Скачать 84.03 Kb.
|
Семинар – практикум на тему: «Развитие познавательных процессов» МАДОУ ЦРР д/с №3 «Ромашка» Педагог-психолог: Ермакова Л.А. 06 сентября 2012 г. Доклад В настоящее время, в ДОУ отмечается большое число неблагополучных в психофизическом развитии детей, т.е. детей с различными отклонениями в развитии: интеллектуальном, эмоциональном, моторно–двигательном, речевом, социально-психическом, сенсорном и др. Вы знаете, что ребёнок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определённого уровня умственного и эмоционально – волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний и представлений об окружающем, сформированности элементарных понятий. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира; уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к ученью, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важными являются навыки речевого общения, а также развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации. Целью занятия является развитие познавательных процессов дошкольников. Доказано, что психические процессы играют большую роль при обучении разным предметам в школе. Задачей психолога является развитие этих самых процессов, другими словами «профилактика» отставания в учении будущих школьников. Мною проводятся коррекционные и развивающие занятия с детьми, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Я также веду кружок «Фантазёры», целью которого является развитие воображения у дошкольников. Из всех психических процессов воображение наиболее тесным образом связано с развитием эмоционально – волевой и мотивационной сферы личности. Результатом этой работы является положительная динамика в развитии детей нашего сада. На выставочном столе представлены некоторые игры, которые я использую на занятиях. Многие игры вам уже знакомы. Представлены также давно забытые игры в новом варианте. Участникам предлагается принять участие в играх, развивающих познавательные процессы. «Секретное письмо» Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть ребенок попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание писать ребенку. «Серсо» Ход игры: Поймать крышку на ниточке в бутылочную воронку правой левой рукой за 1мин. Какая рука поймает больше крышек? Поймать поочерёдно все крышки, удерживая пойманные. Ход игры: Поймать одновременно 2 или несколько крышек в воронку. Ловить воронкой крышки, бросаемые другим человеком с расстояния. «Наблюдатель» Сядьте с ребенком перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое ("прозрачное, похожее на маленький домик") вы видите. Можно играть и так: "Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате". «Селектор» (развитие концентрации, устойчивости внимания) Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг. «Запутанные руки» (развитие устойчивости внимания) Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры. «Летела корова» Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова? Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - "т", следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка. «Слушай звуки» Развивать активное внимание. Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет на фортепьяно клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу «плакучей ивы», когда верхнего – в позу «тополя». Затем начинают игру – дети идут по кругу. Звучит низкий звук – дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук). Конспект занятия на тему: «Зоопарк» МАДОУ ЦРР д/с №3 «Ромашка» Педагог-психолог: Ермакова Л.А. 06 сентября 2012 г. Пояснительная записка Как показывает практика, в последние годы увеличилось (до 85%) число детей, приходящих в первый класс общеобразовательной школы, когнитивно и личностно неготовых к школьному обучению, в связи с чем, они с самого начала испытывают различные трудности, приводящие их порой к стойкому отставанию в учении и к академической неуспеваемости. Ребёнок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определённого уровня умственного и эмоционально – волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний и представлений об окружающем, сформированности элементарных понятий. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира; уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к ученью, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важными являются навыки речевого общения, а также развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации. Целью занятия является развитие познавательных процессов дошкольников. Доказано, что психические процессы играют большую роль при обучении разным предметам в школе. Задачей психолога является развитие этих самых процессов, другими словами «профилактика» отставания в учении будущих учеников. Тема: «Зоопарк» Возраст детей: 6-7 л. Продолжительность занятия: 30-35 мин. Цель: Развитие познавательных процессов дошкольников. Задачи:
План занятия: Вводная часть Задание «Волшебные облака» Цель: Учить представлять предметы на основе восприятия слабо оформленных символов – стимулов. Задание «Найди ключи» Цель: Развитие тактильной чувствительности, снятие напряжения. Основная часть Задание «Зашумленные картинки» Цель: Развитие слухового внимания. Задание «Поймай слепня» Цель: Развитие объёма и концентрации внимания. Задание «Серсо» Цель: Развитие внимания, глазомера, умения регулировать движения. Воспитание терпения, самоконтроля. Задание «Разрезные картинки» Цель: Развитие восприятия, пространственных представлений. Задание «Запутанные руки» Цель: Развитие устойчивости внимания. Итог занятия Конспект занятия Вводная часть -Дети, сегодня я вам предлагаю отправиться на необычную экскурсию. Я назову несколько слов, а вы по ним догадайтесь, куда мы отправимся: звери, птицы, рыбы, билеты, клетки, мороженное, деревья. (Зоопарк) -Правильно, зоопарк. Зоопарк находится далеко от нас и нам необходим будет транспорт. А помогут нам в этом волшебные облака. Они быстро нас довезут до зоопарка, но при условии, что мы отгадаем, на что же они похожи. Каждый из вас выберет себе по облаку и скажет на что оно похоже, а другие ребята могут помогать или дополнять. Дети выбирают «облака» и называют, на что они похожи. -Что помогает лететь облакам? (ветер) Как шумит ветер? (Ш-Ш-Ш) Дети под музыку передвигаются по залу, имитируя полёт облаков. -Посмотрите, вот и зоопарк. Это необычный зоопарк, вместо билетов нам с вами нужно найти по ключику. Но есть небольшое препятствие. Все ключи спрятаны в пруду, который зарос тиной, мы не можем их увидеть, но можем найти их на ощупь. Дети находят ключи в «пруду». Замки открываются. Дверь открывается под музыку. Основная часть -Вот мы и в зоопарке. Сколько здесь много животных. Они все перемешались. Давайте попытаемся отгадать, кто же спрятался на картинке. Дети находят на зашумленных картинках животных и называют их (жираф, крокодил, медведь, обезьяна, слон). Затем все животные появляются по одному на экране. - Дети, что есть у каждого животного (голова, шерсть, лапы, хвост). А зачем хвост, например, лисе? (заметать следы) А корове? (отмахиваться от мух, комаров, слепней) - Сегодня так много слепней, они очень мешают животным, давайте поможем им. Поймаем их в банку. Дети садятся за столы, ищут и обводят «слепней» среди остальных фигур. -Что-то я проголодалась, а вы? На экране появляется белка, грызущая орехи (видео) - Ребята, кто это? (белка) Что делает белка? (грызёт орехи) Белка так добра, она угощает нас орехами. Поймайте орехи, которые она вам кидает с дерева. Каждому ребёнку раздаётся «лукошко» и он выполняет задание «Серсо» (ловит «орехи») -Дети, понравилось вам в зоопарке? День подходит к концу, все животные хотят спать, посмотрите как они зевают. (видео) Нам с вами пора возвращаться обратно в детский сад. Все наши облака уже улетели. Но нам предложило свою помощь одно насекомое. А какое именно вы догадаетесь сами, если сложите картинку. Дети складывают разрезную картинку. - Правильно это многоножка и мы отправимся на ней домой. Дети садятся на стулья полукругом и кладут ладони на колени: правую ладонь на правое колено, а левую ладонь на левое колено. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. Итог занятия Дети, где мы с вами сегодня побывали? Кого мы с вами видели в зоопарке? Чем нас накормила белка? Что вам понравилось? |