Скачать 267.16 Kb.
|
А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков ПРОЕКТ Стандарты второго поколения Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Содержание ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. Общие положения В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности. Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни. Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. В 2007 и 2008 г г. в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, ― есть основной момент при переходе от возраста к возрасту»1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция определяет:
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции, Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
1. Национальный воспитательный идеал Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси. В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха - императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М. В. Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла»1. Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина. В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии. Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального. В 90-е гг. ХХ в. в России был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:
Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей, является преумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России, |
Основы религиозных культур и светской этики Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] –... | Основы религиозных культур и светской этики Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] –... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] –... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Требований Стандарта (п. 12. 4) Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] –... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] –... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] –... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] –... | Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе: 1 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] –... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] –... | Рекомендательный список литературы по теме Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.:... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Требований... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] –... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы: А. Я. Данилюк,... | ||
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного... | Программа развития универсальных учебных действий Основной образовательной программы основного общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения), идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности... | Создание условий для воспитания личности гражданина и патриота в рамках кадетского класса В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России фгос второго поколения, приоритетным... |