Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях





НазваниеМетодические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях
страница1/48
Дата публикации20.01.2015
Размер5.44 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации

по организации учебного процесса

в образовательных учреждениях

Ставропольского края

в 2012-2013 учебном году

Ставрополь

2012
Содержание


Введение ………………………………………………………………………………

3

Русский язык …………………………………………………………………………

12

Литература ……………………………………………………………………………...

36

Математика …………………………………………………………………………......

60

Информатика …………………………………………………………………………...

77

История и обществознание ……………………………………………………………

102

Физика …………………………………………………………………………………..

124

Химия …………………………………………………………………………………...

135

Биология ………………………………………………………………………………..

143

География ………………………………………………………………………………

154

Иностранный язык ……………………………………………………………………..

167

Мировая художественная культура …………………………………………………..

182

Изобразительное искусство …………………………………………………………

187

Технология ……………………………………………………………………………..

199

Физическая культура …………………………………………………………………..

221

Начальное образование ………………………………………………………………..

238

Основы религиозных культур и светской этики ……………………………………..

255


Введение
В общеобразовательных учреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196 «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 года, № 919, от 01 февраля 2005 года, № 49, от 30 декабря 2005 года, № 854, от 20 июля 2007 года № 459, от 18 августа 2008 года, № 617, от 10 марта 2009 года, № 216);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 03 июня 2008 года № 164; от 31 августа 2009 года № 320; от 19 октября 2009 года № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643; от 24 января 2012 года № 39; от 31 января 2012 года № 69 (для 3-11 классов);

- Приказ министерства образования Ставропольского края от 07 июня 2012 г. № 537-пр «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ставропольского края»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)(для 1-2 классов);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

- Информационно-методическое письмо Департамента общего образования от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Материалы по организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования»

Учебно-материальное обеспечение образовательного процесса регламентируется следующими документами:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277

«Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября

2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год».

Профильное обучение на старшей ступени общего образования регламентируется документами:

- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года № 2783;

- Письмо Министерства образования РФ от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

- Письмо Министерства образования РФ от 20 апреля 2004 года № 14-51 -102/13 «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 марта 2010 г. № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения».

Приложение 1.

Рекомендации по составлению рабочих программ по предмету.
Рабочие программы по учебным предметам являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом школы для обязательного изучения), факультативных и групповых занятий учащихся, дополнительного образования и на уровне индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам относятся к компетенции образовательного учреждения и реализуются им самостоятельно.

Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:

- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

- авторских программ;

- материалов авторского учебно-методического комплекта.

Утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) осуществляется коллегиальным органом управления общеобразовательным учреждением.

Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно - тематического планирования учебного курса. В случае если в примерной программе или в авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты.

Структура рабочей программы аналогична структуре примерной учебной программы. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания обучения (перечень разделов и тем, краткое содержание тем), требований к подготовке по предмету (в соответствии с примерными учебными программами), планируемых результатов образования, способов и форм оценки достижения этих результатов, форм занятий, приемов и методов преподавания, видов деятельности учащихся, перечня учебно-методического обеспечения образовательного процесса, списка используемой учебно-методической литературы.

На титульном листе указывается:

полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом;

где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа; наименование учебного предмета (курса);

указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;

срок реализации данной программы;

указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа;

ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу.

В пояснительной записке содержатся

- цели и задачи изучения предмета (курса),

- характеристика учебной дисциплины, ее место в образовательной программе ОУ,

- концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и контингента учащихся,

- отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой,

- сроки реализации рабочей учебной программы,

- формы и методы, технологии обучения,

- используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе,

- обоснование выбора учебно-методического комплекса для реализации рабочей учебной программы.

Особое внимание необходимо уделить деятельности учащихся на уроке. Рабочую программу разрабатывает учитель или группа учителей, специалистов по данному предмету.

Рабочая программа сначала рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, и ставится гриф согласования на последнем листе:


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей________________

от____________№________,

подпись руководителя ОУ,

расшифровка подписи.
Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, который предполагают использовать, в федеральном перечне.

Ставится гриф согласования на последнем листе:

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

(подпись) Расшифровка подписи.

Дата.

После согласования рабочую программу утверждает педагогический совет, председатель педагогического совета ставит гриф утверждения на титульном листе.

Для рабочих программ, являющихся авторскими, необходимо провести дополнительно внутреннее и внешнее рецензирование.

Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении учителем соответствующего учебного предмета.

Внешняя рецензия осуществляется по заявке общеобразовательного учреждения на предметных кафедрах СКИРО ПК и ПРО.

Приложение 2.

Скороботова Т.В.,

доцент кафедры математических

и естественнонаучных дисциплин

СКИРО ПК и ПРО, к.п.н.
Определение учебной программы

Учебная программа - нормативный документ, в котором отражены цели, содержание, особенности оценки эффективности результатов процесса обучения.
Структурные элементы программы элективных курсов

Программа элективного курса должна содержать следующие обязательные разделы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка

3. Содержание курса

4. Тематический план

5. Учебно-методическая литература и литература для учителя.

6 Приложения.
Пояснительная записка программы
В пояснительной записке автор программы должен представить:

1. Актуальность программы, обоснование необходимости программы (доводы о важности изучаемого компонента, недостаточность изучения в базовом курсе, соответствие возрасту, связь с наукой).

2. Цели и задачи программы (развитие интереса, оказание помощи в выборе профессии), задачи должны отражать результат (например: создать проект, провести исследование, изучить закон или явление, представить доклад или презентацию).

3. Прогнозируемые результаты (указать какие личностные, предметные, метапредметные результаты предполагается получить при проведении элективного курса).

4. Обоснование отбора содержания (элементы программы должны быть взаимосвязаны, должно быть выделено главное содержание).

Средства реализации программы (методический комплекс, педагогические технологии, особенности изложения учебного материала, критерии оценки деятельности учащихся)

5.Указание внутрипредметных и межпредметных связей.

6.Сведения об учащихся, на которых рассчитана программа.

7.Характеристику временных и материальных ресурсов (программа предусматривает типовое оборудование, нуждается в дополнительной базе)

8.Технические указания к тексту программы

9.Сведения об апробации программы.
Содержательная часть

  • Последовательный перечень тем с их кратким содержанием, указанием времени,

необходимого на их изучение.

  • Список демонстраций, практических и лабораторных работ, экскурсий.

Методическая часть.

1. Методические рекомендации.

2. Требования к уровню оценки результатов изучения элективного курса.

3. Развитие компетентностей учащихся.

4. Технологии обучения и методика по каждой теме.

5. Критерии эффективности реализации программы

б. Формы и методы контроля.

7. Список литературы, рекомендованный для учителя и ученика.

Приложение

1 .Тематическое планирование.

2. Дидактический материал.

Экспертиза программы.

Оценка программы может быть проведена на методическом совете ОУ.

Экспертиза - в СКИРО ПК и ПРО.

Критерии оценки программы элективного курса.

При представлении программы элективного курса на рецензию в СКИРО ПК и ПРО оценка проводится по следующим критериям:

1. Актуальность содержания программы.

2. Мотивационный потенциал.

3. Диагностика и процессуальность целеполагания.

4. Соответствие содержания поставленным целям.

5. Логическая стройность содержания.

6. Инвариантность содержания (содержание одно, а способы реализации могут быть разными).
Приложение 3.

Требования к оформлению программы элективного курса
Черноусенко Т. И.,

доцент кафедры математических

и естественнонаучных дисциплин

СКИРО ПК и ПРО, к.п.н.
Структура программы:

1. Название программы.

2. Пояснительная записка.

3. Тематическое планирование.

4. Учебно-тематическое планирование.

5. Список литературы.


Компоненты программы




Название программы

Название программы задается в соответствии с ее содержанием. Подзаголовок программы указывает, к какому виду элективных курсов относится данная программа по содержанию.

Пояснительная записка:




Цель (-и)

Под целью курса следует понимать прогнозируемые результаты обучения, сформулированные в обобщенной форме с использованием терминов, принятых в дидактике и одинаково понимаемых всеми участниками образовательного процесса. Цель программы должна отражать запросы учащихся, родителей и местных сообществ, связанных с «результативными» эффектами от изучения данного курса. Цель курса не может отражать запросы, предъявленные к условиям оказания образовательных услуг. Цель курса показывает, что должен сделать педагог, работающий по программе. При определении цели программы должны быть использованы ответственные формулировки (например, «научить», «сформировать», «передать технологию» и т.п.); безответственные формулировки (например, «способствовать», «создать условия для...») недопустимы. Формулировка цели не должна включать указание на средства ее достижения.

Исходя из специфики содержания и краткосрочности элективных курсов, программа элективного курса, как правило, подчинена одной цели.

Планируемые результаты программы

Планируемые результаты обучения должны конкретизировать цели курса. Они должны состоять из одной или нескольких легко вычленяемых и автономно проверяемых единиц содержания. Достаточной считается детализация планируемых образовательных результатов, при которой каждый результат отличается от остальных и существует возможность зафиксировать факт достижения каждого планируемого результата посредством педагогического измерения.

Планируемый образовательный результат включается в программу только в том случае, если его достижение может быть проверено средствами педагогической диагностики.

Формулировка планируемого образовательного результата должна описывать результат деятельности, а не процесс; четко указывать на каждый элемент содержания, включенный в результат; позволять однозначно представлять деятельность/ситуацию, которая задается для проверки достижения учащимися указанного результата.

Формулировки образовательного результата не могут содержать фраз, имеющих двоякое толкование и\или требующих детализации или конкретизации. Формулировки результатов должны быть написаны языком, доступным для понимания учащихся и их родителей.

Планируемый знаниевый образовательный результат должен содержать описание единицы содержания и общеучебного умения, т.е. того, какие операции учащийся будет выполнять с освоенной единицей содержания (например, воспроизводить, демонстрировать понимание, применять, анализировать, обобщать, оценивать), чтобы показать, на каком уровне будет освоено данное содержание.

Планируемый компетентностный образовательный результат следует определять с помощью описания конкретной деятельности (операции), которую совершает учащийся, демонстрируя тот или иной уровень сформированности одной из ключевых компетентностей в том или ином аспекте.

Совокупность всех планируемых образовательных результатов должна автоматически обеспечивать достижение цели курса.

Образовательные результаты, избыточные для достижения цели курса, не могут быть запланированы в программе.

Описание способа (-ов) оценки планируемых результатов

Пояснительная записка должна задавать предполагаемые формы контроля и критерии оценки планируемых образовательных результатов. Должно быть приведено краткое обоснование их адекватности запланированным результатам. Здесь же должно быть приведено принципиальное описание инструмента проверки.

Описание оснований для отбора содержания образования

В этой части пояснительной записки должно содержаться обоснование того, что включенные в содержание программы элективного курса информация и способы деятельности обеспечат достижение планируемых результатов обучения. Также необходимо охарактеризовать содержание, обеспечивающее достижение промежуточных результатов, так как качество промежуточных результатов определяет и уровень освоения итоговых.

Характеристика элективного курса в контексте самоопределения старшеклассника (с указанием на то, какой опыт получит учащийся, о чем он сможет сделать выводы, касающиеся его будущей образовательной траектории),




Описание принципиальных способов (техник, методов, технологии и т.п.) получения заявленных образовательных результатов, способов организации освоения элективного курса учащимися




Характеристика ресурсов, необходимых для реализации курса.

Следует указать необходимые для реализации программы ресурсы:

- привести перечень дидактических материалов (учебники, задачники, справочники и пр. на том или ином носителе), необходимых и достаточных для достижения планируемых результатов обучения;

- привести перечень материальных ресурсов (оборудование, приборы, материалы, возможность выхода в глобальную сеть и т.д.), необходимых и достаточных для достижения планируемых результатов обучения;

- описать организационные ресурсы (определенные требования к расписанию, графику работы и т.п.), необходимые и достаточные для достижения планируемых результатов обучения.




Тематическое планирование

Тематическое планирование включает в себя название тем и содержание обучения по каждой теме. Программа элективного курса может представлять собой одну тему, тогда тематическое деление содержания обучения не проводится.




Содержание обучения

Содержание обучения представляет собой совокупность информации (единиц содержания), подлежащей освоению, и видов деятельности учащегося, позволяющих достичь как промежуточных, так и конечных результатов.

Если содержание обучения включает в себя многосоставную с точки зрения умений деятельность учащихся в реальных или модельных условиях, то внутри каждой темы выделяется подзаголовок «Практическая деятельность учащихся», где описывается такая деятельность.

При планировании содержания обучения в рамках темы следует выделять то содержание, которое будет отнесено на самостоятельную работу учащихся (если таковая предполагается в процессе освоения программы), в том числе с использованием ИКТ.

Виды самостоятельной работы учащихся регламентируются; указывается, обеспечивается ли на каком-либо этапе работы сопровождение деятельности учащегося работой консультанта и/или тьютора.




Учебно-тематическое планирование

Планирование учебного времени должно давать представление о количестве часов, в том числе аудиторной работы, консультаций, самостоятельной работы. Учебно-тематическое планирование оформляется в виде таблицы.

К аудиторным часам относятся часы, отведенные на занятия всей группы, осваивающей программу, с преподавателем в классной аудитории. К внеаудиторным - часы, отведенные на самостоятельную работу в школьной медиатеке, практикумы в различных организациях, экскурсионные формы работы, консультации преподавателя (обратная связь по результатам самостоятельной работы).

Все виды и формы работы, включенные во внеаудиторную работу по реализации программы, должны найти свое отражение в соответствующем разделе пояснительной записки.

Сумма аудиторных и внеаудиторных часов должна давать итоговое количество часов по теме. Часы, выделяемые на практическую деятельность, указываются в одной колонке, независимо от того, где и каким образом эта практическая деятельность организована.




Литература

Включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для учащихся., в том числе интернет-ресурсы





Русский язык
Романюк Т.И., доцент кафедры

гуманитарных наук, к.п.н.

Ухтинская О. Н.,

старший преподаватель кафедры гуманитарных наук

В 2012-2013 учебном году преподавание русского языка в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края будет осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки РФ и Министерства образования Ставропольского края.

Особое внимание необходимо обратить на Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 492 «О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2011 - 2015 годы». Цель программы поддерживать, сохранять и распространять русский язык (в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом).

В рамках данной программы на территории Ставропольского края будет реализована программа «Функционирование русского языка как государственного языка РФ» в форме дистанционных курсов для различных категорий слушателей.

В УМК по русскому языку предусмотрены темы о роли русского языка как национального языка, как языка межнационального общения в современном обществе, об истории развития языка и др. в обязательном разделе «Язык и речь». Необходимо усилить внимание на консолидирующую роль русского языка в современной России в условиях многонационального плюрализма.
Основное общее образование

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2012-2013 учебный год предполагает реализацию примерной программы основного общего образования.

На основании п. 19 ст. 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации научной отраслевой программы «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования» и в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта разработаны примерные программы основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку.

Примерные программы основного и среднего (полного) общего образования федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку являются ориентиром для составления авторских учебных программ. При этом авторы учебных программ могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа, содействуя сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

В Стандарте закреплены новые методологические основы системы оценки достижения результатов образования – от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

Расширяя состав объектов оценки, Стандарт одновременно расширяет и спектр оценочных процедур, предусматривая использование как персонифицированных (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования в целом.

Тематическое планирование по предмету должно быть составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования на основе примерных программ или государственных программ.

Рабочие программы по учебным предметам являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом школы для обязательного изучения), факультативных и групповых занятий учащихся, дополнительного образования и на уровне индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам относятся к компетенции образовательного учреждения и реализуются им самостоятельно.

Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно - тематического планирования учебного курса. В случае если в примерной программе или в авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты.

Структура рабочей программы аналогична структуре примерной учебной программы: пояснительная записка, содержание обучения (перечень разделов и тем, краткое содержание тем), требования к подготовке по предмету (в соответствии с примерными учебными программами), планируемые результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, формы занятий (теоретические занятия, практические занятия), приемы и методы преподавания, виды деятельности учащихся, перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса, список используемой учебно-методической литературы.

Для рабочих программ, являющихся авторскими, необходимо провести дополнительно внутреннее и внешнее рецензирование.

Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высоко квалифицированным учителем соответствующего учебного предмета.

Внешняя рецензия осуществляется по заявке общеобразовательного учреждения на предметных кафедрах СКИРО ПК и ПРО.

Учитель записывает в школьном журнале тему урока так, как его название сформулировано в рабочей программе.

Русский язык является обязательным учебным предметом федерального компонента государственного стандарта общего образования. В рамках основного общего образования на изучение русского языка отводится:

V класс –210 часов;

VI класс –210 часов;

VII класс –140 часов;

VIII класс –105 часов;

IX класс – 70 часов за учебный год.
Учитывая необходимость постоянно выявлять степень усвоения программного материала, рекомендуем в каждом классе проводить в год следующее количество итоговых письменных контрольных работ:


Виды работ

Класс

V

VI

VII

VIII

IX

Диктанты

8

6

6

4

2

Изложения

2

2

2

2

2–3

Сочинения

2

2

2

2

2–3

Тестовый контроль

1–2

1–2

1–2

1–2

1–2


Согласно методическим рекомендациям по введению предпрофильной подготовки в девятых классах общеобразовательных учреждений на предпрофильную подготовку отводится два учебных часа в неделю.

Для обеспечения предпрофильной подготовки содержание базового курса русского языка необходимо дополнить элективными курсами, отражающими тенденции в развитии языкознания, актуализирующими проблемы коммуникации в современном мире, становление коммуникативной культуры личности. Элективные курсы могут быть проведены по рекомендованным Министерством образования и науки РФ учебно-методическим комплектам либо по авторским программам, разработанным учителями-словесниками и прошедшим соответствующую экспертизу.


  1. Пахнова, Т. М. Комплексный анализ текста. – М.: Дрофа, 2001.

  2. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Филология». – Владивосток, 2006.

  3. Программа элективных курсов. – Биробиджан: ОблИУУ, 2008.

  4. Мурашов, А. А. Культура русской речи / А. А. Мурашов, В. Ф. Русецкий. – М.: Просвещение, 2006.

  5. Горшков, А. И. Русская словесность. – М.: Просвещение, 2006.

  6. Воробьев, В. В. Русский язык в диалоге / В. В. Воробьев, Л. Г. Саяхова, Н. Ш. Улагалиева. – М.: НФПК, 2004.

  7. Касумова, М. Ю. Деловой русский язык. – М.: НФПК, 2004.


Среднее (полное) общее образование

Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений Ставропольского края реализует принципы построения федерального базисного учебного плана для X–IX классов, основанного на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Базовый курс обеспечивает потребности учащихся в изучении других предметов и получении высшего образования в областях, где не предъявляются высокие требования к владению лингвистическим аппаратом. Базовый курс сформирован как продолжение курса основной школы и имеет общеобразовательный характер со значительным вниманием к интеллектуальному и общекультурному развитию учащихся.

Примерная программа базового курса рассчитана 70 часов на два года обучения из расчёта 1 ч в неделю.

Изучение русского языка на этом уровне позволит учащимся по окончании курса справляться с заданиями ЕГЭ по русскому языку базового уровня, но недостаточно для выполнения заданий повышенного и высокого уровней сложности, необходимых для получения высоких баллов, достаточных для поступления в вуз.

Профильный курс ориентирован на продолжение учащимися образования в высшей школе по специальностям, требующим достаточно высокой лингвистической подготовки. Его содержание в целом расширено по сравнению с действующим обязательным минимумом.

Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т. к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Приступая к планированию своей деятельности в 2012-2013 учебном году в старших классах, учитель должен:

  • внимательно изучить нормативные документы, определяющие содержание курсов русского языка в классах разной профильной направленности;

  • сопоставить цели и требования к уровню подготовки выпускников классов разных профилей;

  • соответственно целям, требованиям к уровню подготовки учащихся изучить содержание соответствующей программы и подобрать оптимальный для каждого профиля учебно-методический комплект.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу "Основы безопасности...
Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации посвящаются наиболее актуальным вопросам...
Основные принципы организации образовательно-реабилитационного процесса инвалидов
Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях iconМетодические указания по выполнению контрольных работ должны содержать:...
Настоящее положение разработано на основе приложения к письму Минобразования России от 30. 12. 99 №16-52-290ин/16-13 «Рекомендации...
Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях iconМетодические указания по выполнению контрольных работ должны содержать:...
Настоящее положение разработано на основе приложения к письму Минобразования России от 30. 12. 99 №16-52-290ин/16-13 «Рекомендации...
Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся образовательных учреждений
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения детей и подростков качественным и безопасным питанием, соответствующим...
Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по организации сопровождения детей-инвалидов...
Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...
Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях iconМетодические указания по выполнению контрольных работ должны содержать:...
Настоящее положение разработано на основе приложения к письму Минобразования России от 30. 12. 99 №16-52-290ин/16-13 «Рекомендации...
Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях iconПоложением о модульной системе организации учебного процесса
Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18
Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по организации обучения специалистов в...
Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации
Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по организации обучения специалистов в...
Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации
Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях iconМихайло стельмах
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации для преподавателей Челябинск 2007
Методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям Челябинского юридического колледжа и его структурных подразделений...
Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в оу по...
...
Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях iconЗміст програмового матеріалу
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях iconРекомендации по организации учебного процесса и подготовке локальных...
Кудрявцев Л. В. — заместитель начальника Департамента кадрового обес­печения мвд россии, кандидат юридических наук


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск