Скачать 413.63 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ) Кафедра теории и истории государства и права Одобрено УМС факультета ____________ Протокол №__от «___»___________20__г. Председатель ________________________ Рабочая программа Учебной дисциплины «Правоведение» для направлений подготовки 035701 – Перевод и переводоведение Специализация: Специальный перевод Квалификации (степени) выпускника - бакалавр Форма обучения - очная
Москва 2011г.
Целью учебной дисциплины «Правоведение» является формирование целостного представления о правовой системе Российской Федерации, её законодательстве, что позволяет грамотно использовать нормативно-правовые документы на практике. Задачами курса являются: - привитии навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения основных социально-правовых ролей в обществе (гражданина, избирателя, собственника, потребителя, работника; - умению ориентироваться во всем многообразии правовых документов; - обучение комплексному восприятию учебного материала, методике сравнительного анализа, проблемному подходу к использованию источников и формированию правового кругозора.
Учебная дисциплина «Правоведение» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО квалификации «специалист» и базируется на дисциплине гуманитарного (Б.1) цикла: «История». Необходимым требованиями к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента при освоении данной дисциплины и приобретенными в результате освоения предшествующей дисциплины являются: Знание: основ мировоззрения и государствоведения. Умение: выявлять закономерности и особенности государственно-правового и экономико-правового процесса, причинно-следственные связи, Освоение дисциплины «Правоведение» закладывает, формирует профессиональное правосознание и гражданскую позицию студентов, а также является базой для дальнейшего углубленного изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: а) Общекультурные компетенции (ОК): - способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1); - способностью анализировать социально значимые явления и процессы, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческие и философские проблемы, применять основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-2); - способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики и служебного этикета (ОК-3); - способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль личности в истории, особенности политической организации общества, способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4); - способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области защиты интересов личности, общества и государства, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению (ОК-5); - способностью к работе в коллективе, кооперации с коллегами, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать организационно-управленческие решения в ситуациях риска и нести за них ответственность, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-7); - способностью к логически-правильному мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению информации, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения на основе принципов научного познания (ОК-8); - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); - способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций, изменения вида своей профессиональной деятельности (ОК-13); - способностью к образовательной и воспитательной деятельности (ОК-14); - способностью самостоятельно применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, достижения должного уровня физической подготовленности в целях обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15). б) Профессиональные компетенции (ПК): - способностью владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях (ПК-7); - способностью оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ПК-24); - способностью использовать в профессиональной деятельности понятийный аппарат философии и методологии науки (ПК-27); - способностью к теоретическому осмыслению задач профессиональной деятельности (ПК-28); - способностью творчески использовать теоретические положения гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, а также их методы для решения практических профессиональных задач (ПК-29); - способностью анализировать взаимосвязи явлений и фактов действительности на базе владения методологией и методикой научных исследований (ПК-30). В результате освоения учебной дисциплины «Правоведение» студент должен знать: — природу и сущность государства и права; — основные закономерности возникновения, функционирования и развития права; — готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой, применять нормативные и правовые документы в своей профессиональной деятельности; уметь: — оперировать юридическими понятиями и категориями; — анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; — работать в трудовых коллективах и организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения с учетом политики государства; владеть: — юридической терминологией; — навыками работы с правовыми актами.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание модулей и тем дисциплины. Тема 1. Предмет, метод и задачи курса «Правоведение» в вузе Предмет учебной дисциплины «Правоведение». Общеправовые понятия и категории. Государство как универсальная организация политической власти социально неоднородного общества. Право как общеобязательная система нормативного регулирования общественных отношений. Задачи курса. Освоение общеправового категориально-понятийного аппарата, формирование основ правового мышления и юридического мировоззрения, понимание роли права и правовой культуры в жизни общества. Компетенции ОК-1;ОК-3;ПК-24 Тема 2. Общество и государство, политическая власть Роль и значение власти в обществе. Понятие политической системы общества и ее элементы. Понятие государства и его признаки. Место и роль государства в политической системе общества. Функции государства. Государственный механизм (органы государства, вооруженные силы и другие отряды вооруженных людей, принудительные учреждения). Формы государства. Общественные объединения и их виды. Понятие демократии, ее элементы (народовластие, свободные выборы, место представительных органов в государственном механизме, широкое применение различных форм непосредственной демократии — референдумы, всенародные опросы, выявление и учет общественного мнения, общественный контроль за деятельностью государственных и общественных органов и должностных лиц). Правовое государство: понятие и признаки. Возникновение и развитие идей о правовом государстве, господстве права и закона в жизни общества и государства как противовеса самовластью и произволу. Правовое государство и теория разделения властей. Компетенции ОК-1;ОК-3;ПК-24 Тема 3. Право: понятие, нормы, отрасли Понятие, система и виды нормативного регулирования общественных отношений. Соотношение права и государства. Место права в системе нормативного регулирования. Понятие права, его сущность и общая характеристика как нормативного регулятора общественных отношений. Норма права, ее структура. Формы (источники) права. Нормативно-правовой акт как источник и основная форма выражения права. Закон как источник права. Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных актов. Виды и формы систематизации законодательства. Отрасли права: понятие и система. Компетенции ОК-3;ОК-5;ПК-27 Тема 4. Мораль, право, правовая культура Понятие и виды социальных норм: моральные, политические, правовые, обычаи, традиции, нормы общественных организаций и др. Понятие норм морали. Общие черты и отличие норм права и норм морали. Правовое сознание. Понятие правовой культуры, ее взаимосвязь с политической и другими формами культуры. Понятие, место и роль правового воспитания в системе воспитания граждан, его основные цели и задачи. Формы и методы правового воспитания. Роль правосознания и правовой культуры в формировании правового государства. Компетенции ОК-4;ОК-5;ПК-7 Тема 5. Правоотношения и их участники Понятие и признаки правоотношений как особого вида общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Виды правоотношений. Структура (элементы) правоотношений. Субъекты правоотношений (граждане, юридические лица). Субъекты публичного права. Содержание правоотношений. Субъективные права (правомочия) и обязанности сторон, их действия по реализации этих прав и обязанностей. Объекты правоотношений. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Компетенции ОК-4;ОК-7;ПК-29 Тема 6. Правонарушение и юридическая ответственность Понятие, признаки, и состав правонарушения. Субъект, объект, субъективная, объективная стороны правонарушения. Виды правонарушений. Понятие основные признаки и виды юридической ответственности. Процессуальные гарантии прав лица, привлеченного к ответственности. Законность и обоснованность ответственности. Компетенции ОК-4;ОК-7;ПК-29; ПК-30 |
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Учебной дисциплины «Правоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей «Документоведение и архивоведение» | Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Учебной дисциплины «Правоведение» Если вещное право устанавливает господство лица над вещью, то обязательственное право регламентирует гражданский оборот. Обязательственное... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины правоведение Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения | Протокол № от 2012г. Председатель совета Багреева Е. Г. Кафедра Национальной... Филиал ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" в г. Дзержинске | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «правоведение» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам... | Рабочая программа учебной дисциплины «Правоведение» Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при освоении школьных дисциплин, а также дисциплин гуманитарного и социального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «правоведение» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам... | Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Учебной дисциплины «Основы права» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | ||
Рабочая программа дисциплины «сравнительное правоведение» Целью освоения дисциплины Сравнительное правоведение является овладение студентами способности выявление общих закономерностей развития... | Рабочая программа дисциплины «сравнительное правоведение» Целью освоения дисциплины Сравнительное правоведение является овладение студентами способности выявление общих закономерностей развития... | ||
Рабочая программа дисциплины «Сравнительное правоведение» Целями освоения дисциплины (модуля) «Сравнительное правоведение» являются освоение студентами положений современной теории права,... | Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры... Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Учебной дисциплины «Право» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65... | Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол» Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма | ||
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры... Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) сравнительное правоведение... Составители: к ю н., Ерохин Валерий Иванович, профессор кафедры международного права рэу им. Г. В. Плеханова |