Учебно–методический комплекс





Скачать 218.02 Kb.
НазваниеУчебно–методический комплекс
Дата публикации24.06.2013
Размер218.02 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс

УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


герб%20чгпу%20чб



Методика и методология научного исследования

(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)

по направлению бакалавриата 080500 – «Менеджмент»

Заочная форма обучения


Челябинск

2010


министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Профессионально-педагогический институт

Кафедра экономики, управления и права
УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«___» ________ 2010 г.

Зав. Кафедрой, к.п.н.

_____ А.А. Саламатов

Методика и методология научного исследования

(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)

по направлению бакалавриата 080500 – «Менеджмент»

Челябинск

2010

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5

2.1. Пояснительная записка 5

2.2 Содержание курса 7

2.3 Библиографический список 8

III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 10

3.1 Тематический план 10

3.2. Планы лекционных занятий 10

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 18

4.1 Темы контрольных работ 18

1.3.Терминологический минимум 20


I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Индекс

Наименование дисциплин
и их основные разделы

Всего часов

ОПД.Р.01

Национально-региональный (вузовский) компонент

150

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

2.1. Пояснительная записка


Данная дисциплина представляет блок общепрофессиональных дисциплин и является курсом по выбору. Курс предназначен для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «Менеджмент» (заочная форма обучения).

С учетом необходимости формирования у будущих руководителей компетенции познавательной деятельности важным звеном профессионального образования является непосредственное включение студентов в научно-исследовательский процесс. Цель данного курса – помочь студентам составить представление о методологических принципах и исследовательской практике науки, а также подготовить к написанию курсовых и квалификационных работ.

Лекционная составляющая курса предполагает рассмотрение науки как сферы человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Здесь характеризуются определяемые методологией предпосылки, средства и цели научно-познавательной деятельности человека, исходные принципы, которыми руководствуется исследователь при изучении разнообразных явлений и при выборе методов.

Семинарские занятия, посвященные освоению методики и техники научных исследований, предполагают выполнение заданий, направленных на приобретение студентами умений и навыков ведения научно-экономического исследования. Работа на семинарах предусматривает освоение практических путей решения задач, поставленных перед студентами при написании учебных научных работ: рефератов, курсовых и дипломных работ. На занятиях систематизируются знания о нормах, правилах, требованиях по подготовке, написанию и оформлению студенческих работ.

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать: понятия: методология, метод, методика; классификации и характеристики методов педагогического исследования; исследовательские возможности различных методов.

уметь: определять структуру научного исследования; грамотно пользоваться понятийным аппаратом исследования; устанавливать взаимосвязь предмета исследования и метода; выбирать, модифицировать и использовать методики исследования; организовывать исследование; определять критерии оценки полученных данных, и проводить их качественный и математический анализ; использовать методы математической статистики в научном исследовании; формулировать научные выводы.

владеть навыками: использования результатов педагогического исследования в практике управления организацией.




2.2 Содержание курса


Тема 1. Наука как особый способ деятельности общества.

Наука как сфера человеческой деятельности, как система знаний, как результат деятельности. Метод. Методика. Методология. Методология науки. Нормативный процесс научного исследования. Научная парадигма. Виды исследований по характеру: фундаментальное, прикладное, монодисциплинарное, междисциплинарное, комплексное, однофакторное. Виды исследований по цели. Реальное и идеальное исследования.

Тема 2. Научная теория – высшая форма научного знания.

Теория и ее структура. Эмпирическая основа, базис, логика теории, основное теоретическое знание. Идеализированный объект теории. Виды теорий: аксиоматические и гипотетико-дедуктивные. Понятие о слабых теориях. Качественные, формализованные, формальные теории. Принципы построения научной теории (консеквентности, объяснительной силы, оптимальности). П. Файерабенд о «принципе упорства» и принципе методологического анархизма.

Тема 3. Научная проблема и гипотеза.

Постановка проблемы. Операционализируемость проблемы. Этапы порождения проблем. Виды проблем. Реальные проблемы. «Псевдопроблемы». Неразрешимые проблемы. Гипотезы. Теоретические гипотезы и эмпирические предположения. Принципы фальсифицируемости и верифицируемости. Типы гипотез по их происхождению и содержанию. Экспериментальные гипотезы (Гостданкер). Научная и статическая гипотезы.

Тема 4. Основные общенаучные исследовательские методы.

Индукция и дедукция – интеллектуальные средства познания. Анализ и синтез. Основные общенаучные исследовательские методы. Теоретические методы (абстракция отождествления, реляционная абстракция, мысленный эксперимент). Метод моделирования. Эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, измерение).
Тема 5. Язык научного описания.

Требования к языку научного описания. Терминология. Моносемантичность терминов. «Интеллектуальная чистота» термина. Интернационализация терминологии. Использование метаязыка. Символика в лингвистических научных описаниях.

Тема 6. Исследования в практике управления.

Исследования в системе практического менеджмента. Классификация исследований в управлении. Эффективность и результативность прогнозной исследовательской деятельности.

Тема 7. Курсовая работа как форма студенческого научного исследования.

Цели и задачи курсовой работы. Методологический аппарат курсового исследования. Структура курсовой работы. Методы исследований в научных работах студентов. Особенности теоретической части исследования. Особенности практической части исследования. Оформление работы. Процедура научной защиты.

2.3 Библиографический список


Основная литература:

1. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы / А.Ф.Ануфриев. - М., 2002.

2. Ахманова, О.С. К вопросу об основных понятиях метаязыка лингвистики / О.С. Ахманова // Вопросы языкознания. - 1961. - №5.

3. Ахманова, О.С. Основы компонентного анализа / О.С. Ахманова. - М., 1969.

4. Басаков, М.И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации студентам по оформлению текста / М.И. Басаков. - Ростов-на-Дону, 2001.

5. Копнин, П.В. Гносеологические и логические основы науки / П.В. Копнин. - М., 1974.

6. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления / И.Н.Кузнецов. - М., 2002

7. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М. : Прогресс, 1983.

8. Лакатос, И. Доказательность и опровержения / И. Лакатос. - М. : Прогресс, 1967.

9. Новиков, А.М. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.

9. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. - М. : Прогресс, 1983.

10. Файерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Файерабенд. - М. : Прогресс, 1986.

11. Эхо, Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. / Ю.Эхо. - М., 2001.
Дополнительный:

1. Веревкин А.Н. Как оформить библиографию к научной работе: Методическое пособие / А.Н. Веревкин. - М., 1992.

2. Галолузова Ю.Н. Азбука студента / Ю.Н. Галолузова, Г.Н. Штинова. - М., 2000.

3. Демидова А.К. Научный стиль. Оформление научной работы / А.К. Демидова. - М., 1991.

4. Рогожкин Ю.М. Подготовка и защита письменных работ / Учебно-практическое пособие / Ю.М. Рогожкин. - М., 2001.

5. Усачев И.В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования : Проведение информационного этапа научно-исследовательской работы / И.В. Усачев, И.И. Ильясов. - М., 1980.

III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



3.1 Тематический план



Наименование разделов


Всего часов

Из них аудиторных

Лекцион.

Практич.

СРС

1.

Наука как особый способ деятельности общества

21

2




19

2.

Научная теория – высшая форма научного познания

20

2




18

3.

Научная проблема и гипотеза

20

2




18

4.

Основные общенаучные исследовательские методы

21




2

19

5.

Язык научного описания

22




2

20

6.

Исследования в практике управления

24

4

2

18

7.

Курсовая работа как форма научного исследования

22




2

20




ИТОГО:

150

10

8

132



3.2. Планы лекционных занятий


Лекция 1

Тема: Наука как особый способ деятельности человеческого общества

План

  1. Методология науки, метод, методика.

  2. Нормативный процесс научного исследования.

  3. Виды исследований.


Лекция 2

Тема: Научная теория – высшая форма научного знания

План

  1. Теория и ее структура

  2. Виды теорий

  3. Принципы построения научной теории


Лекция 3

Тема: Научная проблема и гипотеза

План

  1. Научная проблема. Постановка и операционализируемость проблемы. Этапы ее порождения. Виды проблем

  2. Виды гипотез.


Лекция 4

Тема: Исследования в практике управления

План

  1. Роль исследований в деятельности менеджера.

  2. Типология исследований.

  3. Эффективность исследований.



    1. Планы семинарских и практических занятий

Семинар 1.

Тема: Основные общенаучные исследовательские методы

План

  1. Индукция и дедукция – интеллектуальные средства познания

  2. Анализ и синтез

  3. Основные общенаучные исследовательские методы



  1. Индукция и дедукция – интеллектуальные средства познания




Индукция

Дедукция

обобщение результатов частных наблюдений

опирается на положение, постулируемое или полученное путем предварительного обобщения.

Ex. В лингвистике решаются задачи: каким признаками обладает слово, на какие семантико-грамматические классы делятся слова.

Ex. В лингвистике решаются задачи: к какому семантико-грамматическому классу принадлежит слово (при расшифровке памятников письменности)

  1. Анализ и синтез

Анализ – мысленное (или осуществляемое в эксперименте) расчленение предмета на составные части и выделение свойств предмета для изучения их в отдельности.

Синтез – мысленное (или экспериментальное) соединение составных частей предмета и его свойств и изучение его как единого целого.

  1. Основные общенаучные исследовательские методы

Методы: теоретические, эмпирические, моделирования, интерпретационные.

Теоретические

(дедуктивные

умозаключения)

Эмпирические

(метод индукции)

Метод моделирования

(от частного

к частному)

  • идеализация (аппроксимация)

  • различные виды абстрагирования:

а) абстракция отожествления;

б) реляционная абстракция мысленный эксперимент (идеализиров. Объект ставится в различные условия, и анализируется его возможное поведение)

  1. наблюдение (идиографический, комотетический подходы)

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

  • пристрастность наблюдения;

  • сложность повторного наблюдения

  1. измерение (приписывание чисел вещам или регистрация состояния объекта с помощью состояния другого объекта)

  • в естественных и искусственно созданных условиях;

  • исследователь не воздействует на объект (отличие от экспер.)

  • в ходе приборно-опосредован-ного взаимодействия объекта и измерительного инструмента (отличие от наблюд.)

3 вида измерения:

  • фундаментальное

  • производное измерение

  • измерение «по определению»

  1. эксперимент (для установления причинно-следственных связей между явлениями)

  • специально созданные условия;

  • измерение и наблюдения входят в эксперимент;

  • экспериментальное воздействие

Один из видов аппроксимации.



Семинар 2.

Тема: Язык научного описания

План

  1. Требования к языку научного описания. Терминология

  2. Интернационализация терминологии

  3. Использование метаязыка и символики в научных описаниях




  1. Требования к языку научного описания. Терминология.

Л.Витгенштейн: «Научным знанием имеет право называться не то, что может быть высказано, а то, что может быть высказано ясно».

Требования:

  • использование особого языка частично или полностью отличным от естественного языка.

  • терминология (моносемантичность термина; переход терминов в другую научную сферу; переосмысление термина, «обрастание» новыми значениями, «интеллектуальная чистота» термина).

2. Интернационализация терминологии

  • национальные варианты терминологии

  • совмещение с иноязычным в национальных вариантах

  • предпочтение интернациональным терминам.

3. Использование метаязыка и символики в лингвистических научных описаниях

Метаязык – соответствующим образом выбранная часть естественного языка, отличающаяся от последнего специальным назначением.

Четкое разграничение речевой и реальной действительности.

Использование символики обеспечивает:

  • строгость и точность научного описания;

  • обогащение познавательного аппарата науки;

  • эффективность научного описания

Применение искусствен.симв. языков:

  • математическая лингвистика;

  • теория порождающих грамматик.

Возможности использования символики (вторичное и вспомогательное средство):

  • сокращенное обозначение классов единиц, состава, строения, отношений;

  • обозначение терминологических наименований с помощью символов.


Семинар 3

Тема: «Исследования в практике управления»

План:

  1. Практическая роль исследований в управлении.

  2. Классиификация исследований.

  3. Прогнозные исследования и бизнес-планирование.

Тезисы для обсуждения

  1. Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

  2. Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течении пяти лет в среднем 10-12 о решений. связанных с инновациями, в то время как менеджер примерно такого же уровня в Японии - более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы над которыми очень полезно задуматься.

  3. Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления - предвидение, организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация).

  4. В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

  5. В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее З0 % рабочего времени или усилий менеджера. Если он имеет успех, уму надо понимать почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины этой неудачи. Ему необходимо понимать это и видеть не только интуитивно, но обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

  6. В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет, по-видимому. возрастать. Почему? Это тенденция развития управления. Сегодня в управлении как правило, нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально - психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.

  7. Исследования в деятельности менеджера - это не только научность явления, но и искусство, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование". Надо исследовать не только процессы объекта управления но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика как в отношении характера исследуемых проблем, так и методов их изучения да и использования результатов.

  8. В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т.п. Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала - является большим искусством управления.

  9. Современный менеджер не должен быть научным работников в полном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления,

  10. Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению обеспечивающий качество управленческих решений и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.)

  11. Формула современного управления. Управлять совершенствуя и совершенствуясь. Только исследование управления поможет реализовать эту формулу,

  12. Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества и не может быть творчества без исследования, не может быть исследования без освоения его приемов, методов, подходов.

Семинар 4.

Тема: «Курсовая работа как тип научного исследования»

План

  1. Курсовая работа: определение, цели и задачи.

  2. Структура и содержание курсовой работы.

  3. Методологический аппарат работы.

  4. Оформление результатов работы.

Курсовая работа способствует углублению теоретических и практических знаний в области педагогики и психологии, развитию исследовательских умений и навыков. Работа проводится по аналогии с имеющимися исследованиями (описанными в литературе или осуществленными сотрудниками факультета) или выполняется в форме реферата.

Реферат (как письменная работа) — краткое изложение содержания прочитанных книг, представление итогов изучения научной проблемы на основе обзора литературных и других источников. Чаще, реферат несет определенную совокупность информации, но в нем может содержаться анализ и критика соответствующих научных теорий, концепций, взглядов.

Текст работы должен демонстрировать:

— умение выделить проблему;

–– знакомство автора с основной литературой по проблеме;

— умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

–– владение понятийным и терминологическим аппаратом;

— приемлемый для учебно-научной работы уровень языковой грамотности, включая владение стилем научного изложения.

–– умения грамотно оформлять рукопись (научный текст).

3.4. Организация самостоятельной работы студентов



Темы для самостоятельного изучения

Формы самостоят. работы

Метод.

обеспеч.

Форма отчетности

1

Наука как особый способ деятельности общества

Работа с источниками

Список литературы

доклад

2

Научная теория – высшая форма научного познания

Работа с источниками

Список литературы

Рефе-рат

3

Научная проблема и гипотеза

Работа с источниками

Список литературы

проект

4

Основные общенаучные исследовательские методы

Работа с источниками

Список литературы

проект

5

Язык научного описания

Работа с источниками

Список литературы

доклад

6

Исследования в практике управления

Работа с источниками

Список литературы

доклад

7

Курсовая работа как форма научного исследования

Работа с источниками

Список литературы

Курсо-вая работа


IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

4.1 Темы контрольных работ


1.Сущность методологии исследований в управлении (понятие, предмет, задачи, функции).

2.Методологическое знание: состав, уровни, источники получения.

3.Структура исследования. Вариативность его построения.

4.Принципы организации научного исследования.

5.Понятийный аппарат исследования.

6.Классификации и характеристики методов исследования.

7.Принципы выбора методов исследования и конструирования методики. Обоснование выбранных методов.

8.Теоретические методы исследования и их исследовательские возможности.

9.Практические методы исследования и их исследовательские возможности.

10.Организация и проведение эксперимента.

11.Организация и проведение наблюдения.

12.Методы опроса и методика их проведения.

13.Использование результатов научного исследования в практике менеджмента.

14. Качественная и количественная обработка данных.

15. Методы математической статистики в экономическом исследовании исследовании.

4.2.Общие методические указания по выполнению контрольных работ

Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоения знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности обучающихся, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Система заданий письменных контрольных работ направлена на выявление знаний по определенной теме (разделу программы, а также выявлению понимания ими сущности изучаемых явлений, предметов, их закономерностей; на выявление умений самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и навыки.

При подготовке к контрольной работе надо сначала четко сформулировать тему, разработать план, подобрать литературу. Далее приступить к процедуре изучения подобранной литературы. При прочтении ее обязательно отмечать и выписывать на отдельных листках материал, представляющий важность для раскрытия темы. Затем весь подготовленный материал систематизировать согласно плану, уточнить цитаты, составить список использованной литературы, а затем собранный материал излагается в логической последовательности. В заключительной части работы автором делаются выводы.

Контрольная работа имеет титульный лист, план, основную часть, заключение, список литературы.

Требования к контрольной работе:

  1. Аккуратность.

  2. Логичность изложения.

  3. Полнота раскрытия темы.

  4. Наличие ссылок на изученную и использованную литературу.

  5. Наличие всех структурных элементов работы.

  6. Библиографическое описание согласно стандарту.


    1. Терминологический минимум


Абстракция отождествления – мысленное отвлечение от некоторых свойств реально наблюдаемых предметов и обнаружение в них определенных общих свойств

Анализ – мысленное расчленение предмета на составные части или вычленение свойств предмета для изучения их в отдельности

Гипотеза – научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто

Дедукция – интеллектуальное средство познания, опирающееся на положение, постулируемое или полученное путем предварительного обобщения результатов частичных наблюдений

Индукция – путь познания от данных опыта к их систематизации и от систематизированных данных опыта к открытию эмпирических законов

Методология – учение о структуре логической организации и средствах деятельности

Методология науки – учение о принципах построения науки, формах и способах научного познания

Моделирование – один из видов аппроксимации, т.е. приближенного выражения каких-то величин через другие (простые или известные)

Объект исследования – область исследования

Операционализируемость – формулирование научной проблемы в терминах определенной научной отрасли

Парадигма – общепринятый эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр.

Предмет исследования – объект, изучаемый под определенным углом зрения

Принцип консективности – согласованность отдельных положений научной теории с друг другом; всякое положение неизбежно и единственным образом вытекает из предыдущих

Принцип объяснительной силы – с помощью научной теории должно объясняться возможно большее количество наблюдаемых фактов

Принцип оптимальности – описание и объяснение изучаемых явлений наиболее простым, экономным способом

Реляционная абстрактность – опосредованное отражение свойств реальных предметов, которые проявляются не в них самих, а во взаимном отношении этих предметов

Синтез – мысленное соединение составных частей предмета и его свойств и изучение его как единого целого

Теория – высшая форма научного знания, включающая исходную эмпирическую основу, базис, логику, множество выведенных в теорию утверждений, которые составляют основное теоретическое знание

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Методология науки, метод, методика.

  2. Нормативный процесс научного исследования. Понятие парадигмы.

  3. Виды исследований по характеру и цели. Идеальное и реальное исследования.

  4. Принципы построения научной теории.

  5. Постановка научной проблемы. Ее операционализируемость. Этапы порождения и виды проблем.

  6. Виды гипотез.

  7. Индукция и дедукция – интеллектуальные средства познания. Анализ и синтез.

  8. Теоретические и эмпирические общенаучные исследовательские методы. Метод моделирования.

  9. Требования к языку научного описания.

  10. Исследования в практике менеджмента.

  11. Курсовая работа как вид исследования.

  12. Особенности методологического аппарата исследования.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно–методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно–методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно–методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно–методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно–методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно–методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно–методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно–методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно–методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно–методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно–методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно–методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно–методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно–методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно–методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно–методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск