Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии»





Скачать 345.61 Kb.
НазваниеРеферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии»
страница1/2
Дата публикации07.03.2015
Размер345.61 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Кафедра специальной педагогики и психологии

РЕФЕРАТ

Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью

Слушатель курса «Психологическое сопровождение

детей с отклонениями в развитии»

Суравова Татьяна Васильевна

учитель-дефектолог школы-интерната №1 г.Чехова МО

Научный руководитель:

к. психол. н., Кожалиева Ч.Б.

Москва – 2008

ВВЕДЕНИЕ
Социальная адаптация (абилитация) умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения. Причём изменения поведения зачастую являются первыми признаками врождённого слабоумия.

Расстройством поведения считается поведение, обращающее на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям и отличающееся от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм, квалифицируется как девиантное.

Девиантное поведение определяется как такой ведущий к углублению средовой дезадаптации стереотип поведенческого реагирования, который связан с нарушениями соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных и малых половозрастных социальных групп (Вострокнужов Н.В. 1996г.).

Эти определения могут быть приняты и для оценки отклонений поведения умственно отсталых детей и подростков.

Характеристические особенности больных с умственной отсталостью лёгкой степени варьируются довольно в широком диапазоне: от доброжелательности, общительности, подчиняемости и послушания до чрезмерной драчливости или хулиганства, жестокости к другим людям или животным, тяжёлых разрушениях собственности; поджогах, воровстве, лживости, прогулах в школе и уходах из дома, необычно частых и тяжёлых вспышках гнева, вызывающим провокационным поведением, откровенном постоянном непослушании.

При проведении клинико-эпидемиологическом исследовании умственно отсталых детей 8-14 лет, проживающих в крупном промышленном городе, выявлено, что среди всех обследованных умственно отсталых детей нарушения поведения встречаются в 31,1%. Среди разных форм девиантного поведения чаще всего встречается синдром повышенной возбудимости (11,8%) сочетающийся с психомоторной расторможенностью, значительно реже отмечены синдромы уходов и бродяжничества (4%), психической неустойчивости (1,6%) и агрессивно-садистских проявлений (1,3%).

Гипердинамический синдром, не включавшийся в психоподобные расстройства, обнаружен в 8,9% от общего числа наблюдений

(Сосюкало О.Д. с сотр. 1986г.).

Удельный вес нарушений поведения у детей и подростков с различной выраженностью интеллекта различен. Среди легко умственно отсталых детей 28,2% имеют нарушения поведения, среди умеренно отсталых – 55,2%, а среди тяжело умственно отсталых – 33,3%.
ГЛАВА 1.

Классификация поведенческих расстройств.
Разнообразие форм расстроенного поведения требует их систематизирования. Международная классификация болезней (МКБ-10, 1992г.) ссылается на то, что «умственно отсталые лица чаще становятся жертвами эксплуатации и физических и сексуальных оскорблений. Адекватное поведение нарушено всегда, но в защищённых социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с лёгкой степенью умственной отсталости может не иметь явного характера».
1.1 Поведенческие и эмоциональные расстройства.
В международной классификации болезней раздел поведенческих и эмоциональных расстройств состоит из рубрик: гиперкинетические расстройства; расстройства поведении (ограничивающиеся условиями семьи, несоциализированные социализированные, оппозиционно вызывающие); смешанные расстройства поведения и эмоций; эмоциональные расстройства (тревожное, фобическое, социальное тревожное, расстройство сибменгового соперничества); расстройства социального функционирования (элективный мутизм, расстройство привязанности); тики; другие поведенческие и эмоциональные расстройства (энурез, эннокрез и др.).

Эту систематику можно использовать для оценки качества расстройств поведения у умственно отсталых детей и подростков.

Расстройство поведения, ограничивающиеся семьёй, включает антисоциальное или агрессивное поведение, проявляющееся только дома и во взаимоотношениях с родителями и родственниками.

Несоциализированное расстройство поведения характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержением ими непопулярности, а также в отсутствии друзей. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жёсткость, негодование.

Социализированное расстройство поведения отличается тем, что асоциальное или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. У них длительные взаимоотношения со сверстниками, они входят в группу сверстников со взрослыми представляющими власть, отношения плохие. Сюда включаются групповая делинквентность, прогулы в школе.

Оппозиционно-вызывающее расстройство определяется наличием негативистического, враждебного, вызывающего, непослушного провокационного поведения. Дети игнорируют правила и просьбы взрослых, намеренно им досаждают. Обычно они раздражены, обидчивы, обвиняют других людей за свои ошибки и трудности.

А.Е Личко признает существование у подростков следующих форм нарушенного поведения:

-побегов из дому и бродяжничества,

-ранней алкоголизации,

Девиации сексуального поведения,

-делинквентного и суицидального поведения
1.2 Формы нарушения формирования личности( психопатия).
Перечисленные особенности поведения больных с легкой умственной отсталостью укладываются в клинику психопатий, или психоподобного синдрома, выявление которого имеет значение для признания больного невменяемым.

Психопатия – группа патологических состояний, проявляющихся дисгармонией свойств личности, преимущественно эмоционально – волевой сферы, с более или менее выраженной социальной адаптацией.
Основными причинами возникновения психопатий являются:
1.Наследственная ( конституционно – генетические факторы)

2. Негрубые экзогенные-органические повреждения головного мозга во внутриутробном, перитональном и раннем постнатальном периодах развития( травма, инфекция,интоксикация)

3. Неблагоприятные средовые и ситуационные влияния( О.В. Кербиков).
У легко умственно отсталых Фрейеров О.Е. выделяет 4 формы нарушений формирования личности:

1) возбудимые.

2) истерические

3) неустойчивые.

4) астенические(тормозимые).
1. Возбудимые умственно отсталые подростки характеризуются состояниями аффективного возбуждения, злобно- негативистической установкой в отношении окружающих, конфликтностью, грубо-демагогическим поведением в коллективе. Жестокостью.

2. Истерический характер у умственно отсталых подростков проявляется пониженным фоном настроения, отрицательной установкой в отношении окружающих, истерическими разрядами» ( криком, воем, нанесением себе повреждений), параличами, афонией, агрессией, хвастовством, шутовством, клоунадой, эгоцентризмом.

3. неустойчивый характер умственно отсталых индивидов характеризует особой неустойчивостью интересов, быстрой сменой желаний, частыми , но поверхностными колебаниями (преимущественно повышенного) настроения, неусидчивостью, неспособностью к даже малейшему волевому усилию, с постоянным стремлением к новым впечатлениям, бродяжничеством и тунеядством.

4. Астеническим психопатическим характерам у умственно отсталых подростков свойственны робость, страх, невротические жалобы, элементарные фобии, чувства обиды на окружающих людей, комплекс неполноценности, неуверенность мнительность, ипохондрические переживания.
1.3 Типы психопатоподобных расстройств.
Д.Н. Исаев и Б.Е. Миниртумов у легко умственно отсталых подростков описывают следующие типы психопатоподобных расстройств:
Аффективно-возбудимый тип, который характеризуется бурными вспышками гнева на обиды и огорчения, большой нетерпеливостью, колебаниями настроения, склонностью к реакции протеста.
Астенический тип, отличающийся примитивными депрессивными реакциями, возникающими на собственный дефект и связанные с ними неудачи и разочарования, инфантильными реакциями отказа, во время которых ни с кем не разговаривают, ни на кого не смотрят, не едят, сидят понурив голову или бродят в стороне от всех.
Неустойчивый тип, проявляющейся легкой подчиняемостью, имитацией негативных образцов поведения, зависимостью от других, нередко оказывается слепым орудием в руках антисоциальных элементов.
Дисфорический тип, присущий главным образом одноименной форме умственной отсталости, характеризуется злобной напряженностью, мрачной раздражительностью, склонностью к агрессии со способностью наносить тяжкие повреждения, к аутоагрессии, разрушительным действиям.
Перверзный тип, который проявляется дромоманией, булимией или, чаще, гиперсексуальностью, сексуальными девиациями (развратными действиями, эксгибиционизмом, гомосексуальными контактами, самоудавлением с целью сексуального удовлетворения).
З.Ф.Абушева с сотр. (1989) изучали выпускников вспомогательных школ с нарушениями поведения. Оказалось, что среди них с повышенной аффективной возбудимостью -23% подростков; с психической неустойчивостью – 15%; с уходами и бродяжничеством -16,2%; с агрессивно-садистическими проявлениями – 2,5%; с гипердинамическими нарушениями – 21,3%; с патологическими измененными влечениями- 21,3%.


    1. Психопатоподобное поведение.


Психопатоподобное поведение у умственно отсталых подростков рассматривают нередко как проявление декомпенсации их основного синдрома.

Стойкую патологию поведения у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью органического происхождения иногда делят на психопатоподобный и экцефалоастенический синдромы.

Под психопатоподобным синдромом понимают повышенную, аффективную возбудимость с раздражительностью, вспыльчивостью, гневливостью, колебаниями настроения преимущественно в форме депрессивно-дистимических состояний, неуживчивость, склонность к уходам и бродяжничеству, воровству, извращение инстинктов, злоупотребление алкоголем.

Энцефалоастеническим синдромом называют состояние, характеризующееся головными болями. Головокружением, тошнотой, плохой переносимостью шума. Смен температуры. физических и умственных перегрузок, расторможенностью, суетливостью, приставучестью.

У легко умственно отсталых детей при резидуальной умственной отсталости психопатоподобное поведение делится на 3 группы.
К первой отнесены дети с психопатическими особенностями личности. Особенности их поведения обнаруживаются уже в преддошкольном возрасте. В подростковом же возрасте грубость, раздражительность. Колебания настроения становятся выраженными. Появилось повышение сексуальных влечений.

Вторая группа детей с психопатоподобным синдромом органического происхождения отличается двигательной расторможенностью, ограниченной способностью к целенаправленной деятельности. Повышенной утомляемостью, истощаемостью, поверхностью эмоциональных проявлений, бурными аффектами, колебаниями настроения, соматоневрологическими симптомами.

Третья группа детей с психопатоподобным поведением, сформировавшимся под влиянием неблагоприятного воспитания, характеризуется двигательным беспокойством, раздражительностью, обидчивостью, недоверчивостью, негативизмом, уклонением от школьных занятий, склонностью бродяжничеству и лжи.


Глава 2. Механизм возникновения у детей нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.

2.1 . Происхождение нарушенного поведения у детей с умственной отсталостью.
По мнению М.С. Певзнер (1959) происхождение нарушенного поведения у разных детей с умственной отсталостью различно. При одной из форм олигофрении нарушение поведения определяются недоразвитием познавательной деятельности, при ней изменения поведения возникают только в той ситуации, которая олигофрену непонятна полностью. При другой форме олигофрении нарушения поведения тесно связаны с имеющимся грубым недоразвитием всей личности. Она так же полагает, что у умственно отсталых детей из-за замедленного развития психики при формировании поведения усиливается роль влечений.

Большое значение в оформлении типа отклоняющегося поведения, особенно у легко умственно отсталых, придают социальной среде, внушению, угрозам, имитации поступков окружающих лиц, особенностям социальной адаптации умственно отсталого.
2.2 . Психогенно –травмирующие факторы.
В основе многих поведенческих реакций и эмоциональных расстройств у лиц с умственной отсталостью легкой и умеренной степени лежат разнообразные психогенно-травмирующие факторы. Полного перечня их нет в связи с индивидуальными особенностями личности каждого ребенка и его ответной реакции на психогенное воздействие. Так, «безобидная» ситуация для одних может явиться «шокирующим» фактором, иногда меняющим всю последующую жизнь человека, для других.

Специалистам разного профиля ( врачи, педагоги, психологи, юристы и др.) рекомендуется учитывать психогенно-травмирующие факторы, которые с большой долей условности сгруппированы В.Н. Гурьевой
- Сверхсильные, острые, внезапные:

А) смерть на глазах ребенка;

Б) убийство на глазах ребенка;

В) изнасилование.
- Субъективные, сверхсильные, острые (сверхзначимые для ребенка);

А) смерть матери, отца;

Б) неожиданный уход из семьи любимого родителя;

В) известие, что родители не родные, что ребенок - приемный.

- Острые, сильные и сверхсильные, следующие ситуации, следующие одна за другой. Например, смерть матери, появление «плохой» мачехи, определение ребенка в интернат.

- Психогенные травмы, лежащие в основе посттравматических стрессовых расстройств и отличающиеся определенным своеобразием. Это стрессовое событие (кратковременное или продолжительное) исключительно угрожающего или катастрофического характера, которое может вызвать состояние дистресса почти у любого человека (природные катастрофы, сражения, несчастные случаи, роль жертвы пыток).

-Психогенные травмы, связанные с воздействием на внутренние психологические комплексы ребенка.

- Психогенные травмы, определяемые как ключевые переживания по отношению к каким – либо особенностям личности ( тревожно-мнительные, истерические, сенситивно-шизоидные и пр.).

- Психогенные травмы, сочетающиеся с депривацией ( эмоциональной или сенсорной).

- Психогенные травмы в период возрастных кризов.
- Психогенные травмы, связанные с неправильным воспитанием ( отвержением ребенка, воспитанием по типам «кумира семьи», « Золушки», «ежовых рукавиц» и пр.).

- Хронические психические травмы (неблагополучная семья, закрытые детские учреждения, служба в армии).
- Комбинация острых и хронических психогенных травм.

Глава 3. Патохарактерологические реакции.
Под влиянием психогенно-травмирующих факторов у ряда лиц с умственной отсталостью легкой степени наблюдаются углубления патохарактерологических реакций, а у социально запущенных детей их проявления.

Патохарактерологические реакции - психогенные личностных реакции, которые проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях поведения ребенка, ведут к нарушениям социально - психологической адаптации.
К патохарактерологическим реакциям относятся:

- реакция отказа

- реакция протеста ( оппозиции)

- реакция имитации

- реакция компенсации и гиперкомпенсации.
В подростковом возрасте в дополнении к этим формам выделяются:

-реакция эмансипации;

- реакция группирования со сверстниками;

- реакции увлечения;

- реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.
За последние годы перечень патохарактерологических реакций пополнился еще рядом поведенческих нарушений, среди которых наиболее яркими и проблемными являются:

-побег из дома;

- реакция одиночества;

- дромомания;

- малолетняя проституция;

-делинквентное поведение.

Реакция протеста (оппозиция).
Реакция протеста (делать все наоборот, назло) – преходящие расстройства поведения, обусловленные аффективными конфликтными переживаниями личности ребенка(обиды, ущемленное самолюбие, недовольство близкими, конфликты между родителями, равнодушное отношение их к ребенку, школьная дезаптация, появление в семье мачехи или второго ребенка и др.)

Реакции протеста, как правило, направлены против лиц, которые по мнению ребенка, виновные в их возникновении. В зависимости от характера нарушений поведения различают два вида реакций протеста:

- активные;

- пассивные.

Активные реакции протеста характеризуются различными патологическими проявлениями агрессивного поведения ребенка с гневными, порой разрушительными и жестокими вспышками, направленными против обидчика, в ответ на различные психологические трудности или психотравмирующие ситуации.

Пассивные реакции протеста характеризуются разнообразными невротическими проявлениями с синдромом соматовегетативных расстройств (анорексия, рвота, недержание мочи и кала), суицидальными попытками, отказом от еды, уходами из дома и др.
Реакции отказа.
Реакции отказа одна из разновидностей патохарактерологических реакций, напоминающая собой атипичную реактивную депрессию или поведение ребенка , страдающего шизофренией.

Клинические проявления реакций отказов характеризуются такими поведенческими и личностными изменениями ребенка, как отказ от контакта с окружающими, от обычных желаний и потребностей, от учебы, появление чувства страх перед новым, бессистемный и необдуманный характер ответов на поставленные вопросы и др.

Наблюдаются у лиц с умственной отсталостью легкой и средней степени, как правило, у детей, лишившихся родителей и помещенных в интернаты, детские дома, приюты и др.
Реакции имитации.
Реакции имитации - психогенные личностные реакции, клинически проявляющиеся подражанием поведению отдельных личностей, которые в глазах ребенка являются наиболее авторитетными.( в детском возрасте – это родители и воспитатели, в подростковом – старшие подростком, обладающие лидерскими качествами или взрослые, созданные воображением подростка.

В детском и подростковом возрасте практически каждый ребенок создает себе образ личности, на которую он хотел бы быть похожим. Это образы знаменитых артистов, спортсменов, художников,,, музыкантов, врачей , педагогов, ученых и др. Создавая себе «кумира» и, принимая от него многие положительные качества, подросток, уже на подсознательном уровне, развивает в себе такие свойства личности, как целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, повышенное стремление к учебе, творчеству, здоровому образу жизни и др.

Таким образом, реакции имитации зачастую являются источником воспитания у ребенка интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств и носят позитивный характер. В этих случаях их относят к положительным реакциям имитации.

Однако у многих детей с умственной отсталостью легкой степени, а также у лиц с чертами эмоционально- волевой неустойчивости развивается склонность к отрицательным реакциям имитации, которые становятся источником возникновения асоциального поведения, а также многих вредных привычек.

Особенно печальные и драматические последствия реакций имитации в подростковом возрасте отмечаются при вовлечении ребенка в преступные группировки и религиозные секты, когда подросток оказывается в полной эмоциональной зависимости от уважаемого им лица и готов выполнить любое его распоряжение, вплоть до самоубийства.

В своей повседневной практической деятельности педагоги, психологи и воспитатели должны помнить, что реакция имитации у детей имеют также важное психодиагностическое значение. Так, по изменившемуся поведению подростка можно предположить о той зоне ближайшего окружения, которое оказывает на него то либо иное влияние, и при малейших признаках появления отрицательных реакций имитации необходимо применять самые активные методы психолого-педагогического воздействия. Направленного на переориентацию интересов и поведения ребенка в позитивное русло.
Реакция компенсации и гиперкомпенсации.
Реакция компенсации и гиперкомпенсации – одна из разновидностей патохарактерологических реакций, которые характеризуются возникновением у ребенка определенных форм поведения, направленных на затушевывание слабых его сторон и являющихся « психологической защитой» личности от переживаний какого-либо собственного дефекта. Иногда вновь возникшие защитные формы поведения носят гипертрофированный, а порой смехотворный характер, в связи с чем могут стать источником социальной дезадаптации ребенка.

Клинические реакции компенсации и гиперкомпенсации у физически слабого ребенка проявляются компенсаторными фантазиями или мечтами о том, что он смелый, сильный и отважный; у детей, развивающихся в условиях депривации (психологический пресс), - компенсаноторными играми (ребенок старается общаться с физически более слабыми детьми или с малышами, командуя или наказывая их); в случаях завоевания авторитета среди сверстников подросток старается рассказывать друзьям вымышленные истории с собственным участием, что он якобы близко знаком со знаменитыми спортсменами и артистами, что его отец «военный герой», тренер по боксу, карате и др.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации проявляются прежде всего у лиц с чувством собственной «неполноценности», с физическими дефектами, хроническими инвалидилизирующими заболеваниями, психо-невратическими расстройствами, а также у детей при ситуации эмоциональной и социальной депривации (дети-сироты, дети, которые лишены внимания близких, дети из неполных семей, ребенок, воспитываемый деспотичными родителями, подавляющими его активность.
Реакция эмансипации.
Реакция эмансипации – стремление подростков к самостоятельности и независимости. Это своего рода самоутверждение его личности. Основной причиной развития реакций эмансипаций у детей являются гиперопека и диспатизм родителей. Чем выше гиперопека и сильнее выражены деспотические проявления к ребенку, тем большее желание развивается у подростка любыми способами избавиться от влияния взрослых.

При этом всем своим поведением подросток демонстрирует, что он уже « взрослый» и « самостоятельный». В младшем возрасте, в виду прямой зависимости от родителей, дети еще подчиняются их давлению, в подростковом же – они стараются «делать все по- своему», вопреки советам взрослых, критически относятся к старшим, в крайних случаях они избирают уход из дома и бродяжничество.
Реакция группирования со сверстниками.
«Этот вид реакции проявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стойкие спонтанные группы, в которых устанавливаются определенные неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение «ролей», в основе которого чаще лежат индивидуальных особенности личности подростков (А.Е.Архангельский, 1971)»

Опасность группирования со сверстниками заключается в том, что она может достигнуть степени крайних, асоциальных проявлений. Это возникает в тех случаях, когда «лидером» становится более сильный и «крутой» подросток с криминальными наклонностями, имеющий уже «опыт» употребления алкогольных напитков, а может быть, токсичных веществ и наркотических препаратов. Естественно ребенок, вступивший в такую группу, довольно быстро попадает под «дурное» влияние такого «лидера», который для него становится непререкаемым авторитетом. При этом, если «новичок» в чем-то попытается выразить свое несогласие с лидером, то в дальнейшем его «воспитание» в группе проводится с позиции «силы».

Постепенно группа может превратиться в преступную группировку, «банду», основным кругом интересов которой становится употребление алкоголя, наркотиков, сексуальные оргии, изнасилования, грабежи, воровство, разбойные нападения и другие криминальные действия.

Основным контингентом таких групп являются , как правили, лица с умственной отсталостью легкой степени, а также подростки из неблагополучных семей.

Реакции увлечения
В большинстве случаев реакции увлечения не относятся к каким либо паталогическим проявлениям, так как со временем они проходят, а если и остаются, то никакого негативного воздействия на поведение подростка не оказывают.

Однако чрезмерно выраженные увлечения часто приводят к расстройствам поведения и личности подростка и явлениям социальной дезадаптации, когда практически большая часть суток отдается любимому «хобби». Основными проявлениями этих нарушений являются:

- школьная дезадаптация;

- изменение направленности, уровня самооценки и ценностных ориентаций личности подростка;

- смена зоны его ближайшего окружения, вплоть до связей с асоциальными лицами;

- развитие негативизма и других видов агрессивного поведения в ответ на замечания педагогов, родителей и близких ему людей;

-совершение противоправных действий ( воровство, попрошайничество, хулиганские поступки) с целью добывания материальных средств для удовлетворения своих увлечений. Среди большого выбора различных видов увлечений особое внимание должно быть обращено на увлечения, имеющие непредсказуемые, как положительные, так и отрицательные, последствия. К ним относятся:

-увлечение боевыми и силовыми видами спорта (бокс, борьба, карате, и др.) которые могут быть использованы в криминальных целях;

-увлечение ночными дискотеками, приводящие к развитию аффективно заряженного поведения и появлению различных видов патохарактерологических реакций ( эмансипации, сексуальных влечений, делинквентного поведения) – с другой;

-увлечения, основанные на чувстве азарта( игральные автоматы, игры в карты, конные скачки и др.), требующие вложения денежных средств и их изыскание;

-увлечение компьютером, оказывающее, при ежедневном, длительном его использовании отрицательное воздействие на еще не сформировавшийся организм ребенка, отучающее его от дружбы с книгами, и формирующая в нем так называемую «виртуальную» личность.
Реакция одиночества.
На протяжении всей жизни у каждого человека возникают периоды, когда он ощущает себя одиноким, но наиболее остро это чувство осознается в подростковом возрасте, и прежде детьми из неблагополучных семей. Не находя взаимопонимания в семье, у подростка, на фоне ослабления эмоциональных связей с родителями, наблюдается постепенный перенос центра социализации из семьи в спонтанную группу сверстников, которые « его понимают» и с которыми он не ощущает себя одиноким.
Дромомания.
Дромомания – это импульсивное влечение, стремление к побегам из дома, бродяжничеству, смене привычной обстановки. Этот вид реакций встречается у акцентуированных личностей, у детей с умственной отсталостью легкой степени, а также у имеющих семейные, домашние проблемы и страдающих рядом психических заболеваний. Через определенное время подростки возвращаются домой, но даже незначительная импульсивная вспышка может вновь их заставить пойти на этот шаг. У детей , страдающих психическими расстройствами, подобные состояния могут повторятся на протяжении всей жизни.
Малолетняя проституция.
Характеристика данного вида нарушения поведения у девочек подробно описана Д.Д.Еникеевой.

«Многие девочки после побега из дома становятся малолетними проститутками. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, чаще всего они попадают под влияние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству и проституции.

Бывает, что психически больных девочек или девочек из неблагополучных семей, где родители алкоголики, взрослый отрицательный лидер вовлекает в подростковую группу, затем «пускает по рукам», и девочки безропотно соглашаются на это, не требуя ни денег, ни хорошего отношения.

Такие девочки не видят для себя никакого выхода, да и не ищут его. Подчас они горюют о том, что их изгнали из группы, где они чувствовали хоть какое-то мужское внимание и были бы согласны вновь вернуться и всех «обслуживать».

Сами девочки не испытывают сексуального влечения ни к своим сверстникам, ни к взрослым мужчинам. Раннее начало сексуальной жизни не связано у них с рано пробудившимся сексуальным влечением.

Некоторые из таких девочек подверглись изнасилованию в подростковой группе, но сами они не считают это изнасилованием , рассказывают, как они пили спиртное с другими подростками, а потом « ребята стали приставать и заставили», но никаких сожалений по этому поводу девочки не испытывают.

Для них ранняя сексуальная жизнь – обыденное понятие. Они не связывают ее с возможным материнством, хотя многие сделали по нескольку абортов и самопроизвольных выкидышей.

Их внешняя «взрослость» и «опыт» сочетаются с психической инфантильностью ( детскостью) и примитивностью интересов. Как правило, у всех есть психические отклонения или заболевания - психопатия, олигофрения в степени дебильности, органические заболевания головного мозга, реже- шизофрения».


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» iconПальчиковая гимнастика как коррекционно развивающее средство для подготовки мелкой моторики рук
Сегодня для нашей школы добавилась новая: появление детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, являющихся воспитанниками...
Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» iconУрок по развитию речи, 5б (класс для детей с умеренной умственной...
«Комплексное сопровождение учащихся в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения»
Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» iconПрограмма классов для детей с глубокой умственной отсталостью

Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» iconПрограмма вступительных испытаний по магистерской программе «Психологическое...
Вступительные испытания в магистратуру по магистерской программе «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии»...
Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» iconПояснительная записка. К рабочей программе по домашнему труду 5 класса...
«С(К)ош №4» г. Сарапула на 2013-2014 учебный год (для детей с умеренной умственной отсталостью) и Программы 1-4 класса коррекционного...
Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» iconПрограмма работы по сенсорике Окатова Светлана Сергеевна
Младший школьный возраст детей с умственной отсталостью – важнейший период формирования жизненного ресурса детей, этап становления...
Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В настоящее время, в доу отмечается большое число неблагополучных в психофизическом развитии детей, т е детей с различными отклонениями...
Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Они характеризуются увеличением рождаемости детей с отклонениями в развитии, ростом их заболеваемости и инвалидности. По данным статистики,...
Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока по учебному предмету счет в 6 классе (программа для детей с умеренной умственной отсталостью)
Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данные программы составлены на основе Программы для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью под редакцией А. Р. Маллера,...
Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данные программы составлены на основе Программы для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью под редакцией А. Р. Маллера,...
Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» icon«Информационная безопасность как условие формирования психологического...
Цель проекта: создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического,...
Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» iconПсихологическое сопровождение одаренных детей в школе
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» iconУчебный курс имеет теоретическую направленность. В нем раскрываются...
Цель курса – сформировать у студентов представление о различных видах отклоняющегося детского развития, а также научить их оказывать...
Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В учреждении созданы классы для детей со сложной структурой дефекта и глубокой умственной отсталостью четвертого года обучения, восьмого...
Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью Слушатель курса «Психологическое сопровождение детей с отклонениями в развитии» iconМетодическая разработка по теме «методика изучения курса физики в...
«Электродинамика» в 8-х и 9-х классах школы-интерната №9 для детей-сирот с отклонениями в развитии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск