Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения





Скачать 44.97 Kb.
НазваниеСоздание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения
Дата публикации08.10.2014
Размер44.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения

Учитель иностранного языка Зыкова Е.Н.

«Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит

И жучит…»

Планируя свою деятельность, педагог должен помнить о том, что, от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок на уроке, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит педагогическим методикам и личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим в нашем учебном заведении, так как в 10 класс ребята приходят не только из разных школ, но и из разных территорий нашей области. И в первую очередь перед ними стоит задача адаптироваться к условиям пребывания в кадетской школе. И вот здесь то одной из главных составляющих психологического комфорта и является комфорт на уроке. Ребята попадают в совершенно новые для них условия, когда состояние класса зависит, прежде всего, от учителя. Рассмотрим принципы психологического комфорта:

  • учеба должна давать детям радость;

  • протекать на фоне положительных эмоций;

  • исключать психотравмирующие ситуации.

Многие специалисты считают, что такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, стали чаще присутствовать в психологических портретах школьников. А напряженность, эмоциональный дискомфорт приводят к снижению работоспособности, а, следовательно, и успеваемости, гасят интерес к учебе.

Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы. Это важно. Применив метод и не получив ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания и т. д.

Но виноваты, как правило, мы, учителя, применяя непригодный в данной ситуации и к данному ученику метод. Понятие "заслуженный собеседник" предложенный нам А.А. Ухтомским, надо понимать так: «Учитель, ты будешь понят только тогда, когда сам поймешь ученика». Для этого учитель должен быть не только предметником, носителем науки, но и психологом.

Работая в детском коллективе любого возраста, необходимо составить представление:

Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский)

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов)

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность: Психологическая Интеллектуальная Физическая

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Источником психологической комфортности является:

  • положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;

  • доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.

Каждый раз, начиная работать с новым 10 классом, необходимо составить представление:

• о личностно-психологических особенностях каждого учащегося;

• о соотношении способностей и обучаемости каждого;

• о мотивации отношения к учебному процессу;

• о взаимоотношениях между ребятами в классе;

• о семье ученика

Для этого необходимо тесное сотрудничество с психологом, воспитателем, классным руководителем.

Создание атмосферы психологической поддержки в классе (психолог-гуманист Карл Роджерс):

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Технология, приемы общения (Д. Карнеги):

1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.

4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.

5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

Золотые правила психологического комфорта на уроке

  • Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

  • Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

  • Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

  • Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

  • Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

  • Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

Руководствуясь советами по созданию психологического комфорта на уроке нужно помнить, что формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношение учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций и т. д.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения icon«Информационная безопасность как условие формирования психологического...
Цель проекта: создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического,...
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения iconПояснительная записка Аналитическая справка учреждения
Создание эмоционально-психологического комфорта, сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Изменение подходов к технологиям обучения и повышению педагогического мастерства как условие эффективного введения и реализации...
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения iconПроект
Информационно-образовательная среда мбоу сош №51 как условие эффективного перехода на федеральные государственные образовательные...
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения iconНа уроках физики как условие достижения метапредметных результатов
Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т к обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества...
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения iconПлан работы районного методического объединения учителей химии
Тема: Развитие ключевых профессиональных компетентностей педагогов, как условие эффективного внедрения фгос второго поколения
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уметь обобщать приобретенные знания и применять их на практике. Способствовать развитию интереса к предмету, коммуникативных умений,...
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения icon«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии...
Нальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной...
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения iconПротокол заседания педагогического совета
Мастер-класс по организации экспериментальной деятельности педагога и оформлению материалов педагогического инновационного проекта...
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения iconБондаренко Татьяна Николаевна заместитель директора по воспитательной...
Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды...
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Потому важно, чтобы общение создавало атмосферу психологического комфорта, помогало установить особые доверительные отношения, способствующие...
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения iconКонспект урока. Тема: Гигиена девушки
Воспитательная: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения iconВопросы к экзамену по дисциплине Понятия социально-психологического...
Спт как метод психологического воздействия. Цели, задачи, механизмы, способы психологического воздействия
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения iconИнтегрированные уроки изо и музыки в обшеобразовательной школе
Проблема формирования духовности выступает как важное условие разрешения социальных, политических и др проблем, как условие развития...
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения iconДашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления
Подготовка психологов-консультантов. Структура психологического консультирования. Технология психологического консультирования. Специальные...
Создание психологического комфорта на уроках как условие эффективного обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создание студенческой газеты на основе информационных технологий как условие формирования общих компетенций


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск