Новосибирский филиал





Скачать 158.08 Kb.
НазваниеНовосибирский филиал
Дата публикации23.10.2014
Размер158.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВПО

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра «Экономика и менеджмент»

Утверждаю

Председатель Ученого совета

______________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология и педагогика



Для специальностей: 080507.65 «Менеджмент организации»

Новосибирск 2012

1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины:

  • усвоение психолого-педагогических знаний, необходимых для формирования методологической культуры студентов, их способности к самоактуализации;

  • создание предпосылок для становления личности будущего профессионала: развитие профессионального сознания, способностей, мотивации.

Основные задачи изучения дисциплины:

  • Сформировать основной понятийный аппарат;

  • Дать представление об основных психологических свойствах, процессах и явлениях, о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности.

  • Ознакомить с формами, средствами и методами педагогической деятельности, научить элементарным навыкам анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

    • иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

    • понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

    • уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

    • понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

    • знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

    • владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач.

  1. Виды учебных занятий по дисциплине и их объёмы (в часах). См. в учебном плане

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематическое содержание дисциплины


Раздел 1. Теоретико-методологические основы психологии и педагогики

Тема 1. Предмет, задачи, методы психологии и педагогики

Понятие предмета и объекта в психологии и педагогике: общее и различное. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Трактовка предмета психологии на разных этапах ее развития: донаучный этап (VI в. до н.э. - вторая половина XIX в), научный этап (вторая половина XIX в. - наше время). Своеобразие трактовки предмета психологии в зарубежной и отечественной психологии.

Категориальный аппарат психологии: психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность. Краткая характеристика естественнонаучной и гуманистической парадигмы. Задачи психологии. Основная теоретическая задача - раскрытие психологических закономерностей механизмов развития психики; практическая - разработка путей и средств, практических рекомендаций по совершенствованию практики в различных сферах общественно полезной деятельности людей на основе этих знаний. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Место психологии в системе наук. Связь психологии с другими отраслями научных знаний: философией, социологией, физиологией, антропологией, педагогикой.

Отрасли психологии и специфика их предмета: общая, социальная, зоопсихология, педагогическая, возрастная, инженерная, психология искусства, психология спорта, космическая психология, юридическая, военная, медицинская, патопсихология, парапсихология.

Педагогика в структуре наук о человеке. Педагогика как наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования людей. Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Структура педагогики: история педагогики, дидактика (теория обучения), теория воспитания.

Краткая характеристика основных этапов развития педагогики:

  1. Эмпирический этап (зарождение практики обучения и воспитания в первобытно-общинном обществе; педагогическая мысль в рабовладельческих государствах; педагогическая мысль периода феодализма).

  2. Этап формирования педагогики как науки (XVII в.). Я.А. Каменский, разработка теории элементарного и воспитывающего обучения (И. Гербарт), реализация дидактики развивающего обучения (А. Дистервег). Формирование педагогической теории в эпоху капи­тализма в странах Западной Европы и на Востоке. Обучение и воспи­тание в России. Педагогическая система К.Д. Ушинского.

  3. Современный этап развития педагогики: 1917- 1929 гг.; 1930-1945 гг.; 1945 - 1990 гг.; 1991 г. - настоящее время. Вклад в развитие педагогики П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, Л.В. Занкова, М.Н. Скаткина.Категориальный аппарат педагогики: учение (обучение), воспитание, самовоспитание, формирование, образование, обучение, развитие, психо­логическая подготовка, самообразование и самовоспитание.

Задачи педагогики: научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания; исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса; выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей; разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления; разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

Отрасли педагогической науки (народная педагогика, педагогика высшей школы, школьная педагогика, коррекционная педагогика, профессиональная педагогика, педагогика неформального образова­ния, педагогика образования взрослых). Взаимосвязь педагогики с другими науками.

Уровни и способы научного познания в психологии и педагоги­ке. Методы психологии и педагогики: наблюдение и эксперимент, тестирование, метод опроса (анкетирование, беседа), метод анализа результатов деятельности, математические методы.

Раздел 2. Человек в многообразии его проявлений (индивид, личность, индивидуальность, субъект, универсум).

Тема 2.1. Когнитивная сфера личности: ощущения, восприятие, внимание, память

Понятие когнитивной сферы, характеристика, функции.

Ощущение. Рецепторы. Ощущение как познавательный процесс. Свойства ощущений: адаптация, контраст, пороги ощущений, сенси­билизация, последовательные образы. Классификация ощущений: экстерорецептивные (зрительные, обонятельные, вкусовые, слухо­вые, температурные, тактильные); интерорецептивные (ощущение боли, ощущение равновесия, ощущение ускорения); проприоцептив-ные (мышечно-двигательные). Ощущение цвета. Теория цветоощу­щения. Психофизическое действие цветов. Восприятие цвета.

Восприятие. Природа восприятия. Константность восприятия. Ос­мысленность восприятия. Восприятие и направленность личности. Восприятие пространства. Восприятие движения. Восприятие времени.

Внимание как избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Физиологические основы внимания: 1)наличие участков коры головного мозга с повышенной в данный момент возбудимостью; 2) образование новых условно-рефлекторных связей и успешная выработка дифференцировки; 3) наличие отрицательной индукции между участками с повышенной и пониженной возбудимостью; 4) наличие явления доминанты.

Свойства внимания: концентрация, избирательность, распреде­ление, объем, интенсивность, устойчивость, отвлекаемость.

Виды внимания и их особенности: 1) преднамеренное или произ­вольное (целенаправленность, организованность, устойчивость); 2) сосредоточенное (динамическое - статическое); 3) непреднаме­ренное или непроизвольное (интенсивность раздражения, новизна и необычность, динамичность объекта).

Условия развития произвольного внимания.

Память. Память и восприятие. Органические основы памяти. Представления. Теории памяти.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание.

Виды памяти (наглядно-образная, словесно-логическая, двига­тельная, эмоциональная, механическая, логическая). Виды памяти по критерию продуктивности: кратковременная, долговременная, опе­ративная. Уровни памяти. Типы памяти.

Свойства памяти, обеспечивающие ее продуктивность: объем, быстрота, точность, длительность, готовность.

Законы памяти и мнемотехнические приемы запоминания.
Тема 2.2. Мышление, речь и воображение. Сознание и самосознание как высшие формы психического отражения

Мышление. Природа мышления. Психологические теории мышления. Пси­хологическая природа мыслительного процесса. Основные фазы мыслительного процесса. Основные операции как стороны мысли­тельной деятельности. Понятие и представление. Основные виды мышления: по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, аб­страктно-логическое); по характеру решаемых задач (теоретическое, практическое); по степени развернутости (дискурсивное, интуитив­ное); по степени новизны и оригинальности (репродуктивное или воспроизводящее, продуктивное или творческое).

Речь. Функции речи. Виды речи и их особенности. Речь и мыш­ление. Структура речи. Развитие выразительной речи.

Воображение. Природа воображения. Виды воображения. Воображение и твор­чество. «Техника» воображения. Воображение и личность. Вообра­жение как способ самоизменения.

Понятие сознания и самосознания. Познаваемость сознания. Сознание и мозг. Сознание как функциональный орган индивида. Структура сознания. Сознание как целостная система. Сознание, осознание, знание. Сознание как интегральный момент психическо­го. Творческая активность сознания и самосознания. Самосознание личности и ее жизненный путь. Формирование сознания и самосоз­нания.

Тема 2.3. Индивидуально-психологические свойства личности. Темперамент, характер, способности, направленность и мотивация.

Направленность как системообразующее свойство личности, как социальная подструктура личности. Установки и тенденции. Потреб­ности. Интересы. Идеалы. Направленность и мотивация поведения.

Понятие мотива и мотивации. Виды мотивов. Общее строение мотивационной сферы человека. Психологические теории мотивации и краткая характеристика. Мотивация и личность. Мотивация, самооценка и уровень притязаний. Успешность профессиональной деятельности и мотивация.

Темперамент как интегративная характеристика индивидуальных свойств человека. Показатели темперамента. Теории темперамента.

Основные положения неврологической теории темперамента. Сравнительный анализ точек зрения И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, B.C. Мерлина на природу темперамента и его свойства. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Понятие о характере. Структура характера. Типы характера. Ти­пология характера К. Юнга, Э. Кречмера, П.Б. Ганнушкина.

Понятие «акцентуация характера». Типы акцентуированных ха­рактеров по К. Леонгарду и Е.А. Личко: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психоастенический, шизоидный, эпилектоидный, истероидный, неустойчивый, конформ­ный. Смешанные типы. Характер и успешность профессиональной деятельности. Условия формирования характера.

Понятие о способностях. Способности и задатки. Способности, знания, умения, навыки. Способности и успешность деятельности. Виды способностей: общие и специальные. Понятие об одаренности и таланте. Одаренность и уровень способностей. Теории одаренно­сти. Развитие способностей.

Тема 2.4. Эмоционально-волевая сфера личности

Эмоции и чувства как особая сторона душевной жизни человека. Эмоции и образ жизни. Функции эмоций. Формы эмоций (аффекты, настроения, страсти, стрессы, чувства) и виды чувств (амбивалент­ные, нравственные, интеллектуальные, эстетические). Структура эмоций. Феноменологические особенности стенических и астениче­ских эмоций. Эмоциональные особенности личности.

Теории эмоций. Психологические основы регуляции эмоций.

Природа воли. Волевой процесс. Структура произвольного пове­дения. Механизмы волевого поведения. Патология и психология во­ли. Структура волевого поведения. Волевые качества личности.

Психологические условия формирования воли.

Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Раздел 3. Личность в процессе профессионального развития (педагогический и социально-психологический аспекты)

Тема 3.1. Обучение и воспитание: сущность, содержание, структура

Предмет и задачи дидактики. Понятие обучения. Содержание и особенности процесса обучения. Знания, навыки и умения как резуль­тат процесса обучения. Специфические закономерности обучения.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Основные методы обучения. Самостоятельная работа как один из важнейших методов обучения. Виды самостоятельной работы обучаемых. Основные условия эффективности организации само­стоятельной работы обучаемых.

Формы и виды обучения. Функции, виды и методы проверки знаний.

Принципы организации учебного процесса.

Предмет и задачи теории воспитания. Понятие воспитания. Воспитание и социализация.

Механизмы воздействия в воспитании. Убеждение. Внушение. Заражение. Подражание.

Принципы воспитания. Система основных методов воспитания: убеждение, пример, поощрение, упражнение, соревнование, принуждение.

Психология самовоспитания.

Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Тема 3.2. Развитие личности в процессе социализации и профессионализации. Психология профессионализма

Понятие социализации. Факторы социализации: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы, их особенности. Способы социализа­ции (институциональный, стилизованный, межличностный, рефлек­сивный). Своеобразие механизмов социализации. Деятельность, об­щение, самосознание как проявление эффектов социализации. Соци­ально-психологические особенности социализации в условиях пере­ходного периода. Развитие человека на этапе его зрелости в процессе профессионализации.

Понятие профессионализма. Объективно-субъективные факторы, детерминирующие формирование профессионализма. Понятие про­фессиональных кризисов (нормативные, ненормативные). Кризис про­фессиональных ожиданий. Кризис профессионального роста. Кризис нереализованных возможностей. Показатели профессионального кри­зиса. Понятие профессиональной деформации. Сферы профессиональ­ной деформации: профессиональная деятельность, личность, общение.

Уровни профессионального формирования: компетентность, про­фессионализм, квалификация. Уровни, этапы, ступени профессии: допрофессионализм, про­фессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм (псевдо­профессионализм), послепрофессионализм. Профессиональные способности, профессиональное сознание и самосознание как операциональная сфера профессионализма.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами.

  1. Темы рефератов

1. История развития психологии.

2. Жизнь мозга и загадочные явления психики.

3. Психология мужчины и женщины.

4. Восприятие времени и движения.

5. Условия формирования произвольного внимания.

6. Эффективность памяти.

7. Психология самовоспитания.

8. Психология животных.

9. Мышление.

10.Речь в практике делового общения.

11. Речь как фактор конструктивного разрешения конфликтов.

12. Стрессы и способы их преодоления.

13.Воля и условия ее формирования.

14. Работоспособность и способы ее повышения.

15.Трансактный анализ Э. Берна.

16. Мотивация и поведение.

17. Способности и экстрасенсорика человека.

18. Внимание и память, способы их развития.

19. Индивидуальная психология А.Адлера.

20.Типичное и индивидуальное в личности.

21. Психология сна и сновидений.

22.Особенности проявлений функциональной асимметрии мозга.

23.Проблема бессознательного в работах З.Фрейда и К. Юнга.

24. Теория психосоциального развития Э.Эриксона.

25.Характер и пути его формирования.

26.Воля и условия ее развития.

27.Основные принципы гуманистической теории Э.Фромма (на при­мере анализа работы «Бегство от свободы» или «Искусство любви»).

28.Психология в политике. ,

29. Психология рекламы.

30. Работоспособность и способы ее повышения.

31. Конституциональная теория темперамента (Э.Кречмер, У. Шелдрн),

32.Теории личности в зарубежной психологии.

33.Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс).

34.Мир эмоций.

35.Формирование творческой личности.

36. Воспитание способности самоуправления.

37.Жизненный сценарий и судьба человека. . ;

38.Психология любви.

39.Психология семьи.

40.Интимные межличностные отношения.
6. Вопросы к экзамену

1. Предмет и методы психологии (раскрыть в исторической ретроспективе).

2. Отрасли психологических знаний.

3. Психика и мозг.

4. Психика как феномен (понятие, функции, структура).

5. Развитие психики в филогенезе.

6. Сознание как высшая форма психического.

7. Структура сознания и самосознания.

8. Психология личности (понятие, структура).

9. Формирование личности в процессе социализации.

10.Формирование и развитие личности в педагогическом процессе.

11.Методы обучения и методы воспитания.

12.Предмет и методы педагогики и основные этапы развития.

13.Цели и идеалы образования и воспитания.

14.Современная педагогика и поиски новой модели образования.

15.Виды воспитания и их особенности.

16.Личностные особенности (акцентуации, самооценка, уровень притязаний, интернальность - экстернальность).

17.Современные психологические теории личности.

18.Психология саморазвития.

19.Темперамент (понятие, теории темперамента, показатели).

20.Характер (понятие, структура, типы).

21.Воля и условия ее формирования.

22.Способности и задатки.

23.Направленность как свойство личности. Структура направ­ленности.

24.Понятие о мотивах и мотивации профессиональной деятельности. 25.Ощущение (понятие, физиологические механизмы, классифи­кация, основные свойства).

26.Восприятие (понятие, физиологические механизмы, класси­фикация, основные свойства).

27.Память (понятие, виды, свойства, процессы памяти).

28.Память (теории памяти, законы, мнемотехнические приемы запоминания).

29. Внимание (понятие, виды, свойства).

30.Возможности активизации внимания и памяти.

31. Мышление как деятельность.

32. Мышление как процесс.

33.Виды мышления, их особенности.

34. Мышление и речь.

35.Воображение (виды, формы проявления и функции).

36. Эмоции и чувства.

37.Стрессы и способы их преодоления.

38.Понятие о фрустрации и психологических защитах. Проблема формирования толерантности.

39.Теории личности в зарубежной психологии.

40. Психология профессиональной деятельности и общения.

41. Социально-ролевое общение и способы его оптимизации.

42.Понятие профессиональных кризисов и профессиональных заболеваний, возможности их профилактики.

43.Психология профессионализма.

44. Интимные межличностные отношения.


9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. А.А. Реан. Психология личности. – СПб.: Прайм-еврознак, 2007.

  2. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: ПИТЕР, 2009.

  3. В.Вунт Введение в психологию. СПб. – 2007.

  4. Генецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб., 2010.

  5. Позина М.Б. Введение в профессию. Психология и педагогика. – М., 2007.

  6. Днепров С.А. Педагогический словарь-самоучитель. – Екатеринбург, 2006.


Дополнительная литература

  1. Алексеев А., Громова Л. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы. – СПб., 1993.

  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977

  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969.

  4. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. – Екатеринбург, 1992.

  5. Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. – М., 1990.

  6. Артемьева Т.Н. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности. – М., 1981.

  7. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

  8. Аткинсон В. Память и уход за ней. – Орел, 1992.

  9. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности) – М., 1968.

  10. Бейли А. Эзотерическая психология. – М., 1994.

  11. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М., 1988.

  12. Братусь Б.С. К проблеме личности в зрелом возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.


10. Оборудование и аппаратура

  1. Мультимедийные средства обучения.

  2. Компьютеры.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
Новосибирский филиал iconИнвестиции Лекции Новосибирск 2008 г Оглавление
Автономная некоммерческая организация «Российская академия предпринимательства» Новосибирский филиал
Новосибирский филиал iconМетодические указания по выполнению контрольных работ
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал
Новосибирский филиал iconПрограмма дисциплины "Международная экономика" для направления
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал
Новосибирский филиал iconОсновной образовательной программы по направлению магистров 080100 Экономика
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал
Новосибирский филиал iconНаучная школа: Устойчивое развитие социально-экономической системы
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал
Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
Цель дисциплины «Антикризисное управление»: дать студентам систему теоретических знаний и практических навыков по антикризисному...
Новосибирский филиал iconПресс-релиз 17 октября 2013 г
Новосибирский филиал Почты России подвел итоги областного этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма»
Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
Для освоения дисциплины «Инновационный менеджмент» необходимы знания в области экономики предприятия, управления персоналом, управления...
Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
Целью дисциплины является формирование у студентов представления о закономерностях геополитических процессов в усвоении и углублении...
Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
...
Новосибирский филиал iconНовосибирский филиал
М. И. Туган Барановского в понимание экономических циклов, А. В. Чаянова – в изучение крестьянского хозяйства и Н. Д. Кондратьева...
Новосибирский филиал iconРеферат по курсу медицинской энтомологии Тема: лихорадка паппатачи
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу)
Новосибирский филиал iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу)
Новосибирский филиал iconРеферат по курсу энтомологии студентка медф гр. 13451. 1
«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу)
Новосибирский филиал iconНовосибирской области «новосибирский аграрный колледж» утверждаю...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск