Скачать 464.45 Kb.
|
Департамент общего образования Томской области Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Томское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Методические рекомендации по организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса ТОМСК 2013 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….…….……..3
4.1. Сопровождение детей–инвалидов с нарушением опорно - двигательного аппарата ..........9 4.1.1.Образовательный маршрут для детей-инвалидов с дефицитарностью опорно- двигательного аппарата ………………………………………………………………………..…10 4.2. Сопровождение детей - инвалидов, имеющих проблемы со зрением ……………………12 4.2.1. Образовательный маршрут для детей-инвалидов с дефицитарностью зрительного анализатора (для слабовидящих детей) ……………………………………………………….…14 4.3. Сопровождение детей - инвалидов, имеющих проблемы со слухом……………..............14 4.3.1. Образовательный маршрут для детей-инвалидов с дефицитарностью слухового анализатора (III (средне-тяжелая) степень тугоухости) ………………………………..……..14 4.4. Сопровождение детей - инвалидов, имеющих расстройства аутистического спектра…15 4.4.1. Образовательный маршрут для детей-инвалидов с расстройствами аутистического спектра (РАС) с интеллектуально-мнестической сферой в пределах возрастной нормы или с расстройствами психологического (психического) развития без расстройства поведения………………………………………………………………………………………..…15
Приложение 1. Ежеквартальный отчет о реализации мероприятия «Организация сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса» долгосрочной целевой программы «Право быть равным на 2013-2016 годы» …………......................................................................................….19 Приложение 2. Соглашение об организации процесса сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья ………………………………………………………….20 Приложение 3. Договор возмездного оказания услуг.……………………………………….....22 ВВЕДЕНИЕНормативную ориентацию деятельности по обеспечению условий реализации права на образование детьми-инвалидами в Российской Федерации дают конституционные принципы социальной справедливости, равенства. Государство создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы осуществления (реализации) прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 5 Закона Российской Федерации «Об образовании», гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Для того чтобы эти гарантии реально действовали, необходим индивидуальный подход к каждому гражданину, а особенно с ограниченными возможностями здоровья. Одним из главных международных документов, закрепляющих право инвалидов на образование, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года № 16/106. Конвенция о правах инвалидов была подписана Российской Федерацией 24 сентября 2008 года, и только 3 мая 2012 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Статья 24 Конвенции устанавливает, что «государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом: а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия; b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме; с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды: а) не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования; b) имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; c) были обеспечены разумными приспособлениями, учитывающими их индивидуальные потребности; d) получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения; e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки». В настоящее время инклюзивное образование входит в практику современной образовательной системы, ставя перед ней много сложных вопросов и новых задач. Для обеспечения интеграции ребенка-инвалида в общество необходима эффективная работа системы сопровождения и поддержки лиц с особыми потребностями. Обеспечение права детям-инвалидам на выбор образовательного учреждения (далее - школа, ОУ), через создание соответствующих условий, это – путь повышения качества жизни детей - инвалидов, возможность развития и реализации их способностей и талантов на благо общества и государства. Настоящие методические рекомендации разработаны для специалистов муниципальных органов управления образованием Томской области, руководителей областных государственных и муниципальных образовательных учреждений в целях оказания организационно – методической помощи по организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса. С 2013 года в Томской области в рамках долгосрочной целевой программы «Право быть равным на 2013-2016 годы», утвержденной Постановлением Администрации Томской области от 11.12.2012 № 510а, реализуется мероприятие «Организация сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса» (далее – Мероприятие). Департамент общего образования Томской области, являясь соисполнителем долгосрочной целевой программы «Право быть равным на 2013-2016 годы», на основании предоставленных муниципальными органами управления образованием сведений, осуществляет ежегодное формирование списков детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях, которым необходимо организовать сопровождение во время учебного процесса. Департамент общего образования Томской области с учетом выделяемых на реализацию долгосрочной целевой программы «Право быть равным на 2013 – 2016 годы» (далее – Программа) финансовых средств ежегодно заключает соглашения с муниципальными образованиями Томской области. Для реализации Мероприятия долгосрочной целевой программы «Право быть равным на 2013 – 2016 годы» бюджетам муниципальных образований Томской области предоставляются субсидии. Целью предоставления субсидии местным бюджетам, а также их расходования является финансовое обеспечение Мероприятия Программы по организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса. Условием предоставления субсидии является выполнение показателей результата Мероприятия Программы (число детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья, посещающие областные государственные и муниципальные образовательные учреждения, нуждающиеся в сопровождении во время учебного процесса). Условиями расходования субсидии являются: - целевое использование субсидии; - своевременное предоставление отчетов об использовании субсидии. Определение объема субсидии бюджетам муниципальных образований Томской области осуществляется согласно Методике расчета субсидии бюджетам муниципальных образований Томской области на проведение мероприятий по организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса (приложение № 2 к долгосрочной целевой программе «Право быть равным на 2013-2016 годы»). Субсидии, полученные местными бюджетами, имеющие целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в них в соответствии с решением главного распорядителя бюджетных средств. Муниципальные органы управления образованием Томской области ежеквартально, до 03 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют отчетность в Департамент общего образования Томской области о реализации Мероприятия Программы и об использовании финансовых средств по установленной форме (приложение № 1). |
Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида... Настоящее Положение определяет порядок организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья мбоу «Тогурская... | Методические рекомендации посвящаются наиболее актуальным вопросам... Основные принципы организации образовательно-реабилитационного процесса инвалидов | ||
Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования | Методические рекомендации по организации дистанционного образования... Методические рекомендации по организации дистанционного образования детей-инвалидов Челябинской области в рамках реализации мероприятия... | ||
Методические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся образовательных учреждений Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения детей и подростков качественным и безопасным питанием, соответствующим... | Методические рекомендации к проведению тематических педагогических... Сохранение психического и физического здоровья детей в оу: педсоветы, круглые столы, семинары | ||
Методические рекомендации по организации образовательного процесса... Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу "Основы безопасности... | Методические рекомендации Москва, 2012 Методические рекомендации... Гигиенические требования к организации занятий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ должны содержать:... Настоящее положение разработано на основе приложения к письму Минобразования России от 30. 12. 99 №16-52-290ин/16-13 «Рекомендации... | Методические указания по выполнению контрольных работ должны содержать:... Настоящее положение разработано на основе приложения к письму Минобразования России от 30. 12. 99 №16-52-290ин/16-13 «Рекомендации... | ||
Методические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной... Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях | Методические указания по выполнению контрольных работ должны содержать:... Настоящее положение разработано на основе приложения к письму Минобразования России от 30. 12. 99 №16-52-290ин/16-13 «Рекомендации... | ||
Методические рекомендации по ведению тьюторского сопровождения профессионального... Методические рекомендации разработаны в рамках реализации областного проекта «Формирование системы тьюторского сопровождения профессионального... | Положением о модульной системе организации учебного процесса Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18 | ||
Методические рекомендации по организации обучения специалистов в... Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации | Методические рекомендации по организации обучения специалистов в... Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации |