Скачать 423.51 Kb.
|
НОУ ВПО ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Факультет «Экономический» «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ______ Моргунова Г.А. «____»_____________ 2013 г. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Цены и ценообразование»специальности 080507.65 «Менеджмент организации» Специализация «Финансовый менеджмент» Составитель к.э.н., доцент К.В. Иванов
Москва 2013 НОУ ВПО ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Факультет «Экономический»
Кафедра «Экономики» Автор:Иванов К.В. Рабочая учебная программа по дисциплине «Цены и ценообразование»специальности 080507.65 «Менеджмент организации» специализации «Финансовый менеджмент»
Москва 2013 Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ. Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры От «____» _________________ 20___г. Протокол № _________ Зав. кафедрой _____________________ Рабочая программа одобрена Ученым Советом Института государственного управления, права и инновационных технологий От «___» ______________ 20___г. Протокол № __________ Программу разработал:________________________________________ Согласовано Начальник информационно- аналитического отдела А.И. Бойков Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины: формирование у студентов теоретических знаний и базовых практических навыков разработки ценовой политики и стратегии организаций, работающих на финансовом рынке. Задачи дисциплины
Место учебной дисциплины в профессиональной подготовке выпускника Дисциплина «Ценообразование» изучается студентами второго курса, относится к циклу общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы подготовки специалистов по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» специализации « Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и других финансово-кредитных организаций)». Изучение дисциплины «Ценообразование» базируется на знаниях, полученных студентами в ходе освоения экономической теории, экономики предприятия, математика и др. Дисциплина «Ценообразование» закладывает основы для формирования понимания сущности и значения цены как важнейшей категории, обуславливающей экономическую и рыночную эффективность деятельности финансовой организации. Требования к уровню освоения дисциплины В результате изучения курса «Ценообразование», студенты должны: Знать:
Уметь:
Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах)
Содержание дисциплины Тема 1. Основы ценообразования. Цена как экономическая категория: сущность, функции и виды цен. Сущность и определение цены как экономической категории. Система цен в экономике. Принципы дифференциации и виды цен.Экономические функции цен. Состав и структура цены финансовых продуктов. Тема 2. Формирование ценовой политики организации. Определение и сущность ценовой политики организации. Принципы формирования ценовой политики организации. Финансовые цели формирования ценовой политики. Маркетинговые цели формирования ценовой политики. Внутренние и внешние факторы, определяющие разработку ценовой политики. Этапы процесса разработки политики. Сбор информации о конкурентах. Сбор информации о затратах. Сбор информации о конкурентах. Уточнение целей финансовой политики. Уточнение целей маркетинговой политики. Эластичность спроса и ее влияние на ценовую политику организации. Ценообразование и жизненный цикл. Особенности ценообразования при различной конкурентной структуре рынка. Тема 3. Стратегия и методология управления ценами. Классификационные признаки и характеристика основных методов ценообразования. Преимущества и недостатки, условия применения затратных методов ценообразования. Метод полных издержек. Метода прямых затрат. Метод определения цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Метод учета рентабельности инвестиций. Метод надбавок к цене. Преимущества и недостатки, условия применения рыночных методов ценообразования. Метод расчета экономической ценности товара. Метод оценки максимально приемлемой цены. Метод потребительских оценок. Тендерный метод. Преимущества и недостатки, условия применения нормативно- параметрических методов ценообразования. Метод удельных показателей. Агрегатный метод ценообразования. Метод структурной аналогии. Балловый метод (метод экспертных оценок.) Виды и характеристика стратегий управления ценами. Стратегии конкурентного ценообразования. Стратегии ценообразования в зависимости от степени гибкости цен. Стратегии ассортиментного ценообразования. Стратегии дифференцированных цен. Стратегии ценообразования, ориентированные на конкретную ситуацию на рынке. Прочие виды ценовых стратегий. Тема 4. Государственное регулирование и контроль ценообразования. Нормативно-правовая база государственного регулирования цен на финансовом рынке. Органы исполнительной власти, регулирующие цены, и их функции. Формы и методы государственного регулирования цен. Тема 5. Практические аспекты управления ценами. Взаимосвязь ценовой стратегии с общей стратегией маркетинговой деятельности предприятия. Направления маркетинговых исследований цен. Факторы определяющие чувствительность потребителей к цене. Тактические инструменты управления ценами. Информационное обеспечение процесса управления ценами на финансовом рынке. Распределение часов по темам и видам учебной работы Очная форма
Заочная форма
Методические указания студентам по подготовке к семинарским занятиям Подготовка к семинарским занятиям является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов. Целью семинарских занятий является закрепление знаний полученных на лекционных занятиях и в ходе самостоятельной работы, а также выработка навыков работы с учебной и научной литературой и правовыми источниками. Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с повторения материала лекции по соответствующей теме, а потом переходить к изучению материалов учебников, руководствуясь планами семинарских занятий. Только после того, как студент освоит учебный материал, следует обращаться к изучению рекомендованных источников права и научной литературы. По завершению изучения рекомендованной литературы, студенты могут проверить свои знания с помощью вопросов для самоконтроля, содержащихся в конце плана каждого семинара по соответствующей теме. Следует помнить, что одной из целей любого семинарского занятия, является выработка у студентов навыков ораторского искусства и умения правильно использовать юридические понятия, термины и категории, поэтому ответы на семинарских занятиях должны представлять собой самостоятельное изложение материала, а не зачитывание ответа из различных источников. Подготовка к семинарскому занятию должна завершиться решением практических заданий по каждой теме. Решение задач способствует закреплению и более углубленному пониманию изученного материала, а также приобретению навыков анализа конкретных юридических ситуаций и применения правовых норм. Методические рекомендации преподавателю по организации семинарского занятия Начинается семинар со вступительного слова преподавателя (5-7 мин.). Педагог называет тему семинара, цель и задачи обучающихся, выбирая такие формулировки, которые будут мотивировать студентов для активной работы на занятии. При этом истинные задачи семинара могут не оглашаться. Преподаватель обращает внимание на узловые проблемы для обсуждения, указывает форму проведения занятия и порядок работы в ней. По форме вступительное слово должно быть лаконичным, логически стройным. В содержании его наряду с другими вопросами, преподаватель должен обязательно подчеркнуть связь темы с будущей деятельностью выпускника института, с современной жизнью. Важнейшей частью семинарского занятия является обсуждение вопросов. В зависимости от формы занятия преподаватель, сформулировав вопрос, предлагает выступить желающим или сделать сообщение (фиксированное выступление), заранее подготовленное студентом. Необходимо создавать на семинаре атмосферу творческой дискуссии, живого, заинтересованного обмена мнениями. В ходе семинара важно, чтобы студенты внимательно слушали и критически оценивали выступления коллег. Для этого преподавателю не следует сразу после выступления студента самому указывать на допущенные ошибки. Лучше предоставить эту возможность участникам семинарского занятия. После обсуждения очередного вопроса преподаватель должен подвести краткий итог обсуждения, указав на обнаружившиеся проблемы и ошибки в знаниях студентов. Важным этапом семинара является заключительное слово преподавателя. В заключительном слове в конце семинара преподаватель: а) дает общую оценку прошедшего занятия (уровень подготовленности обучающихся к семинару, активность участников, степень усвоения проблемы); б) осуществляет анализ и оценку выступлений, соблюдая при этом объективность и исключительную корректность; в) кратко раскрывает вопросы, не получившие глубокого освещения на семинаре; г) дает задание на дальнейшую самостоятельную работу. В практике преподавания получили распространение различные формы семинарских занятий. Семинар-беседа с обсуждением доклада или без такового. Основными компонентами такого занятия могут являться: вступительное слово преподавателя, доклад обучающегося, вопрос докладчику, выступления студентов по докладу или обсуждаемым вопросам, создание преподавателем учебных проблемных ситуаций с постановкой задачи для обучающихся по ее разрешению, заключение (вывод, резюме) преподавателя. Наряду с этой формой используются также другие, например, семинар-дискуссия. При рассмотрении учебного вопроса создаются несколько групп, организуется их работа (коммуникативное пространство, порядок выработки группового мнения и т.п.). Одна из них раскрывает суть проблемы и предлагает ее решение, а другая выступает в качестве оппонентов. Используется также такой прием, как создание группы экспертов по обсуждаемым проблемам, которая при обсуждении того или иного вопроса получает слово последней. Задача экспертной группы – анализ выступления студентов и раскрытие своего видения проблемы. Также на семинаре могут применяться кейс-ситуации, в которых, используя практические примеры, преподаватель должен добиваться от обучающихся выявления теоретической составляющей, заложенной в них. Уместно использование на семинарских занятиях фронтальных или выборочных письменных опросов, «мозгового штурма», коллоквиума и т.п. Выбор формы семинарского занятия должен зависеть от подготовленности групп, характера и содержания обсуждаемых вопросов, а также педагогического мастерства самого преподавателя и технических возможностей. При подготовке к семинарскому занятию обучающийся должен ознакомиться с планом его проведения и изучить как теоретические источники по теме занятия, так и нормативные правовые акты. При изучении общей части дисциплины основное внимание стоит уделять теоретическим источникам. При этом до начала подготовки целесообразно уточнить у преподавателя, существуют ли какие-либо ограничения по использованию теоретической литературы, связанные с кардинальным изменением действующего законодательства. Наиболее целесообразно использовать несколько учебников и учебных пособий, содержащих взгляды представителей различных теоретических школ. При подготовке к семинарам по особенной части основное внимание необходимо уделить изучению нормативных правовых актов, регламентирующих конкретную сферу государственного управления или вида исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Учитывая высокую степень изменяемости норм права, составляющих правовой базис особенной части административного права, использование учебной литературы при ее изучении должно сопровождаться сверкой информации источника с нормами действующего законодательства (например, с помощью справочных правовых систем). Ниже приведены примерные планы семинарских занятий, соответствующие содержанию учебной программой дисциплины, и нормативные правовые акты, изучение которых необходимо для более глубокого понимания материала или определения современного состояния правового регулирования изучаемой сферы общественных отношений. Темы семинарских занятий |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Связи с общественностью»... Учебная программа дисциплины «Связи с общественностью» разработана для студентов экономического факультета направления 080507. 65... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Природопользование» специальности... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Менеджмент организации» 080507. 65 (Финансовый менеджмент) заочной формы обучения | Рабочая учебная программа по дисциплине: философия для специальности «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономика предприятия... Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденными 17 марта 2000, №234 эк/сп | Учебно-методический комплекс по дисциплине статистика специальность... Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Национальная экономика»... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Политология Учебная программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учебная... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине: всемирное культурное наследие Гос впо специальности 080507. 65 – Менеджмент организации утвержден 17. 03. 2000 г., номер гос рег. 234 эк/сп | Рабочая учебная программа по дисциплине: история архитектурных стилей Гос впо специальности 080507. 65 – Менеджмент организации утвержден 17. 03. 2000 г., номер гос рег. 234 эк/сп | ||
Методические указания по дисциплине «управление персоналом» Специальность... Управление персоналом. Методические указания по дисциплине. Факультет заочного обучения. Для студентов, обучающихся по специальности... | Учебная программа курса по специальности 061100 Менеджмент организации... Учебная программа по дисциплине «Инновационный менеджмент» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России.... | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... Студенты, обучающиеся по специальности 080507 «Менеджмент организации», выполняют контрольную работу по проблемным вопросам курса... | Рабочая программа по курсу «История стран Западной Европы» содержит... Программа курса и методические рекомендации для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» | ||
Учебно-методический комплекс для специальности 080507 Менеджмент... Учебно-методический комплекс «Управленческие решения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Теоретические основы финансового... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |