Скачать 132.29 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 67 Проект на статус региональной инновационной площадки «Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» Ярославль, 2014 Проект региональной инновационной площадки «Информационная безопасность как условие формирования психологического благополучия личности детей и подростков» Цель проекта: создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и подростков. Задачи:
Идея проекта Актуальность разработки данного проекта связана с принятием Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федерального закона от 21 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также общероссийского общественного обсуждения проекта Концепции информационной безопасности детей. Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом», и «помощником», и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование. Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других подвержен воздействию через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу, и особенно, через всемирную паутину сети «Интернет». Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников. ФЗ- 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» направлен на защиту детей от травмирующего воздействия на их неокрепшую психику негативной и способной развить в ребенке порочные наклонности информации. Значимость для развития РСО В результате реализации проекта система развития образования в Ярославской области получит:
Программа реализации инновационного проекта Исходные теоретические положения В последние десятилетия компьютер и Интернет внедрились в жизнь всех слоев общества и фактически стали мощнейшим фактором формирования личности современных детей и подростков. Хотя немало авторов находят положительные стороны влияния компьютера на жизнь детей и подростков (яркое развлечение, средство эмоциональной разрядки и доступа в игровое пространство, где можно стать главным героем, реализовать то, что нереализуемо в реальном мире и т.д.), тем не менее позитивный эффект от использования компьютера зачастую отходит на второй план из-за чрезмерного увлечения им, которое, как уже хорошо известно, ведет к многочисленным негативным последствиям. Вредное для развития детей и подростков влияние компьютера затрагивает не только их физическое и нервно-психическое здоровье, но и систему значимых взаимоотношений, отношение к школе и успеваемость, эмоционально-личностную сферу, волю, мотивацию и многое другое. Наиболее тяжелый вред психологическому благополучию и здоровью растущего поколения наносит явление компьютерной зависимости. Специалисты фиксируют многочисленные случаи развития зависимости от компьютеров не только в подростковом, но уже и в младшем школьном возрасте. Между тем есть все основания рассматривать компьютерную и Интернет-зависимости как серьезное расстройство и разновидность аддиктивного поведения. Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Принятый 29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Учитывая следующие обстоятельства такие как:
одной из важных и первостепенных проблем является необходимость защиты несовершеннолетних от противоправных действий с использованием сети Интернет. Постоянное развитие Интернет-технологий и их широкое проникновение в общество ставит перед государством и обществом задачу поддержания эффективного комплекса мер по профилактике, предотвращению и преодолению последствий вредоносных действий в отношении несовершеннолетних, совершаемых с применением Интернета или информационно-коммуникационных технологий.. Решение задачи по обеспечению безопасности при использовании компьютера и интернета детьми требует комплексного подхода, решения множества психолого-педагогических вопросов. Эти направления должны стать основой для решения проблем медиабезопасности в образовательных учреждениях. Стимулируя детей к более широкому разнообразию онлайн-деятельности и одновременно с этим обучая их критически оценивать ресурсы, развивая навыки безопасного поведения в сети, педагоги приумножают те преимущества, которые дает обучение в онлайне, усиливает защиту наших детей и повышают компетентность всех участников образовательного процесса. Выделение критериев оценки состояния информационной безопасности детей и подростков учитывает: ресурсный потенциал информации; содержание и форму информационного контента возрастно-психологическим особенностям аудитории; наличие условий для личностного и умственного развития детей и подростков; наличие условий для сохранения психического и психологического здоровья и благополучия детей и подростков; морально-нравственное содержание информационной продукции; художественно-эстетические качества информационной продукции. Нормативно-правое обеспечение является основой деятельности образовательного учреждения по всем направлениям. В образовательном учреждении должен быть сформирован пакет нормативно-правовой документации федерального, регионального и муниципального и учрежденческого уровней по вопросам информационной безопасности. К таким документам относятся документы по контентной фильтрации, по обработке персональной информации, положения и регламенты по работе в сети Интернет как педагогических работников, так и школьников, различные положения об организации профилактической работы по медиабезопасности, о формах профилактической работы с детьми и родителями по Интернет- безопасности, правила безопасного поведения в сети Интернет. В организационном плане по обеспечению информационной и медиабезопасности в образовательном учреждении должен выполняться ряд мер технико-технологической направленности:
Для организации профилактической работы по медиабезопасности с детьми и родителями педагогический работник должен знать проблемы и опасности, которые подстерегают пользователя в сети Интернет, и быть готовым дать рекомендации по решению данных проблем. Информационная безопасность в Интернете может обсуждаться во время уроков информатики, социологии, ОБЖ, гражданского права и др. В образовательном учреждении рекомендуется проводить день медиабезопасности, уроки по Интернет-безопасности, внеклассные мероприятия и т.п. В обеспечении мер по Интернет-безопасности образовательное учреждение должно играть ключевую роль, так как в современной школе обучение проводится с использованием технологий, отвечающих своему времени, имеются в виду информационно-коммуникационные технологии. Поэтому школа должна взять на себя главную ответственность за развитие у детей и их родителей цифровой грамотности и обучение их навыкам безопасности. Этапы реализации проекта I этап: Аналитико-проектировочный Изучение нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Формирование проблемы, цели задач проекта. Повышение профессиональной компетентности в области защиты информации. Разработка модели технической защиты. Формирование знаний в области безопасности детей, использующих Интернет. II этап: Организационно-деятельностный. Организации просветительской работы с родителями и общественностью. Создание педагогических условий обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании. Разработка пакета документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения по защите детей от распространения информации III этап: Обобщающий Мониторинг результативности педагогических условий обеспечения информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании. Тиражирование опыта через стажировочные площадки. Публичная презентация и распространение результатов проекта на региональном уровне. Сроки реализации проекта – с 24.01.2014 по 31.12.2016 гг. Условия, необходимые для проведения работ
Перечень научных разработок по теме проекта 1.. Грушо А.А., Тимонина Е.Е. Теоретические основы защиты информации. – М.: Издательство Агентства «Яхтсмен», 1996. 2. Девянин П.Н., Михальский О.О., Правиков Д.И., Щербаков А.Ю. Теоретические основы компьютерной безопасности. – М.: Радио и связь, 2000. 3. Казарин О.В. Безопасность программного обеспечения компьютерных систем. Монография. – М.: МГУЛ, 2003. – 212 с. 4. Новиков А.А., Устинов Г.Н. Уязвимость и информационная безопасность телекоммуникационных технологий: Учебное пособие. – М. «Радио и связь» 2003. 5. Серебряник Е. Э. Формирование информационно-личностной безопасности учащихся основой школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Калининград 2011. 6. http://www.microsoft.com/rus/protect/athome/children/kidsafetyfaq.mspx 7. http://www.interneshka.net/ 8. http://www.schoolrm.ru/schools/lic26sar/parents/safety.php 9. http://shperk.ru/sovety/kak-sdelat-internet-dlya-detej-bolee-bezopasnym.html 10.http://www.nachalka.com/bezopasnost 11 http://detionline.com/helpline/rules/parents Дети России онлайн 12.http://www.ifap.ru/library/book099.pdf - «Безопасность детей в интернете», брошюра от microsoft 13.http://www.fid.su/projects/journal/ - фонд развития Интернет 14.http://stopfraud.megafon.ru/parents/ - безопасный интернет от Мегафона 15.http://www.mts.ru/help/useful_data/safety/ -безопасный Интернет от МТС 16.http://safe.beeline.ru/index.wbp - безопасный Интернет от Билайн 17.http://www.saferunet.ru/ - Центр безопасного Интернета в России, горячая линия по безопасному Интернету. 18.http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx - безопасный интернет от microsoft 19.http://www.mvd.ru/userfiles/broshyura_k_01_02_2012.pdf - брошюра МВД России «Безопасный интернет» Обоснование возможности реализации проекта
Предложения по распространению и внедрению результатов реализации проекта
Обоснование устойчивости результатов проекта
|
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения И вот здесь то одной из главных составляющих психологического комфорта и является комфорт на уроке. Ребята попадают в совершенно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Метод учебных проектов как оптимальное условие формирования саморазвивающейся личности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В связи с глобальным процессом активного формирования и использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В связи с глобальным процессом активного формирования и использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная... | ||
Интегрированные уроки изо и музыки в обшеобразовательной школе Проблема формирования духовности выступает как важное условие разрешения социальных, политических и др проблем, как условие развития... | Основная образовательная программа по направлению подготовки 090900 Информационная безопасность «Информационная безопасность», утвержденного 28 октября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации n... | ||
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления Подготовка психологов-консультантов. Структура психологического консультирования. Технология психологического консультирования. Специальные... | Элективный курс в 9 классе «Информационная работа» «Формирование исследовательской компетенции обучающихся как условие развития личности» под руководством Фатьяновой Натальи Митрофановны,... | ||
Конкурса: Почитайте наставников своих и будьте покорны, ибо они пекутся о душах ваших В целях воспитания у детей и подростков духовности, патриотизма и гражданственности, формирования творческих способностей, развития... | Информационная карта программы (для формирования открытого банка... Воронин Игорь Вадимович, начальник отдела информационных технологий Института Проблем Лазерных технологий ран | ||
Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с... Социальная адаптация (абилитация) умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяется не только глубиной психического... | Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 080700. 62 Бизнес-информатика Международные стандарты информационного обмена. Понятие угрозы. Информационная безопасность в условиях функционирования в России... | ||
Презентация «Информационная безопасность детей» 144 7 3 Беседа «Безопасность наших школ» Беседа «Компьютер и здоровье: болезни от компьютера, профилактика и лечение. Здоровый образ жизни и профессиональные заболевания... | Тема: Информационная безопасность Информационная безопасность это защищенность информации от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может... | ||
Положение об областном литературном фестивале детского творчества... Цель развитие и поддержка способных учащихся, приобщение детей и подростков к творческому наследию писателей-сатириков русской и... | Какие же особенности психологического и социального развития младших подростков? Окого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности... |