Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса





Скачать 246.34 Kb.
НазваниеПоложение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса
страница1/2
Дата публикации19.07.2014
Размер246.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом № _____ от «___» _______20___г

директор МБОУ «Тогурская НОШ»




__________ О.А.Пшеничникова



ПОЛОЖЕНИЕ

об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида

со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса



  1. Общие положения.

    1. Настоящее Положение определяет порядок организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья МБОУ «Тогурская НОШ» во время учебного процесса.

    2. Организация процесса сопровождения ребенка-инвалида во время учебного процесса осуществляется в соответствии:

  • со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, вступает в силу с 1 сентября 2013 года);

  • с письмом Минобразования РФ от 03.04.2003 №27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»

  • с Постановлением Администрации Томской области от 11.12.2012 № 510а «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Право быть равным на 2012-2016 годы».




  1. Цели:

    1. Интеграция детей-инвалидов в общеобразовательную среду.

    2. Создание специальных условий для получения образования детьми-инвалидами (условий обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающих в себя, в том числе, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь).



  1. Критерии определения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья, нуждающихся в сопровождении в образовательных учреждениях во время учебного процесса.

    1. К детям-инвалидам со сложными ограничениями здоровья, нуждающимся в сопровождении во время учебного процесса относятся следующие категории детей:

3.1.1.Дети с дефицитарностью зрительного анализатора (слабовидящие, частично или парциально слепые) с интеллектуально-мнестической сферой в пределах возрастной нормы или с расстройствами психологического (психического) развития негрубой формы (F 80 - 83) и без расстройства поведения.

Острота зрения на лучший видящий глаз с коррекцией должна быть 0,3 и менее.

Кроме снижения остроты зрения слабовидящие дети могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций:

цвето и светоощущений

перифирического и бинокулярного зрения

H 52.0 - гиперметропия (дальнозоркость)

H 52.1 - миопия (близорукость)

H 52.2 – астигматизм

3.1.2.Дети с дефицитарностью слухового анализатора с III (средне-тяжелой) степенью тугоухости по аудиограмме с интеллектуально-мнестической сферой в пределах возрастной нормы или с расстройствами психологического (психического) развития негрубой формы (F 80 - 83) и без расстройства поведения.

Кроме средне-тяжелой степени тугоухости по аудиограмме дети могут иметь и другие болезни уха (H 91-95).

3.1.3. Дети с дефицитарностью опорно-двигательного аппарата (по типу детского церебрального паралича при негрубой степени выраженности нарушений движений и самостоятельном передвижении ребенка и при выраженной степени двигательных нарушений и несамостоятельности передвижения ребенка: пользующихся инвалидной коляской, костылями, тростью) с интеллектуально-мнестической сферой в пределах возрастной нормы или с расстройствами психологического (психического) негрубой формы (F 80 - 83) и без расстройства поведения.

Q 80-83 – ДЦП (детский церебральный паралич).

      1. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) F 84.12 (атипичный аутизм без умственной отсталости) и без расстройства поведения.




  1. Организация процесса сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательных учреждениях во время учебного процесса

Услуги ассистента (помощника) предоставляются детям-инвалидам со сложными ограничениями здоровья, являющихся обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений.

Решение об оказании услуг сопровождения принимает образовательное учреждение, в котором учится ребёнок, на основании следующих документов:

1) заявление родителей (законных представителей) ребенка-инвалида;

2) заключение медико-социальной экспертизы (МСЭ) об установлении инвалидности;

3) индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - ИПР);

4) заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями об организации сопровождения ребёнка-инвалида во время учебного процесса.

Руководитель образовательного учреждения (далее - ОУ) заключает Соглашение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья в образовательном учреждении во время учебного процесса с родителями (законными представителями); договор возмездного оказания услуг, с лицом, оказывающим услуги ассистента в ОУ. Содержание, объём, сроки, количество предоставляемых услуг технического сопровождения определяется на основании представленных родителями (законными представителями) вышеназванных документов, а также индивидуальным образовательным маршрутом ребенка-инвалида.

Предоставление услуг по организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательном учреждении во время учебного процесса определяется локальным актом, в котором определен круг обязанностей ассистента по сопровождению ребёнка-инвалида с учетом всех особенностей функционирования того или иного образовательного учреждения.

Образовательное учреждение по согласованию с родителями может самостоятельно определить потребность ребёнка со сложными ограничениями здоровья в организации сопровождения, но в этом случае необходимо дать обоснованные рекомендации для дополнения ИПР и соответствующего заключения ПМПК.

Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь – это качественно новая услуга образовательного учреждения. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности личности, т.е. безусловное принятие ребёнка, понимание основных принципов инклюзивного образования, хорошо развитые коммуникативные навыки и многое другое.

Образовательным учреждениям, организующим инклюзивную практику, следует помнить, что успешная деятельность ассистентов (помощников) зависит от многих факторов:

* психологическая готовность администрации и коллектива ОУ;

* понимание основных ценностей инклюзивной деятельности, согласия с ними;

* наличие специальных условий обучения и воспитания детей-инвалидов и необходимых специалистов психолого-педагогического, медико-социального сопровождения, или сотрудничество по договоренности со специалистами психолого - медико-педагогических, ресурсно - методических центров, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, укомплектованных специальными педагогическими кадрами.

Ассистентом может стать человек без специального образования, являющийся сотрудником школы, но имеющий опыт в общении с инвалидами; педагогический работник, работавший с детьми - инвалидами; медицинский работник или родственник, родитель (законный представитель) и др. Достаточно часто ассистентами (помощниками) работают родители (законные представители) детей-инвалидов, но нельзя забывать о риске, что родитель (законный представитель) может проявлять гиперопеку или наоборот, недостаточно помогать учителю или даже мешать ему.

В круг обязанностей ассистента (помощника) входит сопровождение ребёнка - инвалида с целью оказания технической и физической поддержки, помощи в перемещении внутри школьного здания, класса, в образовательном пространстве в целом; в формировании чувства уверенности, эмоционального, психологического комфорта; приватной помощи по уходу (например, помочь с личной гигиеной, питанием; помочь одеться и раздеться, поправить одежду); поговорить с педагогическим работником, вести учебные записи и готовить другие учебные материалы, приводить в порядок учебные принадлежности и рабочее место, общаться со сверстниками и другими людьми в ОУ (например, на переменах или в группе продлённого дня, на внеклассных занятиях и т.д.), участвовать во внеурочной деятельности и др.
4.1.Сопровождение детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата

Необходимо предусмотреть в здании образовательного учреждения, в которое пришел учиться ребенок-инвалид, пользующийся инвалидной коляской, костылями или медленно передвигающийся, чтобы ребенок чувствовал себя в школе наиболее комфортно?

1. Вход в школу

Вход в любую школу обычно начинается с лестницы, которая является серьезным или даже непреодолимым препятствием для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении инвалидную коляску, трости, костыли и другие приспособления. Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, необходимо установить пандус у входа в школу. Если архитектура здания не позволяет построить правильный пандус (например, узкая лестница), то можно сделать откидной пандус. Но тогда детям-инвалидам потребуется посторонняя помощь. Еще одна немаловажная деталь - двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Можно оборудовать вход звонком, чтобы предупредить охрану.

2. Внутреннее пространство школы

Вдоль коридоров желательно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по школе.

Ширина дверных проёмов должна быть не менее 80-85 см, иначе ребенок-инвалид на коляске через нее не пройдет.

Для того чтобы ребенок-инвалид на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся). Однако, далеко не во всех школах это возможно сделать. Поэтому, по возможности, можно переносить занятия для классов, где учится ребенок-инвалид на первый этаж. Хороший выход - установление на лестницах подъемников, лифтов.

Еще одним решением проблемы передвижения по лестницам ребенка-инвалида может быть организация работы сопровождающего (помощника), который будет помогать ребенку передвигаться на лестнице. Если в школе есть телефон, его надо расположить на доступной для ребёнка-инвалида высоте.

3. Школьная раздевалка

В раздевалках необходимо выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Если есть возможность, можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.

4. Школьная столовая

В столовой следует предусмотреть проходную зону для обучающихся-инвалидов. Ширина прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Также, желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В тоже время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.
Желательно, чтобы детям-инвалидам в столовой помогали ассистенты (помощники).

5. Школьные туалетные комнаты

В школьных туалетных комнатах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе и инвалидов-колясочников. Размеры специализированной кабины не менее: ширина - 1,65 м; глубина - 1,8 м.

Ширина двери в специализированной кабине — не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены.

Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 0,8 м от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

6. Спортивный зал

Детей-инвалидов необходимо также задействовать и на уроках физкультуры. Они могут выполнять посильные упражнения и участвовать в различных играх вместе с классом. Это поможет им не отделяться от сверстников и выполнять школьную программу в более полном объеме.

Раздевалку, душевую и туалетную комнату при физкультурном зале для детей, пользующихся инвалидными колясками, необходимо переоборудовать. В душевой, так же, как и в туалете, одну кабинку необходимо оборудовать так, чтобы ребенок-инвалид мог ей воспользоваться, т.е. ширина двери должна быть не менее 90 см и коляска должна входить в кабинку целиком. Желательно, чтобы в раздевалке все проходы были не уже 90 см.

7. Школьная библиотека

Читальный зал школьной библиотеки тоже желательно оборудовать с учетом доступа учащихся-инвалидов: часть кафедры выдачи книг в абонементе рекомендуется понизить до уровня не выше 0,7 м. Один - два стола сделать высотой не менее 0,7 м. Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

8. Классные кабинеты

Важно учесть, что ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1500х1500мм.

Около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 0,9 м. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться около доски. А доску желательно повесить пониже.
Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.




4.1.1.Образовательный маршрут для детей-инвалидов с дефицитарностью опорно-двигательного аппарата

Обучение в общеобразовательном учреждении с комплексным сопровождением помощника и специалистов психолого – медико – педагогического консилиума (далее – ПМПк) (инструктор ЛФК, логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог).

Создание условий для адаптации в классе общеобразовательного учреждения или учреждении дополнительного образования:

  • Обязательное наблюдение у врача-ортопеда;

  • Обучение с учетом темпа деятельности ребенка по индивидуальному учебному плану;

  • Составление индивидуального образовательного плана и индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;

  • Индивидуальные или групповые занятия с дефектологом по формированию пространственных представлений;

  • Занятия с логопедом;

  • Занятия с психологом по формированию произвольной регуляции, повышению мотивации к учебной деятельности;

  • Занятия с социальным педагогом по социальной адаптации.

Рекомендации по работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения вследствие церебрального паралича и с проблемами в овладении учебным материалом

1. Организовывать и соблюдать ортопедический режим на уроке:

· следить за посадкой ребёнка на уроке - фиксация стоп, туловища, головы в специальном стуле;

· обязательно проводить физкультпаузу (5 минут), через 20 минут после начала урока, физкультпауза может включать:

1) работу с рукой:

- противопоставление пальцев большому (поочерёдное соединение фаланг пальцев с большим пальцем);

- сжимание пальцев в кулак;

- сгибание и разгибание кисти (рука находится в вертикальном положении и выполняет движения вверх-вниз);

- рука находится в горизонтальном положении, ладонь – вверх, выполняем поднимание и опускание кисти;

- сопоставление большого и указательного пальцев – соединение большого, указательного и среднего пальцев).

2) зарядку для глаз:

- посмотри по 3 раза вверх-вниз, влево-вправо, по диагонали слева направо и справа налево;

- похлопай глазами, зажмурься на несколько секунд, посмотри на предмет рядом с тобой и на удаленный предмет попеременно;

- прослеживание взглядом за предметом, движущимся в разных направлениях;

3) упражнения на снятие мышечного напряжения:

- положение сидя – одной рукой поддерживаем шею ребёнка сзади, другой производим круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

- надавливаем на плечи сидящему ребёнку и предлагаем ему подняться, при этом ребёнок сильно упирается ногами в пол, выпрямляет спину, чувствуем сопротивление, удерживаем так 7-10 секунд и убираем руки;

-  кладём руку на лоб ребёнка и просим его с силой лбом надавить на руку, чувствуем сопротивление, удерживаем так 5-10 секунд и просим ослабить давление. Аналогично выполняем упражнение, сначала кладя руку на затылок, а затем на левую и правую височную сторону.

4) упражнения на пространственную и временную ориентировку

- положи ручку справа от тетради, а карандаш справа от ручки,

- найди сегодняшнюю дату на календаре, какой это день недели, запиши;

- самостоятельно передвигающихся детей просим выполнить по словесной инструкции передвижение по классу или коридору: подойди к столу, повернись направо, сделай 5 шагов и т. д.

5) упражнения на смену положения тела при утомлении.

Рекомендации по ортопедическому режиму можно узнать через родителей у методиста лечебного учреждения , который наблюдает ребенка.

1. Использовать на уроке специальные средства (утяжелители, утяжелённые ручки, резинки для фиксации тетради на парте, специальное оборудование).

2. Поскольку структура дефекта при ДЦП характеризуется такой специфической особенностью, как сниженный запас сведений и представлений об окружающем вследствие вынужденной изоляции в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения, а также в связи с нарушением ряда сенсорных функций (патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства), что сказывается на восприятии в целом и ограничивает объём информации, на уроке необходимо:

- разбирать, уточнять все новые изучаемые понятия, предметы, явления и действия (ребёнок должен понимать их значение);

- осуществлять комплексную опору на работу всех сенсорных систем (слуховой, зрительной, тактильной). На очных занятиях стараться использовать средства наглядности (яркий картинный материал, по возможности реальные объёмные предметы).

3. Контролировать работу зрительно-моторных систем:

- при чтении помогать следить за строкой, выделяя её цветом или подставляя линейку;

- при необходимости выделять строку для письма цветом;

темп и объем работы должны соответствовать возможностям ребёнка;

4. Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны ассистента с напоминанием проглотить слюну. Это требуется для того, чтобы у ребёнка формировалась устойчивая привычка – самостоятельно контролировать слюнотечение.

5. Для детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения, при ответе на вопросы по теме урока, необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребёнку не давать развернутый речевой ответ (что не исключает необходимость периодически требовать развернутого ответа).

6. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребёнка и учитывать его во время занятий.

7. Детям с ЦП свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость. Например, спастика и гиперкинезы могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке выполнить его. Поэтому нужно стараться следить за тем, чтобы у педагогического работника и ассистента (помощника) был:

- спокойный голос;

- четкая речь (необходимое число повторений, подчёркнутое артикулирование, правильно выстроенная короткая фраза);

- поощрение.

8. Использовать индивидуально-дифференцированный подход в обучении:

- подача материала определёнными порциями с учётом его сложности (изучение темы растягивается во времени, возможно, адаптирование и изменение объёма материала в зависимости от возможностей ребёнка);

- наличие постоянно действующих педагогических стимулов (похвала, приз в конце урока, создание игровой ситуации на уроке);

- оказание помощи на уроке (по мере необходимости).

9. По возможности осуществлять на уроке совместно с ребёнком предметно-практическую деятельность.



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса iconМетодические рекомендации по организации сопровождения детей-инвалидов...
Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной...
Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса iconО запрете пользования мобильными телефонами во время учебного процесса
Мкоу «Ихальская сош», защите гражданских прав всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, родителей, учителей и содействия...
Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса iconПродолжительность и сроки начала и окончания учебного года
Настоящее Положение принято на основании ст. 30 Закона РФ «Об образовании в рф» от 29. 12. 2012г. №273-фз, СанПиН 4 2821-10, Устава...
Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса iconПамятка студенту-заочнику по организации учебного процесса
«Об образовании», Постановлением Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального...
Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса iconПоложение о единых требованиях к организации образовательного процесса
Уставом школы разработано настоящее Положение “О единых требованиях к организации образовательного процесса (далее именуется “Единые...
Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса iconИнформация по оснащенности учебного процесса и оборудования учебных...
Лицензионное программное обеспечение, необходимое для организации учебного процесса
Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса iconПрактическое занятие Технологии организации (сопровождения) учебного процесса
Одним из принципов реализации дистанционных образовательных технологий (дот) является принцип опережающего развития нормативно-правовой...
Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса iconМетодические и организационные аспекты использования пмк модели организации...
Эор будем понимать описание способов построения образовательного процесса в зависимости от факторов, связанных с наличием и спецификой...
Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса iconУроки здоровья соответствуют следующей структуре
Здоровье современных школьников – серьезная национальная проблема. На состояние здоровья ребенка влияют многие факторы. Это и малоподвижный...
Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ьность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных...
Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса iconПлан работы гмc учителей изобразительного искусства, музыки и мхк на 2014-2015 учебный год
Стратегия методического сопровождения образовательного процесса в интересах ребенка
Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса iconМетодические рекомендации посвящаются наиболее актуальным вопросам...
Основные принципы организации образовательно-реабилитационного процесса инвалидов
Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса iconГребёнкиной Лидии Андреевны пояснительная записка в 2011 году в силу...
В 2011 году в силу вступили фгос. Изменился подход к организации учебного процесса, роль учителя в организации урока и подходы к...
Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса iconРеферат по дисциплине Логистика Тема: Организация производственного процесса во времени
Понятие производственного процесса. Основные принципы организации производственного процесса. Принципы организации производства
Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса iconПоложением о модульной системе организации учебного процесса
Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18
Положение об организации процесса сопровождения ребенка-инвалида со сложными ограничениями здоровья во время учебного процесса iconПоложение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов
Настоящее положение регламентирует использование балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов при организации учебного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск