Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 106.6 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.03.2014
Размер106.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Метод учебных проектов как оптимальное условие формирования саморазвивающейся личности
Прокофьева Маргарита

Борисовна, учитель

русского языка

и литературы

МОУ «Лицей №2»

Г. Михайловска

Посвятив свою жизнь педагогической деятельности, я неотступно следую принципу: образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.

Поэтому целью моей работы в школе является создание условий для формирования человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации. Поэтому в течение трех лет я работала над темой «Метод учебных проектов как оптимальное условие формирования саморазвивающейся личности».

В современных условиях перехода от знаниевой парадигмы к компетентностной, смены ценностных ориентаций  осуществлению этой цели способствует реализация мною предметного преподавания, начиная с первого класса, по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, целью которой является обеспечение условий для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя).

Принципиальное отличие развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова от традиционной школы в том, что для формирования ребенка как субъекта учебной деятельности, способного самостоятельно находить и критически оценивать способы решения возникающих перед ним задач, нужно начинать обучение “не с усвоения способов решения частных задач, а с овладения общими способами решения задач определенного класса”. Овладеть этим способом ученик сможет, лишь осознав его объективные основания, которые составляют содержание научного (теоретического) понятия о данном предмете. Этим определяется новое содержание учебных предметов в системе развивающего обучения: вместо готовых сведений о научных основах предмета - система научных понятий. А логика выстраивания материала такова, что она дает возможность для поисково-исследовательской деятельности учащихся, которая обеспечивается и особым методом развивающего обучения - решением учебных задач. Именно этот метод дает возможность цель, поставленную на уроке учителем, сделать целью самих детей. Принимая цель урока как свою личную, ребенок активно включается в коллективный учебный диалог, в учебное общение, в процессе которого выстраиваются и проверяются гипотезы, определяется ход поиска, открывается новый способ, новое понятие.

В основе методики преподавания по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова лежат деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Поэтому по этой системе легко реализовался на уроках метод учебных проектов - одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики, позволяющий формировать компетенцию разрешения проблемы, информационную и коммуникативную. Этот метод  организует обучение через желание, активизирует обучение учащихся, стимулирует их природную любознательность, мотивирует интерес к самостоятельному приобретению знаний.
Использование метода учебных проектов наглядно показало, что у учащихся развивается активное самостоятельное мышление, его творческие, интеллектуальные, коммуникативные умения: работать с текстом (чтение текстов, выделение главной мысли, вести поиск информации, анализировать ее, делать обобщения, выводы). Содержание текстов служит стимулом последующих высказываний учащихся, мысли - поводом к общению. Учащиеся учатся вести беседу, дискуссию, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументацией, используя имеющиеся необходимые знания в любой ситуации, активно, самостоятельно, критически мыслить.

При использовании в обучении метода проектов в корне меняются отношения учитель – ученик:

-      ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

-      ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

-      ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

-      ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

-      ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

-      ученик субъект обучения – учитель партнер;

-      ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Что же такое учебный проект?

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

Мои учащиеся, работая над учебным проектом, получают возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Данного мнения придерживается автор книги "Метод учебного проекта в образовательном учреждении" Н. Ю. Пахомова.

Мне учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся, но и как задание, сформулированное в виде проблемы, и их направленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно осуществление проектной работы.

Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем, что было сделано во время самостоятельной проектной работы.

Таким образом, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта можно представить в виде схемы:

Проблема проекта

“Почему?”

Актуальность проблемы – мотивация

Цель проекта

“Зачем?” (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

“Что?” (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

“Как?” (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат

“Что получится?” (как решение проблемы)

Ожидаемый результат


Поскольку реализация проектов происходит в рамках действующих программ, то я выбираю в учебном году одну из значимых тем курса, на изучение которой может быть выделено достаточное количество учебных часов. Тема проекта должна быть довольно тесно связана с программой, но может строиться и на основе какого-то ее аспекта. Задумывая проект, я мысленно представляю себе проблему, вытекающие из нее задачи, возможные пути их решения, конкретные результаты. Желательно, чтобы название проекта было броским и кратким, так оно будет привлекательнее выглядеть и пробуждать интерес учащихся.

Таким образом, содержание проекта – это материал учебной темы, оформленный как проблемно-поисковая задача, решение которой должно быть представлено в виде материального и/или идеального продукта и обладает личностно и\или социально значимым смыслом для его участников.

На начальном этапе подготовки к изучению темы на основе метода проектов для успешной организации исследовательской деятельности учащихся я тщательно продумываю основополагающий вопрос и проблемные вопросы проекта. Именно от качества основополагающего вопроса и формулировок проблемных вопросов зависит то, с какой мотивацией будут выполнять ученики самостоятельное исследование: в соответствии с внутренней потребностью или под внешним воздействием, требующим от них исполнительской дисциплины, высокого уровня выполненной работы для положительной оценки, или их заставляет действовать страх перед учителем, одноклассниками, родителями.

Главное назначение основополагающего вопроса в том, чтобы нацелить учеников на более высокий уровень мышления, то есть, чтобы

  • побуждать школьников к сравнению фактов, к определению
    самостоятельных оценок событий, объяснению явлений,
    интерпретированию сведений и т.п.;

  • связать изучение одной темы с другими дисциплинами и темами;

  • обсуждать вопросы, которые ученики будут вынуждены задавать
    учителю.

Основополагающий вопрос проекта должен соответствовать следующим требованиям:

  • не иметь единственного и очевидного «правильного» ответа;

  • вызывать интерес у учеников;

  • предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому
    материалу;

  • иметь широкий диапазон, обеспечивающий возможную взаимосвязь между различными областями знаний и объектами изучения.

Существует определенное сходство между основополагающим вопросом и проблемным. Не совпадают они в основном в психологической функции, которой проблемный вопрос обычно не имеет. Проблемный вопрос, как правило, отражает наличие противоречия в кругу изучаемых явлений науки, иногда может предопределить направление для поиска ответа, но не стимулирует учащихся, у которых нет устойчивой мотивации к предмету.

В отличие от основополагающего вопроса, проблемные вопросы:

  • привязаны к конкретной учебной теме или объекту изучения;

  • поддерживают и обеспечивают ответ на основополагающий вопрос.

Проблемные вопросы являются более узкими по отношению к основополагающему вопросу, а поиск ответов на них соответствует основным направлениям исследовательской деятельности учащихся, результаты работы над которыми в совокупности дадут ответ на основополагающий вопрос. Чаще всего проблемные вопросы стимулируют воображение учеников и связывают предмет изучения с их собственными идеями и опытом, заставляют учащихся исследовать множество различных вариантов, толкают на детальное обсуждение и исследование, готовят почву для дальнейшего поиска истины.

Для формулирования основополагающего и проблемных вопросов, целей и задач проекта мне помогают следующие слова:

восстановить

вспомнить

вставить

выбрать

выразить

выявить

выяснить

доказать

добавить

записать

записать на пленку

защитить

измерить

изобрести

изучить

иллюстрировать

интервьюировать

интерпретировать

исследовать

классифицировать

контролировать

критиковать

наблюдать

найти методом мозгового штурма

написать

нарисовать

описать

подготовить

подтвердить

построить гипотезу

построить

предложить


предположить

предсказать

представить в виде таблицы

представить в виде схемы

применить

проанализировать

проверить

провести

провести опыт

продемонстрировать

проиллюстрировать

проследить

протестировать

противопоставить

прочитать

разработать

расположить

сделать обзор

сделать поиск

собрать

соединить

создать карту

сообщить

соотносить

составить график

составить краткое описание

составить план

составить спецификацию

составить список

сформулировать

установить

устранить



Неотъемлемой частью проектно-исследовательской работы является текстовый документ, включающий в себя следующие пункты:

  1. Тема проекта

  2. Основополагающий вопрос

  3. Проблемный вопрос

  4. Гипотеза

  5. Цель и задачи проекта

  6. Методы исследования

  7. Этапы работы

  8. Распределение обязанностей в группе

  9. Описание деятельности

  10. Результаты исследования

  11. Источники информации

Форма предъявления выполненного задания может быть различной: альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, видео-, диа- или слайд-фильм, комментарий к тексту художественного произведения, публикация, буклет, презентация, веб-сайт, выполненные на компьютере. Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.

Таким образом, метод проектов является для педагогов хорошей возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методических решений, а учащиеся в процессе реализации проектной деятельности легко овладевают знаниями, умениями и навыками и развивают личностные качества, необходимые для жизни.

Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск