Государственное бюджетное образовательное учреждение
СОШ №2056
«Согласовано»
Руководитель кафедры естественнонаучного цикла
Добровольская Л.М.
________________________
| «Согласовано»
Руководитель структурного подразделения
Тараканова Н.В.
_________________________
| «Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ №2056
Плахова А.С.
______________________
| Рабочая программа
по географии
для 10 а, б, э класса
учителя географии
Андрейко Г. Е.
на 2013-2014 учебный год
Календарно-тематическое планирование .
«Социальная и экономическая география »
Авторы: В.П. Максаковский
-
Дата
| Раздел,
тема
| №
урока в теме
| Тема урока
| Практическая работа
| С 03. 09 – 27. 09
| Современная политическая карта мира (4 ч.)
| 1(1)
2(2)
3(3)
4(4)
| Многообразие стран современного мира.
Международные отношения и политическая карта мира.
Государственный строй стран мира.
Политическая география. Урок контроля знаний по теме № 1. « Современная политическая карта мира».
| № 1. Составление систематизированной таблицы « Государственный строй стран мира ».
№ 2.Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте мира. Характеристика
Политико-географического положения страны, его изменений во времени
(форма выполнения по выбору – устная, графическая, картографическая )
| С 01. 10 – 01. 11
| География мировых природных ресурсов (5ч.)
|
5(1)
6(2)
7(3)
8(4)
9(5)
| Взаимодействие общества и природы.
Оценка мировых природных ресурсов.
Минеральные, земельные , водные и биологические ресурсы. Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы.
Загрязнение и охрана окружающей среды. Урок обобщения и закрепления знаний.
Географическое ресурсоведение и геоэкология . Урок контроля знаний.
| № 3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира.
№ 4 Составление картосхемы размещения крупных месторождений полезных ископаемых и районы их выгодных территориальных сочетаний.
№ 5. Обсуждения проблемы « Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология » и пути её решения.
| С 12. 11 – 20. 12
| География населения мира
(6 ч.)
| 10(1)
11(2)
12(3)
13(4)
14(5)
15(6)
| М1-Численность и воспроизводство населения.
М2 –Состав (структура ) населения.
М3 – Размещение и миграция населения.
М4 – Городское и сельское население Урбанизация
М5 – Общение знаний по теме. Подготовка материала для обобщающего зачета .
М6 – Зачет по теме « География населения мира ».
| № 6. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору.
№ 7 Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
№ 8. Объяснение региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства.
№ 9. Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы. С. Америки и евроазиатского пространства.
№ 10. Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира ( по выбору).
| С 24.12 - 14.02
| НТР и мировое хозяйство ( 6 ч. )
| 16(1)
17(2)
18(3)
19(4)
20(5)
21(6)
| НТР. Характерные черты и составные части.
Мировое хозяйство.
Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства. Воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства.
Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства.
Факторы размещения
Итоговое занятие по теме: «НТР и Мировое хозяйство» Контроль знаний.
| №11.Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства
(форма выполнения реферат и –не менее 200слов ; картосхема)
№ 12. Составление типологической схемы территориальной структуры хоз-ва экономически развитой и развивающейся страны.
№ 13. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
( форма выполнения – таблица )
| С 18.02 - 02. 05
| География отраслей мирового хозяйства (10 ч.)
| 22(1)
23(2)
24(3)
25(4)
26(5)
27(6)
27(7)
29(8)
30(9)
31(10)
| География промышленности. Топливно- энергетический комплекс (нефтяная , газовая, угольная ).
Электроэнергетика, горнодобывающая пр-ть,
металлургия.
Машиностроение. Химическая пр-ть.
Лесная, легкая пр-ть. Пр-ть и окружающая среда.
География сельского хоз-ва и рыболовство. Зеленая революция. Растениеводство.
Животноводство.
География транспорта.
Международные экономические отношения.
Урок обобщения и закрепления знаний по теме:
«География отраслей мирового хозяйства ».
Контроль и учет знаний по теме. Урок –зачет
| № 14 Создание картосхемы размещение основных промышленных районов мира.
№ 15. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.
№ 16. Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени его развития ; составления проекта развития транспортных систем для одного из регионов.
№ 17 Составление картосхемы основных районов международного туризма для Старого и Нового Света, выделение регионов с сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на контурной карте маршрутов мирового круизного туризма.
| С 06.05 -23.05
| Глобальные проблемы человека (3ч.)
| 32(1)
33(2)
34(3)
| Глобальные проблемы человечества: экологические, демографические, мира и разоружения, продовольственная.
Энергетическая; мирного освоения космоса.
Глобальные прогнозы, проекты и гипотезы
Стратегия устойчивого мира
| № 18 Разобрать проект решения одной из проблем, опираясь на гипотезы, теории, концепции, существующие в других областях научных знаний.
|
| Резерв времени – 4 часа
|
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. (Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев- М.:Дрофа, 2008г);
География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. составитель Сиротин В.И. – М.: Дрофа, 2004.
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.
Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.
Цели и задачи курса:
Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю). Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Курс состоит из 9 разделов: «Современные методы географических исследований», «Современная политическая карта мира», «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «НТР и мировое хозяйство», «География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира», «Современные глобальные проблемы человечества».
Учебно-тематический план:
№ раздела
| Наименование разделов
| Всего часов
| 10 класс
| 1.
| Современные методы географических исследований.
| 2
| 2.
| Современная политическая карта мира.
| 6
| 3.
| Природа и человек в современном мире.
| 6
| 4.
| Население мира
| 5
| 5.
| НТР и мировое хозяйство
| 4
| 6.
| География мирового хозяйства
| 10
|
| ИТОГО:
| 33+2 резерв
| 11 класс
| 7.
| Основные страны и регионы мира
| 28
| 8.
| Россия в современном мире
| 3
| 9.
| Современные глобальные проблемы человечества.
| 3
|
| ИТОГО:
| 34 +1 резерв
| Итого:
| 70
|
В программу внесены следующие изменения:
Раздел «Современные методы географических исследований. Источники географической информации» сокращён до 2-х часов (вместо 4), так как данная тема является повторением пройденного материала в предыдущие годы изучения географии (7, 8, 9 класс).
В соответствии с методическими рекомендациями автора учебника В.П. Максаковского в рабочей программе выделен раздел «Современная политическая карта мира» в начале курса, а не в составе раздела «Регионы и страны мира» (6 часов). Это является наиболее целесообразным, так как знание ПКМ необходимо учащимся при изучении общей характеристики населения и хозяйства мира.
В рабочую программу включена тема, предусмотренная Стандартом, но не входящая в примерную программу по географии: «Научно-техническая революция»; данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому на ее изучение в календарно-тематическом планировании отводится 4 часа.
За счет резервного времени увеличено количество часов на изучение раздела «Основные страны и регионы мира» - на 8 часов, в связи с повышенным интересом учащихся при изучении данного раздела, всего по календарно-тематическому планированию – 28 часов.
Сокращен до 3 часов раздел «Россия в современном мире». Это связано с тем, что данные о России приводятся во всех темах общей характеристики мира, включая текстовые карты и статистические материалы в таблицах «Приложений». Таким образом, место России в современном мире изучается на протяжении разделов № 2 – 7 и отдельно в разделе 8 «Россия в современном мире» (3 часа).
Раздел «»Географические аспекты современных глобальных проблем человечества» сокращён до 3-х часов, так как некоторые аспекты данного раздела рассматриваются в разделах №3-6 и обобщаются эти знания непосредственно в разделе 9.
Практические (оценочные) работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они будут выполняться учащимися на уроке, получая необходимые консультации учителя. Практические работы обучающего характера, а также требующие дополнительных источников информации для выполнения, в планировании не указаны.
Основное содержание программы отражено в примерной программе по географии (базовый уровень).
В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» учащиеся должны приобрести знания, умения и навыки, которые отражены в примерной программе по географии (базовый уровень)
УМК по данному курсу включает в себя:
Рабочая программа по преподаванию курса «Экономическая и социальная география мира»
Учебник В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М. :Просвещение, 2008г
Атлас для 10 класса
Контурные карты для 10 класса.
|