Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета





Скачать 70.15 Kb.
НазваниеСовременная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета
Дата публикации17.07.2013
Размер70.15 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)
Никулина Д.А., Рыльских И.Г., студенты 2,3курса экономического факультета

ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет»
Научные руководители: Никитина Е.А.,канд. психол. наук ,ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии, Кузнецова А.А , преподаватель кафедры педагогики и психологии
Актуальность проблемы исследования обусловлена изменениями, происходящими на протяжении всего ХХ столетия в сфере брачно-семейных отношений, фундаментальной трансформацией системы ценностных ориентаций и социально-психологических предпочтений индивида, с ростом индивидуализации, с размыванием системы поведенческих норм в данной сфере. Выдвигается предположение о том, что трансформацию переживает сама культурная модель сексуального партнерства и парных союзов, в основе которой лежит кардинальное изменение семейных ценностей. Этому способствует и ряд социальных предпосылок, имеющих общемировой масштаб, а именно: смешение традиционного распределения гендерных ролей как в семье, так и вне ее; развитие рыночных отношений, рационализация всех сфер жизнедеятельности общества, и, как следствие, увеличение роли материальных благ в общественных отношениях; ослабление экономической зависимости женщин от мужчин и рост притязаний к будущему супругу. Это приводит к тому, что утрачивается традиционная монополия на брачный выбор, усложняется поиск партнера, растет автономия от социальных общностей, «усиливаются гендерные и межпоколенческие конфликты, что обуславливает дистанцирование обоих полов от каких-либо брачно-семейных зависимостей» [1].

В настоящее время многообразие брачно-семейных форм становится элементом современной семейной системы большинства стран мира, в том числе и России. Среди всего многообразия форм семейных отношений незарегистрированный брак - распространенная социально одобряемая модель организации семейной жизни, ввиду большого сходства с зарегистрированным браком [2]. Распространено мнение, что гражданский брак - это семейные отношения без официальной регистрации брака. На самом деле, это неверное толкование понятия «гражданский брак», который является вполне официальным семейным союзом. В дальнейшем «незарегистрированный брак» будет использоваться в нашем исследовании для обозначения отношений, альтернативных браку. Отношения в незарегистрированном браке могут быть в большей или меньшей степени приближены к традиционному браку. В то же время незарегистрированный брак обладает своей спецификой, и отличается от зарегистрированного брака по целому ряду параметров, включая институциональность, легитимность, степень материальной и психологической безопасности, привязанность, ответственность партнеров за воспитание детей и друг перед другом и т.д.

О социальной значимости и своеобразной форме признания в российском обществе существования незарегистрированных союзов косвенно свидетельствует тот факт, что впервые в бланки Всероссийской переписи 2002 г., как ответ на вопрос о брачном состоянии населения, был включен вариант «состою в незарегистрированном браке». По данным переписи в незарегистрированном браке состояли 11% взрослого населения, при этом незарегистрированные союзы зафиксированы не только среди молодого населения, но и в более старших возрастных категориях.

Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер функционирования общества изучалась многими исследователями в области психологии и смежных с ней науках. Современное состояние семьи и брака рассматривается одними исследователями с позиции кризиса моногамной семьи (А.И. Антонов, В.М. Медков, М.Ю. Арутюнян, А.В. Артюхов, В.М. Целуйко, И.Ю. Шилов и др.)[3,4,5], а другими – с позиции трансформации социальных семейных структур (И.С. Голод, А.Г. Вишневский, А.Р. Михеева, А.А. Клёцин, Т.А. Гурко) [6,7,8]. Тематика современных социологических исследований, посвященных брачно-семейным отношениям, разнообразна. Формы брака и семьи в историческом контексте анализируются в работах С.И. Голода, А.Б. Любимовой и др.[9,10]. К настоящему моменту довольно подробно исследована содержательная сторона брачно-семейных отношений. Проблема устойчивости брака и стабильности семьи освещена в работах В.А. Сысенко, И.С. Голода, Т.А. Гурко, З.А. Янкова, Н.П. Поливаевой (психологические факторы стабильности отношений); Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Н.Н. Обозова (супружеская совместимость)[11].

Для нашего исследования, в первую очередь, важны работы, посвященные современным семейным формам, в том числе альтернативным семейным отношениям. Эта проблематика анализируется в работах Т.А. Гурко, И.С. Кона, C.И. Голода, А.А. Клёцина, А.Р. Михеевой, В. Станкунене и др. [12].

Целью нашего исследования являлось выявление особенностей отношения студентов 1 курса к различным формам современной семьи. Общий объем выборки составил 220 студентов 1 курса экономического факультета и факультета международных отношений ЮЗГУ. В пакет психодиагностических методик вошли: авторская анкета на выявление отношения к альтернативным формам брака, анкета «Семейные ценности» С.С. Носова.

Целесообразным для нас представилось исследование данной возрастной категории, так как в этот период у большинства молодых людей формируется представление о будущей семье и появляется возможность реализовать свое представление в реальной жизни. С одной стороны, развитие личности в данный период связано с углублением рефлексивных и интегративных процессов, предполагающих наполнение представлений о специфических критериях человека как субъекта межличностного взаимодействия и формирования на этой основе внутренней позиции, в том числе и позиции будущего супруга. Но с другой стороны, психологические особенности юношеского возраста, такие как повышенная эмоциональная чувствительность, неудовлетворенность собственным Я-образом, глобализация частных самооценок, отсутствие сформированности системы принципов поведения и жизненных ценностей, провоцируют в студенческой среде появление различных форм незарегистрированных браков. В связи с этим является важным формирование у молодых людей ценностей семьи и брака, более ответственный подход к выбору формы семейных взаимоотношений.

Первичная обработка данных позволила выявить следующую иерархию семейных ценностей среди студентов-первокурсников (без учета гендерного аспекта): искренность и открытость (25,5%), посвященность семье (18,2%), общение (13%), нежность (11%), привлекательность партнера (11%), сексуальные отношения (8%), супруг как спутник по отдыху (4%), работа по дому (3%), финансовая поддержка (2%), восхищение (0,3%).

С учетом гендерного фактора в первой тройке ценностей различий нет. Девушки и юноши в качестве приоритетных ценностей выделяют искренность и открытость, посвященность семье, общение. Далее распределение семейных ценностей показало, что для девушек более важными являются нежность, привлекательность в партнере, сексуальные отношения и финансовая поддержка. Для юношей - сексуальные отношения, привлекательность в партнере, нежность, то есть в обратном порядке. Интересен тот факт, что ценность «восхищение» в качестве основной выбрала только одна девушка и ни один юноша. Однако «работа по дому» как ценность не выбрана ни одной девушкой, но отмечена в качестве главной двумя юношами. Результаты представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Выбор семейных ценностей студентами-первокурсниками

При анализе результатов исследования особенностей отношения студентов к альтернативным формам брака выявлено следующее. На вопрос «Согласны ли Вы со следующим высказыванием: «Современная семья – семья, основанная, прежде всего на незарегистрированном браке»» 4,7% ответили «согласен»; 4,7% - «скорее согласен, чем не согласен»; 4,7% - «затрудняюсь»; 32,2% - «скорее не согласен, чем согласен»; 50,5% - «не согласен». С четом гендерного аспекта большинство и юношей и девушек ответили не согласен (47,8%; 52% соответственно), скорее не согласен, чем согласен (41,3%; 31% соответственно). Таким образом большинство студентов указывает на то, что современная семья должна быть основана на зарегистрированной форме. Среди, мотивов же вступления в различные формы альтернативных форм брака студенты выделяют проверку чувств в обстановке быта-77,1%, материальную независимость друг от друга-12,4%, свободу сексуальных отношений-10,5%. Однако 8,5%студентов не смогли назвать возможные причины данного явления. Среди известных форм незарегистрированного брака большинство студентов выделяют фактический брак, конкубинат (союз женщины и мужчины, у которого есть официальная жена), свободный союз (85,7%; 48,6%; 43% соответственно). С учетом гендерного аспекта различий не выявлено. Самыми распространенным среди которых, по мнению большинства студентов - первокурсников, являются фактический (сожительство)-48,6%, свободный – 16,2%, пробный – 10,5, гендерных различий не выявлено. Результаты на диаграмме 2.

Диаграмма 2

Степень осведомленности о существовании и распространенности различных форм незарегистрированного брака

На вопрос «Есть ли у Вас друзья, знакомые, которые состоят в незарегистрированном браке?» да ответили 54,3% , нет-38%, не помню-5,7%, трудно сказать-1,9% опрошенных студентов. Среди знакомых у 54,3% студентов есть те, кто состоят в незарегистрированном браке, у 38%-таких знакомых нет, причем у девушек таких знакомых больше -65%, у юношей таких знакомых меньше-43,5%.

Бытующее мнение о том, что молодые люди не желают официально оформлять свои отношения, ориентированы на финансовую поддержку и свободные сексуальные отношения оказывается не соответствуют результатам нашего исследования. В представлениях студентов молодая современная семья должна основываться на взаимной любви, уважении, должны быть официально зарегистрированы, в которой будут воспитываться желанные дети. Однако они не скрывают свою осведомленность о возможных формах альтернативного брака и допускают возможность отношений в данных видах брака. Поэтому молодые люди нередко нуждаются в психологическом консультировании, семейном консультировании, просветительских мероприятиях о взаимоотношениях супругов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беляева Я.В. Состояние и динамика отношения молодежи к незарегистрированному браку. – М., 2008.

2. Иудин А.А. Различие установок на семейно-брачные отношения и ценность детей // Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития. / Под ред. Саралиевой З.Х. – Н.Новгород, изд. НИСОЦ, 2008.

3. Социология семьи / Под ред. А.И. Антонова. – М., 2005.

4.Целуйко В.М. Современная семья: социально-психологические и этические проблемы. – Волгоград, 2001.

5. Шилов И. Ю. Фамилистика: психология и педагогика семьи. – СПб., 2000.

6. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб, 1996., – 1995. – № 6.

7. Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал. – 1996. – № 3-4.

8. Вишневский А.Г. Демографическая модернизация России и ее противоречия // Мир России. – 1999. – № 4. – С.16.

9. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб, 1996.

10.Свадьбина Т.В., Любимова А.Б. Современная семья: методология, проблемы, перспективы. – Н.Новгород, 2005.

11. Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. – М.: Облик, 2001.

12. Клёцин А.А. Внебрачные и альтернативные (немодальные) семьи: формы и содержание // Рубеж (альманах социальных исследований). – № 5. 1994. – С. 167.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета iconПрограмма по дисциплине «История экономики» для студентов экономического факультета
Программа по дисциплине «История экономики» для студентов экономического факультета по специальности 060500 «Бухгалтерский учет,...
Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета iconРабочая программа по дисциплине «Маркетинг» для студентов экономического...
Рабочая программа по дисциплине "Маркетинг" составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта...
Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета iconПоложение о научном электронном журнале Экономического факультета...
Положение определяет организационно-технологические требования к сетевому электронному научному журналу «Научные исследования экономического...
Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета iconСемья и семейные ценности
Ежегодно 63% детей в стране подвергаются насилию в семье, увеличивается количество нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей....
Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета iconУчебно-методический комплекс для студентов экономического факультета...
Учебно-методический комплекс для студентов экономического факультета Пермского государственного национального исследовательского...
Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета iconУчебно-методический комплекс для студентов экономического факультета...
Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс для студентов экономического факультета Пермского государственного национального...
Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Г. А. Ахмина; начальник учебно-методического управления М. В. Савушкин; начальник учебной части Н. А. Уткина; декан экономического...
Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена...
Программа государственного междисциплинарного экзамена для студентов экономического факультета по направлению подготовки 080100....
Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета iconРабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для студентов...
Рабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для студентов очной формы обучения, экономического факультета по специальности...
Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета iconМетодические рекомендации по изучению курса «Экономика»
Современная эпоха характеризуется динамичностью экономического развития. Следовательно, в высших учебных заведениях должно уделяться...
Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета iconПрограмма дисциплины «История экономических учений» для студентов...
Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» для студентов экономического факультета по специальности 080109. 65 –...
Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета iconПрограмма дисциплины «Гендерный анализ в экономической социологии»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Горанская С. В., Волотовский С. А. Социальная работа с пожилыми людьми: гендерный аспект // Каталог Международного форума «Старшее...
Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета iconПрограмма Спартакиады
«Я и моя семья», «Реальный путь создания семьи», «Моя семья – ты Родины частица!», «Что такое семья?», «Трудовые традиции моей семьи»,...
Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета iconМетодические указания для студентов заочной формы обучения Учетно-экономического...
Методические указания предназначены для оказания помощи студентам финансового факультета в подготовке к экзамену
Современная семья глазами студентов-первокурсников (гендерный аспект) Никулина Д. А., Рыльских И. Г., студенты 2,3курса экономического факультета iconЭкзаменационные вопросы по курсу для студентов 4 и 5 курса (вечернее...
Пневмонии. Этиология. Патогенез. Патоморфология. Современная классификация. Обоснование диагноза. Профилактика. Лечение


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск