Скачать 113.05 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ВОЛОКОЛАМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И БЕЗОПАСНОСТИ» «УТВЕРЖДЕНО» И.о. директора колледжа _______С.В. Алексеева «___»_____2013г. Программа психолого-педагогического сопровождения « Одаренные дети» 2013 – 2014 учебный год Автор-составитель программы Заместитель директора по воспитательной работе Большакова Надежда Николаевна Содержание:
Пояснительная записка. Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность. Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность. В «Рабочей концепции одаренности» (1998), разработанной коллективом авторов под руководством Д.Б.Богоявленской и В.Д.Шадриковым, одаренность трактуется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование. Творческие способности - это особая группа способностей, которая проявляется в нестандартности мышления и особом взгляде на мир. Высокий уровень развития творческих способностей называется творческой одаренностью. Творческие способности не всегда коррелируются с интеллектуальными, поэтому эти дети могут иметь различные показатели школьной успеваемости. Высокое сочетание интеллекта и творческих способностей рассматривается через понятие креативности. Креативность – это качество личности. Оно предполагает, что человек вносит элемент творчества во все, что он делает. Креативность формируется в процессе жизни в обществе, это особая ценностная и целевая направленность личности на создание продуктов отличающихся новизной и оригинальностью. В настоящее время существует несколько теоретических моделей одаренности, определяющих основные параметры, по которым строятся обучающие программы, педагогические технологии работы с одаренными детьми. Д.Б. Богоявленская в своих работах дает следующее определение одаренности: Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Кроме того, ею выделены три главных вида одаренности:
Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности). Отсюда необходимые условия работы с одаренными: - сохранение индивидуальности; - поддержка собственной познавательной потребности; - знание психологических особенностей «одаренных». Программа «Одаренные дети» в школе реализуется в двух направлениях. 1. Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности). 2. Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области. Цель программы 1. Выявление одарённых детей. 2. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру урочного и дополнительного образования. 3. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей. Задачи программы - совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым студентам; знакомство преподавателей с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, психолого-педагогической диагностики студентов; - проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих студентам проявить свои возможности; - предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу; - отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; - создание условий для укрепления здоровья одарённых студентов; - расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах. Ожидаемые результаты реализации программы Реализация программы призвана способствовать: - созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала студентов; - созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными студентами; - созданию условий для укрепления здоровья одарённых студентов; - повышению качества образования и воспитания студентов; - формирование банка, технологии и программ для диагностики способных и одаренных студентов. Основные мероприятия программы - разработка и внедрение индивидуальной подпрограммы преподавателей для одарённых студентов; - организация олимпиад, конкурсов, выставок, интеллектуальных соревнований внутри колледжа; - приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности студентов в колледже, развивающих работу с одарёнными студентами; - приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых студентов; - подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ студентов; Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в колледже. Категории одаренных детей 1. Студенты с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. 2. Студенты с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. 3.Студенты с высокими творческими (художественными) способностями. 4. Студенты с высокими лидерскими (руководящими) способностями. 5.Студенты, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
Формы работы с одаренными учащимися кружки; спортивные секции; конкурсы; участие в олимпиадах; интеллектуальные марафоны; неделя Науки; недели Специалиста. План мероприятий по выполнению программы психолого-педагогического сопровождения «Одаренные дети» на 2013-2014 учебный год
|
Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического... Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения | Программа коррекционной работы (1- 4 классы). Обеспечение условий... Критерий 5 «Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с разными потребностями и возможностями (одаренные и талантливые... | ||
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации... В отчетном году координация деятельности школы по работе с одаренными детьми осуществлялась на основе Федеральной целевой программы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013 годы, муниципальная программа для детей Назаровского района «Талантливые и способные дети».... | ||
Задача выявления и обучения одаренных детей и талантливой молодежи... Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение на уроках русского языка и литературы | Учитель Тема: «Организация индивидуального психолого – педагогического сопровождения детей с овз» | ||
Методические рекомендации для проведения педагогических советов по... Дения», Т. В. Загоскина, заместитель директора боу во «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения», Ю. П. Силинская,... | Приказ 01. 11. 2012 г. №343 о проведении мероприятий по программе «Одаренные дети» «Одаренные дети 2012-2014г г.» и в соответствии с приказами управления образования: от 30. 08. 2012г. №249 «О закреплении областей... | ||
Воспрянет россия к свету, это неизбежно! ... | Методические рекомендации по организации сопровождения детей-инвалидов... Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной... | ||
Рабочая программа дисциплины «Политические партии в политическом процессе» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психолого-медико-педагогического сопровождения образования в условиях инклюзивной школы | ||
Комментарий к федеральному закону от 11 июля 2001 Г. N 95-фз "о политических партиях" ... | Примеры ошибочных подчеркиваний в текстовом редакторе Microsoft Word ... | ||
Депутаты Совета депутатов муниципального округа Печатники в городе Москве ... | Практикум для психологов и логопедов. В арсенале: дыхательно координационные упражнения ... |