Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой





НазваниеКонспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой
страница1/5
Дата публикации14.09.2013
Размер0.62 Mb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Право > Конспект
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)»

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ»

для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат)
для профилей государственно-правовой

гражданско-правовой


Новочеркасск 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1: ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

3

Тема 2: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ………………………………………………………………………………….


7

Тема 3: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ КАК СУДЕБНЫЙ ОРГАН КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ………………………………………………….


15

Тема 4: СТАТУС СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………………..


17

Тема 5: ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА…………...

21

Тема 6: ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………………….


26

Тема 7: ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………………………


28

ТЕМА 8: РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………………..


30

ТЕМА 9: ОБЩИЕ ПРОЦЕДУРНЫЕ ПРАВИЛА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………


35

ТЕМА 10: РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ДОГОВОРОВ МЕЖДУ НИМИ………………….



44

ТЕМА 11: РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНЫХ

ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………...



48

ТЕМА 12: РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО СПОРАМ О КОМПЕТЕНЦИИ………………

50

ТЕМА 13. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ О ЖАЛОБАМ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СВОБОД ГРАЖДАН…………………………………………………………………………………



52


Тема 1: ВВЕДЕНИЕ
Конституционный суд - это, прежде всего, орган, осуществляющий судебную власть. Осуществление Конституционным Судом судебной, а значит, и государственной власти основывается на положениях Конституции.

Конституция не содержит положения о том, что Конституционный Суд - высший орган судебной власти. В отличие от Верховного суда и Высшего Арбитражного суда, являющихся в силу статей 126 и 127 Конституции вышестоящими инстанциями по отношению соответственно к судам общей и арбитражной юрисдикции, Конституционный Суд по отношению к конституционным (уставным) судам субъектов РФ такой инстанцией не является. Конституция вообще не упоминает о конституционных (уставных) судах субъектов РФ.

Полномочия Конституционного Суда определены Конституцией наиболее обстоятельно и "опережают" в ее тексте полномочия названных судов. Решения именно Конституционного Суда обязательны для всех других органов и должностных лиц, в том числе Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, что неоднократно подтверждалось решениями Конституционного Суда.

Некоторые государства относят к полномочиям своих конституционных судов разрешение дел о соответствии конституциям решений других судов. Например, в Беларуси Конституционный Суд может давать заключения о соответствии Конституции актов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда.

В России Конституционному Суду такие полномочия формально не предоставлены.

Вместе с тем определение Конституционного суда даже как высшего органа судебной власти не в полной мере отражает его высокий статус и суть. На практике Конституционный суд помимо судебного конституционного контроля и осуществления судебной власти сочетает и дублирует в себе признаки:

- Президента - в части признания неконституционными нормативных актов Правительства;

- законодательных органов РФ и субъектов РФ - путем признания неконституционными и утратившими силу положений законодательных актов и придания своим решениям нормативного характера;

- высшей инстанции государства, дающей общеобязательное толкование Конституции и имеющей полномочие отмены нормативных актов главы государства (Президента), решения которой окончательны и обжалованию не подлежат;

- прокуратуры - фактически надзирая за решениями других судов;

- научно-исследовательского учреждения - вырабатывая и закрепляя в своих решениях и особых мнениях судей теоретические принципы, доктрины, точки зрения, рассуждения по правовым вопросам, правовые позиции;

- замкнутого юридического сообщества с высоким материальным обеспечением за счет средств федерального бюджета, формально независимого в своей деятельности, никому не подотчетного и не подконтрольного.

Таким образом, если Президент является главой государства, то Конституционный Суд - "главой Конституции" и тем самым - своеобразным государственно-правовым абсолютом.

Конституционный Суд может осуществлять только нормоконтроль, не рассматривая конституционность действий (бездействия) должностных лиц, не оформленных нормативными актами (договорами), кроме дел по спорам о компетенции и о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в совершении тяжкого преступления. Это сужает его возможности конституционного контроля.

Конституционный нормоконтроль может быть абстрактным и конкретным, предварительным и последующим, материальным и формальным. Указание на такие его виды встречается в решениях Конституционного Суда.

Конституционный Суд не подотчетен каким-либо органам и лицам. Но иные федеральные ОГВ могут влиять на деятельность Конституционного Суда, например, изменением его полномочий, формирования персонального состава, предоставления материальных гарантий деятельности его судьям и т.д.

Конституционный Суд может проверить конституционность не любых нормативных актов субъектов РФ, а лишь тех, которые:

  1. нормативны.

  2. изданы по предметам ведения РФ, по которым субъекты РФ не вправе принимать свои акты в силу части 1 статьи 76 Конституции, или полномочиям РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, указанным в статьях 71 и 72 Конституции.

Таким образом, по общему правилу нормативные акты субъектов РФ, изданные ими в соответствии со статьями 73 и 76 (часть 4) Конституции, то есть вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, Конституционный Суд проверять не вправе. Другое дело, что содержание не всех предметов ведения закреплено в Конституции достаточно четко и требуется их толкование, чтобы установить, к чьему предмету ведения - РФ или ее субъекта - относится решение того или иного вопроса. В случае сомнения, относится ли положение нормативного акта субъекта РФ к изданному по вопросу, находящемуся в его ведении, дело должно рассматриваться Конституционным Судом РФ.

В практике Конституционного Суда к ним относятся законы и нормативные постановления законодательного органа (совета, собрания, думы), а также акты высших исполнительных органов: указы Президента, постановления или распоряжения главы администрации, Председателя Правительства или губернатора - в зависимости от того, какая система органов исполнительной власти предусмотрена конституцией (уставом) субъекта РФ. Нормативные акты нижестоящих органов субъектов РФ (например, министерств области) Конституционный Суд не рассматривает; они могут быть проверены на соответствие актам более высокой юридической силы другими судами - общей, арбитражной юрисдикции или конституционным (уставным) судом субъекта РФ.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд по вопросу нарушения конституционных прав или свобод граждан в порядке конкретного нормоконтроля, а также о соответствии Конституции РФ положения конституции (устава) субъекта РФ в порядке как абстрактного, так и конкретного нормоконтроля. В зависимости от категории дела это обращение должно именоваться жалобой или запросом.

Наделение Генерального прокурора полномочием обращаться в Конституционный Суд не является "изобретением" российского Конституционного Суда. Например, Конституции Польши и Словакии наделяют генеральных прокуроров правом обращаться в конституционный суд (трибунал).

Ограничение Конституционного Суда в праве законодательной инициативы вопросами своего ведения не означает, что только ему принадлежит инициатива изменения законоположений о Конституционном Суде. Другие субъекты права законодательной инициативы, не ограниченные в нем определенными вопросами ведения, - Президент, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство, законодательные органы субъектов РФ - могут вносить в Государственную Думу законопроекты и по предметам ведения Конституционного Суда. Такие законопроекты неоднократно вносил, например, Президент. Законопроект о переводе Конституционного Суда в Санкт-Петербург был внесен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.

Конституционный Суд состоит только из 19 судей. В его состав не входят служащие Секретариата Конституционного суда.

Общеобязательны только те решения Конституционного Суда и выраженные в них правовые позиции, которые приняты в пределах его полномочий, установленных Конституцией и ФКЗ. Поэтому не является обязательным, например, постановление Конституционного Суда в части, касающейся решения политического вопроса.

Признание за решениями Конституционного Суда общеобязательности исходит из презумпции его высокого предназначения, безупречной репутации и профессионализма судей КС, строгого следования Закону, конституционной обоснованности аргументов при принятии решений.

Независимость в организационном отношении наряду с обозначением самостоятельности от законодательных и исполнительных органов подчеркивает обособленность Конституционного Суда от иных судов - общей и арбитражной юрисдикции, а также конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Организационная независимость Конституционного Суда выражается также в праве самостоятельно избирать своего Председателя, принимать Регламент собственной деятельности, утверждать штатное расписание Аппарата Конституционного Суда.
Тема 2: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
День рождения Конституционного Суда России отмечают в конце октября. 30 октября 1991 года конституционные судьи провели свое первое рабочее совещание. Но до сих пор ведутся споры о том, какую же дату следует считать подлинным днем рождения Суда – день принятия первого закона о Конституционном Суде, день выборов судей или день первого заседания нового судебного органа?

Предыстория

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.

Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов – юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21–23 декабря 1989 года Второй Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно С.С. Алексеева и Б.М. Лазарева.

Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету.

26 апреля 1990 года Верховный Совет избрал 19 членов ККН.

Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

За время своего существования – с мая 1990 года по декабрь 1991 года – ККН СССР принял 23 решения. Среди них были такие поистине смелые и по сей день актуальные решения, как признание неконституционности разрешительного порядка прописки и неконституционности порядка применения неопубликованных нормативных актов.

ККН мужественно повел себя во время попытки государственного переворота 19 августа 1991 года. Все члены ККН, находившиеся в тот момент в Москве (к сожалению, их было только пятеро) собрались на заседание. Для принятия решения ККН было необходимо как минимум 11 человек, и поэтому решено было, что каждый из них выступит в личном качестве и обратится в Верховный Совет СССР с достаточно резким запросом, в котором они выражали озабоченность сложившимся положением. Однако функционирующие в тот период СМИ сократили и исказили позицию членов ККН настолько, что сложилось впечатление, будто ККН почти либо одобряет действия ГКЧП, либо как минимум не возражает против них.

В тот же день родилось несправедливое, но крайне прилипчивое прозвище «Комитет конституционного позора», который потом пришлось долго опровергать членам и аппарату ККН.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

Недавняя история

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Четвертый Съезд народных депутатов РСФСР обсудил проект Закона о Конституционном Суде РФ, однако во время голосования закон не добрал более 100 голосов.

Закон был утвержден только следующим, Пятым Съездом 12 июля 1991 года и несколько в иной редакции.

29–30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного Суда.

30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года – первое заседание.

На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

Самым долгим делом за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий – КПСС и КП РСФСР.

Многие исследователи считают, что это дело оказалось самым недооцененным и непонятым. Вероятно, так случилось потому, что оно пришлось на разгар политического противостояния и раскола в обществе. И противоборствующие силы хотели радикального, крайне левого или крайне правого (в зависимости оттого, левый или правый фланг они представляли) уклона.

Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.

В результате и те, кто защищал КПСС и КП РСФСР, и те, кто хотел от Конституционного Суда «благословения» люстрации и наказания всех бывших коммунистов, оказались страшно разочарованы.

И, наконец, решением, повлекшим за собой самые драматические последствия, было то, которым Конституционный Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов. Произошло это 5 октября 1993 года. А спустя два дня Президент Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

Новая история

12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда.

«1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

А) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

Б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

В) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

А) между федеральными органами государственной власти;

Б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

В) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

 4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления».

 Принципиальных изменений по сравнению с ранее действующим регулированием деятельности Конституционного Суда всего два: отныне Конституционный Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Конституционный Суд проверяет только нормативные акты и только по запросам или жалобам.

Еще одно изменение, которое вряд ли можно считать принципиальным по сути, но которое существенно повлияло на технологию деятельности Суда – увеличение численности судей с 15 до 19.

24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде – федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля – опубликован.

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

Новейшая история

Текущее десятилетие стало временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы Конституционного Суда. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. А в марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи Конституционного Суда перестали быть ограничены определенным сроком. Согласно новым положениям закона судьи исполняют свои полномочия со дня назначения на должность и до достижения ими семидесятилетнего возраста.   

Следующие изменения законодательной основы осуществления конституционного правосудия имели место зимой 2007 года. Статья 115 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», устанавливающая место постоянного пребывания Конституционного Суда, была изложена в следующей редакции: «Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург».  

Указанная поправка вступила в силу 5 февраля 2007 года, а уже с 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре  Санкт-Петербурга.

Новое совершенствование Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» произошло в июне 2009 года. Законодатель предусмотрел новый порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей, которых стало два, так как вместо должности судьи-секретаря была введена должность второго заместителя Председателя Конституционного Суда. Отныне и Председатель, и два его заместителя  назначаются на свои должности  Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.

          Последние на сегодняшний день изменения Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» были приняты в ноябре 2010 года. В основном они затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства. В частности, Конституционный Суд получил возможность, при определенных условиях, разрешать дела без проведения слушаний. Это позволит Суду, сократив сроки рассмотрения ряда категорий дел, повысить оперативность и эффективность защиты нарушенных прав и свобод граждан Российской Федерации. Кроме того, поправки коснулись также отдельных вопросов совершенствования порядка обращения в Конституционный Суд и внутренней организации его деятельности. Новые положения закона вступили в силу 9 февраля 2011 года.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой iconКонспект лекций по дисциплине «образовательное право» для направления...
Тема № Общие требования к содержанию образования, установленные государством. Система образования в российской федерации
Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой iconФгбоу впо «Кубанский государственный аграрный университет» Н. В....
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 030900. 62 Юриспруденция,...
Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой iconРабочая программа по дисциплине история государства и права зарубежных...
Негосударственная образовательная организация высшего профессионального образовании (Некоммерческое партнерство)
Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой iconПрограмма разработана в соответствии с рабочим учебным планом университета...
...
Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой iconВопросы к зачету (Общая часть) Термин «Государственное (конституционное) право»
Учебно-методический комплекс­­­ «Конституционное правосудие в Российской Федерации» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 030900. 62 Юриспруденция,...
Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой iconРабочая программа по дисциплине «Культурология» для направления подготовки...
...
Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой iconПрограмма дисциплины История правосознания, политической и правовой...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция...
Учебно-методический комплекс­­­ «Конституционное правосудие в Российской Федерации» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой iconПрограмма дисциплины «Уголовная политология» для направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей и ассистентов-аспирантов, ведущих данную дисциплину, студентов направления подготовки...
Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой iconПрограмма дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой iconПрограмма дисциплины «История государства и права зарубежных стран»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой iconПрограмма дисциплины «История политической и правовой мысли зарубежных...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 68 “Юриспруденция”...
Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая риторика»
Юриспруденция, профили: государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, фгбоу впо «ЧелГУ»
Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой iconПрограмма дисциплины «Правовое обеспечение управления персоналом»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Конспект лекций по дисциплине «конституционное правосудие» для направления 030900 Юриспруденция (бакалавриат) для профилей государственно-правовой iconПрограмма дисциплины «Конституционное и муниципальное право России»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск