Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов»





Скачать 332.3 Kb.
НазваниеУрок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов»
страница1/3
Дата публикации23.09.2013
Размер332.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
  1   2   3
Уроклекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов».

Автор: Эсаулова Вера Владимировна, учитель истории и обществознания МОУ «Лицей» г. Новомосковска Тульской области.

Возраст учащихся: 10 (11) класс.

Дата разработки: 2005 г.

Цели и задачи.

В ходе занятия учащиеся смогут:

- расширить представление о видах тоталитарных режимов;

- проследить эволюцию тоталитарных режимов;

- познакомиться с точками зрения разных исследователей на проблему тоталитаризма.
В результате занятия учащиеся смогут:

- углубить знания учащихся относительно предпосылок становления тоталитаризма;

- выявить сходства и отличительные черты германского нацизма, итальянского фашизма и советского коммунизма;

- выделить основные этапы развития тоталитаризма;

- обозначить проблемы преодоления тоталитаризма.
Вопросы занятия:

  1. Какая точка зрения на характеристику тоталитаризма вам ближе всего и почему?

  2. Что общего можно выделить в предпосылках зарождения и в проявлениях германского, итальянского и советского видов тоталитаризма?

  3. Какая из проблем преодоления тоталитаризма является наиболее значимой для нашей страны и народа?


Мотивация. Притча о том, что нет ничего страшнее, чем тиран и его способы правления. (Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал всех ее родных. «Почему же ты не покидаешь этой местности?» - Удивился мудрец. «В других областях князья угнетают свой народ»,- ответила женщина. «Видите, - сказал тогда Конфуций своим ученикам, - жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь».)
Продукт деятельности учащихся: - краткий конспект лекции;

- цветовое выделение в конспекте значимых фрагментов, способствующих раскрытию содержания вопросов.

Межпредметные и межкурсовые связи: историко-обществоведческие.

Формы оценивания: словесная оценка, оценка по результатам рефлексии.

Домашнее задание: параграф № 23 (Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс.- М.: Просвещение, 2004; записи лекции в тетрадях.

Рефлексия: заполнение анкеты по окончании лекции (анкеты раздаются в начале занятия).

Вопросы анкеты:

  1. Что Вы узнали нового на занятии?

  2. Остается ли актуальной проблема сегодня? На основании чего Вы делаете такой вывод?

  3. Укажите некоторые предпосылки зарождения тоталитаризма.

  4. Какие исследователи занимались проблемой тоталитаризма?

  5. Какие сущностные черты тоталитаризма они выделяют?

  6. Ваши предложения по структуре и содержанию занятия.


План

Введение

I. Анализ зарождения тоталитарной тенденции и формирования тоталитарной системы

1.1. Предпосылки становления тоталитаризма

1.2. Проблема тоталитаризма: дискуссии о тоталитаризме в Германии, Италии, СССР

II. Сущностные черты тоталитарных режимов в Германии, Италии, СССР

2.1. Сходства германского нацизма, итальянского фашизма и советского коммунизма


2.2. Отличительные черты режимов

III. Эволюция тоталитарных режимов

3.1. Основные этапы развития тоталитаризма

3.2. Проблема преодоления тоталитаризма

Заключение
Примечание: подборка материалов лекции может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности класса, возраста учащихся, целей учителя.


Введение

Проблема тоталитаризма как феномена XX века закономерно является объектом пристального внимания философов, социологов, историков, экономистов. Новый импульс к ее исследованию дали события, происходившие в конце 80-х – начале 90-х годов в нашей стране, стране «Великого эксперимента», длившегося более 70 лет… В результате началось формирование общества, которое должно базироваться на качественно новых, абсолютно противоположных прежним идеалах. А это должно повлечь за собой перестройку политической системы и ее институтов, экономики, психологии и сознания самого человека.

Сегодня мы живем в эпоху провозглашенного плюрализма, многообразия мнений. Свобода совести, гласность и демократия стали идеалами нашего времени. Однако не все так просто. Несмотря на то, что сегодня уже можно говорить об определенной стабильности и несомненных достижениях в ходе демократизации общества и политической системы, необходимо учитывать уже имеющийся опыт, чтобы избежать прошлых ошибок. А для этого нужно понять, что есть тоталитарность, чем она вызвана, насколько закономерна и неизбежна, как глубоко лежат ее истоки, возможно ли повторение ее в будущем. Ведь переход от тоталитаризма к демократии не может произойти мгновенно и гладко. Слишком различны взаимоотношения государства и общества, средства и методы, используемые государством при осуществлении власти.

Тоталитаризм означает полный, тотальный контроль и жесткую регламентацию со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и каждого человека средствами прямого вооруженного насилия. Политическая власть поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление господства над всеми сферами жизни общества естественно предполагает наличие развитой карательной системы, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения. Именно поэтому запущенный механизм тоталитарной системы начинает развиваться по своим законам.

Тоталитарные режимы чаще всего устанавливаются в чрезвычайных условиях нарастающей нестабильности, глубокого экономического и политического кризиса, необходимости быстрого решения стратегических задач, претендуя на способность преодоления указанных проблем и достижения определенных целей.

Если сравнивать положение конца 80-х – начала 90-х с той ситуацией, в которой некогда установились тоталитарные режимы, то можно проследить определенное сходство. Однако существуют два принципиальных различия: одно внешнее — триумф (а не кризис, как в те годы) системы, основанной на рыночной экономике и парламентской демократии; другое внутреннее — отторжение самим обществом тоталитарного опыта. Впрочем, влияние этого второго фактора ограничено недостаточной пока способностью общества распо­знавать различные проявления тоталитаризма, а ведь помимо известного нам советского коммунизма выделяют еще две формы тоталитаризма: итальянский фашизм и немецкий национал-социализм. Именно поэтому предметом данной работы является рассмотрение тоталитаризма в нескольких его видах. Необходимо выявить условия и предпосылки их становления, сравнить их сущностные черты, обозначить сходства и различия, определить схему эволюционирования.

Изучение разных аспектов тоталитарного прошлого СССР, Германии и Италии остается актуальным, особенно в условиях современной России, ведь все процессы, происходящие в нашем обществе и различных его сферах сегодня, так или иначе являются следствием многих десятилетий господства коммунистического режима.

I. АНАЛИЗ ЗАРОЖДЕНИЯ ТОТАЛИТАРНОЙ ТЕНДЕНЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Предпосылки становления тоталитаризма

Тоталитаризм как общественно-политический феномен воз­ник в конкретных исторических обстоятельствах, поэтому в первую очередь следует рассмотреть предпосылки зарождения тоталитарной тенденции и формирования тоталитарной системы.

Культурные и идеологические предпосылки

Тоталитаризм XX в. можно представить как альтернативу христианской культуре, рожденную в рамках последней. Особенность этой альтернативы главным образом заключается в том, что в ней отсутствует весьма существенный элемент – идея ущербности человека. Человечество, таким образом, признается несовершенным, но способным достичь совершенства в своей социальной жизни, воплощения идеала на земле.

Условием утверждения тоталитарных режимов также был кризис либерализма. Именно как реакция на него формировались тоталитарные идеологии.

Стоит еще отметить, что европейская христианская культура вырабатывала в течение длительного времени иммунитет к этой своей болезни, и «тоталитарный вирус» становится особенно опасен на неевропейской или не вполне европейской культурной почве, менее подготовленной для борьбы с ним1. Вследствие некоторой чуждости либеральных идей, в традиционном обществе оказывается гораздо меньше объективных условий для постепенного формирования в самом обществе структур, противодействующих произволу власти. Либеральные ценности, проистекающие из протестантизма, оказываются чуждыми, например, православию, которое формирует консервативное мировоззрение. Если в протестантских странах либерализм был основным, исходным те­чением, то в прочих европейских странах либеральная демократия развивалась в борьбе со старыми структурами сознания и организации общества.

Политические предпосылки

Но наиболее сильным непосредственным толчком к радикальной смене политического режима, к развитию тоталитарной тенденции являются, пожалуй, политические противоречия. На мой взгляд, именно кризис политической системы является исходным в этом процессе. Политическая система оказывается неспособной реагировать на естественные модернизационные процессы, происходящие в остальных сферах, препятствуя каким бы то ни было социально-политическим изменениям. Следствием становится глубочайший структурный кризис общества, представляющий собой благоприятную почву для становления тоталитаризма.

Социально-экономические предпосылки

До определенного времени накапливавшиеся в культуре пред­посылки тоталитаризма не реализовывались в общественной практике. Следовательно, необходимы достаточные условия для воплощения тоталитарной тенденции. Окончание первой мировой войны привело к ослаблению основ буржуазного общества, увеличению роли государства в полити­ческой и экономической областях, расту­щей бюрократизации всех сфер жизни. Очевидно, например, что в период между мировыми войнами тоталитарная угроза существовала не только в России, Германии, Италии, но и в большинстве стран Европы, переживавших запаздывав­шую модернизацию. Преобразования в этих странах были сжаты во времени, в значительной мере принудительны, т. е. процесс не носил органического характера. Традиционные социальные структуры и системы ценностей разрушались, новые же ещё не вполне сложились. Первая мировая война и последовавший за­тем экономический кризис заставили усомниться в этих новых, либерально-демократических ценностях. Еще большее усиление напряженности спровоцировали внешние военные действия и их тяжелые последствия. В таких условиях полу­чали свой шанс носители идеологий тоталитарного типа. Если им удавалось найти контакт с массами, возникали тоталитарно ориентированные движения. Страны первой, «органической» волны капитализма успели к тому време­ни проскочить опасный этап, поставив на место старого, хри­стианского, новый, либерально-христианский, политико-культур­ный синтез. Там, где традиционные структуры не выдержали, тоталитарный процесс по­шел дальше; подверглись разрушению или кардинальному пре­образованию все прежние структуры и ценности.

Зная немецкий и советский опыт, можно заключить, что там, где удалось парализовать и дезинтегрировать общество, где уже достаточно свободно проявляется собственная логика тотали­тарного процесса, логика эта оказывается единой. Развиваясь из весьма различных исходных точек, тоталитарные режимы быстро сблизились.
1.2. Проблема тоталитаризма: дискуссии о тоталитаризме в Германии, Италии, СССР

Собственно научная разработка понятия «тоталитаризм» началась в 1950-е гг. Наиболее известными исследователями тоталитаризма являются Збигнев Бжезинский, Карл Фридрих и Ханна Арендт. Они характеризуют тоталитаризм следующими признаками: 1) существование монопольной идеологии, в центре которой находятся представления о «совершенном» обществе; 2) существование единственной массовой партии, руко­водимой одним человеком, иерархически организованной, стоящей над бюрократией или переплетенной с ней; 3) монополия на управление всеми вооруженными силами и владение оружием; 4) монополия на ин­формацию; 5) система всеохватывающего полицейского контро­ля; 6) управление всей экономикой2. Однако в последнее время появляется все больше исследователей, говорящих о статичности и нормативности этой концепции. Теория тоталитаризма в таком виде не позволяет объяснить изменения в тоталитарном обществе, эволюцию тоталитаризма.

Сама концепция тоталитаризма и понятие «тоталитаризм» родились сразу после утверждения фашизма в Италии для выявления его диктаторской сущности. И только впоследствии стал дискутироваться вопрос о правомерности отождествления итальянского фашизма и тоталитаризма.

В связи с этим впервые создать типологию тоталитаризма попытался в 60-е годы немецкий историк Э. Нольте, построив четырехступенчатую модель: нижняя - авторитаризм, две средние - ранний и нормальный фашизм, верхняя - тоталитаризм. Верхней ступени достиг только германский национал-социализм, тогда как итальянский режим остался на ступени нормального фашизма. Он же стал включать нацизм в более широкое понятие фашизм (в марксистской трактовке так было изначально), относя их к «правому» тоталитаризму.

По мнению итальянского исследователя феномена тоталитаризма Ренцо Де Феличе, исторические пути итальянского фашизма и немецкого национал-социализма разошлись с момента их зарождения. Отсутствие массовых репрессий, относительная мягкость и терпимость к политическим противникам, а также достигнутый в обществе консенсус позволяют назвать его «незавершенным тоталитаризмом».

Последние же годы отличались все большим обращением к исследованиям компаративистского плана. Причем появились самые разные мнения относительно сопоставления всех трех режимов.

Бывший итальянский посол в ФРГ А. Инделикато признает, что тоталитаризм стоял на трех столпах: общеобязательной единой идеологии, карательных органах и строго централизованной экономике. Все эти элементы присущи и фашизму, и нацизму, и коммунизму. И непонятно, почему некоторые историки и политологи отказываются признать однотипность этих режимов3.

Но и различия между этими тремя режимами столь глубоки, что даже весьма осведомленные знатоки не дают однозначного ответа об их неоспоримом сходстве или отличии.

Сравнение режимов проводилось по двум параметрам: аналитическому (сходные общие структуры тоталитарной власти) и временному (расцвет тоталитарных режимов пришелся на определенную эпоху).

Известный французский историк Франсуа Фюре предложил добавить «генеалогический» подход, потому что, по его мнению, нельзя изучать большевизм и фашизм отдельно друг от друга, так как вместе они выявили противоречия либерализма, а их соперничество-взаимодополнение заняло целое столетие.

Согласно точке зрения Э. Нольте фашизм возник в результате кризиса либеральной системы, сложившейся в Европе после 1815 г., но «без вызова большевизма нет никакого фашизма». Первоначально фашизм защищал либеральное общество от большевистской угрозы, используя при этом чуждые либерализму методы4.

Утверждения Э.Нольте приближаются к давним марксистским интерпретациям. "Фашизм - проявление общего кризиса капитализма. Его возникновение свидетельствует о том, что буржуазия перед угрозой пролетарской революции решила мобилизовать все средства белого террора и политического бандитизма для борьбы с революционным пролетариатом", - писал, например, в 1935 г. И.Дворкин5. Такой подход доминировал вплоть до конца советского режима, хотя попытки выйти за рамки "коминтерновских" интерпретаций в советской историографии не раз предпринимались.

В отличие от историков марксистского направления французский историк Де Феличе сосредоточил внимание на психологии и духовном состоянии масс, с которыми связал появление феномена фашизма.

Также в противовес Нольте и его сторонникам американский ученый У. Лакёр заявляет, что националистический режим победил, так как среди прочего совместно с Россией противопоставлял себя Западной Европе6.

Российский историк В. П. Булдаков считает связь гитлеризма и сталинизма несомненной. Однако в основе нацизма лежала идея складывания нации-государства из некогда неоправданно разрозненных германских земель и затем несостоявшейся колониальной империи. Сталинизм, напротив, имел куда более глубокие и архаичные имперско-патерналистские, а не этно-государственные корни.7

Но существуют и диаметрально противоположные точки зрения.

Известная немецкая исследовательница Ютта Шеррер в работе «Дискуссии во Франции и Германии вокруг «Черной книги» коммунизма» приходит к выводу, что само сравнение режимов и противопоставление одних жертв другим невозможно8.

Немецкий историк Леонид Люкс тоже не дает однозначного ответа и приводит признание Э. Нольте, что «Советский Союз, невзирая на ГУЛАГ, был ближе западному миру, чем национал-социализм с его Освенцимом» 9.

Тем не менее, как отмечает Н. Верт, сравнение фашизма, нацизма и коммунизма занимает центральное место в концепции тоталитаризма10.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов» iconС. Ю. Витте и П. А. Столыпин
Политическая и экономическая ситуация в России на рубеже веков и идеология реформ 3
Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов» icon2. Истоки и происхождение тоталитарных сект. Назовите (с очень краткими...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А. А. Плешакова и М. Ю. Новицкой,...
Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов» iconТема: Политическое поведение
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Составьте два предложения, содержащих информацию о политической...
Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов» iconУрок по обществознанию на тему «Политическая элита и политическое лидерство»
Цель: рассмотреть основные признаки политической элиты, классификацию элитных групп; познакомиться с характеристиками и типологией...
Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов» iconРеферат По предмету: политология на тему: Политические идеологии
Политическая идеология является наиболее влиятельным рационализированным (осознанным) элементом политического сознания, оказывающим...
Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов» iconМетодическая разработка по истории России для старших классов тема:...
Хх века, тоталитаризм вызывает и сегодня, многочисленные дискуссии, и серьёзные столкновения мнений, как специалистов: историков,...
Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов» iconПрактическая работа
Политическая география. Урок контроля знаний по теме № «Современная политическая карта мира»
Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов» iconМодуль идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества...
...
Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов» iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов» iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов» iconРеспублики Мордовия «Темниковский медицинский колледж»
Лекция Экономическая и политическая ситуации в Европе и США после второй мировой войны 40
Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов» iconРеферат по теме: «Функции идеологии»
Идеология — это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая...
Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов» iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт)
Целью дисциплины является изучение несимметричных режимов работы электрических машин всех видов и методов анализа несимметричных...
Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов» iconОтчет о работе предметной комиссии по обществознанию
Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов» iconУрок по обществознанию по теме «Право» в 9 классе. Задачи урока
Какие вы знаете социальные нормы (виды социальных норм)? (традиции, обычаи, нормы морали, религиозные нормы, корпоративные нормы,...
Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов» iconТема: Идеология: генезис и содержание
Тема: Идеология: генезис и содержание (ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Шпаковская Е. В.)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск