Скачать 44.97 Kb.
|
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения Учитель иностранного языка Зыкова Е.Н. «Ничему меня не научит То, что тычет, талдычит И жучит…» Планируя свою деятельность, педагог должен помнить о том, что, от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок на уроке, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит педагогическим методикам и личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим в нашем учебном заведении, так как в 10 класс ребята приходят не только из разных школ, но и из разных территорий нашей области. И в первую очередь перед ними стоит задача адаптироваться к условиям пребывания в кадетской школе. И вот здесь то одной из главных составляющих психологического комфорта и является комфорт на уроке. Ребята попадают в совершенно новые для них условия, когда состояние класса зависит, прежде всего, от учителя. Рассмотрим принципы психологического комфорта:
Многие специалисты считают, что такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, стали чаще присутствовать в психологических портретах школьников. А напряженность, эмоциональный дискомфорт приводят к снижению работоспособности, а, следовательно, и успеваемости, гасят интерес к учебе. Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы. Это важно. Применив метод и не получив ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания и т. д. Но виноваты, как правило, мы, учителя, применяя непригодный в данной ситуации и к данному ученику метод. Понятие "заслуженный собеседник" предложенный нам А.А. Ухтомским, надо понимать так: «Учитель, ты будешь понят только тогда, когда сам поймешь ученика». Для этого учитель должен быть не только предметником, носителем науки, но и психологом. Работая в детском коллективе любого возраста, необходимо составить представление: Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский) Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов) Существует три структурные составляющие данного понятия. Комфортность: Психологическая Интеллектуальная Физическая Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Источником психологической комфортности является:
Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка. Каждый раз, начиная работать с новым 10 классом, необходимо составить представление: • о личностно-психологических особенностях каждого учащегося; • о соотношении способностей и обучаемости каждого; • о мотивации отношения к учебному процессу; • о взаимоотношениях между ребятами в классе; • о семье ученика Для этого необходимо тесное сотрудничество с психологом, воспитателем, классным руководителем. Создание атмосферы психологической поддержки в классе (психолог-гуманист Карл Роджерс): 1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие. 2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности. 3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. 4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. 5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика. 6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его. 7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия. 8) Он должен открыто выражать группе свои чувства. 9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника. 10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя. Технология, приемы общения (Д. Карнеги): 1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает! 2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени. 3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других. 4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни. 5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество. Золотые правила психологического комфорта на уроке
Руководствуясь советами по созданию психологического комфорта на уроке нужно помнить, что формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношение учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций и т. д. |
«Информационная безопасность как условие формирования психологического... Цель проекта: создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического,... | Пояснительная записка Аналитическая справка учреждения Создание эмоционально-психологического комфорта, сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Изменение подходов к технологиям обучения и повышению педагогического мастерства как условие эффективного введения и реализации... | Проект Информационно-образовательная среда мбоу сош №51 как условие эффективного перехода на федеральные государственные образовательные... | ||
На уроках физики как условие достижения метапредметных результатов Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т к обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества... | План работы районного методического объединения учителей химии Тема: Развитие ключевых профессиональных компетентностей педагогов, как условие эффективного внедрения фгос второго поколения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уметь обобщать приобретенные знания и применять их на практике. Способствовать развитию интереса к предмету, коммуникативных умений,... | «Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии... Нальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной... | ||
Протокол заседания педагогического совета Мастер-класс по организации экспериментальной деятельности педагога и оформлению материалов педагогического инновационного проекта... | Бондаренко Татьяна Николаевна заместитель директора по воспитательной... Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Потому важно, чтобы общение создавало атмосферу психологического комфорта, помогало установить особые доверительные отношения, способствующие... | Конспект урока. Тема: Гигиена девушки Воспитательная: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе | ||
Вопросы к экзамену по дисциплине Понятия социально-психологического... Спт как метод психологического воздействия. Цели, задачи, механизмы, способы психологического воздействия | Интегрированные уроки изо и музыки в обшеобразовательной школе Проблема формирования духовности выступает как важное условие разрешения социальных, политических и др проблем, как условие развития... | ||
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления Подготовка психологов-консультантов. Структура психологического консультирования. Технология психологического консультирования. Специальные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создание студенческой газеты на основе информационных технологий как условие формирования общих компетенций |