. Источники данных о населении.

  5. Динамика численности населения мира, ее региональные особенности.

  6. Концепция эволюционного развития населения: демографический переход.

  7. Возрастная структура населения.

  8. Демографический взрыв - период, локализация, причины и развитие.

  9. Демографический кризис. Глобальная демографическая проблема.

  10. Демографические факторы обострения социальной напряженности.

  11. Урбанизация.

  12. Развитие демографических потребностей в России.

  13. Основные демографические показатели. Открытое, закрытое население.

  14. Естественное движение населения.

  15. Динамика рождаемости. Региональные особенности.

  16. Динамика брачности. Классификация семьи. Региональные особенности.

  17. Динамика смертности и продолжительности жизни. Региональные особенности.

  18. Классификация причин смерти. Анализ современной группировки по регионам.

  19. Возрастная периодизация смертности.

  20. Естественное движение населения в России.

  21. Динамика рождаемости в России. Анализ причин и современного состояния. Региональные особенности.

  22. Динамика смертности в России. Анализ причин и современного состояния. Региональные особенности.

  23. Депопуляция населения.

  24. Демографическая ситуация и ее влияние на семейную структуру.

  25. Механическое движение населения. Основные понятия. Категории населения.

  26. Миграция - причины. Классификации миграционного движения. Современные тенденции мировых миграций.

27. Особенности миграции населения в России.

28. Социально-демографическое прогнозирование.

29. Статистика и учет миграции населения.

30. Концепции и понятия демографической политики.

31. История демографической политики.

32. Современная демографическая политика. Соотнесение понятий «социальная политика», «политика населения» и «демографическая политика».

33. Качество населения. Показатели качества.

34. Демографическая политика в СССР и России.

35. История и сущность понятий «этнос» и «этничность».

36. Современные российские теории этноса: пассионарная; компонентная.

37. Современные российские теории этноса: дуалистическая; информационная.

38. Структура этноса.

39. Этнические процессы ХХ века.

40. Этнические процессы в современном мире.

41. Основные подходы к классификации этносов.

42. Сущность этнической самоидентификации. Этническое сознание.

43. Динамика развития этнического конфликта.

44. Классификация этнических конфликтов.

45. Этнические конфликты постсоветского пространства.

46. Этнический имидж народов мира (по выбору).

47. Этнический характер. Этнический темперамент.

48. Основные черты традиционной культуры.

49. Модель и индикаторы виктимизационного процесса.

50. Основные положения теории модернизации общества. Идеология постмодернизма.

2.4. Требования к письменным работам по курсу

«Социальная демография и этнография»


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра теории и методики социальной работы iconКафедра теории и методики социальной работы
Правовое обеспечение социальной работы: Рабочая программа / Сост. С. Д. Чиганова. Краснояр гос ун-т. Красноярск: иц красГУ, 2003....
Кафедра теории и методики социальной работы iconРоссийской Федерации Карельский государственный педагогический университет...
В 1962 году на факультете физической культуры была создана первая специальная кафедра теоретических основ физического воспитания....
Кафедра теории и методики социальной работы iconОтчет по результатам самоаттестации кафедры теории и методики обучения математике в школе
Кафедра теории и методики обучения математике в школе математического факультета мгпу была открыта в 2002 году. Основной деятельностью...
Кафедра теории и методики социальной работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы»
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Кафедра теории и методики социальной работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы»
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Кафедра теории и методики социальной работы icon1. 3 Философские основания социальной работы
Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Соотношение фундаментального и прикладного...
Кафедра теории и методики социальной работы icon1. 3 Философские основания социальной работы
Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Соотношение фундаментального и прикладного...
Кафедра теории и методики социальной работы iconВопросы государственного экзамена по теории и методики обучения физике
История становления и развития методики обучения физике. Связь теории и методики обучения физике с другими науками. Задачи теории...
Кафедра теории и методики социальной работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной...
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Кафедра теории и методики социальной работы iconПетербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы...
Система медико-социальных наук. Физиологическое, психологическое и социальное здоровье человека. Неврологические науки и неврологические...
Кафедра теории и методики социальной работы iconВысшая лига 24-26 апреля 2009 года
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Кафедра теории и методики социальной работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной работы»
««Основы социальной работы» является формирование у студентов системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки...
Кафедра теории и методики социальной работы iconСоглашение о сохранении белых медведей (Осло, 15 ноября 1973 г.)
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Кафедра теории и методики социальной работы iconРаковой Валерии Александровны, пгниу европа начинается с Перми
«Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания...
Кафедра теории и методики социальной работы iconРабочая программа по дисциплине “история социальной работы” для специальности...
Целью дисциплины является формирование системных представлений у студентов об эволюционном пути развития основных форм, моделей,...
Кафедра теории и методики социальной работы iconИнформационная справка
Кафедра: теории и методики физической культуры и спорта, e-mail


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск