ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Природные часы, календарь и компас
| ФИО (полностью)
| Контарез Галина Валентиновна
|
| Место работы
| МАОУ «Гимназия №1»
|
| Должность
| Учитель начальных классов
|
| Предмет
| Окружающий мир
|
| Класс
| 2
|
| Тема и номер урока в теме
| Урок 4. Природные часы, календарь и компас.
|
| Базовый учебник
| Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 2 класс.
| Цель урока: обратить внимание на регулярность (закономерность) движения небесных тел, прежде всего Солнца и Луны относительно Земли; учить пользоваться компасом; развивать наблюдательность, воображение; воспитывать любовь к природе.
9. Задачи:
- обучающие:
дать знания о природных часах, календаре и компасе; научить пользоваться компасом, определять стороны света по Солнцу, звёздам и тени; учить работать с учебником, сравнивать, доказывать, работать коллективно;
-развивающие:
развивать способность наблюдать, делать выводы, выдвигать гипотезы; развивать речь, мышление;
-воспитательные:
учить применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять окружающие явления.
Тип урока: изложение нового материала.
Основные этапы: создание проблемной ситуации и её разрешение, получение знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоения.
Формы работы учащихся: фронтальная беседа, наблюдение эксперимента и его объяснение, работа с книгой, групповая работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Вре-мя
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| I..
| Организа-ционный момент
|
| Приветствие, проверка готовности.
| Рабочее место ученика.
| 2 мин.
| II.
| Актуализа-ция знаний, постановка проблемы
|
| Представьте себе, что мы оказались на необитаемом острове. Как нам узнать время без часов? Каким календарем пользоваться? Как определить направление? Могут ли погодные условия (например, облака) помешать определить нам время и направление? В какое время дня тени бывают самые короткие?
– Сформулируйте тему урока.
– Какие задачи поставим перед собой?
| Отвечают на вопросы, пробуют задавать проблемные вопросы, формируют тему.
Ответы на вопросы.
| 5 мин.
| III.
| Изучение нового материала
|
| 1. Объяснение учителя.
– Когда солнце поднимается выше всего?
| Слушают объяснение учителя и отвечают на
| 6 мин.
|
|
|
| – Когда можно наблюдать звезды и Луну?
– Чем отличается Луна от месяца?
– Что такое тень?
– Можно ли увидеть источник света, стол в тени?
– Как человек использует эти знания, чтобы определить время, стороны горизонта, направление?
Давным-давно, когда люди жили в пещерах, носили одежду из шкур и грелись у костра, они не знали ни часов, ни календаря, ни компаса. Им приходилось надолго уходить на охоту. Чтобы не потеряться в лесу, люди пользовались природными часами. Они знали, что Солнце поднимается выше всего над поверхностью земли днем, в полдень, тени становятся самыми короткими. Утром многие цветы раскрываются, а вечером закрываются.
Солнце в течение дня перемещается по небу, и люди воспользовались этим. Они изобрели солнечные часы. Вы тоже можете сделать такие. В солнечный день на открытом воздухе воткните карандаш
| вопросы.
|
|
|
|
Слайд «Компас» (1)
Слайд «Компасы» (2) Слайд–шоу «Этапы работы с компасом» (3)
| воткните карандаш в пластилиновый шарик и установите его на месте картона. Отметьте то место, куда падает тень от карандаша, и запишите время рядом с отметкой. Делайте такие отметки каждый час до захода солнца.
Работа с иллюстрацией, с. 21.
Не только Солнце, но и Луна помогает определить время. Одна полная Луна сменяется другой за 29 дней, поэтому люди в прошлом могли примерно определять дни месяца по Луне. А по высоте Солнца определяли месяцы года.
2. Выполнение задания, с. 21.
– С давних пор люди различали 4 основных направления, которые назвали сторонами света: север, юг, восток, запад. Позже человек изобрел особый прибор – компас. При помощи компаса стороны горизонта можно определить в любую погоду, днем и ночью. Для этого его надо положить на ровную поверхность и оттянуть предохранитель, чтобы освободить стрелку. Когда стрелка остановится, надо осторожно поворачи-вать компас так, чтобы
|
Первое впечатление учащихся.
Работа по вопросам с иллюстрацией.
Выполняют задание.
Рассматривают компас.
Работа в парах с компасом.
|
2 мин.
2 мин. 2 мин.
3 мин.
|
|
|
Слайд «Мох 1» (4) Слайд «Мох 2» (5) Слайд «Муравейник» (6) Слайд «Тени 2» (7) Слайд «Тени 3» (8) Слайд «Тени 1» (9) Слайд «Тени 4» (10)
| синий конец стрелки ока-зался против буквы «с», красный против буквы «ю».
3. Выполнение задания, с. 22
– При отсутствии компаса можно ориентироваться по солнцу, звездам, тени, различным местным признакам. Рассмотрим некоторые из них.
• Мох покрывает северную сторону камня.
• У отдельно стоящего дерева с северной стороны ветви короче.
• С южной стороны муравейник более пологий.
• Годовые кольца дерева шире с южной стороны.
• Если в полдень стать спиной к солнцу, то впереди будет север, позади – юг, справа – восток, слева – запад.
4. Работа по учебнику, с. 22.
– Как определить север по звездам?
– Как по Солнцу определить стороны горизонта?
|
Выполняют задание.
Рассматривают слайд.
Рассказ по слайду (пробуют дети)
Ответы на вопросы.
|
2 мин.
2 мин.
2 мин. 2 мин.
| IV.
| Закрепле-ние изученного материала
| Практикум "Стороны горизонта-звезды" (11)
| Выполнение задания, с. 23.
Тестовые задания.
| Работают с практическим материалом, выполняют тесты.
| 5 мин.
|
|
| Практикум "Стороны горизонта-Солнце" (12) Практикум "Стороны горизонта-тени" (13)
|
|
|
| V.
| Итог урока
|
| – С каким прибором для определения сторон горизонта познакомились?
– Как определить направление без компаса?
– Как определить время без часов и календаря? Какие небесные тела нам помогут?
Домашнее задание: выполнить задания на с. 24–25 (по выбору).
| Слушают учителя, записывают домашнее задание.
|
3 мин. 2 мин.
| Приложение к плану-конспекту урока
Природные часы, календарь и компас Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |