Закономерность





Скачать 451.21 Kb.
НазваниеЗакономерность
страница1/3
Дата публикации19.08.2014
Размер451.21 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Психология > Закон
  1   2   3
Лекция №1
I. Предмет, проблемы и методы возрастной психологии
Психология развития – среда знаний, содержащая информацию о законах возрастного развития.

Возрастная психология – область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях людей разного возраста.
Предметом являются факты и закономерности психического развития человека в онтогенезе.

Предмет имеет 3 составляющих:

  1. психологическая характеристика единиц развития – возраст (период развития).

  2. изучение особенностей процесса психического развития.

  3. изучение фактов, условий, движущих сил, законов психического развития.




  1. Возраст – особая единица развития, он не сводится к сумме психических процессов и это не календарная дата. По определению Выготского, возраст относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

По Выготскому 2 вида возраста:

    1. хронологический – паспортный, биологический возраст (метрический возраст)

    2. психологический – не количество прожитых лет, а особенности психологии и поведения человека. Этот возраст называют ещё топологическим.

Давая психологическую характеристику кого-либо, принято начинать с характеристики хронологического возраста, а далее заканчивать психологическим возрастом.

Свои возрастные особенности имеет не только человек в целом (психология подростка), но и отдельные познавательные психические процессы.


  1. Особенности процессов психического развития.

Созревание - последовательные, предварительно запрограммированные изменения внешнего и внутреннего вида организма. К созреванию относятся все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием импульсов роста.

Рост – количественные изменения организма.

Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к появлению количественных, качественных и структурных преобразований психики.
Рост – созревание – развитие.

Процесс психического развития обладает тремя основными свойствами:

необратимость-способность к накапливанию изменений, надстраиванию новых над старыми.

направленность – способность психики к единой внутренне взаимосвязанной линии развития.

закономерность – способность психики к одновременным изменениям у разных людей.
Формы психического развития.

Филогенез – становление психики в ходе биологической эволюции вида, развития человека.

Онтогенез – индивидуальное развитие человека.

Функционалгенез – развитие каждой отдельной психической функции.
Области психического развития.


  1. психофизического – внешнее и внутреннее изменение тела человека.

  2. психосоциального – особенности изменения в эмоциональной и личностной сферах, а также межличностные отношения.

  3. когнитивного (познавательного) – изменения в познавательном развитии.


3. Факторы, условия, движущие силы и законы.
Фактор – влияющий, воздействующий. Причина, обстоятельства, порождающие что-либо.

Факторы:

    1. биологический – наследственность, врожденность.

Генотип – свойства организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ индивидуального развития.

      1. повторять историческое прошлое человека (строение речедвигательного аппарата)

      2. индивидуальное развитие (анатомофизиологические особенности).


а + б = предпосылки психического развития.

Врожденность – особенности психики, приобретаемые во внутриутробном периоде и в период развития.


    1. социальный – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия существования.

    2. активность самой личности.

Активность – деятельное состояние организма.
Условия.
Условие – то, от чего зависит что-то другое.

Фактор предопределяет движение, а условие делает возможным отклонение заданной траектории в зависимости от обстоятельств:

  1. обучение и воспитание

  2. экологические условия и природная среда

  3. любовь, оценка, признание индивида

  4. активность.


Движущие силы – противоречия между потребностями и возможностями (хочу и могу) индивида. Эти противоречия создают взрослые.
Закономерности.


  1. гетерохронность развития – разновременность; асинхронность – несовпадение во времени периодов и фаз развития отдельных органов и функций.

Темп и содержание развития изменяются на протяжении жизни: существенные периоды интенсивного развития (детство); периоды замедления (старость).

Такие периоды характерны для развития человека в целом и для развития отдельных психических функций (память, мышление).

  • Периоды интенсивного развития, повышенной восприимчивости к внешним воздействиям, особенно к воспитанию и обучению, называются сензитивными периодами.

Сензитивный период развития речи – с 1 года до 3 лет; прямохождение развивается с 9 мес. до 13 мес.

Если период будет упущен, то темп развития будет протекать гораздо медленнее.

  1. неравномерность развития – у каждой психической функции есть стадии подъёма, стабилизации и спада, каждой из этих стадий присущ свой характер развития и таким образом психическое развитие имеет колебательный характер.



Периоды стабилизации – это периоды накопления чего-то. Выготский называет его литическим периодом (спокойным)

Периоды подъёма, скачка – это критические периоды. По своей деятельности критический период всегда короче литического периода. Это не одномоментный период.

Выготский выделяет 6 основных кризисов:

  1. кризис новорожденности – 0 лет (критический)

  2. 1 год – связан с прямохождением (литический)

  3. 3 года – кризис «Я сам!» (критический)

  4. 7 лет – смена позиции с дошкольника на школьника (литический)

  5. 13 лет – подростковый кризис (критический)

  6. 17 лет – смена позиции школьника на взрослого (литический)


Кризисы по характеру протекания могут быть:

    1. литические – спокойные

    2. критические – явные, видные.


Появление кризиса индивидуально, в зависимости от темпа, скорости развития ребёнка.
Признаки кризиса:

  • упрямство

  • чувство взрослости

  • самостоятельность

  • уязвимость

  • противоречивость желаний

  • негативизм

  • настойчивость (целеустремлённость)

  1. кумулятивность – результат развития предшествующего периода включается в последующий.

  2. переход стадий в уровни с появлением новой, более высокой стадии предыдущие стадии не исчезают, а сохраняются в качестве одного из уровней новой стадии.

  3. сочетание эволюции и инволюции (сочетание прогресса и регресса). Психическое развитие сочетает в себе 2 противоречивые, но взаимосвязанные тенденции: поступательное развитие (эволюция) и обратное развитие (инволюция).

Если процессы инволюции опережают, то говорят об отставании в психическом развитии.
II Проблемы психологии развития –

исследование чего-либо, до конца неизученного.
Все проблемы можно разделить на 2 лагеря:

Теоретические проблемы

  1. проблема источников, механизмов психического развития.

  2. проблема периодизации психического развития

  3. проблема кризисов (что делать в тот или иной кризис)

  4. проблема осуществления различных видов деятельности (проблемы, связанные с игрой, с общением, проблемы карьерного роста)

  5. проблема стихийного и организованного влияние на развитие (школа, ВУЗы, детские сады – организованное влияние; улица - стихийное)

  6. проблема задатков и способностей (всегда ли на базе задатков формируется способность? можно ли без задатков сформировать способность?)

Практические проблемы

  1. проблемы определения возрастных норм (в какой возраст, что нужно уметь)

  2. определение творческого потенциала человека (диагностика творчества)

  3. клиническая диагностика (диагностика норм и патологий)

  4. психолого-педагогическое сопровождение – помощь в кризисные периоды.

  5. Организация учебного процесса для людей различных возрастных категорий.


III Методы исследования.

Метод отвечает на вопрос «как»?
Борис Герасимович Ананьев

Классификация:

Iгруппа - организационные



сравнительный лонгитюдный
комплексный
Функция – организация добывания данных
Сравнительный метод – используется при организации в случае исследования, сравнения различных выборок.

Выборка – часть (не менее 15 человек).

Можно сравнивать девочек и мальчиков, больных и здоровых, детей из полных и неполных семей.

Комплексный метод — используется, когда организуется исследование данных из других наук.

Лонгитюдный метод — длительный, организуется исследование одних и тех же людей на протяжении ряда лет.
II группа - эмпирические



наблюдение эксперимент анализ продуктов

деятельности
биографический психодиагностический


Функция: добывание данных.
Экспериментальный метод – специально созданы какие-либо условия.

Психодиагностический метод – к нему относят тесты, опросники, анкеты, интервью, социометрию.

Анализ продуктов деятельности – кроме анализа продукта, производится анализ деятельности.

Контент-анализ – анализ письменных продуктов, в том числе видео и аудио продукции.

Биографический метод – анализ событий жизненного пути человека (документы, письма, свидетельства)
III группа – методы обработки



количественные качественные
Функция: математическая и логическая обработка данных.

Количественный метод – математическая или статистическая обработка (высчитывание процентов, коэффициентов).

Качественный метод – логическая обработка, выражение цифрового показателя в уровнях, фазах, стадиях.
IV группа – интерпретационные



генетический структурный
Функция: пояснение полученных фактов.

Генетический – объяснение результата в характеристиках уровней, стадий или фаз

Генезис – развитие

Структурный – результат сопоставляется с другими изученными характеристиками личности.


Понимание сущности психического развития в трудах зарубежных психологов.
Самые первые теории психического развития появились вслед за теорией Дарвина. Главная идея его: «Развитие подчиняется определённому закону». Все последующие теории психического развития занимались поиском законов психического развития. Самой главной теорией была теория Стэнли Холла – теория рекапитуляции (повторения). В основе этой теории лежит биогенетический закон. Онтогенез – есть краткое и быстрое повторение филогенеза, автор этого закона – Геккель. В результате, по Холлу: ребенок в своем развитии повторяет главные этапы истории человеческого рода.

1 стадия – стадия «рытья и копания», первая стадия развития человечества – стадия собирания (0-5 лет)

2 стадия – стадия «охоты и захвата» (3-8 лет)

3 стадия – стадия «землевладельческая» - дети тянутся к земле (8-11 лет)

4 стадия – стадия «пастушеская», детям хочется иметь животных (11-15 лет)

5 стадия – стадия «торговли» или «промышленная» стадия – дети любят всё выменивать. (с 14 лет)
Все существующие теории можно распределить по подходам, направлениям, по тому, какой фактор выполняет ведущую роль в психическом развитии.
Биогенетический подход – теория Фрейда.

Социологизаторский – теории бихевиоризма, «личностью не рождаются, личностью становятся».

Психогенетический подход – главный фактор активности личности.


Автор, представитель

Название подхода

Понимание сущности психического развития

Стадии психического развития

Принципы, возрастные периодизации

1. Фрейд

Психоаналитический, биогенетичес-

кий подход

Психосоциальное развитие; фактор психического развития - сексуальные инстинкты: в течение жизни человека он прогрессирует от одной эрогенной зоны к другой. Сексуальная энергия (либидо) заключена в сексуальном инстинкте, имеет выход в определенное время в определенных частях тела человека. С выходом сексуальной энергии человек получает удовлетворение.

5 стадий, характер протекания каждой стадии оказывает конкретное воздействие на формирование личностных качеств. На каждой стадии интересы ребёнка сосредоточены вокруг какой-то определённой части тела – она источник получения удовлетворения.

1. оральная (все интересы - рот), формируется самостоятельность; в обратном варианте – зависимость от родителей. Склонность к перееданию.

2. анальная – самоконтроль; в обратном варианте - непроизвольность

3. фаллическая – интерес к своему и противоположному полу

4. латентная – покой, все интересы направлены на освоение социальной роли.

5. генитальная – установление интимных отношений, влюбленность

Развитие социального инстинкта

2. Э. Эриксон

Эпигенетический, неопсихоана-лиз

Психосоциальное развитие. Оно – результат биологического созревания, но результат развития определяется тем, что ожидает от человека общество, которому он принадлежит. Проживая жизнь, человек проходит несколько универсальных стадий, на каждой из которых решает задачи общества

В центре каждой стадии конфликт человека с обществом. Развитие является продуктивным, если в человеке развиваются качества, приводящие к чувству самоэдентичности (быть самим собой)

1. орально-сенсорная – формируется самоэдентичность

2. мышечно-оральная – формируется независимость; в обратном варианте – зависимость

3. локомоторно-генитальная – инициативность; в обратном варианте – чувство вины

4. латентная – трудолюбие; в обратном варианте – чувство неполноценности

5. подростковая – принадлежность к определённому полу; в обратном варианте – непонимание сексуального поведения

6. ранняя зрелость – стремление к интимным отношениям

7. средняя зрелость – жизненная активность; в обратном варианте – изолированность, сосредоточенность на себе

8. поздняя зрелость – ощущение полноты; с обратном варианте – презрение к себе.




3.Пиаже



Когнитивный; теория умственного развития


Психическое развитие = интеллектуальному. Главная движущая сила развития – интеллект. Навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным путём – по мере общего развития организма. Истоки более высоких уровней мышления созревают внутри предыдущих. Основная линия развития: от аутизма через эгоцентризм к социализированной мысли. Аутизм – мышление, не подчиненное принципам реальности. Эгоцентризм – ребёнок понимает деятельность только со своей собственной позиции. Социализация – ребёнок приспосабливается к окружающим, обменивается мыслями, начинает оценивать позицию других. Развитие опознания окружающего мира происходит в игре. «Обучение в хвосте у развития»


Стадии развития интеллекта:

1 период – сенсоисторичного интеллекта (0-2 года). Все мыслительные операции – на основе деятельности с предметами.

2 период – дооперациональный (2-7 лет). Период развития наглядно-действенного мышления. Действия переходят из внешних во внутренние и становятся предоперациями ума.

3 период – конкретные операции (7-11 лет). Развитие наглядно-образного мышления. Ребёнок оперирует моделями, схемами предметов.

Формальные операции (11-15 лет). Становление логического мышления. Ребёнок может строить гипотезы, делать дидактические выводы.


Основной принцип развития интеллекта


4. Бихевио

ризм. Теория оперантного научения; Социологизаторский подход



Уотсон, Скиннер


Развитие – это приобретение организмом новой реакции, благодаря подкреплению. Определённые формы поведения приобретаются посредством научения «человек таков, каким он научился быть».

Общая схема развития: SR

3 формы обучения (научения):

1. классическая. Обучение с использованием непроизвольных рефлексов.

2. научная. Посредствам наблюдения. Человек склонен, копировать, подражать кому-либо или чему-либо.

3. оперантное научение. Обучение через подкрепление. Человек контролирует своё поведение, ориентируясь на вероятные последствия. Подкрепление может быть «+» и «-».







5. Гуманисти

ческая



Маслоу, Роджерс


Развитие – процесс становления изменения личности. Основная цель жизни/развития самоактуализация, самосовершенствование. Они помогают жить осмысленно и более совершенно.

Развитие становления здоровых способностей происходит в процессе удовлетворения ряда потребностей.

Маслоу создаёт пирамиду потребностей, которые позволяют реализовать цель. Разным возрастным этапам соответствует удовлетворение определённых потребностей


Потребность самоактуализации

самоуважение, значимость, компетентность

уверенность в себе

потребности в принадлежности и любви

потребности в

безопасности

физиологические

потребности





Сущность психического развития в трудах отечественных психологов.

Теория культурно-исторического развития высших психических функций Выготского.

Первые научные разработки в России о развитии (нач. XX в) осуществлялись с позиции биогенетического развития С. П. Блонский: развитие костной ткани, зубов.

Социогенетическая теория (Залужный, Залгинд).

Теории: развитие психики через обучение + активно идет исследование процессов ВНД. В результате в России в нач. 30-х годов складывается своеобразная точка зрения на процесс развития, так появился системный подход (факторы развития: социальные, биологические, активные)

Выготский, Лурия (нейропсихологическая), Леонтьев, Рубинштейн и т.д.

Теория культурно-исторического развития психики (Выготский)

Рождение ребёнка – это конец его биологического типа существования. Общество постепенно передает ребёнку накопленный культурно-исторический опыт. Чем уровень развития общества выше, тем опыта больше, он сложнее и требуется больше времени для его усвоения, т.е. продолжительность периода детства напрямую зависит от уровня культурного развития общества.

Ребёнок усваивает накопленный человечеством опыт в процессе деятельности, проявляя этим самым свою активность. Таким образом, Выготский впервые поднимает проблему деятельности в психологии.

Опыт исторический включает в себя 2 стороны:



внутренняя внешняя

(языковой опыт, (накопленный)

традиции)

Усвоению внешнего опыта служит внешняя деятельность. Ребёнок познает этот опыт с помощью орудий.

Усвоению внутренней стороны опыта помогает внутренняя деятельность ребёнка, а орудия этой деятельности – знаки.

Переход внешнего знания (деятельности) во внутреннюю – интериоризация.

Такое развитие интериоризации происходит по определенной логике, по закону: «каждая психическая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – в социальном, потом – в психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как интропсихическая ».

Развитие происходит только под воздействием взрослого в процессе обучения. Развитие идет в 3 этапа:

        1. непонимания (указание – это функция)

        2. понимания

        3. использования


С. Л. Рубинштейн формирует принцип единства развития сознания и деятельности: деятельность обуславливает формирование психики сознания, а они, осуществляя регуляцию деятельности, формируют условия её выполнения.

Д (деятельность) (психика)

Поскольку деятельность и сознание взаимосвязаны, то есть возможность анализировать психику путем изучения деятельности. Сознание и поведение развивается внутри конкретных основных видов деятельности: 1) игра, 2) учение, 3) труд.

А.Н. Леонтьев тоже изучал проблему деятельности: «своеобразие возрастных особенностей зависит от взаимоотношений, в которые вступает ребёнок с окружающей действительностью на определенных возрастных этапах».

Ф.Я. Гальперин – автор теории поэтапного формирования умственных действий. Развивает идеи развивающего обучения и «расшифровывает» для обучающего взрослого процесс интериоризации.

Продолжатели: В.В. Давыдов, П.И. Зинченко, А.В. Запорожец, Л.В. Занков.

Подводя итог: если сравнивать взгляды зарубежной и отечественной школ на процесс развития, то видна принципиальная разница.
Например:

Ход развития




Россия Запад

(от социального (от индивидуального

к индивидуальному) к социальному)
Условия развития



Россия Запад

общение, способности наследственность, среда

мозга (А.Р. Лурия)

Источник развития




Россия Запад

вне индивида, в среде внутри индивида, в природе

человека
Движущие силы развития




Россия Запад

обучение и деятельность взаимосвязь наследственности и

среды

по Л.Ф. Обуховой

Проблемы возрастной периодизации.

План.

I. Принципы, подходы периодизации процесса развития.

II. Периодизация Л.С.Выготского.

III. Периодизация Эльконина.

IV. Современные возрастные периодизации.


  1. Принципы, подходы периодизации процесса развития.


Периодизация Пифагора, VI в. до н.э.


  1. весна: период становления (от 0 до 20 лет)

  2. лето: молодость (до 40 лет)

  3. осень: расцвет сил (от 40 до 60 лет)

  4. зима: угасание (60-80 лет)

Содержание и название периодов, а также их временные границы определяются представлениями автора о наиболее важных существенных сторонах развития.
Л.С. Выготский различал 3 группы периодизации:

1гр – периодизация по одному внешнему критерию

2гр – по одному внутреннему признаку развития

3гр – по нескольким признакам развития.


  • 1-ая группа периодизации: относятся периодизации, в которых деление на периоды происходит по заимствованному у других процессов развития принципу (периоду Пифагора, теор. рекапитуляции).

Периодизация Штельмона: (биогенетический принцип)
- стадия млекопитающего

- стадия высшего млекопитающего до 7 лет

- стадия начального состояния человека

- стадия развития первобытных народов

- подростковый возраст – стадия средневекового фанатизма

- стадия зрелости – культура нового времени


  • 2-ая группа периодизации: в основе деления на периоды авторы произвольно (субъективно) выбирают одну из сторон развития.

Все эти периодизации субъективны, не учитывают изменения выбранного критерия на разных этапах онтогенеза. Примеры: П.П. Блонский – периодизация на основе принципа дентиции (развитие костной ткани)

- беззубое детство

- молочнозубое детство

- постояннозубое детство

Периодизация Пиаже; принцип развития сексуальности З.Фрейд.

  • З-я группа периодизации: отечественные авторы. Учет кризисов, социальной ситуации развития, новообразований (Выготский). Учет ССР, деятельности, кризисов и новообразований (Эльконин).


II. Периодизация Л.С.Выготского.
По мнению Выготского периодизация детства и содержание каждого периода зависят от: 1) конкретно-исторических условий жизни; 2) активности индивида в процессе обучения – усвоение накопленного исторического опыта. Таким образом, Выготский выделил 2 основных принципа периодизации развития:

  1. принцип историзма

  2. деятельностный принцип

В итоге, Выготский выходит на следующую периодизацию:

0-1 – младенчество, кризис 1 года, новообразование (литический период)

1-3 – раннее детство, кризис 3-хлет, новообразование (критический период)

3-7 – дошкольное детство, кризис 7лет, новообразование (литический)

7-13 – школьный возраст, кризис 13 лет, новообразование (критический)

13-17 – пубертатный возраст, кризис 17 лет, новообразование, (литический)
III. Периодизация Эльконина.

Д.Б. Эльконин продолжает разрабатывать идеи Выготского и переносит в «свою» периодизацию принципы Выготского. Подвергает детальному анализу второй принцип – развитие деятельности. Он утверждает, что у деятельности есть 2 стороны:

1 – усвоение операционно-технической стороны деятельности (предметный мир)

2 – усвоение мотивов и задач деятельности (сфера общения, мир людей).

Деятельность.



предметно-манипулятивная общение

операционно-техническая мотивационно-потребностная

сторона деятельности сторона деятельности




мир предметов мир людей
При освоении ребёнком предметного мира (мира орудий) ребёнок пользуется операционно-технической стороной деятельности, когда ребёнок осваивает общественный опыт (мир знаков), он использует мотивационно-потребностную деятельность. Таким образом, Эльконин вводит 2 основных типа деятельности.

В каждом конкретном возрастном периоде имеются свои типы деятельности, и развитие ребёнка в каждом периоде неодинаково. В определенное время активность ребёнка направлена на действие с предметами (объектами) окружающего мира на их познание. Реализовать эту активность помогает операционно-техническая сторона деятельности и деятельность под названием предметно-манипулятивная. В процессе этой деятельности у ребёнка активно развивается познавательная сфера (интеллектуальная сфера) – все психические процессы.

В другое время наступает период направленности ребёнка на познание взаимоотношений в обществе, норм общества. Такой активности ребёнка помогает общение, как второй основной тип деятельности. В процессе общения у ребёнка развивается личностная сфера (мотивы, эмоции, воля, самосознание).

В итоге Эльконин формирует 3-ий принцип возрастной периодизации – чередование основных типов деятельности. Кроме того, Эльконин в периодизации использует понятие – ведущий вид деятельности (ВВД), т.е. он называет деятельность, конкретную, которая: 1) способствует развитию познавательной сферы ребёнка; 2) способствует развитию личности ребёнка; 3) формирует новообразование в том или ином конкретном возрасте.

ВВД по Леонтьеву

В результате Эльконин предлагает следующую периодизацию:

новообразование


(мотив стать

школьником) стремление

Комплекс потребн. в произвольность, к взрослости,

оживления (к 2 мес.); наглядно-действ. общезначим. и самоконтроль, становление самооценки,

Потребность в мышление, речь, общеоцениваем. рефлексия, знание норм и мировоз

общении. прямохождение деят-ти внутр. план действ правил поведения рение

в группе проф.

интересы

Н Н Н Н Н Н

ВВД

непоср-эмоц. общение

предм-манип. Д

игра

учение

интимн-личн общение

учебн-проф. Д


осн. тип Д

общение

предм-манип. Д

общение

предм-манип. Д

общение

предм-манип Д


возраст



0 1 3 7 12 15 17

период

младенчество

раннее детство

дошкольное

младш. шк. детство

мл. подр-во

старш. подр-во

эпоха

раннее детство

детство

подростничество


линия развития личностной сферы критический кризис

линия развития познавательной сферы литический кризис

Периодизация Петровского – социально-психологическая.
В основе процесса развития – процесс интеграции человека в различные социальные группы социальный фактор

Для каждого возрастного периода выделяется определенный тип взаимоотношений (социальный фактор). Этот тип взаимоотношений определяется деятельностью ребёнка и складывается с наиболее референтной в этот период группой; содержание и характер деятельности (фактор активности) задает эта референтная группа.

На каждой стадии развития ребёнок, входя в определенную социальную группу, приспосабливается и усваивает её нормы.

В итоге, Петровский выделяет всего 3 стадии развития:

1 стадия – адаптация

2 стадия – индивидуализация

3 стадия – интеграция
1 стадия. Человек максимально ориентирован на усвоение свойственных группе норм «стать как другие!», быть в общей массе.

2 стадия. У человека здесь активизируется потребности в проявлении своей индивидуальности (поиск средств и способов) «Быть самим собой»

3 стадия. Возникают противоречия между стремлением быть как все и одновременно сохранить свою индивидуальность. Человек должен состояться как личность в группе, не теряя свою индивидуальность.
В эпоху детства (0-11 лет) преобладают процессы адаптации; в 11-15 преобладают процессы индивидуализации; в 15-17 преобладают процессы интеграции.

В связи с этим внутри каждого периода Петровский выделяет по 3 следующих друг за другом микрофазы.

  1. адаптация

  2. индивидуализация

  3. микрофаза интеграции.

Каждая фаза развития ребёнка в группе имеет свои трудности:

На 1-ой стадии: при неудачи адаптации – неуверенность в себе, безынициативность, активность, комфорность.

На 2-ой стадии: при неудачной индивидуализации – агрессивность, неадекватная завышенная самооценка.

На 3-ейстадии: в случае дезинтеграции может произойти изоляция ребёнка в группе, либо его вытеснение (непринятый, изолированный).

Данные 3-ей стадии могут протекать как последовательно, так и параллельно, а также с частичным наложением друг на друга.

Выготский:

УБР

ЗБР

УАР
УБР (уровень ближайшего развития) – ребёнок всё делает сам, без помощи взрослого.

УАР (уровень актуального развития) – ребёнок что-то может делать сам, без помощи взрослого.

ЗБР (зона ближайшего развития) – происходит обучение.

После обучения уровень УБР трансформируется в УАР.
Соотношение обучения и развития.

  1. развитие впереди, обучение «подстраивается».

  2. развитие = обучению.

  3. обучение опережает развитие.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закономерность iconТема реферата: «Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»...
«Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» развитие или закономерность?»
Закономерность iconУрок математики в 1 классе
...
Закономерность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Установите закономерность и вы узнаете, сколько препятствий нам предстоит преодолеть?
Закономерность iconУрок русского языка в 6 классе. Тема урока: Правописание суффиксов к и ск в прилагательных
Проследить закономерность образования прилагательных с суффиксами к и ск, и их написание
Закономерность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формировать понятие «природные зоны», причины их образования и закономерность их смены
Закономерность iconРаспределение температуры, осадков, поясов
По рис. 15 на стр. 35 выявить закономерность распределения температуры на поверхности Земли. Из курса 6 класса – вспомнить главную...
Закономерность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Упражнять детей в умении сравнивать, анализировать, выявлять признаки геометрических фигур, искать логическую закономерность
Закономерность iconГносеологический анализ проблемы взаимодействия культур запада и востока
Усиление взаимодействия между культурами – объективная закономерность новейшего времени. Многообразие культур
Закономерность iconЗакономерность или случайность?
В холодной мрачной бездне, называемой Вселенной есть маленькая удивительная планета Земля, возможно единственная или одна из немногих,...
Закономерность iconУрок №35 по географии в 7 классе. Тема: «Строение поверхности, закономерность...
Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых
Закономерность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель : выяснить причины движения декабристов, его объективную закономерность и обусловленность всем ходом исторического развития,...
Закономерность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: обратить внимание на регулярность (закономерность) движения небесных тел, прежде всего Солнца и Луны относительно Земли;...
Закономерность iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Цель курса – на конкретном правовом материале показать закономерность развития финансового права в Российской Федерации, как составной...
Закономерность iconАстрология любви
Согласно астрологической статистике, существует некая закономерность между знаками Зодиака, которая позволяет достичь счастья и гармонии...
Закономерность iconПрограмма дисциплины «История культур и цивилизаций»
В курсе "История мировой культуры" рассматриваются совокупные формы культуры в историческом, этическом своеобразии, рассматриваются...
Закономерность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающая- конкретизировать понятия : «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»;- сформировать понятие о природных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск