Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа





НазваниеМетодические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа
страница1/12
Дата публикации18.08.2014
Размер1.78 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Сохранение психического и физического здоровья детей в ОУ: педсоветы, круглые столы, семинары.

14.01.11 14:40 Чумакова И.М.

Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа.

Составитель: методист ОМЦ ЦОУО ДО

Чумакова И.М.

Содержание:

  1. 1. Введение.

  2. 2. Педагогический совет -  системообразующее средство построения и реализации здоровьесберегающей деятельности в ОУ.

  3. 3. Методы и формы проведения педагогических советов.

  4. 4. Примерные темы педагогических советов  и семинаров по здоровьесберегающим программам.

  5. Приложения. (Из опыта проведения педагогических советов и семинаров в ОУ   по  проблемам организации образовательного процесса по здоровьесбережению.)

 



 Введение

В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Стратегической целью образования является  создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.

Проблемы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом. Уровень заболеваемости детей и подростков уже на протяжении ряда лет остается на высоком уровне. Не случайно,  Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев  в своем Послании Федеральному собранию назвал укрепление здоровья школьников среди основных направлений национальной образовательной стратегии «Наша новая школа».
За последний год заметно активизировалась работа, как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также самих образовательных учреждений, по воспитанию у школьников культуры здоровья, по созданию здоровьесберегающей среды и соответствующих педагогических технологий, по формированию здорового образа жизни. В России развивается сеть школ, в которых проблемы здоровья учащихся решаются достаточно хорошо. Вместе с тем, даже самые лучшие программы, реализуемые в отдельных школах, не могут существенно повлиять на положение дел со здоровьем учащихся во всей системе образования. Сегодня, очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся,  должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

В системе здоровьесберегающего направления в ОУ обязательными компонентами являются:

  1. Программа развития системы здоровьесберегающей деятельности в ОУ.

  2. Нормативно-правовое регулирование здоровьесберегающей деятельности в ОУ (Положение о Школе Здоровья, согласованные программы обучения здоровью всех возрастных категорий обучающихся, соответствующие положения в Уставе школы, правилах жизни школы, приказах директора и других нормативных документах).

  3. Информационно-аналитическая служба ОУ (мониторинг здоровья, оценка эффективности здоровьесберегающих воздействий, обеспечение дифференцированного подхода в зависимости от возраста и уровня здоровья ученика).

  4. Система подготовки кадров по  здоровьесберегающим образовательным технологиям.

  5. Система обучения здоровому образу жизни с 1-го по 11-й класс.

  6. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, отвечающая требованиям СанПиН, в том числе:

– рациональная организация учебного процесса;

– оптимальная организация физкультурно-оздоровительной работы;

– организация качественного питания;

– организация качественного медицинского сопровождения.

  1. Служба практической психологии в образовательном учреждении.

  2. Система социально-педагогического сопровождения и юридического консультирования участников образовательного процесса.

  3. Система социального партнерства, межведомственная кооперация ресурсов в целях управления здоровьем участников образовательного процесса.

Установление соответствия реальных организационных условий перечисленным выше является одним из способов обеспечения качества образования.

 

Педагогический совет системообразующее средство построения и реализации здоровьесберегающей деятельности в ОУ.

 

Реализация декларируемых ценностей здоровьесберегающего образования невозможна без соответствующих организационных структур обеспечивающих управление по данному направлению развития ОУ. Такими структурами управления процессами развития в ОУ являются: педагогический совет, методические объединения, центры здоровья, профессиональные сообщества специалистов по культуре здоровья в ОУ и др.

Педагогический совет может стать основным системообразующим средством построения и реализации здоровьесберегающей деятельности в ОУ.

Педагогический совет это  орган, который обладает  стратегическим и тактическим  началом. Он является важным элементом, направленным на развитие всей школы, определяющим важнейшие проблемы образования и конкретного образовательного учреждения; решение  поставленных задач и определение эффективных путей  их решения.

Одним  из методических условий   повышения профессиональной компетентности, а следовательно и (успешности) результативности педагогов является выстраивание  системы тематических педагогических советов, определяющих направления развития образовательного учреждения по здоровьесбережению.

Содержание проблематики педагогических советов, направленных на реализацию здоровьесберегающих программ в ОУ, можно представить  такими модулями:

  1. Здоровье как составная часть общешкольного планирования и управления.

  2. Здоровьесберегающая экспертиза организационно-педагогических и методических материалов в школе.

  3. Разработка и реализация обучающих программ по формированию культуры здоровья и навыков здорового образа жизни.

  4. Здоровьесберегающие образовательные технологии и формы организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся.

  5. Интеграция образовательного и оздоровительного процессов.

  6. Требования к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока.

  7. Организация безопасной образовательной  среды.

  8. Система профилактики    вредных привычек.

  9. Содержание и система мониторинга здоровья учащихся.

  10. Гуманизация отношений участников педагогического процесса.

  11. Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества по сохранению здоровья учащихся.

  12. Развитие эффективного сотрудничества с органами здравоохранения, образования, социального обеспечения.

 

Конкретная тема, встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается:

-                     освещение теории обсуждаемых вопросов, лучшего опыта в этой области;

-                     состояние практики школы (результаты диагностики, анализ анкет, примеры уроков и т. д.);

-                     обзор учебно-методического обеспечения;

-                     рекомендации по затронутым проблемам.

 

Общая схема проведения педсовета

I. Предварительная подготовка педагогического совета.

На  этапе предварительной подготовки определяются  проблема, тема, цель, задачи  педагогического совета, ожидаемые результаты, форма проведения и его функции.

 

II. Оформление  и техническое оснащение заседания педагогического совета.

 

III. Ход заседания педагогического совета

IV. Формулировка проекта решение педагогического совета.

Методы и формы проведения педагогических советов

Технология управления развитием школы с помощью педагогических советов отличается большим разнообразием методов и форм, которые определяют результат воздействия на коллектив. Существует довольно тесная аналогия между методами и формами, применяемыми в технологиях педагогических советов, и методами и формами образовательного процесса. Так, в работе педагогических советов, как и в процессе обучения, выделяются:

1) словесные методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой);

2) наглядные методы (рисованная наглядность, демонстрация фото-, кино- телематериалов, компьютерные средства);

3) практические методы (действия учителей, моделирование разнообразных ситуаций, наблюдения за практической деятельностью учителей в учебно-воспитательном процессе).

Имеют место объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные проблемные, поисковые, исследовательские и творческие методы. В форме проведения педагогических советов аналогия с формами обучения менее применима. Педагогический совет традиционно представляет прежде всего публичное собрание, деловое совещание.

В практике передовых коллективов сложилось большое разнообразие технологических вариантов педагогических советов с применением различных форм и методов. В зависимости от этого можно выделить три группы педагогических советов:

-                     традиционные (авторитарные, догматические);

-                     современные интенсифицированные (модернизированные, модифицированные), представляющие то или иное улучшение традиционных педсоветов;

-                     нетрадиционные (альтернативные), по аналогии с альтернативными обучающими технологиями.

Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с учителями. По форме и организации деятельности участников этих педсоветов выделяются прежде всего такие технологии: традиционный педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями); доклад с содокладами; с приглашением докладчика-специалиста.

Наряду с этим на заседании совета может не быть основного доклада, его заменит серия сообщений, объединенных одной тематикой.

Современной интенсифицированной формой традиционного педсовета является педагогический совет-семинар. Семинар проводится как групповое занятие для повышения квалификации учителей. Заранее вывешиваются вопросы, по которым планируется собеседование. Подготовка требует предварительного изучения – чтения, конспектирования, а в ходе педсовета – активного участия в собеседованиях. Выступающие должны быть достаточно подготовлены, особенно если поднята новая проблема, вызывающая споры, вопросы.

Затем проходит курс практических занятий по какому-либо вопросу, проблеме. В традиционную словесно-логическую «партитуру» педагогического совета могут включаться интенсифицирующие деятельность учителей формы организации: открытый урок или мероприятие; показ моделей уроков и мероприятий; использование видеоматериалов; показ результатов образовательного процесса деятельности школьников.

Среди нетрадиционных педагогических советов, получивших распространение в последнее десятилетие, можно назвать такие: деловая игра в форме коллективного творческого дела, «круглый стол», диспут, дискуссия, конференция, педагогический консилиум, творческий отчет, презентация, конкурс, аукцион, фестиваль и др.

Педагогический совет-деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация. Одна из форм деловой игры – «мозговая атака».

Педагогический совет в форме КТД (коллективного творческого дела) предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. КТД используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем. Достоинствами такой формы являются:

-                     осознание целей как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива;

-                     разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива возникают отношения взаимозависимости;

-                     частичное осуществление контроля членами коллектива;

-                     деловое общение коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме.

Педагогический совет-диспут, дискуссия. Диспут (научная полемика) – это форма сотрудничества, которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истины. Педагогический совет-дискуссия предполагает, что каждый учитель (или большинство) коллектива выскажет свое мнение по какому-то вопросу, ознакомится с мнением коллег. Участникам педагогического совета-диспута, дискуссии целесообразно сесть лицом друг к другу: так удобнее противостоять друг другу, отстаивать противоположные взгляды, вырабатывать общее мнение. Разновидностями дискуссии являются формы «круглого стола», «философского стола» и др.

Педагогический совет-консилиум проводится для координации действий педагогов в работе с учащимися определенного класса, определения причин выявленных затруднений и поиска способов их разрешения. Педагогический консилиум делает знания об учениках наиболее многосторонними, более объективными, способствует обмену опытом индивидуального подхода к школьникам.

На педагогическом совете-творческом отчете отдельного учителя или кафедры (методического объединения) обобщается передовой педагогический опыт, отбираются наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Опыт отдельного учителя становится достоянием всех. Такой педсовет – один из важнейших способов повысить методический уровень учителей.

Педагогический совет-презентация проводится для официального представления новых программ, учебников, учебных кабинетов, нового опыта по определенной проблеме. Цель презентации – привлечь внимание к чему-либо, ознакомить с новым начинанием, дать ему общественную оценку.

Педагогический совет-конкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить лучших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения конкурса, продумывается подведение итогов.

Педагогический совет-конференция предполагает глубокое и всестороннее раскрытие темы при активном участии педагогов школы. Творческий обмен опытом – суть педсовета-конференции.

Педагогический совет-аукцион рассматривает множество представленных идей (методик, методических приемов) по определенной проблеме. Учителя «покупают» только те, которые заслуживают внимания, более реальны, жизнеспособны. Педагогический совет-аукцион может быть проведен и в форме «защиты проекта», поощряет рост инициативы учителей, их самостоятельность и творчество, попытку создать свой неповторимый опыт (форму, прием), свою программу – учебную, развивающую. Желательно посадить участников «треугольником», чтобы они видели друг друга и легко общались между собой. Такое расположение позволяет собрать больше участников, чем «круглый стол», и в то же время в какой-то мере выделить положение руководителя (жюри).

Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество, сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.

По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т. д.), объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников).

Постоянный состав педагогического совета определен «Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы» и включает весь педагогический коллектив.

На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, ученики.

Объединенный педагогический совет решает с другим коллективом общие проблемы, обсуждает цели, содержание, формы, методы, приемы работы. В зависимости от обсуждаемых вопросов педсовет может быть проведен совместно с педагогическим коллективом другой школы или ПТУ.

Малый (ограниченный) педагогический совет, занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней, например, учителей выпускных начальных классов и тех, кто работает в 5-х классах, если рассматривается преемственность начальной школы и среднего звена, и т. д.

По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть тактическим, стратегическим; стартовым, текущим, итоговым; четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным: по итогам проверок, смотров и т. д.

Тактический педагогический совет определяет и решает текущие задачи школы, анализирует ее деятельность, рассматривает актуальные вопросы школьной жизни, анализирует качество знаний, состояние преподавания отдельных предметов, нравственного воспитания, уровня культуры; знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом.

Стратегический педагогический совет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат его работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.

Стартовый (установочный) педагогический совет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития.

Текущий (рабочий) педагогический совет дает анализ состояния образовательного процесса, уровня преподавания на каком-либо отрезке учебного года. Четвертной – посвящен подведению итогов работы школы за четверть. Полугодовой – подводит итоги работы за полугодие.

Итоговый педагогический совет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы (в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя выявить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха.

Все педагогические советы должны быть связаны логикой, вытекать один из другого, дополнять, определять перспективы последующих заседаний.

Формы педагогических советов, методика их проведения определяются содержанием, целями, составом участников, а также формами деятельности педагогического коллектива. Невозможно говорить о содержании и методике педагогических советов в отрыве от реально сложившейся в данной школе технологии.

Примерные темы педагогических советов  и семинаров по здоровьесберегающим программам.

Темы педсоветов:

-                     Как построить школу, содействующую здоровью?

-                     Организация здоровьесберегающей и развивающей среды в школе.

-                     Качество образовательной среды как условие оптимального развития личности: проблемы психологической и экологической комфортности.

-                     Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.

-                     Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся осознанных знаний и умений по безопасности жизнедеятельности.

-                     Конфликт в школе, пути выхода из конфликтных ситуаций.

-                     Выполнение санитарно-гигиенических норм при организации учебного процесса.  Соответствие программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса физиолого-гигиеническим требованиям.

-                     Гигиенически  рациональная организация учебного процесса.

-                     Использование здоровьесберегающих технологий в нашей школе.

-                     Задача целенаправленного формирования у детей и подростков ценностного отношения к собственному здоровью.

-                     Профилактические программы в образовательной среде. Программы по профилактике табакокурения, потребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

Темы семинаров:

-                     Формирование у детей готовности к соблюдению культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

-                     Критические точки в процессе развития школьника, оказывающие особое отрицательное влияние на его здоровье (переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу).

-                     Индивидуализация обучения (как в рамках уровневой, так и профильной дифференциации).

-                     Возрастные психофизиологические особенности школьника.

-                     Участие Психологической службы ОУ в разработке и реализации развивающих образовательных сред.

-                      Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения.

-                     Здоровьесбережение  и современные педагогические технологии.

-                     Безопасные условия обучения.

-                     Профилактика детского травматизма в образовательных учреждениях.

 

 

 

Приложения

Из опыта проведения педагогических советов и семинаров в ОУ   по  проблемам организации образовательного процесса по здоровьесбережению.

Приложение 1. Педсовет.

ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 464 ЦАО города Москвы

Методические рекомендации по организации и проведению педагогического совета (составители: заместитель директор по оздоровительной работе Емельяненко И.Б., педагог-психолог Стрелкова А.В.)

Педсовет

«Система работы школы  по сохранению психического здоровья всех участников образовательного процесса»

 

Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приоритетнее цели и задачи, которые не сводятся только к обученности учащихся, но связывают с понятием «качество жизни», раскрывающими через такие категории, как здоровье, социальное благополучие, защищенность, самореализация. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, позже изменить сложно, а в ряде случаев невозможно

Цель деятельности «школы здоровья»:

Формирование и сохранения психического здоровья всех участников образовательного процесса, развитие сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути.

 

Реальная помощь в достижении данной цели возможна при соблюдении определенных условий:

  • взаимоотношение и взамопроникновение «мира взрослых» и «мира детей», основанное на принципах гуманистической психологии.

  • проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность.

  • консолидация всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей.

Сохранение психического здоровья невозможно без развития  псхологической культуры личности, без минимально необходимого уровня психологической грамотности. Важным содержательным аспектом психологической грамотности человека является собственно научная пусть элементарная, но истинная  осведомленность о фактах или закономерностях, характерезующих субьективный мир человека. Психологическое просвещение  педагогов проводится с целью формирования психолого-педагогической компетентности, основным принципом которого является органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности.

Психолого-педагогическое просвещение осуществляется через : выступления на педагогических советах, организацию психолого-педагогических семинаров, организацию круглых столов (по результатам исследования, по проблеме адаптации и др.), тренинги личностного роста, консультирование, аналитическую  работу и др.

В этой связи рассмотрим методику подготовки и проведения педагогического совета на тему: «Система работы школы  по сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса»

Цель педсовета: разработать программу развития  «Школа - территория здоровья».

Задачи:

  • выявить положительный опыт педагогов поданной теме и условия, обеспечивающие получение положительных результатов

  • определить типичные недостатки в работе педагогического коллектива по профилактике  психологической дезадаптации участников образовательного процесса

  • проанализировать степень влияния условий современной школы на психологическое здоровье учащихся

  • разработка методического инструментария по формированию психологически здоровой личности на основе комплексного мониторинга здоровья

 

Участники: администрация, педагоги и сотрудники  «школы здоровья  №464»

Программа подготовки педагогического совета

Подготовка к педагогическому совету проводиться в течение 1-2 месяцев творческими группами, состоящими из  3-5 человек. Каждая группа имеет свою исследовательскую программу. Подготовка осуществляется следующим образом.

Первый этап. На административном совещании у директора предварительно определяются группы, которые могут оптимально эффективно подготовить материалы к педсовету на основе производственного мониторинга.

Второй этап. Заместитель директора по оздоровительной работе, ответственный за организацию и проведение педсовета,  проводит предварительные встречи с каждым предполагаемым участником творческих групп, обсуждая их роль в работе по подготовке к педсовету.

Третий этап. На общем собрании творческих групп директор школы формулирует цели и задачи исследования, тем самым группы получают  определённый статус. Затем  на оперативном совещании  педагогического коллектива объявляется тема предстоящего песовета, цель,  задачи, способы подготовки, состав групп мониторинга.

Четвёртый этап. Творческие группы знакомятся с программой исследовательского поля, методом  реализации, правилами оформления справки и способами подачи материала на педсовете.

Аналитическая деятельность творческих групп:

1-я группа

Исследование психологического климата педагогического коллектива

Цель исследования: определить уровень отношения педагогов к своему здоровью и степень удовлетворённости своей работой в школе.

Задачи исследования:

  1. Определить уровень готовности педагогического коллектива школы к взаимодействию и общению.

  2. Оценить состояние психологического микроклимата в педагогическом коллективе школы.

  3. Определить уровень отношения педагогов к своему здоровью и здоровому образу жизни.

 

Тест – тренинг

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать» 

I. Если утром Вам надо встать пораньше, Вы

  1. заводите будильник

  2. доверяете внутреннему голосу

  3. полагаетесь на случай

II. Проснувшись утром, Вы

  1. сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела

  2. встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на занятия

  3. увидев, что у вас в запасе несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом

III. Из чего состоит Ваш обычный завтрак?

  1. из кофе или чая с бутербродами

  2. из мясного блюда и кофе или чая

  3. вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак  часов в десять

IV. Вы предпочли бы, чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность

  1. успеть поесть в столовой

  2. поесть не торопясь и  еще спокойно выпить чашку кофе

  3. поесть не торопясь еще немного отдохнуть

V. Как часто в суете учебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами

  1. каждый день

  2. иногда

  3. редко

VI . Если Вы отказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, вы пытаетесь разрешить ее

  1. долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию

  2. флегматичным отстранением от споров

  3. ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров

VII. Надолго ли Вы обычно задерживаетесь после окончания занятий

  1. не более чем на 20 минут

  2. до 1 часа

  3. более 1 часа

VIII. Чему Вы обычно посвящаете свое свободное время?

  1. встречам с друзьями, общественной работе

  2. хобби

  3. домашним делам

IX. Встреча с друзьями и прием гостей для Вас – это

  1. возможность встряхнуться и отвлечься от забот

  2. потеря времени и денег

  3. неизбежное зло

X. Когда Вы ложитесь спать?

  1. всегда примерно в одно и тоже время

  2. по настроению

  3. по окончанию всех дел

XI. Как вы используете для отдыха свой отпуск?

  1. все сразу

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа icon«Информационная безопасность как условие формирования психологического...
Цель проекта: создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического,...
Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа iconМетодические рекомендации по проведению Дня медиа-безопасности в...
Президент России. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, психического здоровья, человеческого...
Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа iconМетодические рекомендации по проведению тематических уроков, посвящённых 70-летию Курской битвы
Российского организационного комитета «Победа» от 14. 11. 2012 №33 информирует о проведении в период с 1 по 15 сентября 2013 в общеобразовательных...
Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа iconМ. В. Ломоносов первый
Урока М. В. Ломоносова" в образовательных учреждениях страны. В связи с этим Рособразование направляет методические рекомендации...
Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа iconАктуальность проекта
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа iconПубличный доклад управления образования администрации Великоустюгского...
Она за 2011-2012 учебный год. Информация адресована руководителям, педагогам образовательных учреждений, родительской общественности,...
Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа iconМузей истории города Симферополя кру «Универсальная научная библиотека им. И. Франко»
«свободных» исследователей) к участию в форме: очных и заочных докладов, проведения презентаций своих проектов, организации круглых...
Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа iconМетодические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся образовательных учреждений
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения детей и подростков качественным и безопасным питанием, соответствующим...
Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для педагогов-психологов образовательных учреждений. Рекомендации направлены на повышение...
Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа iconПлан работы администарции эжвинского района мо го «сыктывкар» на I полугодие 2013 года
Организация и проведение круглых столов, деловых встреч, прямых линий по вопросам жизнедеятельности Эжвинского района
Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа iconМетодические рекомендации по организации сопровождения детей-инвалидов...
Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...
Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи...
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)...
Методические рекомендации к проведению тематических педагогических советов, круглых столов и семинаров, по вопросам сохранения физического и психологического здоровья детей в образовательных учреждениях округа iconМетодические рекомендации Москва, 2012 Методические рекомендации...
Гигиенические требования к организации занятий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск