УТВЕРЖДАЮ
ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЕ
____________________О.П. АРТЕМЬЕВА
«____»________________________2012 г.
Программа внеурочных занятий
"Учимся жить в мире и согласии друг с другом"
для обучающихся 5 классов МКОУ «Тевризская СОШ № 1»
Руководитель – Мига Татьяна Витальевна, социальный педагог
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочных занятий "Учимся жить в мире и согласии друг с другом" рассчитана на обучающихся 5 классов и построена с учетом их интересов и нужд.
Потребность в данных занятиях в настоящее время определяется следующим:
- расширением самостоятельности обучающихся в различных сферах жизнедеятельности как на основе сознательного доверия взрослых к их умениям и возможностям, так и в результате уменьшения внимания части родителей к своим детям по мере их взросления;
- значительно более широким кругом общения учащихся как в школе, так и вне ее;
- возникновением у учащихся чувства взрослости, часто не совпадающего с реальным процессом взросления (школьники этого возраста, как правило, переоценивают свои умения, жизненный опыт);
- стремлением несовершеннолетних утвердить себя, заявить о себе через активные действия (однако, чтобы получить признание окружающих, они действуют не в одиночку, а в группе);
- наиболее часто совершаемыми противоправными действиями (при этом наблюдается тенденция вовлечения школьников этого возраста в преступную деятельность взрослыми);
- тенденцией распространения среди школьников 5-8-х классов употребления алкоголя и наркотиков;
- невозможностью полного контролирования подростков учителями и родителями, вследствие чего они нередко становятся жертвами жестокого обращения.
Перечисленные факторы указывают на необходимость оказания помощи подросткам в адаптации к окружающей их жизни путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта. Это позволит школьникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, не выходя за рамки закона; осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с обществом.
Стержнем содержания программы внеурочных занятий является правовая информация, носящая в значительной степени практический характер. Школьники этого возраста нуждаются в знаниях о правах, ответственности и обязанностях несовершеннолетних, правомерном способе действия в различных сферах жизни, границах дозволенного, существующих запретах и мерах государственного принуждения, применяемых по закону к несовершеннолетним и их родителям.
Опыт показывает, что, в отличие от младших школьников, нравственное осуждение взрослыми противоправных действий подростков часто является для них неубедительным. Нравственной позиции взрослых они противопоставляют собственное представление о добре и зле, чести и бесчестии, а также существующие в малой группе, на мнение которой они в значительной степени ориентируются. Поэтому необходима дегероизация, развенчание, разоблачение конкретных носителей противоправной психологии и практики, возвышение в глазах учащихся в качестве образца для подражания тех, кто охраняет правопорядок, жизнь, здоровье и покой граждан.
Параллельно с правовыми знаниями формируются умения ориентироваться на правовые нормы в оценке различных фактов окружающей жизни, в выборе способа решения различных
жизненных проблем и действовать в соответствии с существующими правилами и предписаниями. Следует отметить, что, как и в начальной школе, в процессе проведения внеурочных занятий у учащихся формируются нравственно-правовые понятия и опыт, положительное отношение к общечеловеческим ценностям.
Цель программы внеурочных занятий "Учимся жить в мире и согласии друг с другом" – способствовать более эффективному решению задач, связанных с социальной адаптацией школьников подросткового возраста, формированию нравственно-правовой культуры.
Задачи внеурочных занятий:
- способствовать становлению школьника как личности, обладающей чувством собственного достоинства, уважающей жизнь, свободу и достоинство других людей, законопослушной и ответственной;
- углублять понимание учащимися ценности для современного общества законопослушного поведения всех граждан республики;
- способствовать развитию нравственно-правовой культуры учащихся и умению совершать правильный нравственный выбор в повседневных взаимоотношениях.
Программа внеурочных занятий "Учимся жить в мире и согласии друг с другом" рассчитана на 68 учебных часов и представляет широкие возможности для творческой деятельности социального педагога.
В ходе реализации программы внеурочных занятий используются как традиционные, так и активные формы организации деятельности учащихся: дискуссии, проектная деятельность, конференции, «круглые столы», уроки-презентации, встречи со специалистами, экскурсии, обсуждение норм закона и т.д.
Тематическое планирование внеурочных занятий
№п/п
| Название тем
| Количество часов и дата проведения
| 1
| Вводное занятие
| 2
| 2
| Я гражданин России
| 4
| 3
| Права и Обязанности Гражданина Росси
| 2
| 4
| Естественное право человека на жизнь и охрану здоровья
| 2
| 5
| Неповторимость людей . Человеческое достоинство
| 2
| 6
| Я уникален.
| 2
| 7
| Социальные нормы в жизни человека
| 2
| 8
| Правила безопасности в жизни ребёнка
| 2
| 9
| Агрессивность и конфликты в отношениях между людьми
| 2
| 10
| Учимся контролировать свою агрессию
| 4
| 11
| Умения выйти из конфликтной ситуации
| 4
| 12
| Я и моя семья
| 2
| 13
| Семейные ценности
| 2
| 14
| Я и моё поколение
| 2
| 15.
| Возрастные особенности полов
| девочки
| мальчики
| 4
| 4
| 16
| Уважения !
| 4
| 17
| Трудовые и финансово - денежные нормы жизни
человека
| 2
| 18
| Как правильно сказать «НЕТ»
| 4
| 19
| Этикет
| 6
| 20
| Умеем ли мы общаться?
| 2
| 21
| Активность в общественной жизни как форма проявления себя
| 2
| 22
| Весёлые старты
| 2
| 23
| Заключительное занятие
| 2
|
| Всего
| 68
|
Содержание занятий
Тема1. Вводное занятие
Тема2. Я – гражданин России
С чего начинается Родина... Духовная связь человека с Отечеством. Малая Родина – место рождения человека и его детства.
Современная Россия– суверенное, независимое государство. Конституция Российской Федерации основной Закон страны.
Нравственное содержание понятия “гражданин”. Паспорт — документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.
Практические работы: диагностика представлений учащихся о России понимания учащимися смысла гражданства и знаний путей приобретения гражданства; подготовка рисунков и мини сочинений на тему «Мой образ Родины»; творческо-поисковое задание «Чем знаменит мой край»; дискуссия на темы: «Каким должно быть положение человека при справедливом устройстве мира?», «Что значит: «быть гражданином» и «гражданином быть обязан»; знакомство с содержанием паспорта гражданина Российской Федерации.
Тема 3. Естественное право человека на жизнь и охрану здоровья (2 ч.)
Ценность (неповторимость и уникальность) человеческой жизни. Отношение к человеческой жизни в разных культурах и в разные эпохи времени. Некоторые аспекты нарушения права на жизнь - проблема смертной казни и убийства на войне.
Умение радоваться жизни.
Право человека на здоровье. Факторы, влияющие на здоровье. Сохранение здоровья.
Практические работы: диагностика системы жизненных ценностей учащихся; рассказы учащихся: "Самый радостный день в моей жизни"; "Минуты опасности (когда мне было страшно)"; составление режима дня учащихся и его анализ; просмотр видеофрагмента о здоровом образе жизни с последующим анализом.
Тема 4. Неповторимость людей. Человеческое достоинство (2 ч.)
Человеческая индивидуальность, её личностная и общественная ценность. Уникальность, неповторимость каждого человека. Расовые, национальные, социальные, религиозные различия между людьми.
Роль имени в жизни человека. Имя как атрибут индивидуальности. Происхождение имен и фамилий, их этимология. Общее в традициях имянаречения разных стран мира.
Практические работы: диагностика отношения учащихся к самому себе, к людям другой национальности, живущим в той же местности, что и школьники; методика «Заверши предложение: "Мне нравится в людях...", "Мой герой, мой идеал..."; беседа на тему «Что означает моя фамилия»; творческо-поисковое задание «Позитивное личностное отношение к собственному имени и фамилии».
Тема 5. Социальные нормы в жизни человека (2 ч.)
Правила поведения людей: кто их устанавливает и необходимость их выполнения каждым человеком. Внутренние и внешние ограничители поведения человека.
Виды, средства и правила общения. Значение общения. Взаимопонимание. Человеческие существа, выросшие в изоляции и воспитанные в сообществе животных.
Правила вежливости и значение их выполнения. Как ведет себя вежливый человек. Соблюдение правил вежливости - условие успеха в общении с другими людьми.
Практические работы: диагностика умения учащихся общаться; беседа на темы «Роль правил поведения», «Основные правила поведения в обществе», «С кем и как можно общаться?», «Когда мне хорошо и плохо от общения?», «Почему выжил Робинзон?», «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (Сервантес)?»;рассказы учащихся на тему «Мои встречи с вежливыми и невежливыми людьми»; инсценирование правил вежливости и умения действовать в соответствии с ними.
Тема 6. Агрессивность и конфликты в отношениях между людьми (2 ч.)
Агрессивность – явление, представляющее угрозу для людей. Корни агрессивности и жестокости в поведении человека (особенности его психики и нервной системы, черты характера, неудачный жизненный опыт, невоспитанность, нравственная глухота и т. п.)
Обида. Действия и поступки обидные для другого человека. Эмоции и поступки обиженных людей.
Практические работы: диагностика агрессивности учащихся; беседа на темы «Какие эмоции обычно сопровождают агрессию?», «Как снизить агрессивность?»; беседа-обсуждение «Если меня обидели...»; «Если я обидел(а)...», «Что помогает преодолеть обиды?», «Как научиться прощать?»; упражнение «Письмо обидчику»; обсуждение сюжета художественного произведения либо реальной жизненной ситуации, стержнем которой является проявление жестокости, агрессивности по отношению к близким людям; игра «Нападающий и защищающийся».
Тема 7. Моя семья (2 ч.)
Что такое «семья»? Семья и ее роль в жизни человека и современного общества. Роль семьи в жизни каждого человека и роль каждого члена семьи в сохранении ее благополучия.
Члены семьи. Распределение домашних обязанностей между членами семьи.
Родословная и способы её составления.
Практические работы: мини-социологический опрос на тему: «Каковы жизненные ценности в Вашей семье?»; диспут на тему «Моя семья - моя крепость»; построение генеалогического дерева семьи; заполнение таблицы «Мужские и женские домашние обязанности».
Тема 8. Я и мое поколение (2 ч.)
Потребность человека быть среди людей. Радость добрых человеческих отношений. Стремление к взаимопониманию.
Дружба как личностная и общечеловеческая ценность. Счастье дружбы. Прелесть уединения и горечь одиночества.
Практические работы: диагностика основных потребностей учащихся или письменный опрос учащихся: «Какие свойства вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках, в девочках?»; беседа на темы «Кого можно назвать другом?», «Выбирают ли друзей?», «Что может разрушить дружбу?», «Что можно простить другу?»; рассказы учащихся о своих друзьях.
Тема 9. Трудовые и финансово-денежные нормы жизни человека (2 ч.)
Определение труда и его разновидностей. Труд в домашнем хозяйстве, его особенности по сравнению с трудом на производстве. Стоимость домашнего труда.
Философское, экономическое и бытовое понимание термина «вещи». Личные вещи. Уважительное отношение к общественной собственности. Нужные, полезные и бесполезные вещи. Вещи, дарящие радость.
Бережливое и уважительное отношение к деньгам.
Практические работы: диагностика профессиональных устремлений учащихся (где желали бы работать, чем руководствуются при выборе профессии, предпочитаемый размер заработной платы); дискуссия на темы «Труд в жизни ученика 5 класса», «Сколько денег нужно для счастья?», «Как сохранить порядок в классе (своей комнате, квартире)»; рассказы учащихся на тему «Мои любимые игрушки, игры», «Труд моих родителей», «Мои трудовые обязанности дома»; составление памяток «Как сберечь и продлить срок жизни личным вещам», «Разумно тратим деньги».
|