Скачать 0.51 Mb.
|
ЯРОСЛАВСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ «МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ VII ВИДА» (на примере изучения раздела «Электродинамика» в 8-х и 9-х классах школы-интерната № 9 для детей-сирот с отклонениями в развитии) Учителя физики школы-интерната №9 Пеунковой Ольги Геннадьевны Научный руководитель: ст. преподаватель каф. педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова Третьякова Галина Федоровна Ярославль 2004 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1 Возрастные и психологические особенности учащихся специальных коррекционных классов VII вида школы-интерната № 9 5
Глава 2 Методические особенности изучения раздела "Электродинамика" в 8-9 классах спецкоррекции 29
коррекционных классах VII вида 41 Заключение 43 Литература 44 Приложения 47 ВВЕДЕНИЕ В период переходного времени, в связи с определенными социально-экономическими трудностями наметились тенденции к снижению здоровья и материального благосостояния людей, к нивелированию общечеловеческих ценностей, таких как любовь, семья, дети. Общее число детей-сирот в стране к 2000 году превысило 657 тыс. человек, причем большая часть таких детей (более 60%) - социальные сироты, родители которых лишены родительских прав, т.е. дети из неблагоприятной микросоциальной среды. В специальных коррекционных классах VII вида школы-интерната № 9, где я работаю учителем, обучаются дети с отклонениями в развитии, для определения которых используют термин задержка психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий. К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по физике, не издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся классов спецкоррекции. Данная работа рассматривает особенности методики преподавания физики в 8 и 9 специальных коррекционных классах VII вида, на примере раздела «Электродинамика», изучение которого является, пожалуй, одним из наиболее сложных в классах коррекции. Работа включает следующие части: введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения. Первая глава посвящена анализу возрастных и психологических особенностей учащихся специальных, коррекционных классов, в том числе особенностям, связанным с воспитанием вне семьи, и особенностям психики и интеллекта, характерным для детей, имеющих задержку психического развития. Здесь же дается характеристика учащихся 8-9 классов спецкоррекции и приводятся общие рекомендации по учету особенностей детей, воспитывающихся вне семьи и имеющих отклонения в развитии, в учебной и воспитательной работе. Вторая глава раскрывает методические особенности изучения раздела «Электродинамика» в 8-9 классах спецкоррекции. В ней рассматривается основные вопросы планирования учебного процесса по физике в 8 и 9 классах спецкоррекции VII вида, содержание обучения и особенности построения уроков различного типа. В приложениях приводятся образцы дидактических материалов, разработанных для классов коррекции VII вида; разработки отдельных уроков, внеклассных мероприятий; тематическое планирование материала по отдельным темам раздела «Электродинамика». ГЛАВА I. ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ VII ВИДА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 9 1.1. Психологические особенности детей, воспитывающихся вне семьи и имеющих отклонения в развитии Индивидуальные особенности детей, обучающихся в средних (8-х и 9-х) классах спецкоррекции VII вида, определяются:
Особенности развития детей подросткового и раннего юношеского возраста. Обучение в средних классах соответствует подростковому (от 10-11 до 13-14 лет) и раннему юношескому (от 13-14 до 16-17 лет) периодам детского развития. Причем специфика классов спецкоррекции такова, что в одном классе могут обучаться и двенадцатилетние и семнадцатилетние дети. Рассмотрим основные особенности данных возрастных периодов развития.[14. С.222] Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка, направленный на осознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Возраст от 13 до 14 лет считается у подростков наиболее активным периодом волевого самовоспитания. Общая логика развития волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться. Успеваемость многих детей в средних классах школы временно падает из-за того, что за пределами школы у них появляются сильные, конкурирующие с учением интересы. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний. С формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса к ним. Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Ранняя юность - время реального перехода к настоящей взрослости, начало становления нравственного самосознания, мировоззрения [14, С.244-245]. Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т.е. развитость форм мужского и женского поведения, у юношей и девушек. В раннем юношеском возрасте завершается формирование всех компонентов системы социальных установок (когнитивного, эмоционального, поведенческого). Именно в этот период усиливаются индивидуальные различия между школьниками, как в интеллектуальном, так и в личностном развитии. В подростковом и раннем юношеском возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна со взрослыми, другая - со сверстниками. Взаимоотношения со сверстниками, в свою очередь, разделяются на товарищеские и дружеские, отношения с взрослыми - на личные и деловые. Общение становится самостоятельным видом деятельности, причем большая часть времени, затрачиваемого на него, приходится на общение со сверстниками. Это равнопартнерские отношения и управляются нормами равноправия. В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. В раннем юношеском возрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает еще более глубокое чувство-любовь. Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками в детстве связанны с будущим психологическим благополучием человека. Большие изменения претерпевают отношения детей с взрослыми: если в подростковом возрасте это неравноправные, часто конфликтные отношения, то в ранней юности они становятся более ровными. В эти годы большинство юношей и девушек проникаются сознанием того, что взрослые желают им добра; с большим доверием и открытостью относятся к ним. В подростковом и раннем юношеском возрасте происходит становление теоретического интеллекта [14. С.367], завершается формирование когнитивных процессов и, прежде всего, мышления. В эти годы мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Наряду с этим идет активный процесс формирования научных понятий, содержащих в себе основы научного мировоззрения человека в рамках наук, изучаемых в школе. Приобретают окончательные формы умственные действия с понятиями, опирающиеся на логику рассуждений и отличающие словесно-логическое, абстрактное мышление от таких видов мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное. В это же время должно происходить развитие практического мышления, главные качества которого: предприимчивость, экономичность, расчетливость, умение быстро и эффективно решать возникающие практические задачи. Подростковый и ранний юношеский возраст может считаться сензитивным для формирования профессионального ориентированных знаний, умений и навыков [14, С.371-372]. Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся вне семьи. Исследования, проведенные во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути. Отрыв ребенка от семьи, его жизнь в закрытом детском доме имеют серьезные негативные последствия для развития его психики и личности. У детей растущих вне семьи, есть существенные отклонения и задержки в психическом развитии. Этих детей отличает отсутствие инициативы, эмоциональное безразличие, неразвитость сознания и внутреннего плана действия, недоразвитие волевой и мотивационной сферы. Также обнаруживается уплощение эмоций, пассивность во многих видах деятельности. У детей, воспитывающихся вне семьи, могут отсутствовать мотивы и представления, связанные с будущим и прошлым. Более всего они живут в настоящем, что сказывается на низкой учебной мотивации, интересе к познанию, саморазвитию, стремлении к самостоятельности, ответственности за свои поступки, умении самостоятельно организовывать свою деятельность. Сферу общения с взрослыми детей, воспитывающихся вне семьи, характеризует особая напряженность потребности в этом общении. На фоне ярко выраженного стремления к общению с взрослыми и одновременно повышенной зависимости от них, особенно обращает на себя внимание агрессивность воспитанников в отношении взрослых, что свидетельствует о несформированности у этих детей соответствующей дистанции в общении [10. С.80]. В работе А. М. Прихожан и Н.Н. Толстых [18] исследованы основные особенности развития детей живущих и обучающихся в закрытых детских учреждениях. В составленной ими таблице [18 С. 152] сравниваются различные стороны психики, личности и поведения учащихся школ интернатов и школьников, растущих в семьях.
Ученые, исследовавшие психическое развитие воспитанников закрытых детских учреждений, также отмечают, что
Вопросом взаимосвязи общения психического развития в целом у детей, воспитывающихся вне семьи, в современной психологии много занимались: М.И. Лисина, И.А. Залысина, Е.О. Смирнова, Т. М. Земленухина, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.[ 12] Ограниченный круг общения, бедный жизненный опыт, некоторая однобокость в развитии, "заорганизованности" детей не способствуют развитию творческого воображения, самостоятельности суждений. Особая психологическая проблема-отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, освободится от других (проблема формирования самосознания). Ограниченное, преимущественно групповое общение детей с взрослыми не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в определенный момент времени, контроль со стороны взрослых-все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение и деятельность и формирует привычку к "пошаговому" выполнению чужих указаний [18] Исследование особенностей психического развития воспитанников детского дома традиционно основываются на идее психической депривации, являющейся следствием отрыва ребенка от матери. [10 С.4] Психическая депривация - психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, в которых субъекту не представляется возможность для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течении достаточного длительного времени. Депривационная ситуация у ребенка - особые условия жизнедеятельности ребенка, проявляющиеся в невозможности или затруднении удовлетворения его основных психосоциальных потребностей. Наиболее часто психическая депривация у детей возникает:
- задержку и искажение интеллектуального развития;
В классической картине депривационного ребенка из детского дома, где наблюдается комплекс различных депривационных воздействий, отмечают большинство из приведенных характерных симптомов, приводящих часто к задержке и искажению интеллектуального развития, т.е. ЗПР. Дети с задержкой психического развития Для краткого определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используют термин "задержка психического развития" (ЗПР). Предполагается, что у детей имелась потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована и это, привело к появлению проблем в учебе, поведении, здоровье. [7. С.56] Диапазон определений ЗПР достаточно широк - от "специфической неспособности к обучению", "медленной обучаемости" до "пограничной дебильности". В основе различных вариантов ЗПР могут лежать разные причины: - повреждения и функциональная незрелость нервной системы - педагогическая запущенность Согласно М.С. Певзнер, ЗПР - состояние, в основе которого лежат психофизический и психический инфантилизм. Интеллектуальная недостаточность детей с не осложненным психическим инфантилизмом определяется отставанием в созревании компонентов формирующейся личности. Особенности их проявляются в преобладании конкретно-действенного и наглядно образного мышления над абстрактно-логическим, им свойственны недостаточная направленность психической деятельности, нарушения активного внимания, слабость логической памяти [20,С.6-7] М.С. Певзнер выделяет и осложненные формы инфантилизма, обусловленные сочетанием замедленного созревания лобных отделов коры головного мозга с минимальным повреждением различных его структур. Во всех работах М.С. Певзнер рассматривает ЗПР как особую форму аномального развития с присущим ей своеобразием. Анализ совокупности накопленных клинико-физиологических и психолого-педагогических данных позволяет сделать вывод о том, что дети с клиническими проявлениями ЗПР могут быть дифференцированы на две большие группы (Л.И. Переселени; Е.М. Мостюкова; Л.Ф. Чупров 1989-1990 г.г.). Первая группа состоит из детей, у которых ведущим фактором в структуре дефекта являются нарушения произвольной регуляции деятельности (эмоционально-волевой сферы и внимания), а нарушения мышления и речи вторичны и зависят от степени выраженности эмоционально-волевых расстройств. Клинически это группа состоит из детей с не осложненным и осложненным психофизическим инфантилизмом (М.С. Певзнер). Характеристика этих детей. Особенности поведения: живость, наивность, неустойчивость эмоциональных реакций, импульсивность, отсутствие глубины переживания, неспособность к волевому напряжению, слабость самоконтроля. Игровые интересы преобладают над учебными. Эмоционально-волевая недостаточность. Несформированность произвольного и непроизвольного внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная устойчивость и плохое распределение внимания, трудности переключения на новый вид деятельности). Повышенная возбудимость, агрессивность и раздражительность. В целом, отмечается несформированность регуляции деятельности, что сопровождается снижением запаса знаний, представлений. [20,С.9] Вторая группа - дети, у которых имеются негрубые первичные интеллектуальные нарушения, сочетающиеся с различными нарушениями регуляции деятельности, эмоционально-волевыми расстройствами. Основу этой группы составляют дети с ЗПР церебрально-органического генеза. Характеристика этих детей: На первом плане интеллектуальная недостаточность: существенное снижение показателей словесно-логического мышления по сравнению с нормой и, соответственно, недостаточный объем знаний и представлений. В эмоционально волевой сфере часто отмечается некоторая инертность в сочетании со слабостью побуждений, вялость, пассивностью. |
Образовательная программа для специальных (коррекционных) классов VII вида ... | Методическая разработка урока. Предмет: обж класс: 11 Учебник: Основы... ... | ||
Программа по физической культуре для специальных (коррекционных) классов VII вида (5 9 кл.) Система физического воспитания в специальной (коррекционной) школе VII вида объединяет классно-урочные, внеклассные формы занятий... | Программа адресована ученикам специальных (коррекционных) образовательных... Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник М.: Гуманит. Изд центр владос, 2000 | ||
Отчет о проделанной работе за 2006/2007 у г ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В специальных (коррекционных) классах (скк) VII вида обучаются дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В специальных (коррекционных) классах (скк) VII вида обучаются дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин... | Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное... «Швейное дело, 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:... | ||
Утверждено приказом №154 от 15. 06. 2011г. Положение о порядке проведения... Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Методика изучения мер времени в классах С(К)о VIII вида Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основании:... Воронковой В. В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1, Гуманитарный... | Рабочая программа по профессионально трудовому обучению специального... «Швейное дело, 7 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:... | ||
Рабочая программа по обществознанию в 8, 9 классах учитель Настоящий курс Обществознания предназначен для учащихся, изучающих обществознание в специальных (коррекционных) школах VIII вида | Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству... Сы под ред. В. В. Воронковой Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. М."Просвещение", 2008г., базисного... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Ритмика»... Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В. М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII... | Учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида => География Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных... |