СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ) Никулина Д.А., Рыльских И.Г., студенты 2,3курса экономического факультета
ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет» Научные руководители: Никитина Е.А.,канд. психол. наук ,ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии, Кузнецова А.А , преподаватель кафедры педагогики и психологии Актуальность проблемы исследования обусловлена изменениями, происходящими на протяжении всего ХХ столетия в сфере брачно-семейных отношений, фундаментальной трансформацией системы ценностных ориентаций и социально-психологических предпочтений индивида, с ростом индивидуализации, с размыванием системы поведенческих норм в данной сфере. Выдвигается предположение о том, что трансформацию переживает сама культурная модель сексуального партнерства и парных союзов, в основе которой лежит кардинальное изменение семейных ценностей. Этому способствует и ряд социальных предпосылок, имеющих общемировой масштаб, а именно: смешение традиционного распределения гендерных ролей как в семье, так и вне ее; развитие рыночных отношений, рационализация всех сфер жизнедеятельности общества, и, как следствие, увеличение роли материальных благ в общественных отношениях; ослабление экономической зависимости женщин от мужчин и рост притязаний к будущему супругу. Это приводит к тому, что утрачивается традиционная монополия на брачный выбор, усложняется поиск партнера, растет автономия от социальных общностей, «усиливаются гендерные и межпоколенческие конфликты, что обуславливает дистанцирование обоих полов от каких-либо брачно-семейных зависимостей» [1].
В настоящее время многообразие брачно-семейных форм становится элементом современной семейной системы большинства стран мира, в том числе и России. Среди всего многообразия форм семейных отношений незарегистрированный брак - распространенная социально одобряемая модель организации семейной жизни, ввиду большого сходства с зарегистрированным браком [2]. Распространено мнение, что гражданский брак - это семейные отношения без официальной регистрации брака. На самом деле, это неверное толкование понятия «гражданский брак», который является вполне официальным семейным союзом. В дальнейшем «незарегистрированный брак» будет использоваться в нашем исследовании для обозначения отношений, альтернативных браку. Отношения в незарегистрированном браке могут быть в большей или меньшей степени приближены к традиционному браку. В то же время незарегистрированный брак обладает своей спецификой, и отличается от зарегистрированного брака по целому ряду параметров, включая институциональность, легитимность, степень материальной и психологической безопасности, привязанность, ответственность партнеров за воспитание детей и друг перед другом и т.д.
О социальной значимости и своеобразной форме признания в российском обществе существования незарегистрированных союзов косвенно свидетельствует тот факт, что впервые в бланки Всероссийской переписи 2002 г., как ответ на вопрос о брачном состоянии населения, был включен вариант «состою в незарегистрированном браке». По данным переписи в незарегистрированном браке состояли 11% взрослого населения, при этом незарегистрированные союзы зафиксированы не только среди молодого населения, но и в более старших возрастных категориях.
Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер функционирования общества изучалась многими исследователями в области психологии и смежных с ней науках. Современное состояние семьи и брака рассматривается одними исследователями с позиции кризиса моногамной семьи (А.И. Антонов, В.М. Медков, М.Ю. Арутюнян, А.В. Артюхов, В.М. Целуйко, И.Ю. Шилов и др.)[3,4,5], а другими – с позиции трансформации социальных семейных структур (И.С. Голод, А.Г. Вишневский, А.Р. Михеева, А.А. Клёцин, Т.А. Гурко) [6,7,8]. Тематика современных социологических исследований, посвященных брачно-семейным отношениям, разнообразна. Формы брака и семьи в историческом контексте анализируются в работах С.И. Голода, А.Б. Любимовой и др.[9,10]. К настоящему моменту довольно подробно исследована содержательная сторона брачно-семейных отношений. Проблема устойчивости брака и стабильности семьи освещена в работах В.А. Сысенко, И.С. Голода, Т.А. Гурко, З.А. Янкова, Н.П. Поливаевой (психологические факторы стабильности отношений); Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Н.Н. Обозова (супружеская совместимость)[11].
Для нашего исследования, в первую очередь, важны работы, посвященные современным семейным формам, в том числе альтернативным семейным отношениям. Эта проблематика анализируется в работах Т.А. Гурко, И.С. Кона, C.И. Голода, А.А. Клёцина, А.Р. Михеевой, В. Станкунене и др. [12].
Целью нашего исследования являлось выявление особенностей отношения студентов 1 курса к различным формам современной семьи. Общий объем выборки составил 220 студентов 1 курса экономического факультета и факультета международных отношений ЮЗГУ. В пакет психодиагностических методик вошли: авторская анкета на выявление отношения к альтернативным формам брака, анкета «Семейные ценности» С.С. Носова.
Целесообразным для нас представилось исследование данной возрастной категории, так как в этот период у большинства молодых людей формируется представление о будущей семье и появляется возможность реализовать свое представление в реальной жизни. С одной стороны, развитие личности в данный период связано с углублением рефлексивных и интегративных процессов, предполагающих наполнение представлений о специфических критериях человека как субъекта межличностного взаимодействия и формирования на этой основе внутренней позиции, в том числе и позиции будущего супруга. Но с другой стороны, психологические особенности юношеского возраста, такие как повышенная эмоциональная чувствительность, неудовлетворенность собственным Я-образом, глобализация частных самооценок, отсутствие сформированности системы принципов поведения и жизненных ценностей, провоцируют в студенческой среде появление различных форм незарегистрированных браков. В связи с этим является важным формирование у молодых людей ценностей семьи и брака, более ответственный подход к выбору формы семейных взаимоотношений.
Первичная обработка данных позволила выявить следующую иерархию семейных ценностей среди студентов-первокурсников (без учета гендерного аспекта): искренность и открытость (25,5%), посвященность семье (18,2%), общение (13%), нежность (11%), привлекательность партнера (11%), сексуальные отношения (8%), супруг как спутник по отдыху (4%), работа по дому (3%), финансовая поддержка (2%), восхищение (0,3%).
С учетом гендерного фактора в первой тройке ценностей различий нет. Девушки и юноши в качестве приоритетных ценностей выделяют искренность и открытость, посвященность семье, общение. Далее распределение семейных ценностей показало, что для девушек более важными являются нежность, привлекательность в партнере, сексуальные отношения и финансовая поддержка. Для юношей - сексуальные отношения, привлекательность в партнере, нежность, то есть в обратном порядке. Интересен тот факт, что ценность «восхищение» в качестве основной выбрала только одна девушка и ни один юноша. Однако «работа по дому» как ценность не выбрана ни одной девушкой, но отмечена в качестве главной двумя юношами. Результаты представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Выбор семейных ценностей студентами-первокурсниками
При анализе результатов исследования особенностей отношения студентов к альтернативным формам брака выявлено следующее. На вопрос «Согласны ли Вы со следующим высказыванием: «Современная семья – семья, основанная, прежде всего на незарегистрированном браке»» 4,7% ответили «согласен»; 4,7% - «скорее согласен, чем не согласен»; 4,7% - «затрудняюсь»; 32,2% - «скорее не согласен, чем согласен»; 50,5% - «не согласен». С четом гендерного аспекта большинство и юношей и девушек ответили не согласен (47,8%; 52% соответственно), скорее не согласен, чем согласен (41,3%; 31% соответственно). Таким образом большинство студентов указывает на то, что современная семья должна быть основана на зарегистрированной форме. Среди, мотивов же вступления в различные формы альтернативных форм брака студенты выделяют проверку чувств в обстановке быта-77,1%, материальную независимость друг от друга-12,4%, свободу сексуальных отношений-10,5%. Однако 8,5%студентов не смогли назвать возможные причины данного явления. Среди известных форм незарегистрированного брака большинство студентов выделяют фактический брак, конкубинат (союз женщины и мужчины, у которого есть официальная жена), свободный союз (85,7%; 48,6%; 43% соответственно). С учетом гендерного аспекта различий не выявлено. Самыми распространенным среди которых, по мнению большинства студентов - первокурсников, являются фактический (сожительство)-48,6%, свободный – 16,2%, пробный – 10,5, гендерных различий не выявлено. Результаты на диаграмме 2.
Диаграмма 2
Степень осведомленности о существовании и распространенности различных форм незарегистрированного брака
На вопрос «Есть ли у Вас друзья, знакомые, которые состоят в незарегистрированном браке?» да ответили 54,3% , нет-38%, не помню-5,7%, трудно сказать-1,9% опрошенных студентов. Среди знакомых у 54,3% студентов есть те, кто состоят в незарегистрированном браке, у 38%-таких знакомых нет, причем у девушек таких знакомых больше -65%, у юношей таких знакомых меньше-43,5%.
Бытующее мнение о том, что молодые люди не желают официально оформлять свои отношения, ориентированы на финансовую поддержку и свободные сексуальные отношения оказывается не соответствуют результатам нашего исследования. В представлениях студентов молодая современная семья должна основываться на взаимной любви, уважении, должны быть официально зарегистрированы, в которой будут воспитываться желанные дети. Однако они не скрывают свою осведомленность о возможных формах альтернативного брака и допускают возможность отношений в данных видах брака. Поэтому молодые люди нередко нуждаются в психологическом консультировании, семейном консультировании, просветительских мероприятиях о взаимоотношениях супругов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Беляева Я.В. Состояние и динамика отношения молодежи к незарегистрированному браку. – М., 2008.
2. Иудин А.А. Различие установок на семейно-брачные отношения и ценность детей // Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития. / Под ред. Саралиевой З.Х. – Н.Новгород, изд. НИСОЦ, 2008.
3. Социология семьи / Под ред. А.И. Антонова. – М., 2005.
4.Целуйко В.М. Современная семья: социально-психологические и этические проблемы. – Волгоград, 2001.
5. Шилов И. Ю. Фамилистика: психология и педагогика семьи. – СПб., 2000.
6. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб, 1996., – 1995. – № 6.
7. Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал. – 1996. – № 3-4.
8. Вишневский А.Г. Демографическая модернизация России и ее противоречия // Мир России. – 1999. – № 4. – С.16.
9. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб, 1996.
10.Свадьбина Т.В., Любимова А.Б. Современная семья: методология, проблемы, перспективы. – Н.Новгород, 2005.
11. Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. – М.: Облик, 2001.
12. Клёцин А.А. Внебрачные и альтернативные (немодальные) семьи: формы и содержание // Рубеж (альманах социальных исследований). – № 5. 1994. – С. 167. |