Скачать 158.08 Kb.
|
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВПО РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра «Экономика и менеджмент» Утверждаю Председатель Ученого совета ______________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Психология и педагогика Для специальностей: 080507.65 «Менеджмент организации» Новосибирск 2012 1. Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины:
Основные задачи изучения дисциплины:
4. Содержание дисциплины4.1. Тематическое содержание дисциплиныРаздел 1. Теоретико-методологические основы психологии и педагогики Тема 1. Предмет, задачи, методы психологии и педагогики Понятие предмета и объекта в психологии и педагогике: общее и различное. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Трактовка предмета психологии на разных этапах ее развития: донаучный этап (VI в. до н.э. - вторая половина XIX в), научный этап (вторая половина XIX в. - наше время). Своеобразие трактовки предмета психологии в зарубежной и отечественной психологии. Категориальный аппарат психологии: психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность. Краткая характеристика естественнонаучной и гуманистической парадигмы. Задачи психологии. Основная теоретическая задача - раскрытие психологических закономерностей механизмов развития психики; практическая - разработка путей и средств, практических рекомендаций по совершенствованию практики в различных сферах общественно полезной деятельности людей на основе этих знаний. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Место психологии в системе наук. Связь психологии с другими отраслями научных знаний: философией, социологией, физиологией, антропологией, педагогикой. Отрасли психологии и специфика их предмета: общая, социальная, зоопсихология, педагогическая, возрастная, инженерная, психология искусства, психология спорта, космическая психология, юридическая, военная, медицинская, патопсихология, парапсихология. Педагогика в структуре наук о человеке. Педагогика как наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования людей. Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Структура педагогики: история педагогики, дидактика (теория обучения), теория воспитания. Краткая характеристика основных этапов развития педагогики:
Задачи педагогики: научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания; исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса; выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей; разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления; разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей. Отрасли педагогической науки (народная педагогика, педагогика высшей школы, школьная педагогика, коррекционная педагогика, профессиональная педагогика, педагогика неформального образования, педагогика образования взрослых). Взаимосвязь педагогики с другими науками. Уровни и способы научного познания в психологии и педагогике. Методы психологии и педагогики: наблюдение и эксперимент, тестирование, метод опроса (анкетирование, беседа), метод анализа результатов деятельности, математические методы. Раздел 2. Человек в многообразии его проявлений (индивид, личность, индивидуальность, субъект, универсум). Тема 2.1. Когнитивная сфера личности: ощущения, восприятие, внимание, память Понятие когнитивной сферы, характеристика, функции. Ощущение. Рецепторы. Ощущение как познавательный процесс. Свойства ощущений: адаптация, контраст, пороги ощущений, сенсибилизация, последовательные образы. Классификация ощущений: экстерорецептивные (зрительные, обонятельные, вкусовые, слуховые, температурные, тактильные); интерорецептивные (ощущение боли, ощущение равновесия, ощущение ускорения); проприоцептив-ные (мышечно-двигательные). Ощущение цвета. Теория цветоощущения. Психофизическое действие цветов. Восприятие цвета. Восприятие. Природа восприятия. Константность восприятия. Осмысленность восприятия. Восприятие и направленность личности. Восприятие пространства. Восприятие движения. Восприятие времени. Внимание как избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Физиологические основы внимания: 1)наличие участков коры головного мозга с повышенной в данный момент возбудимостью; 2) образование новых условно-рефлекторных связей и успешная выработка дифференцировки; 3) наличие отрицательной индукции между участками с повышенной и пониженной возбудимостью; 4) наличие явления доминанты. Свойства внимания: концентрация, избирательность, распределение, объем, интенсивность, устойчивость, отвлекаемость. Виды внимания и их особенности: 1) преднамеренное или произвольное (целенаправленность, организованность, устойчивость); 2) сосредоточенное (динамическое - статическое); 3) непреднамеренное или непроизвольное (интенсивность раздражения, новизна и необычность, динамичность объекта). Условия развития произвольного внимания. Память. Память и восприятие. Органические основы памяти. Представления. Теории памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание. Виды памяти (наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, механическая, логическая). Виды памяти по критерию продуктивности: кратковременная, долговременная, оперативная. Уровни памяти. Типы памяти. Свойства памяти, обеспечивающие ее продуктивность: объем, быстрота, точность, длительность, готовность. Законы памяти и мнемотехнические приемы запоминания. Тема 2.2. Мышление, речь и воображение. Сознание и самосознание как высшие формы психического отражения Мышление. Природа мышления. Психологические теории мышления. Психологическая природа мыслительного процесса. Основные фазы мыслительного процесса. Основные операции как стороны мыслительной деятельности. Понятие и представление. Основные виды мышления: по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое); по характеру решаемых задач (теоретическое, практическое); по степени развернутости (дискурсивное, интуитивное); по степени новизны и оригинальности (репродуктивное или воспроизводящее, продуктивное или творческое). Речь. Функции речи. Виды речи и их особенности. Речь и мышление. Структура речи. Развитие выразительной речи. Воображение. Природа воображения. Виды воображения. Воображение и творчество. «Техника» воображения. Воображение и личность. Воображение как способ самоизменения. Понятие сознания и самосознания. Познаваемость сознания. Сознание и мозг. Сознание как функциональный орган индивида. Структура сознания. Сознание как целостная система. Сознание, осознание, знание. Сознание как интегральный момент психического. Творческая активность сознания и самосознания. Самосознание личности и ее жизненный путь. Формирование сознания и самосознания. Тема 2.3. Индивидуально-психологические свойства личности. Темперамент, характер, способности, направленность и мотивация. Направленность как системообразующее свойство личности, как социальная подструктура личности. Установки и тенденции. Потребности. Интересы. Идеалы. Направленность и мотивация поведения. Понятие мотива и мотивации. Виды мотивов. Общее строение мотивационной сферы человека. Психологические теории мотивации и краткая характеристика. Мотивация и личность. Мотивация, самооценка и уровень притязаний. Успешность профессиональной деятельности и мотивация. Темперамент как интегративная характеристика индивидуальных свойств человека. Показатели темперамента. Теории темперамента. Основные положения неврологической теории темперамента. Сравнительный анализ точек зрения И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, B.C. Мерлина на природу темперамента и его свойства. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие о характере. Структура характера. Типы характера. Типология характера К. Юнга, Э. Кречмера, П.Б. Ганнушкина. Понятие «акцентуация характера». Типы акцентуированных характеров по К. Леонгарду и Е.А. Личко: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психоастенический, шизоидный, эпилектоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. Смешанные типы. Характер и успешность профессиональной деятельности. Условия формирования характера. Понятие о способностях. Способности и задатки. Способности, знания, умения, навыки. Способности и успешность деятельности. Виды способностей: общие и специальные. Понятие об одаренности и таланте. Одаренность и уровень способностей. Теории одаренности. Развитие способностей. Тема 2.4. Эмоционально-волевая сфера личности Эмоции и чувства как особая сторона душевной жизни человека. Эмоции и образ жизни. Функции эмоций. Формы эмоций (аффекты, настроения, страсти, стрессы, чувства) и виды чувств (амбивалентные, нравственные, интеллектуальные, эстетические). Структура эмоций. Феноменологические особенности стенических и астенических эмоций. Эмоциональные особенности личности. Теории эмоций. Психологические основы регуляции эмоций. Природа воли. Волевой процесс. Структура произвольного поведения. Механизмы волевого поведения. Патология и психология воли. Структура волевого поведения. Волевые качества личности. Психологические условия формирования воли. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Раздел 3. Личность в процессе профессионального развития (педагогический и социально-психологический аспекты) Тема 3.1. Обучение и воспитание: сущность, содержание, структура Предмет и задачи дидактики. Понятие обучения. Содержание и особенности процесса обучения. Знания, навыки и умения как результат процесса обучения. Специфические закономерности обучения. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Основные методы обучения. Самостоятельная работа как один из важнейших методов обучения. Виды самостоятельной работы обучаемых. Основные условия эффективности организации самостоятельной работы обучаемых. Формы и виды обучения. Функции, виды и методы проверки знаний. Принципы организации учебного процесса. Предмет и задачи теории воспитания. Понятие воспитания. Воспитание и социализация. Механизмы воздействия в воспитании. Убеждение. Внушение. Заражение. Подражание. Принципы воспитания. Система основных методов воспитания: убеждение, пример, поощрение, упражнение, соревнование, принуждение. Психология самовоспитания. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Тема 3.2. Развитие личности в процессе социализации и профессионализации. Психология профессионализма Понятие социализации. Факторы социализации: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы, их особенности. Способы социализации (институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный). Своеобразие механизмов социализации. Деятельность, общение, самосознание как проявление эффектов социализации. Социально-психологические особенности социализации в условиях переходного периода. Развитие человека на этапе его зрелости в процессе профессионализации. Понятие профессионализма. Объективно-субъективные факторы, детерминирующие формирование профессионализма. Понятие профессиональных кризисов (нормативные, ненормативные). Кризис профессиональных ожиданий. Кризис профессионального роста. Кризис нереализованных возможностей. Показатели профессионального кризиса. Понятие профессиональной деформации. Сферы профессиональной деформации: профессиональная деятельность, личность, общение. Уровни профессионального формирования: компетентность, профессионализм, квалификация. Уровни, этапы, ступени профессии: допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм (псевдопрофессионализм), послепрофессионализм. Профессиональные способности, профессиональное сознание и самосознание как операциональная сфера профессионализма. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.
1. История развития психологии. 2. Жизнь мозга и загадочные явления психики. 3. Психология мужчины и женщины. 4. Восприятие времени и движения. 5. Условия формирования произвольного внимания. 6. Эффективность памяти. 7. Психология самовоспитания. 8. Психология животных. 9. Мышление. 10.Речь в практике делового общения. 11. Речь как фактор конструктивного разрешения конфликтов. 12. Стрессы и способы их преодоления. 13.Воля и условия ее формирования. 14. Работоспособность и способы ее повышения. 15.Трансактный анализ Э. Берна. 16. Мотивация и поведение. 17. Способности и экстрасенсорика человека. 18. Внимание и память, способы их развития. 19. Индивидуальная психология А.Адлера. 20.Типичное и индивидуальное в личности. 21. Психология сна и сновидений. 22.Особенности проявлений функциональной асимметрии мозга. 23.Проблема бессознательного в работах З.Фрейда и К. Юнга. 24. Теория психосоциального развития Э.Эриксона. 25.Характер и пути его формирования. 26.Воля и условия ее развития. 27.Основные принципы гуманистической теории Э.Фромма (на примере анализа работы «Бегство от свободы» или «Искусство любви»). 28.Психология в политике. , 29. Психология рекламы. 30. Работоспособность и способы ее повышения. 31. Конституциональная теория темперамента (Э.Кречмер, У. Шелдрн), 32.Теории личности в зарубежной психологии. 33.Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс). 34.Мир эмоций. 35.Формирование творческой личности. 36. Воспитание способности самоуправления. 37.Жизненный сценарий и судьба человека. . ; 38.Психология любви. 39.Психология семьи. 40.Интимные межличностные отношения. 6. Вопросы к экзамену 1. Предмет и методы психологии (раскрыть в исторической ретроспективе). 2. Отрасли психологических знаний. 3. Психика и мозг. 4. Психика как феномен (понятие, функции, структура). 5. Развитие психики в филогенезе. 6. Сознание как высшая форма психического. 7. Структура сознания и самосознания. 8. Психология личности (понятие, структура). 9. Формирование личности в процессе социализации. 10.Формирование и развитие личности в педагогическом процессе. 11.Методы обучения и методы воспитания. 12.Предмет и методы педагогики и основные этапы развития. 13.Цели и идеалы образования и воспитания. 14.Современная педагогика и поиски новой модели образования. 15.Виды воспитания и их особенности. 16.Личностные особенности (акцентуации, самооценка, уровень притязаний, интернальность - экстернальность). 17.Современные психологические теории личности. 18.Психология саморазвития. 19.Темперамент (понятие, теории темперамента, показатели). 20.Характер (понятие, структура, типы). 21.Воля и условия ее формирования. 22.Способности и задатки. 23.Направленность как свойство личности. Структура направленности. 24.Понятие о мотивах и мотивации профессиональной деятельности. 25.Ощущение (понятие, физиологические механизмы, классификация, основные свойства). 26.Восприятие (понятие, физиологические механизмы, классификация, основные свойства). 27.Память (понятие, виды, свойства, процессы памяти). 28.Память (теории памяти, законы, мнемотехнические приемы запоминания). 29. Внимание (понятие, виды, свойства). 30.Возможности активизации внимания и памяти. 31. Мышление как деятельность. 32. Мышление как процесс. 33.Виды мышления, их особенности. 34. Мышление и речь. 35.Воображение (виды, формы проявления и функции). 36. Эмоции и чувства. 37.Стрессы и способы их преодоления. 38.Понятие о фрустрации и психологических защитах. Проблема формирования толерантности. 39.Теории личности в зарубежной психологии. 40. Психология профессиональной деятельности и общения. 41. Социально-ролевое общение и способы его оптимизации. 42.Понятие профессиональных кризисов и профессиональных заболеваний, возможности их профилактики. 43.Психология профессионализма. 44. Интимные межличностные отношения. 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
10. Оборудование и аппаратура
|
Новосибирский филиал Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования | Инвестиции Лекции Новосибирск 2008 г Оглавление Автономная некоммерческая организация «Российская академия предпринимательства» Новосибирский филиал | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | Программа дисциплины "Международная экономика" для направления Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | ||
Основной образовательной программы по направлению магистров 080100 Экономика Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | Научная школа: Устойчивое развитие социально-экономической системы Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал | ||
Новосибирский филиал Цель дисциплины «Антикризисное управление»: дать студентам систему теоретических знаний и практических навыков по антикризисному... | Пресс-релиз 17 октября 2013 г Новосибирский филиал Почты России подвел итоги областного этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» | ||
Новосибирский филиал Для освоения дисциплины «Инновационный менеджмент» необходимы знания в области экономики предприятия, управления персоналом, управления... | Новосибирский филиал Целью дисциплины является формирование у студентов представления о закономерностях геополитических процессов в усвоении и углублении... | ||
Новосибирский филиал ... | Новосибирский филиал М. И. Туган Барановского в понимание экономических циклов, А. В. Чаянова – в изучение крестьянского хозяйства и Н. Д. Кондратьева... | ||
Реферат по курсу медицинской энтомологии Тема: лихорадка паппатачи «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу) | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу) | ||
Реферат по курсу энтомологии студентка медф гр. 13451. 1 «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, нгу) | Новосибирской области «новосибирский аграрный колледж» утверждаю... Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования |