«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков»





Скачать 132.29 Kb.
Название«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков»
Дата публикации27.07.2014
Размер132.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 67


Проект
на статус

региональной инновационной площадки
«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков»
эмблема школы последний вариант

Ярославль, 2014

Проект региональной инновационной площадки

«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков»
Цель проекта: создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и подростков.

Задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  • изучение нормативно-правовых документов по вопросам  защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

  • разработка пакета документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения по защите детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

  • описание технических решений по исключению доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также внедрение средств фильтрации и иных аппаратно - программных и технических устройств;

  • создание педагогических условий обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании;

  • формирование знаний в области безопасности детей, использующих Интернет;

  • организации просветительской работы с родителями и общественностью.


Идея проекта

Актуальность разработки данного проекта связана с принятием Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федерального закона от 21 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также общероссийского общественного обсуждения проекта Концепции информационной безопасности детей.

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом», и «помощником», и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.

Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других подвержен воздействию через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу, и особенно, через всемирную паутину сети «Интернет».

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.

ФЗ- 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» направлен на защиту детей от травмирующего воздействия на их неокрепшую психику негативной и способной развить в ребенке порочные наклонности информации.
Значимость для развития РСО

В результате реализации проекта система развития образования в Ярославской области получит:

  • Проведение единой политики, синхронизированной с федеральными инициативами, при решении задач информационной безопасности детей;

  • развитие в детях способности критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, распознавать негативную информацию в социальной жизни, СМИ, Интернет-пространстве и мобильной связи и противостоять ей, применять эффективные меры самозащиты от нежелательной для них информации и контактов в сетях;

  • снижение рисков отрицательного воздействия Интернет-ресурсов на психологическое здоровье детей и подростков;

  • повышение доли педагогов, использующих сетевые технологии, современные средства связи и прикладные программы в области профессиональной деятельности.

  • обеспечение концентрации ресурсов для решения задачи информационной безопасности детей.


Программа реализации инновационного проекта
Исходные теоретические положения

В последние десятилетия компьютер и Интернет внедрились в жизнь всех слоев общества и фактически стали мощнейшим фактором формирования личности современных детей и подростков. Хотя немало авторов находят положительные стороны влияния компьютера на жизнь детей и подростков (яркое развлечение, средство эмоциональной разрядки и доступа в игровое пространство, где можно стать главным героем, реализовать то, что нереализуемо в реальном мире и т.д.), тем не менее позитивный эффект от использования компьютера зачастую отходит на второй план из-за чрезмерного увлечения им, которое, как уже хорошо известно, ведет к многочисленным негативным последствиям. Вредное для развития детей и подростков влияние компьютера затрагивает не только их физическое и нервно-психическое здоровье, но и систему значимых взаимоотношений, отношение к школе и успеваемость, эмоционально-личностную сферу, волю, мотивацию и многое другое.

Наиболее тяжелый вред психологическому благополучию и здоровью растущего поколения наносит явление компьютерной зависимости. Специалисты фиксируют многочисленные случаи развития зависимости от компьютеров не только в подростковом, но уже и в младшем школьном возрасте. Между тем есть все основания рассматривать компьютерную и Интернет-зависимости как серьезное расстройство и разновидность аддиктивного поведения.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве.

Принятый 29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Учитывая следующие обстоятельства такие как:

  • большое количество детей, находящихся в социально неблагополучных условиях,

  • их высокую уязвимость для лиц, совершающих противоправные действия с применением высоких технологий,

  • массовое проникновение Интернет-технологий в России,

  • быстроту распространения информации в сети Интернет

одной из важных и первостепенных проблем является необходимость защиты несовершеннолетних от противоправных действий с использованием сети Интернет. Постоянное развитие Интернет-технологий и их широкое проникновение в общество ставит перед государством и обществом задачу поддержания эффективного комплекса мер по профилактике, предотвращению и преодолению последствий вредоносных действий в отношении несовершеннолетних, совершаемых с применением Интернета или информационно-коммуникационных технологий..

Решение задачи по обеспечению безопасности при использовании компьютера и интернета детьми требует комплексного подхода, решения множества психолого-педагогических вопросов. Эти направления должны стать основой для решения проблем медиабезопасности в образовательных учреждениях. Стимулируя детей к более широкому разнообразию онлайн-деятельности и одновременно с этим обучая их критически оценивать ресурсы, развивая навыки безопасного поведения в сети, педагоги приумножают те преимущества, которые дает обучение в онлайне, усиливает защиту наших детей и повышают компетентность всех участников образовательного процесса.

Выделение критериев оценки состояния информационной безопасности

детей и подростков учитывает:

ресурсный потенциал информации;

содержание и форму информационного контента возрастно-психологическим особенностям аудитории;

наличие условий для личностного и умственного развития детей и подростков;

наличие условий для сохранения психического и психологического здоровья и благополучия детей и подростков; морально-нравственное содержание информационной продукции;

художественно-эстетические качества информационной продукции.

Нормативно-правое обеспечение является основой деятельности образовательного учреждения по всем направлениям. В образовательном учреждении должен быть сформирован пакет нормативно-правовой документации федерального, регионального и муниципального и учрежденческого уровней по вопросам информационной безопасности. К таким документам относятся документы по контентной фильтрации, по обработке персональной информации, положения и регламенты по работе в сети Интернет как педагогических работников, так и школьников, различные положения об организации профилактической работы по медиабезопасности, о формах профилактической работы с детьми и родителями по Интернет- безопасности, правила безопасного поведения в сети Интернет.

В организационном плане по обеспечению информационной и медиабезопасности в образовательном учреждении должен выполняться ряд мер технико-технологической направленности:

  • установка только лицензионного программного обеспечения,

  • подключение к системе контентной фильтрации;

  • установка антивирусных программ,

  • установка и настройка программ-фильтров, брандмауэров.

Для организации профилактической работы по медиабезопасности с детьми и родителями педагогический работник должен знать проблемы и опасности, которые подстерегают пользователя в сети Интернет, и быть готовым дать рекомендации по решению данных проблем.

Информационная безопасность в Интернете может обсуждаться во время уроков информатики, социологии, ОБЖ, гражданского права и др. В образовательном учреждении рекомендуется проводить день медиабезопасности, уроки по Интернет-безопасности, внеклассные мероприятия и т.п.

В обеспечении мер по Интернет-безопасности образовательное учреждение должно играть ключевую роль, так как в современной школе обучение проводится с использованием технологий, отвечающих своему времени, имеются в виду информационно-коммуникационные технологии. Поэтому школа должна взять на себя главную ответственность за развитие у детей и их родителей цифровой грамотности и обучение их навыкам безопасности.
Этапы реализации проекта
I этап: Аналитико-проектировочный

Изучение нормативно-правовых документов по вопросам  защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Формирование проблемы, цели задач проекта. Повышение профессиональной компетентности в области защиты информации. Разработка модели технической защиты. Формирование знаний в области безопасности детей, использующих Интернет.
II этап: Организационно-деятельностный.

Организации просветительской работы с родителями и общественностью. Создание педагогических условий обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании. Разработка пакета документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения по защите детей от распространения информации

III этап: Обобщающий

Мониторинг результативности педагогических условий обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании. Тиражирование опыта через стажировочные площадки. Публичная презентация и распространение результатов проекта на региональном уровне.

Сроки реализации проекта – с 24.01.2014 по 31.12.2016 гг.

Условия, необходимые для проведения работ


  1. Кадровые: мотивированная команда проекта.

  2. Финансовые: разработка модели технической защиты, повышение профессиональной компетентности в области защиты информации. Подготовка к публикации и издание методических рекомендаций

  3. Материально-технические: обеспечение модели технической защиты

Перечень научных разработок по теме проекта
1.. Грушо А.А., Тимонина Е.Е. Теоретические основы защиты информации. – М.: Издательство Агентства «Яхтсмен», 1996.

2. Девянин П.Н., Михальский О.О., Правиков Д.И., Щербаков А.Ю. Теоретические основы компьютерной безопасности. – М.: Радио и связь, 2000.

3. Казарин О.В. Безопасность программного обеспечения компьютерных систем. Монография. – М.: МГУЛ, 2003. – 212 с.

4. Новиков А.А., Устинов Г.Н. Уязвимость и информационная безопасность телекоммуникационных технологий: Учебное пособие. – М. «Радио и связь» 2003.

5. Серебряник Е. Э. Формирование информационно-личностной безопасности учащихся основой школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Калининград 2011.

6. http://www.microsoft.com/rus/protect/athome/children/kidsafetyfaq.mspx

7. http://www.interneshka.net/

8. http://www.schoolrm.ru/schools/lic26sar/parents/safety.php

9. http://shperk.ru/sovety/kak-sdelat-internet-dlya-detej-bolee-bezopasnym.html

10.http://www.nachalka.com/bezopasnost

11 http://detionline.com/helpline/rules/parents Дети России онлайн

12.http://www.ifap.ru/library/book099.pdf - «Безопасность детей в интернете», брошюра от microsoft

13.http://www.fid.su/projects/journal/ - фонд развития Интернет

14.http://stopfraud.megafon.ru/parents/ - безопасный интернет от Мегафона

15.http://www.mts.ru/help/useful_data/safety/ -безопасный Интернет от МТС

16.http://safe.beeline.ru/index.wbp - безопасный Интернет от Билайн

17.http://www.saferunet.ru/ - Центр безопасного Интернета в России, горячая линия по безопасному Интернету.

18.http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx - безопасный интернет от microsoft

19.http://www.mvd.ru/userfiles/broshyura_k_01_02_2012.pdf - брошюра МВД России «Безопасный интернет»
Обоснование возможности реализации проекта


  • З-н «Об образовании»: определяет основные принципы государственной политики в сфере образования; основные положения организации инновационной деятельности в сфере образования

  • З-н «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»: регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции. Законом вводится само понятие информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.

  • З-н «Об информации, информационных технологиях и защите информации»: регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий при обеспечении защиты информации.

  • ФГОС НОО и ООО: определяет требования к разработке образовательных программ, к организации образовательного процесса, к планируемым результатам освоения образовательных программ. Определяет преемственность ООП дошкольного, начального общего, основного общего образования.

  • ПП РФ «О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»: утверждает правила создания, формирования и ведения Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в Интернете и сетевых адресов, содержащих запрещенную информацию.

  • Концепция информационной безопасности детей (проект): определяет критерии информационной безопасности детей и подростков в современной медийной среде, возрастно-психологический и психолого-педагогический подходы к обеспечению информационной безопасности детей и подростков, правовое регулирование в области информационной безопасности детей и подростков.

Предложения по распространению и внедрению результатов реализации проекта

  • Интернет-трансляция презентации результатов работы РИП.

  • Проведение вебинаров и видеоконференций «Информационная безопасность детей и подростков в образовательном учреждении»

  • Открытие web-страницы «Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» на сайте школы

  • Открытие стажерской площадки на базе учреждения.


Обоснование устойчивости результатов проекта


  • Востребованность опыта для дальнейшего развития инновационной инфраструктуры региона.

  • Расширение партнерства участников РИП с другими учреждениями образования и культуры.

  • Возможность распространения результатов проекта через систему повышения квалификации (стажерские площадки).

  • Универсальность модели с точки зрения оптимальности ресурсов (не требует огромных МТ затрат)

  • Актуальность результатов проекта с точки зрения системного, деятельностного, личностно - ориентированного подходов



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» iconСоздание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения
И вот здесь то одной из главных составляющих психологического комфорта и является комфорт на уроке. Ребята попадают в совершенно...
«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Метод учебных проектов как оптимальное условие формирования саморазвивающейся личности
«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В связи с глобальным процессом активного формирования и использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная...
«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В связи с глобальным процессом активного формирования и использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная...
«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» iconИнтегрированные уроки изо и музыки в обшеобразовательной школе
Проблема формирования духовности выступает как важное условие разрешения социальных, политических и др проблем, как условие развития...
«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» iconОсновная образовательная программа по направлению подготовки 090900 Информационная безопасность
«Информационная безопасность», утвержденного 28 октября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации n...
«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» iconДашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления
Подготовка психологов-консультантов. Структура психологического консультирования. Технология психологического консультирования. Специальные...
«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» iconЭлективный курс в 9 классе «Информационная работа»
«Формирование исследовательской компетенции обучающихся как условие развития личности» под руководством Фатьяновой Натальи Митрофановны,...
«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» iconКонкурса: Почитайте наставников своих и будьте покорны, ибо они пекутся о душах ваших
В целях воспитания у детей и подростков духовности, патриотизма и гражданственности, формирования творческих способностей, развития...
«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» iconИнформационная карта программы (для формирования открытого банка...
Воронин Игорь Вадимович, начальник отдела информационных технологий Института Проблем Лазерных технологий ран
«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» iconРеферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с...
Социальная адаптация (абилитация) умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяется не только глубиной психического...
«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» iconПрограмма дисциплины Информационная безопасность для направления 080700. 62 Бизнес-информатика
Международные стандарты информационного обмена. Понятие угрозы. Информационная безопасность в условиях функционирования в России...
«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» iconПрезентация «Информационная безопасность детей» 144 7 3 Беседа «Безопасность наших школ»
Беседа «Компьютер и здоровье: болезни от компьютера, профилактика и лечение. Здоровый образ жизни и профессиональные заболевания...
«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» iconТема: Информационная безопасность
Информационная безопасность это защищенность информации от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может...
«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» iconПоложение об областном литературном фестивале детского творчества...
Цель развитие и поддержка способных учащихся, приобщение детей и подростков к творческому наследию писателей-сатириков русской и...
«Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» iconКакие же особенности психологического и социального развития младших подростков?
Окого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск