Скачать 92.99 Kb.
|
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский Одна из проблем, с которой сталкивается современная педагогика, - рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические факторы, экологические вредности, неблагоприятные социальные условия, алкоголизм. Сегодня для нашей школы добавилась новая: появление детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, являющихся воспитанниками закрытого социального учреждения – детского дома-интерната для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Учить ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. В закрытом учреждении этому уделено недостаточное количество времени. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, поступивших в первый класс, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могли выполнять целенаправленные действия руками, испытывали затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечалось недостаточность мышечной силы. Дети плохо ориентировались в пространстве и на плоскости. Большинство из них путались в различении правой и левой сторон тела. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывало у леворуких детей. Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения, особенно для развития у детей навыков письма. Двигательные нарушения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани. По данным исследований М.С. Певзнер нарушения моторики у умственно отсталых учащихся связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое. Чем ярче выражен интеллектуальный дефект (а дети в классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью), тем больше вероятность сопутствующих нарушений в моторной сфере. Недоразвитие моторики проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием мелкой моторики кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Неготовность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к школе, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затруднило их овладевать навыками письма. Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы учащиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. Поэтому в подготовительный и основной период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:
Целью данной гимнастики является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления). Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений. При проведения пальчиковой гимнастики я использовала следующие методы:
МАССАЖ РУК (простейший метод) Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как местного, так и общего, отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Положительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинать массаж необходимо самому взрослому: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Только изучив упражнения-движения совместно, можно переходить на самомассаж. Вначале дети выполняли упражнения молча, совместно с педагогом. Затем, по мере формирования правильного, четкого звукопроизношения, стимулировала проговаривание с педагогом доступных детям слов, как правило, тех, что завершают стихотворную строку. По мере своих возможностей ребята при выполнении упражнений произносили некоторые несложные тексты вместе с педагогом, а в конце первого года обучения некоторые уже могли это делать самостоятельно. Упражнения с детьми необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Обучала детей всем приемам самомассажа. Учитывая, что дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, у которых слабо развито конкретно-образное мышление и речь, я постаралась найти стихотворные тексты, содержание и ритм которых были бы максимально приближены к характеру самого движения, чтобы в воображении ребенка возникал конкретный образ. Самомассаж проводился на уроках в виде небольших комплексов, включавших 5 — 6 упражнений. Начинался и заканчивался он расслаблением кистей рук, поглаживанием. На основе рекомендаций А.А.Бирюкова специалистами были разработаны три комплекса упражнений самомассажа (приложение 1), которые мною были использованы:
УПРАЖНЕНИЯ С РЕЗИНОВЫМИ МЯЧАМИ НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА Хорошую результативность показывает использование игровых упражнений с резиновыми мячами маленького размера, т.к. формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется «предметное мышление» (И.М. Сеченов), «мышление в действии» (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на овладение навыками письма. Известно, что онтогенетически развитие руки ребенка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая предметы, манипулируя ими, ребенок при помощи руки приобретает свои первые опыты в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается во все усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом, что важно для овладения навыками письма. Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами. Кроме того, действия с предметами осознаются и принимаются детьми, благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им. В связи с этим у детей повышается мотивация к таким знаниям, начинает появляться осмысленность при выполнении заданий. Иными словами, упражнения с предметами приобретают для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук, ручной ловкости. После овладением самомассажем (по мере возможностей каждого ребенка) я предложила ребятам игровые упражнения с использованием резиновых мячей маленького размера. Мною были взяты игровые упражнения, разработанные специалистами по рекомендациям А.А.Бирюкова (приложение 2) ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ Развитие тонкой моторики кистей рук у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью было продолжено "пальчиковыми играми", это вид упражнений, широко распространенный в логопедической практике. Я использовала опыт таких авторов, как М.В. Ипполитова (1980), В.П. Дудьев (1995), В.В. Цвынтарный (1995). Поначалу обучала детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их (каждое положение рук имело свое игровое название), затем были добавлены упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. "Игры с пальчиками" активно использовались мною на уроках при подготовке руки к письму и при проведении физминуток, т.к. при письме пальчики ребенка устают, а веселые и разнообразные упражнения «Игры с пальчиками» давали им необходимый отдых. Мною были использованы игровые упражнения О. В. Узоровой, Е. А. Нефедовой (приложение 3). При подведении итога моего выступления хотелось бы еще раз отметить что пальчиковая гимнастика помогла детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к концу первого года обучения овладеть навыками письма. Дети пишут буквы, слоги, слова в тетрадях в косую линию, стараются соблюдать каллиграфические требования к написанию букв, а в дальнейшем, считаю, что пальчиковая гимнастика поможет поставить детям правильный почерк. Упражнения, используемые при проведении пальчиковой гимнастики, дают пальцам полноценный отдых, кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, готовят к овладению детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыками письма, а весёлые стишки помогают ученикам снять эмоциональное напряжение. Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия с использованием пальчиковой гимнастики будут способствовать поддержанию хорошего тонуса. Учитель, разумеется, сам решит, как ему использовать в своей работе пальчиковую гимнастику, но необходимо помнить, что: 1) после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук); 2) пальцы лучше нагружать равномерно; 3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на уроках русского языка, но и на уроках математики, чтения, труда и физкультуры. На уроках математики и чтения фокус внимания следует перенести с разминки пальцев и ладоней на их массаж, т. е. здесь лучше выбирать упражнения на различные растирания и на статическое напряжение. Хотя, конечно, не стоит пренебрегать и остальными упражнениями. На уроках труда пальцы нуждаются в отдыхе и развитии ловкости не меньше, чем на уроках письма. Что касается физкультуры, то гимнастика для пальцев вполне может войти в состав общей гимнастики. |
Тема: Сезонные изменения в природе. Зима Коррекционно – развивающие: способствовать развитию основных психических процессов, общей и мелкой моторики, речи, коммуникативных... | Задачи: Создать условия для развития логического и абстрактного мышления,... Цель урока: познакомить с техникой айрис- фолдинг, выполнить новогоднюю открытку в этой технике | ||
Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики в работе с детьми раннего возраста» Тонкая моторика – это различные по сложности движения, целенаправленно осуществляемые кистями рук | Урок» Осип Мандельштам Фрагмент занятия Тема: «Золотая рыбка» Развивать координационные способности. Совершенствовать двигательные умения и навыки мелкой моторики пальцев рук | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Играем в кубики (занятие в младшей группе по развитию у детей мелкой моторики рук) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей через приобщение к декоративно-прикладному искусству | ||
Патентам и товарным знакам (19) При этом цвет предметов, изображенных на шестой и четвертой картинках, одинаковый. Техническим результатом является развитие мышления,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук через пальчиковые игры во второй младшей группе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальные (коррекционные) образовательные программы (VII вида) Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Возможность удовлетворить любопытство, проявить своё творчество, фантазию, изобретательность привлекает воспитанников к настоящему... | ||
Развития мелкой моторики и её значение Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой... | Рабочая программа по изобразительной деятельности в 4 классе Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно – развивающее значение | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Убедить их в необходимости профилактических мероприятий: ежедневное проведение массажа носа, употребление в пищу чеснока и лука,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: 1) развитие слухового восприятия (дифференциация звуков); 2) различение понятий «звук» и «буква»; 3) обогащение словарного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ю решаются параллельно с задачами формирования у них речевого слуха, коррекции нарушений звуковой стороны речи, недостатков сенсомоторной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: 1) развитие слухового восприятия (различение на слух неречевых звуков, дифференциация гласных звуков); 2) обогащение словарного... |