Скачать 88.79 Kb.
|
Тема урока: «Длина окружности». Время проведения: первый урок по теме «Длина окружности. Площадь круга». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: интегрированный (т.к. в нём есть элементы различных видов уроков: беседа, лекция, практическая самостоятельная работа, анализ ситуации, устный опрос, письменная работа, контролирующая работа-тест). Технология: развивающего обучения, индивидуализации. Триединой целью урока является учебно–воспитательная задача по усвоению новых знаний, а именно: изучить формулу длины окружности и показать её применение при решении задач. Эта цель достигается через следующие задачи урока: Образовательные: - обеспечить усвоение учащимися формул по нахождению длины окружности; - познакомить с числом π; - отработать навыки применения данных формул при решении задач; - добиться усвоения учащимися понятий: длина окружности, число π. Развивающие: - развивать навыки устного счёта; - развивать познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом; - развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы; - развивать пространственное воображение учащихся; - формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли; - умение пользоваться чертёжными инструментами; - умение оценивать результаты выполненных действий; - развитие умений действовать самостоятельно. Воспитательные: - воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации; - воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; - воспитывать уважение и интерес к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире; - воспитывать интерес к математике путём создания ситуации успеха .Оборудование и наглядность: -компьютер, проектор, экран; - презентация слайд-фильм Power Point; - циркуль, масштабная линейка, карандаш, ножницы, нитка. План урока:
- формулировка темы и целей урока; - устный счёт; - актуализация опорных знаний. 3. Этап усвоения новых знаний (12 минут): - создание проблемной ситуации; - практическая работа; - проверка работы; - формулирование вывода; - историческая справка; - вывод формул. 4. Динамическая пауза. (3минуты) 5. Этап закрепления новых знаний (15 минут): - решение задач у доски и в тетрадях; - тест первичного закрепления со взаимопроверкой. 6. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению (2 минуты): - оценки за урок; - домашнее задание; - подведение итогов; - рефлексия. Ход урока:
Учитель: Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе.
- формулировка темы урока Учитель: - Название нашей темы урока состоит из двух слов. Отгадайте загадку и вы узнаете одно слово темы. Если видишь солнце в небе, или чашку с молоком, Видишь бублик или обруч, слышишь сказку с колобком, В круглом зеркале увидел ты сейчас свою наружность. И вдруг понял, что фигура называется ? «окружность». (на экране появляется слово окружности) - устный счёт - А другое слово вы узнаете, выполнив следующее задание. -Округлите число 3,1415926…до заданного разряда( до целых -3-Д,до десятых-3,1-Л,до сотых-3,14-И,до тысячных-3,142-Н,до десятитысячных-3,1416-А), из предложенных вариантов выберете правильный ответ, каждому числу поставлена в соответствие буква, из букв вы составите слово. (обучающиеся отвечают на вопросы учителя). ( на экране появляются правильные ответы) -Так какая тема сегодняшнего урока?(дети отвечают) -Правильно «Длина окружности». Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Длина окружности» (число и тема записываются учителем на доске). - формулировка целей урока -Как вы думаете - над чем нам придется работать на уроке? (цели урока) (обучающиеся отвечают на вопросы учителя).
- актуализация опорных знаний. -Давайте вспомним, что мы уже знаем про окружность. - Какая фигура называется окружностью? Как называется точка О? - Что такое радиус? Как обозначается радиус? - Дайте определение диаметра. Как обозначается? - Как связаны радиус и диаметр окружности? (обучающиеся отвечают на вопросы учителя).
- создание проблемной ситуации. Учитель: - Нам предстоит решить задачу нахождения длины окружности. - Вспомните единицы измерения длины. - С помощью какого инструмента можно измерять длину, например длину отрезка? - А можно ли измерять линейкой длину окружности? (обучающиеся отвечают на вопросы учителя). - Возникает вопрос: «Как же можно измерить длину окружности?» - Давайте выполним с вами следующую практическую работу. Работать вы будете по вариантам. Приготовили циркули, линейки и карандаши. - практическая работа. Рассмотрим на практической работе один из способов нахождение числа π. Если опоясать окружность ниткой, а затем ее распрямить, то длина нитки приблизительно равна длине окружности. Начертим окружности : (1 вариант – 4,5 см.,2 см.3,5 см., 2 вариант – 2,5 см., 3 см., 4 см.). Измерьте длину каждой окружности и диаметр. Найдите отношение длины к диаметру окружности. Округлите полученные значения до сотых. Результаты занесите в таблицу:
(обучающиеся выполняют работу). - проверка работы Результаты вычислений π ≈ 3,14. -формулирование вывода. Посмотрите, ребята, окружности вы чертили разные, а отношения длин окружностей к их диаметрам получились одинаковые. Это характерно для всех окружностей. Учитель: Число, которое мы получили, обозначается π. π ≈ 3,1415926… - историческая справка. ( о числе пи) Учитель: Число π- бесконечная десятичная дробь. Обозначение числа происходит от первой буквы греческого слова периферия, что означает "окружность". Общепринятым это обозначение стало, после издания одной из работ Эйлера. На ранних ступенях человеческого развития пользовались неточным числом π . Оно было равно 3. Египетские и римские математики установили отношение длины окружности к диаметру не строгим геометрическим расчётом, как позднейшие математики, а нашли его просто из опыта. В 3в. до н.э. Архимед без измерений одними рассуждениями вычислил точное значение числа π = 22/7. - вывод формул. Учитель: -Вернемся к нашей проблеме нахождения длины окружности. А сможете ли с помощью всё той же нитки найти длину любой окружности? (обучающиеся отвечают на вопросы учителя). Конечно же нет, но зная, что С/d = π, выразим длину окружности С= π d. Итак, длина окружности равна произведению диаметра на число π. А так как d=2r то С =2 π r. (формулы записываются учителем на доске) - Запишите формулы в тетрадь. 4. Динамическая пауза. Учитель: -А теперь ребята встали Быстро руки вверх подняли В стороны, вперед, назад. Повернулись влево, вправо Тихо сели, вновь за дело. -Желающим запомнить поможет мнемоника - придумывание стихотворных, легко запоминающихся фраз, число букв, в каждом слове которых указывает соответствующую цифру. -Мнемонические правила Чтобы нам не ошибаться, Надо правильно прочесть: Три, четырнадцать, пятнадцать, Девяносто два и шесть. Надо только постараться И запомнить всё как есть: Три, четырнадцать, пятнадцать, Девяносто два и шесть. Три, четырнадцать, пятнадцать, Девять, два, шесть, пять, три, пять. Чтоб наукой заниматься, Это каждый должен знать. Можно просто постараться И почаще повторять: «Три, четырнадцать, пятнадцать, Девять, двадцать шесть и пять». (обучающиеся повторяют за учителем правило). 5. Этап закрепления новых знаний: - решение задач у доски в тетрадях Учитель: - А что если мы сегодня на уроке превратимся в ласточек и облетим земной шар по экватору. Давайте вычислим длину экватора. - Форму какой геометрической фигуры имеет экватор Земли? - Что необходимо знать, чтобы найти длину экватора? (обучающиеся отвечают на вопросы учителя). Задача №1.(у доски 1 ученик). r = 6370км. С-? Решение: С=2 π r, С≈2*3,14*6370≈40003,6 км Ответ: С≈40003,6 км Задача №2 и №3.(у доски 2 уч-ся, остальные на местах) с последующей проверкой. №2. d = 1,5 см С-? Решение: С= π d, С≈3,14*1,5≈4,71 см №3. С= 7,85 м d-? Решение: С= π d, d= С: π , d=7,85 : 3,14≈2,5 м. Ответ: d≈2,5 м. - тест первичного закрепления. Учитель: - А теперь проверим себя, что мы сегодня освоили на уроке? Индивидуально на листочках с последующей взаимопроверкой. (обучающиеся выполняют тест, обводя правильный ответ кружком. Затем обмениваются работой с соседом по парте, при этом открываются правильные ответы, и выставляют оценки: -без ошибок-5; - с одной ошибкой-4) ТЕСТ
А) радиус; Б) сторона; В) хорда; Г) диаметр.
А) 3,14; Б) 1,34; В) 3,91; Г) 4,13.
А) С=πr Б) С=πd В) C=2πd Г) C=2r
А) 6,28 Б) 1,57 В) 7,6 Г) 3,14 Учитель: - Кто справился с тестом на отлично? Поднимите руки. 6. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению: - оценки за урок (По заранее заготовленной ведомости учитель выставляет оценки).
- домашнее задание Учитель:- №847, №849-задачи аналогичные тем, что мы решали сегодня на уроке. И ещё одно задание у вас будет творческое. Может вы увидите окружность в колесе, может в цирке, а у кого-то есть велосипед, у мамы на кухне кастрюли, кто-то крутит обруч, а кто-то любит искать города на глобусе. Придумайте и составьте задачу по теме «Длина окружности» и сделайте красочный рисунок к задаче. - подведение итогов. Учитель:- А сейчас давайте вспомним, что сегодня на уроке мы:
(обучающиеся отвечают на вопросы учителя). - рефлексия. Учитель: - Подумайте, где могут понадобиться знания по данной теме в жизни? (обучающиеся отвечают на вопросы учителя). Учитель: - Выберете смайлик, который больше подходит вашей оценке урока. Наш урок закончен. Спасибо. Использованная литература
|