Беседничество и старчество в Среднем Поволжье





Скачать 175.84 Kb.
НазваниеБеседничество и старчество в Среднем Поволжье
Дата публикации30.08.2013
Размер175.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы

Беседничество и старчество в Среднем Поволжье




В конце XVIII – нач. XIX в. утвердившееся в русских православных монастырях старчество широко проникло в крестьянскую среду. Кроме того, в деревнях сохранялась старинная традиция келейничества, своеобразного «монашества в миру», когда крестьяне, формально не уходя в монастырь, отказывались от мирской жизни и, поселившись в отдельной от семьи избе – «келье», посвящали свою жизнь молитве и посту. Распространению келейничества способствовала и традиция паломничества по монастырям, к святыням и популярным в народе старцам-монахам. В Среднем Поволжье наибольшее влияние на развитие келейничества оказали Саровский и Серафимо-Дивеевский монастыри. Во время паломничеств в монастыри происходила встреча различных социальных групп и, таким образом, келейничество проникало в городскую и дворянскую среду. В некоторых случаях полумонашеская жизнь келейных «старцев и «черничек» делала их авторитетными в крестьянском обществе, тем более что, в отличие от односельчан, «чернички», в основном, были грамотными и зарабатывали на жизнь чтением Псалтыри по умершим и обучением грамоте деревенских ребятишек. Вокруг келейников складывались группы почитателей, что иногда приводило к конфликтам с приходскими священниками, которые усматривали в существовании этих общин угрозу авторитету официальной Церкви. Келейничество нередко становилось питательной средой для появления различных мистических движений, в том числе и хлыстовщины, происходило взаимопроникновение и взаимовлияние «старческих» и сектантских групп. В Среднем Поволжье в конце XVIII – XIX вв. сложилась локальная традиция келейничества, которая в миссионерской литературе получила название «беседничества».

Свое название это движение получило оттого, что его последователи собирались на внебогослужебные собрания, которые, по аналогии с крестьянскими посиделками, назывались «беседками». Обычно происхождение «беседников» возводят к деятельности старца Василия Щеглова, в свою очередь бывшего учеником известных в свое время «уренских барышень», сестер-помещиц Анны Андреевны и Дарьи Андреевны (к сожалению их фамилия не известна), живших в селе Большой (Базарный тож) Урень Сызранского уезда Симбирской губернии на рубеже XVIII – XIX вв. «Уренские барышни», по преданию, получив благословение Серафима Саровского, устроили в селе полумонашескую келейную общину, которая пользовалась почитанием среди мистически настроенных людей. Бывали у «барышень» и представители сектантских движений. Так, примерно в одно время с Василием Щегловым, подвизался у «Уренских барышень» некто старец Григорий, будущий лидер хлыстов с. Дубовый Умет Самарской губернии [1]. Василий Щеглов основал первые общины беседников в Самарской губернии, в селах Черноеречье, Красный Яр, Большая Каменка, Хорошенькое. Должно быть, проповедь старца Василия не всегда соответствовала православной традиции, что дало повод некоторым священникам напрямую обвинять Василия Щеглова в хлыстовщине [2]. После смерти старца Василия в 1854 г. беседников возглавила его ученица Анастасия Кузьминична Керова (в монашестве Мария), которую беседники называли «тетушка Кузьминишна». Благодаря энергии и авторитету «тетушки Кузьминишны» беседничество распространилось по всему Поволжью: Самарской, Симбирской, Казанской, Саратовской и даже Оренбургской губерниям. В начале беседки «Настасьи Кузьминишны» посещались только женщинами: на них читались акафисты, Св. Писание, святоотеческие творения, пелись популярные у келейниц канты напр.: «Где рай мой прекрасный», «Гора Афон, гора святая», «Слава-слава в вышних Богу», «К тебе, о Мати пресвятая» и пр. Но с течением времени, по мере того, как распространялась молва о святости Керовой, все более и более увеличивался и круг участников беседок. Сначала на них приглашали только «благодетелей», потом более или менее грамотных мужиков для «чтения» и «толкования», а потом уж и всех желающих.

По словам священника А. Урбанского, в приходе которого беседничество получило широкое распространение, «начала она с того, что со слезами и поклонами стала увещевать приходящих быт истинными христианами, учила молитве, воздержанию, умоляла удаляться от мира и всего мирского, оставит прежнюю жизнь, хранит девство, не пить вина, не курить табаку, не есть мяса, не участвовать в пирах, играх, или хотя бы даже и невинных забавах и по возможности избегать общения с «грешными» – т.е. православными людьми, при чем собою подавала образец «новой» благочестивой жизни. Далее, с течением времени, из «святой» великой подвижницы превратилась уже в «богородицу», а потом и в «Бога-Господа», теперь видимо с нами во плоти пребывающего». А «мужички» из простых «чтецов и толкователей» превращались в «вдохновенных учителей», «пророков и апостолов». По мере роста славы и святости своей наставницы, беседники все более и более проникались этим учением, и все старательнее отделяли себя от «мирских», «не наших» пока не превратились в «истинных христиан», «людей Божьих», обособившись в тайную общину, отличающуюся крайним пренебрежением к православию и православным и ненавистью к православному духовенству» [3]. Власти обвинили Керову в сектантстве и ее дело рассматривалось Казанской судебной палатой и Самарской духовной консисторией, которые выдвинутые обвинения признали недостаточными. И все же по настоянию церковных властей она вынуждена была отказаться от права учительства [4]. 7 декабря 1893 года в присутствии Самарской духовной консистории она говорила: «Виновата я в том, что без дозволения местного священника, дозволяла иметь в своем доме собрания. В мой дом, иногда днем, а чаще по вечерам и по ночам, собирались мужчины и женщины, парни и девицы. На этих собраниях мы читали акафисты, молились Богу, пели псалмы и духовные канты и толковали, как кому вздумается, что-либо из Евангелия или апостольских посланий и вообще из Св. Писания. Я сама теперь сознаю, что может быть кто-либо из присутствовавших в собрании, своим неправильным толкованием, мог вводить и вводил некоторых в заблуждение. Могло также быть, что молодые люди, выходя ночью из наших собраний, по силе прирожденного человеку греха, вступали в непозволительные отношения и дозволяли себе то, о чем срамно и глаголати, а потом, при угрызениях совести, прикрывались и оправдывались моим достоинством учительницы, или известностью кого-либо из неправильных толкователей Писания, бывших на собраниях, хотя ни своим учением, ни своей жизнью не подавала повода к нарушению брачного жития и дозволенностью распутства» [5]. Затем ее постригли под именем Марии в Самарском Иверском женском монастыре и по ходатайству епархиального начальства перед Синодом Керову в 1891 году насильно сослали в Суздальский Покровский женский монастырь. Духовной консисторией священникам беседнических приходов Самарской епархии было предписано «иметь неослабное внимание за действиями беседчиков; производить внебогослужебные собеседования о душевредности самовольных беседнических собраний, под главенством непризнанных к тому лжеучителей; тщательно, но осторожно исследовать учение секты через опрос принадлежавших к ней, но затем раскаявшихся и принятых в лоно православной церкви лиц; заняться собиранием рукописных тетрадок со стихами и вероучительными взглядами этих сектантов, а также приобретением уличающих их писем и других материалов, служащих к уяснению секты; внушать отдельно каждому из родителей и родственников келейниц о том, какой вред проистекает от удаления девиц в келии и от сношения их с беседчиками» [6].

В настоящее время, благодаря трудам духовенства Самарской епархии движение беседников предстает как вполне православное, претерпевшее несправедливые гонения от церковной власти, однако, на рубеже XIX – XX вв. учение беседников вызывало сильную озабоченность миссионеров средневолжских епархий. В основе этого учения, как и у хлыстов, было признание того, что «Дух Божий вселяется в человека в той или другой степени полноты, сообразно степени его совершенства и воспреемлемости: то в степени «апостола», то «пророка», то «архангела», то «богородицы» (при чем, по их выражению, и мужик может быть «богородицей»), то «христа», то, наконец, «бога-саваофа» [7]. Однако, в отличие от хлыстов, беседники не практиковали радения для достижения религиозного экстаза, хотя экстатические состояния характерны и для них. Так «тетушка Кузьминишна» говорила: «на меня находит вдохновение, сама даже и не замечаю, как из меня слова выходят» [8], что весьма напоминает хлыстовскую практику «пророчеств». По мнению священника А. Урбанского духовная эволюция беседника проходила следующим образом:

«Сын Божий рождается от Отца, рождается всегда в душе верующего. Рождение это совершается непременно при участии святого человека: это де видно из Евангелия, которое нужно понимать духовно. Там сказано: Авраам родил Исаака, т.е. научил его «доброй жизни», показал ему, как нужно жить, чтобы быть «истинным христианином», - и был ему как отец, ибо родил его для «новой» духовной жизни. А что тут речь идет не о плотском, а о духовном рождении – это видно из Писания: «рожденное от плоти – плоть есть», а плоть – Диавол, следовательно, о ней нам говорить не приходится. Только «рожденное от духа – дух есть»; следовательно, тут говорится о духовном рождении. Родить же «духом» может только человек «духовный» - святой. Такой духовный (святой) человек, (каковым может быть только беседник) рождает другого, когда сообщает ему истинное (беседническое) учение и руководит его в «новой» жизни своими советами и указаниями, помогая ему оставить прежние худые привычки и укрепит волю в добре. Во имя Троицы человек должен родиться три раза. Первый раз плотию от отца, другой раз водою от попа, третий – духом от апостола; два последних рождения для спасения существенно необходимы, ибо сказано: «аще кто не родится от водою и духом, не может внити в царствие Божие». Рождаемый духом должен следовать за Христом, ибо только этот единственный и тяжелый путь ведет к достижению «меры возраста совершенна». Путь этот указан в Евангелии и имеет четыре стадии развития, а именно: преображение, страдание, воскресение и вознесение. Жизнь духовная начинается с «преображения», потому, что прежде всего нужно «преобразить», изменить прежнюю худую жизнь, оставить дурные привычки, перестать пить вино, курить табак, есть мясо и пр., главное, необходимо вступить в общество беседников. За таким «преображением» всегда следует «страдание» и «кресты», т.е. напасти, беды, о чем в кантах беседников поется:

Беды от разбойничков,

Беды и от сродничков;

Беды от сосед-друзей,

Беды и от всех людей;

Беды от родителей,

Беды от гонителей.

Гонители – это православные, преследующие беседников и особенно – книжники и фарисеи, т.е. духовенство. «Страдание» всегда заканчивается «распятием» или «пригвождением ко кресту». Моего соседа, напр., «распяла» жена, рассказав про его учение и подав жалобу за притеснение. За распятием следует «воскресение», т.е. с распятием заканчиваются и «испытания»; человек очищается от скверны, оправдывается, становится «сосудом» совершенным и переходит к «новой», совершенной, бесстрастной жизни «вне закона» «по духу благодати», - ибо праведнику «закон не лежит». Это состояние высшее на земле, состояние апостольское, путь к нему долог и тернист, поэтому некоторые беседники у нас, на привет православных, особенно близких, - не редко отвечают «нет, еще не воскрес». Мне лично одна беседница говорила: «эх, батюшка, кому не охота воскреснуть, только нам-то до этого далеко». Вознесение – последняя стадия; им заканчивается земное поприще беседника: «Пречистая его душа возносится в недра отча». Достигший воскресения беседник становится святым, апостолом, христом, так как с этого времени в него окончательно вселяется «дух христов», и с той поры такой человек сам по себе уже не живет, а «живет в нем Христос» [9]. Такие люди имели безусловный авторитет в беседнических общинах. Особенным почитанием пользовались ближайшие ученики Керовой – «дяденьки» Дмитрий (Дмитрий Семенович Бахмутов, крестьянин с. Малая Каменка), Николай, Кузьма и Игнатий (Игнатий Степанович Фролов, крестьянин с. Пискалы), в честь которых даже составлялись молитвы и песнопения, на манер церковных: «святые отцы Димитрие, Николае, Козмо и Игнатие, молите Бога о нас». Кондак, сочиненный в честь Керовой выглядел следующим образом: «Во искушении и скорби, к твоему храму притекающее, приемлем честное дарование от божественной твоей живущей благодати, о мати Марие, присно бо точиши исцеления» [10]. Беседники много читали Библию, но предпочитали толковать ее аллегорически: «Христос родился. Не родился, а всегда рождается: разве добрых-то людей мало? До Вифлеема нам нет никакого дела, надо чтобы в душе-то Христос рождался. Симеон принял Христа, говоря «ныне отпущаеши» и пр. И это духовно понимать надо, потому, что писано для духа. Взял Христа на руки – значит познал Его, воспринял Его добрую жизнь; вот в него и вселился дух-то Христов; он умер для греха, а ожил духом. Не было Ирода, гнавшего Христа и губившего 14000 младенцев. По толкованию беседников, под Иродом нужно разуметь доброго человека, познавшего «живого – Бога-христа» и оставившего грехи.

Младенцы – грех, избил младенцев- оставил свои грехи. В Писании же сказано:

«Блажен иже разбиет младенцы о камень». Об Ироде можно рассуждать только тому, кто и сам уж разбил младенцев, а нам еще грешно» [11]. Как и хлысты, беседники отрицательно относились к употреблению алкоголя: «Наш Бог не пьяница, ни вина, которое есть кровь сатаны, ни сам не пил, ни другим пить не велел. А если и сказано, что Христос превратил воду в вино, то это значит, что он их там на браке-то обвинил, обвиноватил, доказал виновность пирующих на браке, чего прежде они не понимали и были просты, как вода» [12].

Проблема беседников не раз была предметом обсуждения на миссионерских съездах как в Самарской, так и в Симбирской губерниях. В Симбирской губернии беседничество было распространено в Сызранском уезде, в сс. Жамовке, Новой Рачейке, Кашпирах и Костычах. Отметим, что Сызранский уезд издавна был одним из центров тамбовской разновидности хлыстовщины - постничества. В Костычах еще в конце XVIII в. жил хлыстовский лидер Шамбаров, о котором местные крестьяне рассказывали страшные легенды [13]. Активизация келейничества, или, в терминологии уездных священников, беседничества в конце XIX – нач. XX вв. связана с деятельностью иеромонаха Сызранского мужского монастыря Власия, экстравагантность поведения которого («юродство») создавала ему славу святого среди местных крестьян. Под влиянием проповеди Власия крестьяне стали отказываться от супружеских отношений и собираться на внебогослужебные беседы, на которых пели канты и толковали Библию. Отказ от супружеских отношений приводил к конфликтам в крестьянский семьях, некоторые беседники забрасывали хозяйство и воспитание детей и посвящали все свое время «беседкам» и общению с Власием в Сызранском монастыре. По словам епархиального миссионера «несчастные мужья, жены которые увлеклись беседничеством, клянут о. Власия, коему они приписывают этот новый род религиозного ханжества» [14]. В с. Жамковке, в 1913 г., возглавлял «беседников» молодой (около 30 лет) крестьянин Алексей Николаев Лексин. Он убедил нескольких молодых девушек уйти из домов родителей и поселиться для молитвы в особых кельях. Все это сильно не нравилось старикам – отцам девушек, но они ничего не могли поделать с своими дочерями, так как Лексин внушал им, что в деле спасения родителей слушать не обязательно [15]. По словам миссионера Михаила Нечаева Лексин «с женою отказался иметь супружеские отношения, будто бы с ее согласия, но в этой неправде обличила его тут же на беседе, теща его. Говорят, он бил жену свою года два за ее притязания, и та под конец смирилась и покорилась своей участи. Теперь ходит, как черничка, живет в келье мужа, в роде прислуги для собрания там около 10 девушек. Почитателей Алексия считается около 40 человек в приходе. Алексий имеет очень много книг религиозно-нравственного содержания и, между прочим, толкованя на Еванелии блаж. Феофилакта в русском переводе. Из него он привел место, доказывающее право мирянина назидать и учить. На вопрос, почему он лишает жену супружеских сношений, он вычитал из Евангелия: «или оставит отца или матерь или жену или чада имене Моего ради, сторицею примет и живот вечный насладит». Привел примеры Алексия человека Божия и святителя Иосафа Белгородского, которые ушли из дома родителей без их согласия, ради достижения Царства Небесного. Келья его уставлена вся, почти, иконами. Тут же помещаются кровати для девушек. В переднем углу стоит аналойчик, на котором производится дне-нощное чтение Псалтири девушками по очереди. За это они и получают приношения для своего пропитания, Тае как никакими работами не занимаются. По вечерам устраивают собрания, поют и читают под руководством Алексия. Когда мы вошли в келью, алексия не было дома. Очередная девица не обернулась на нас и, не моргнув глазом, продолжала чтение Псалтири до тех пор, пока мы не сказали, чтобы она перестала. Тогда они и все бывшие девицы подошли к нам под благословение. Вскоре пришедший Алексий сделал тоже самое. Это маленький, юркий человек, одет был в какой чапан, на подобие рясы, только с русскими рукавами; на голове его была шапка из черного манчестеру, на подобие скуфьи, только не остроконечная, а круглообразная. Он имеет сношения с Афоном, где живет одножитель из кр. Николай Семенов, а теперь иеросхимонах Евфимий, с которым он ведет переписку, спрашивая его мнения и разрешения некоторых вопросов. Одна женщина, дочь которой умерла в келье Алексия, ранее его бранившая, а теперь сделавшаяся его почитательницей на беседе сказала, что можно бы по одной книге доказать правоту их собраний, да книгу эту показать нельзя. Что это за книга, осталось неизвестным. Алексей оправдывался в своем самовольстве тем, что они не худое дело делают, не в кабаке собираются, или не на улицах пустословием занимаются или играми какими, а живут для спасения души своей. Мяса не едят, вина не пьют, так как в нем не находят ничего хорошего. В селе их зовут хлыстами. К богослужению в церковь ходят, к духовенству почтительны, но наставлений и советов приходского священника не слушают. Алексей говорит, что ночью он к девицам в келью не ходит, но по слухам, это неправда. У Алексия есть конкуренты, некий Иван, тоже 30 лет. Сначала они дружили, но потом разошлись. У Ивана нет кельи, он довольствуется одною проповедью, в чем-то не согласен с проповедью Алексия. Мне передавали, что Иван, на пути в Промзино на богомолье, позволял на постоялых дворах развратные действия со своими спутницами» [16].

В с. Новая Рачейка беседников возглавлял отставной солдат Федор Евдокимов Емелин, он же Мальгин, женатый на староверке белокриницкого согласия. Чтобы прославиться в качестве чудотворца, он пришел зимой в волостное правление босиком – просить паспорт для паломничества в Киев на богомолье. В Новой Рачейке он прослыл за человека святой жизни, к нему стал ходить народ с просьбами исцелить от различных болезней, которые он лечил разными снадобьями и, преимущественно, лампадным маслом. Кроме того, Федор юродствовал и пророчествовал. Собрания, под его руководством, проходили следующим образом: «собравшись в количестве человек 50, приблизительно на половину мужчин, на половину – женщин, преимущественно молодых (от 20 -25 лет) около 7-8 часов вечера. Сам Федор садится вперед и начинает свою речь так: «братья и сестры, слушайте только меня». Потом он начинает читать священное Писание с толкованиями, чтение прерывается иногда пением каких-то кантов. Беседа продолжается до рассвета». Под влиянием проповеди Федора члены беседок переставали слушать родителей, ходить на работы. «Есть у нас Отец Небесный, Его и слушайте, а земного отца слушать не надо», - поучал их Федор. Жители села такими беседами были недовольны, но прекратить их не решались, побаиваясь сверхъестественных возможностей Федора [17].

В с. Кашпирах беседничество появилось около 1903 г. Беседы устраивались зимой и летом, в разных домах, и продолжались всю ночь. На них пелись духовные стихи, акафисты. Читались листки из Афона, Евангелие и Библия не читались. Среди кашпирских беседников был грек Василий, который представлял из себя юродивого: притворялся пьяным, дурачился. Насмешки над собой Василий считал за подвиг терпения. На собраниях кашпирских беседников бывали пророчества, духовное визионерство: «Я вижу Божью Матерь», «а вот тут апостолы» - говорили участники собраний. Беседники села Кашпир поддерживали связи с Костычевскими. По словам миссионера «одна девица села Кашпира, красивой наружности, познакомилась в Костычах с Семой юродивым, побыла на их собрании, где ее угостили чаем с каким-то снадобьем и она почувствовала себя дурно и ей хотелось быть с Семой. Говорили, что насилу могла одолеть это дьявольское наваждение. Ревнителей православия к себе на собрания не допускают, опасаясь их разоблачений, так что никто хорошенько и определенно сказать ничего не может о происходящем на их собраниях» [18].

В Костычах имелось два руководителя беседников: крестьяне Василий Михайлов Катушов (около 60 чел.) и Семен Кириллов Коклюхин (около 45 чел.) Первого называли «Василий блаженный», а второго - «Сема Юродивый». Оба они отличались чудачеством, старались, чтобы над ними смеялись и их осуждали, в перенесении насмешек и осуждений они усматривали особый подвиг страдания. Между собой Катушов и Коклюхин общения не поддерживали, считая друг друга конкурентами. Со своими женами и тот и другой не жили, а поселились в отдельных от семей кельях. По словам священника Михаила Нечаева: «У Семы в келье живут постоянно 3-4 женщины или девицы, не Костычевские, а из других сел, и часто меняются. Говорят, они разденутся догола и лягут, а Сема лежит среди них и любуется их прелестями. Жена его сначала роптала, но потом смирилась и живет черничкой. Она ходит к «Василию блаженному» и спит с ним. Сема говорит, что греха с женщинами он не творит, только разжигается». Обе общины усердно посещали церковь, стояли на службе чинно, хотя раньше допускали разного рода выходки, чтобы вызвать осуждение окружающих. Под видом юродства Сема иной раз напивался пьяным и играл на гармошке, но Василий от вина воздерживался. Местные крестьяне считали Сему прозорливым, способным угадывать мысли окружающих, имеющим дар пророчества. Кельи обоих были уставлены иконами, а у Семы, кроме того, висел портрет знаменитого иеромонаха Илиодора, вначале приятеля, а, затем, непримиримого врага Григория Распутина. Сема и Василий носили обычную крестьянскую одежду, но Сема еще повязывал шею черным или белым шарфиком, очевидно заимствовав этот обычай у скопцов. Подобно хлыстам и Василий и Сема не употребляли в разговоре слов «черт» и «дьявол», заменяя их более нейтральным - «враг». Очевидно, юродства Семы и Василия индуцировали нервные расстройства у некоторых последователей. Так, один из молодых крестьян, некоторое время посещавший собрания у Коклюхина, после женитьбы внезапно стал страдать истерическими припадками, кривляться на улице, одна из последователей Катушова вообще заболела психическим расстройством, миссионеры отмечают, что в Костычах среди последователей обоих старцев много женщин страдающих кликушеством. Оба старца не занимались никакой крестьянской работой, кормились исключительно за счет своих последователей. Василий даже имел четыре лошади [19]. Деятельность костычевских беседников не раз вызывала обеспокоенность как светских, так и церковных властей. Так еще в 1904 г. священник села Костычей обвинял Коклюхина и Катушова в хлыстовстве, но тогда ограничились только высылкой проживавших у них девиц по местам жительства [20]. Имелись беседники и в Казанской губернии, где они особенно были распространены в Чистопольском уезде [21], который был одновременно и центром хлыстовщины. Священники, в своих ежегодных отчетах старались регистрировать беседников как сектантов. Так в ведомости о церкви с. Ермакова за 1905 г. фиксируется 2 беседнических двора, 5 мужчин и 3 женщины [22], в приходе с. Мамыково, в д. Владимировка – 2 женщины-беседницы, в д. Березовка – 3 беседнических двора, 3 мужчины и 8 женщин-беседниц [23].

Широкое распространение беседников по губерниям Среднего Поволжья ставило перед епархиальными миссионерами вопрос о том, как относиться к этому, очевидно новому, для них феномену. С одной стороны, ряд признаков сближал беседников с хорошо известными духовенству хлыстами, с другой – отсутствие практики радений не позволяла окончательно отождествить хлыстов и беседников. В 1913 г. сызранский миссионер, священник Михаил Нечаев отмечал, в своем докладе миссионерскому съезду: «Судя потому, что беседники всегда имеют между собою общение, ходят друг ко другу, вместе устраивают беседы, можно заключить, что религиозно-нравственные их взгляды одинаковы. Если бы это было одно шарлатанство, такого общения не могло бы быть, но каждый главарь действовал бы самостоятельно. Значит, - тут корыстные цели уступают место идее, и только тогда бывает разногласие между ними, когда проповедуются неодинаковые идеи. Поэтому беседники – сектанты организованные или еще только стремящиеся сорганизоваться. Но и беседники эти не простые, каковые есть и в других местах епархий, а хлыстовскою подкладкою. Может быть, это есть особая, новая ветвь хлыстовства. Ведь известно, что всякая секта не стоит неподвижно, а дробится и делится» [24]. Аналогичного взгляда на это явление придерживался и священник Владимир Садовский, который сравнил беседников с появившимися в Петербурге последователями «братца» Ивана Чурикова, основателя секты трезвенников: «Можно ли и следует ли рассматривать беседников, как особого рода сектантов? Пока на этот вопрос ответить довольно трудно. Беседничество, или что то-же «келейничество», по внешнему виду, представляет собою группы лиц, ищущих спасения душевного», ставящих своею главною обязанностью духовные упражнения в домашней молитве, чтении слова Божия, аккуратно исполняющим христианский долг Исповеди и Св. Причастия, неопустительно посещающим церковное богослужение, ведущих трезвый и воздержанный образ жизни и проч. Но, с другой стороны, в жизни, и поведении, и учении беседников есть стороны, сближающие их с хлыстовщиной, как, напр., отрицательное отношение к брачному сожитию, неядение мяса и подозрительное «духовное общение» мужчин и женщин, сопровождающиеся тайным развратом. … Мне думается, что наше «беседничество» есть, в существе дела, явление, однородное с новопоявившемся столичным «трезвенничеством», представителями которого являются известные «братцы» Колосков, Григорьев и др. Наши деревенские Алексины, Мальгины, Семы – юродивые и др., в сущности, копируют «препрославленных» братьев Иванушек» [25].

Таким образом, беседничество в трудах, как противников, так и почитателей этого движения из среды православного духовенства, предстает в виде преемственной традиции, восходящей к одному основателю. Однако, по нашему мнению, анализ источников позволяет говорить о полицентричном характере беседнического движения. В Среднем Поволжье, традиция старчества и келейничества была распространена достаточно широко. Так, в Арзамасском уезде Нижегородской губернии, в 1840-х гг. был известен старец Василий Радаев, сосланный в Сибирь за религиозную практику сексуального характера, в Курмышском уезде Симбирской губернии в 1880-х – 1920-х гг. почитанием пользовался Фрол Иванов, впоследствии известный как старец Меркурий. По нашему мнению, как беседничество и старчество, так и хлыстовщину следует рассматривать как развитие народного мистицизма. Эти движения не были изолированными, влияли друг на друга, и, в конечном счете, беседничество и старчество, в некоторых областях, после революции, при общей деградации церковности в 1920-х – 40-х гг. приобрело ряд черт, которые привели к появлению феномена «истинно-православных христиан» (ИПХ), несомненно, имеющего сектантские черты. В то же время старчество и беседничество нередко ассимилировали историческую хлыстовщину, как это произошло в приходе с. Козловки, Курмышского уезда Симбирской губернии.

Примечания


  1. Серебренитский К. Дубово-Уметское царство. Потайное учение хлыстовского направления в Самарской области // Этнос и культура. – 1996. - № 3, 1997. - № 1 - 3 (цит. по интернет-версии: http://samara friends-partners.ru/infcent/etnos/1-1997/etnologij/ister-relig-mifologij/dubumetza/index.html).

  2. Урбанский А., свящ. Религиозный быт беседников. // Известия по Казанской епархии. – 1903. - № 14. – С. 558.

  3. Там же.

  4. Якубовский, Б., прот. История беседничества в Самарской епархии. Два столетия христианской общины. - Самара, 2003. С. 19.

  5. Урбанский А., свящ. Религиозный быт беседников. С. 560.

  6. Якубовский, Б., прот. Указ. соч. С. 24 – 25.

  7. Урбанский А., свящ. Религиозный быт беседников. С. 561.

  8. Там же.

  9. Там же. С. 562 – 563.

  10. Там же. С. 564.

  11. Там же.

  12. Там же. С. 565.

  13. Аристов Н. Указ. соч. С. 54.

  14. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО), Ф. 134, Оп. 7, Д. 930, Л. 1 об.

  15. Там же. Л. 2 об.

  16. Там же. Л. 14 об. – 16.

  17. Там же. Л. 16 – 16 об.

  18. Там же. Л. 16 об. – 17.

  19. Там же. Л. 17 – 18.

  20. Там же. Ф. 134, Оп. 7, Д. 716.

  21. Урбанский А., свящ. Религиозный быт беседников. С. 559.

  22. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 225, Оп. 11, Д. 3, Л. 48 об.

  23. Там же. Л. 96 об.

  24. ГАУО. Ф. 134, Оп. 7, Д. 930, Л. 19.

  25. Там же. Л. 19 – 19 об.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Беседничество и старчество в Среднем Поволжье iconДиагностика y -вируса картофеля и штаммовый состав патогена в Среднем Поволжье
...
Беседничество и старчество в Среднем Поволжье iconПриложение меры борьбы с неблагоприятными климатическими условиями
России, приводит к неурожаю и голоду. Так, в 1920-1921 гг в Поволжье была страшная засуха, которая загубила урожай зерновых. Это...
Беседничество и старчество в Среднем Поволжье iconПрименение физического метода в защите яровой пшеницы от болезней...
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Беседничество и старчество в Среднем Поволжье iconКультура здоровья народов среднего поволжья в XIX столетии
Охватывают XIX столетие. Оно выбрано потому, что в это время в Среднем Поволжье наиболее отчетливо проявились ценности традиционной...
Беседничество и старчество в Среднем Поволжье iconПродуктивность яровой пшеницы и плодородие чернозема южного при длительном...
Конкурсная документация на проведение открытого публичного конкурса на получение грантов Правительства Российской Федерации для государственной...
Беседничество и старчество в Среднем Поволжье iconИмператорское Русское Географическое Общество (ирго) – рго ан СССР...
Волжское понизовье (воложеская русь) – поволжье (по «Водному кодексу рф») территория вокруг акваторий куйбышевского, саратовского...
Беседничество и старчество в Среднем Поволжье iconПрограмма вступительных испытаний творческой направленности по специальности...
Ровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании). При приеме...
Беседничество и старчество в Среднем Поволжье iconКонспект урока тема: «Районирование России. Поволжье» «Герои и проблемы современной литературы»
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»
Беседничество и старчество в Среднем Поволжье iconСергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.):...
Защита состоится 27 июня 2012 г в 10 часов на заседании диссертационного совета в Московской духовной академии по адресу: 141300,...
Беседничество и старчество в Среднем Поволжье iconРабочая программа по спецкурсу/спецсеминару «проблемы региональной...
Проблемы региональной безопасности на ближнем и среднем востоке в 1980-е – начале 2000-х гг
Беседничество и старчество в Среднем Поволжье iconТема урока Содержание программы
Восприятие красоты как святости и ее отражение в русской православной культуре. Почитание на Руси Иисуса Христа, Богородицы и православных...
Беседничество и старчество в Среднем Поволжье iconЛитература: Народы России: общие материалы: книги
Среднее Поволжье это особая историко-культурная область, находящаяся на стыке Европы и Азии, что предопределило ее многонациональный...
Беседничество и старчество в Среднем Поволжье iconСулейманов галем альбкаевич разработка мер борьбы с основными гельминтозами...
Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости
Беседничество и старчество в Среднем Поволжье iconПрограмма «Мобильных уроков»
Поволжье. Поведены итоги учебного года и проекта «Мобильные уроки» компании «МегаФон». Более 30 000 учеников школ из 13 регионов...
Беседничество и старчество в Среднем Поволжье iconДиплома о среднем профессиональном или высшем образовании

Беседничество и старчество в Среднем Поволжье iconГеография домашние задания 9»А» апрель 02. 04. 2013 – «Поволжье»
Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск