Скачать 0.69 Mb.
|
Методические рекомендации по изучению курса «Экономика» Российская экономика переживает период перехода к новому этапу своего развития. Современная эпоха характеризуется динамичностью экономического развития. Следовательно, в высших учебных заведениях должно уделяться достаточно внимания изучению специфики экономического развития национальной экономики в XXI веке, комплексному анализу современных проблем экономического развития. Экономическая теория раскрывает важные вопросы современного общественного производства, практические рекомендации экономической науки позволяют эффективно использовать ограниченные экономические ресурсы. В XXI веке интерес к экономической науке возрастает. Современный специалист, руководитель производства, руководитель любой фирмы, специалист любого предприятия гражданской авиации должны знать особенности функционирования национальной экономики Российской Федерации, специфику функционирования предприятий гражданской авиации в XXI веке. Экономика изучает систему экономических отношений между людьми, которые формируются в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Изучая экономику, мы познаем особенности развития общественного производства, национального и мирового хозяйства. В современных условиях становятся сложными процессы производства, изменились и усовершенствовались системы посредничества и торговли. Но не изменилось одно - в центре всего, что происходит в развитии и функционировании общественного производства находятся конкретные люди с их потребностями. Человек с его знаниями, умениями, творческими способностями оказывает существенное влияние на развитие производительных сил, является двигателем развития цивилизаций. Потребности во все времена заставляли людей одолевать огромные расстояния в поисках новых земель и рынков сбыта, осваивать неизведанные территории. Именно потребности были и остаются главным стимулом развития науки, техники и производства, способствуя тем самым расцвету культуры и образования и повышению уровня жизни. Наука и новые технологии достигли очень высокого уровня развития. Научно-технический прогресс способствует развитию общественного производства, внедрение НТП способствует росту производительности труда, но даже современный уровень развития производительных сил и развития общественного производства не может обеспечить полного удовлетворения всех потребностей человечества. Поэтому в современных условиях такое большое значение приобретает изучение современной экономики. Экономические знания помогут значительно повысить уровень нашего благосостояния, к чему мы постоянно стремимся. Как и каждая наука, экономика имеет свои законы, принципы, правила, по которым она развивается. Она рассматривает все сферы человеческого бытия, отражает все процессы, происходящие в обществе, - от политических до бытовых, поэтому изучение ее предусматривает применение знаний практически по всем дисциплинам, которые изучаются как в школе, в техникумах, на первых курсах обучения в высших учебных заведениях. Изучение экономики важно не только для того, чтобы познакомиться с основными экономическими категориями и действиями экономических законов, но и для осознания важности экономической теории в повседневной жизни каждого человека и нахождения своего места в современном российском обществе, чтобы в практической деятельности выходить на более высокие рубежи экономического развития. Важно, чтобы выпускник МГТУ ГА знал, как формировать эффективную социально ориентированную экономику. Через освоение основ экономических знаний студенту потом будет легче применить на практике основные теоретические положения экономической науки. Изучение основ экономики даёт возможность студентам технических специальностей понять сложные экономические явления, понять сущность экономических отношений между людьми, которые складываются как в процессе производства, так и в процессе обмена, распределения и потребления материальных благ. Знание основ экономической науки позволяет формировать экономическое мышление. Лауреат Нобелевской премии по экономике американский экономист Пол Самуэльсон (США), получивший премию за вклад в повышение уровня научного анализа экономических процессов, заметил, что «Экономическая теория – королева наук!» I. Цели и задачи учебной дисциплины Помочь студентам познакомиться с достижениями экономической мысли, сформировавшимися на протяжении веков. Сформировать у студентов знания о направлениях и сферах действия экономических законов. Сформировать у студентов государственный подход к идее модернизации российской экономики. Вооружить студентов необходимым арсеналом экономических знаний о достижениях экономической мысли, экономической теории и практики мировой цивилизации, актуальных проблем экономического развития общества. Задачами изучения дисциплины «Экономика» является формирование у выпускников МГТУ ГА необходимых компетенций. Компетентность – это знания, опыт в определенной области науки, деятельности, жизни, а также область знаний должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий тех или иных органов и лиц устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами. Компетентный подход базируется на знаниях, навыках и опыте (компетенции) исполнителей. При таком подходе к определению уровня знаний по экономике предоставляется определенная свобода действий и возможность проявить студенту свои знания и профессиональные навыки в практической деятельности на предприятиях гражданской авиации. Выпускник МГТУ ГА в процессе изучения экономики должен овладеть следующими профессиональными компетенциями: - умело использовать знания основных экономических законов в своей профессиональной деятельности, в анализе реальных экономических событий, применять методы экономического анализа в профессиональной деятельности; - применять экономические знания на практике; - выпускник должен понимать сущность экономической информации, ее роль в развитии современного общества. В результате изучения дисциплины студент должен:
- общие основы экономической теории, основные этапы и направления развития экономической науки; - цели и задачи экономики в жизни общества; - механизм действия экономических законов и возможные последствия влияния факторов, нарушающих макроэкономическое равновесие; - экономические функции государства, инструменты, формы и методы государственного регулирования национальной экономики. 1.2. Уметь: - на основе полученных теоретических знаний (о действиях экономических законов общественного развития, достижений экономической теории и практики) анализировать современные экономические явления и экономические процессы и использовать полученные знания в практической деятельности; - давать оценку экономической политике государства и практике хозяйствования; - анализировать статистические данные хозяйственной деятельности экономических субъектов; - вырабатывать свою точку зрения по экономическим вопросам жизни общества и аргументировать свое мнение, использовать полученные знания в практической деятельности на предприятиях ГА. 1.3. Компетентностный подход к определению уровня знаний и умений студентов более детально может быть определен по дисциплине «Экономика» так же в следующих параметрах: студент должен понимать:
- исполнения типичных экономических ролей; - решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями; - совершенствования собственной познавательной деятельности; - оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения; - осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации. 1.4. Учебный курс «Экономика» включает в себя лекции и семинарские занятия. В данной работе представлена рабочая программа учебного курса, основы методики проведения семинаров и задачи студентов для подготовки к семинарским занятиям, включая описание текущих и контрольных мероприятий, в которые вовлечены студенты, и развернутый план семинаров. Основная цель семинарских занятий состоит в том, чтобы студенты были готовы участвовать в индивидуальных и коллективных обсуждениях важнейших проблем экономической теории, могли четко высказать свои знания и свою точку зрения по важнейшим теоретическим вопросам, а так же по вопросам реальной практики функционирования национальной экономики Российской Федерации, студенты должны получить навыки участия в исследовательских проектах в области анализа современных экономических процессов в национальной экономике и в мировом хозяйстве. Для реализации этой цели на семинарах по экономике студенты должны учиться:
Все виды текущих и контрольных заданий направлены на то, чтобы развить соответствующие навыки у студентов. В следующих разделах данного пособия представлены все виды таких работ с указанием цели их проведения, задач, которые они решают, на развитие каких навыков они направлены и как оцениваются. II. Содержание дисциплины «Экономика» Составлено на основе Требований Государственного стандарта и Рабочей программы по дисциплине «Экономика», рассмотренной и утвержденной на заседании кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА. I семестр - Микроэкономика Тема 1. Экономика, ее роль в обществе. Предмет экономической науки – 2 часа. Экономика. Роль экономической науки в современном обществе. Функции экономической теории. Предмет экономической науки, развитие представлений о предмете экономической науки. Экономические цели общества. Микроэкономика. Макроэкономика. Позитивная и нормативная экономическая наука. Экономические законы. Методы анализа экономических явлений. Тема 2. Этапы развития экономической теории – 2 часа. Развитие экономической науки в трудах: У. Петти, Ф. Кэне, А.Смита, Т.Р. Мальтуса, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Маршала, Дж. Кейнса, М. Фридмена. Эволюция экономической мысли и формирование современной экономической науки. Тема 3. Развитие русский экономической мысли – 2 часа. Экономические воззрения русских ученых: А. Ордин-Нащокина, И.Т. Посошкова, В.Н. Татищева. Вклад в экономическую науку М.В. Ломоносова, Н.С. Мордвинова, А.Н. Радищева, А.А. Чупрова, М.А. Бакунина, Б.А. Базарова, М.И. Туган-Барановского, Г.В. Плеханова, Д.И. Менделеева, П.А. Столыпина, В.И. Ленина, Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова, Л.В. Канторовича и др. Экономическая культура, сущность, структура, формирование. Тема 4. Общественное производство и экономические отношения – 2 часа. Общественное производство и его виды. Факторы общественного производства. Процесс труда и процесс производства. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция. Результаты общественного производства. Блага. Потребности, Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов. Экономический выбор. Производственные возможности. Производительные силы и производственные, экономические отношения. Тема 5. Собственность: Сущность и формы проявления – 2 часа. Собственность как экономическая категория. Классификация форм собственности. Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт зарубежных стран. Процесс изменений форм собственности в России. Тема 6. Экономические системы – 2 часа. Экономическая система общества. Задачи, решаемые экономическими системами. Критерии экономических систем. Типы экономических систем. Характеристики отдельных экономических систем. Тема 7. Рынок – 2 часа. Определение рынка. Инфраструктура рынка. Виды рынков, их особенности и характерные черты. Конкуренция и монополия. Тема 8. Рыночный механизм. Спрос и предложение – 2 часа. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Спрос, закон спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение, закон предложения. Факторы предложения. Закон убывающей предельной производительности. Эластичность: ценовая эластичность спроса и предложения. Тема 9. Поведение потребителя – 2 часа. Теория потребительского поведения. Бюджеты потребителей и потребительский выбор. Оценка благосостояния потребителей. Тема 10. Издержки и прибыль фирмы – 2 часа. Издержки производства. Виды издержек. Фирма: функционирование фирмы, выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно-конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Тема 11. Рыночная власть. Несовершенная конкуренция – 2 часа. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Тема 12. Рынок факторов производства – 2 часа. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Доходы: сущность и виды. Формирование доходов - прибыль, процент, рента. Распределение доходов и неравенство. Тема 13. Внешние эффекты и общественные блага – 2 часа. Необходимость государственного вмешательства в экономику. Природа внешних эффектов: издержки и выгоды, вызываемые побочными воздействиями. Трансакционные издержки. Общественные блага. Функции правительства в смешанной экономике. II семестр - Макроэкономика Тема 14. Национальная экономика – 2 часа. Макроэкономика: место и роль в экономической науке. Национальная экономика как единое целое. СНС и макроэкономические показатели. Роль государства в экономике. Тема 15. Кругооборот доходов и продуктов – 2 часа. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Тема 16. Макроэкономическое равновесие – 2 часа. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос, факторы совокупного спроса. Совокупное предложение, факторы совокупного предложения. Тема 17. Макроэкономическое равновесие – 2 часа. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Эффект мультипликатора. Равновесие в национальной экономике. Экономические циклы и кризисы. Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева. Тема 18. Безработица. Инфляция – 2 часа. Безработица и ее формы. Инфляция, измерение инфляции, Индексы цен. Причины и виды инфляции. Тема 19. Бюджетно-налоговая политика – 2 часа. Налоговая политика государства. Бюджет, доходы и расходы бюджета. Виды бюджетной политики. Государственные расходы. Тема 20. Деньги и их функции – 2 часа. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика государства. Тема 21. Социальная политика государства – 2 часа. Доходы населения. Неравенство доходов, кривая Лоренца. Уровень жизни и его качество. Социальная защита населения. Тема 22. Экономический рост и развитие – 2 часа. Экономический рост. Виды экономического роста, факторы экономического роста. Тема 23. Международные экономические отношения – 4 часа. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Тема 24. Особенности переходной экономики России – 4 часа. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики. III. Образовательные технологии В лекционном процессе должны быть использованы современные технические средства обучения: экран, видео, компьютерные технологии, кинофрагменты. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки специалистов технических специальностей, СО, ОП, ЭВМ, ПМ реализация компетентностного подхода по дисциплине «Экономика» должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения семинарских занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, экономические тренинги). В сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков у студентов в рамках учебного курса могут быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных авиационных компаний, государственных и общественных организаций. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется кафедрой ГиСПН, особенностью контингента студентов, направлением обучения и специальностью. IV. Учебный план дисциплины «Экономика» для студентов заочного обучения Экономика изучается студентами III курса заочного факультета, специальности 160901, 160905, 160903. Изучение дисциплины завершается экзаменом. Студент-заочник выполняет 2 контрольные работы. Контрольные работы должны быть подготовлены самостоятельно и представлены в деканат заочного факультета не позднее, чем за 2 недели до начала экзаменационной сессии. В процессе подготовки контрольных работ по экономике целесообразно использовать: Панферов К.Н. Экономика: пособие по выполнению контрольных работ для студентов технических специальностей заочного обучения. – М.: МГТУ ГА, 2005. В период экзаменационной сессии студенты должны присутствовать на лекциях и семинарских занятиях. Распределение учебного времени по видам занятий по дисциплине «Экономика» на заочном факультете для специальностей 160901, 160905, 160903. Установочная лекция – 2 часа. Обзорные лекции – 12 часов. Семинарские занятия – 6 часов. Планы лекций для студентов заочного факультета
Тема: Экономика как наука. Становление и развитие экономической науки. Зарождение и развитие экономической науки. Предмет экономики, метод, функции. Экономическая система и общественное производство. Экономические ресурсы и производственные потребности. Микроэкономика. Макроэкономика. Мировая экономика. Особенности организации самостоятельной работы студента в процессе изучения экономической теории. 2. Обзорные лекции для студентов заочного факультета – 12 часов. Читаются во время экзаменационной сессии на III курсе. Тема: Общественное производство и экономические отношения – 2 часа. Общественное производство и его виды. Факторы общественного производства. Блага. Потребности. Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов. Экономический выбор. Производственные возможности. Собственность как экономическая категория. Классификация собственности форм собственности. Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Процесс изменений форм собственности в России. Тема: Механизм функционирования рынка – 2 часа. Теоретические основы рыночной экономики. Спрос и предложение. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена. Конкуренция и монополия. Тема: Поведение фирмы. Теория издержек производства и прибыли – 2 часа. Использование фирмой факторов производства. Производственная функция. Издержки производства. Виды издержек. Фирма: функционирование фирмы, выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно-конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Тема: Рынки факторов производства – 2 часа. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Доходы: сущность и виды. Формирование доходов - прибыль, процент, рента. Тема: Национальная экономика. Макроэкономическое равновесие – 2 часа. Макроэкономика: место и роль в экономической науке. Национальная экономика как единое целое. СНС и макроэкономические показатели. ВВП и способы его измерения. Роль государства в экономике. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос, факторы совокупного спроса. Совокупное предложение, факторы совокупного предложения. Тема: Социальная политика государства – 2 часа. Социальная политика государства, принципы и способы ее реализации. Доходы населения. Неравенство доходов, кривая Лоренца. Уровень жизни и его качество. Социальная защита населения. Планы семинарских занятий для студентов заочного факультета Семинар 1. Тема семинара: Общественное производство и экономические отношения – 2 часа [1, гл. 2, 3; 3, т. 1, 3; 7, гл. 6, 7, 8]. 1. Общественное производство и его виды. Факторы общественного производства. Процесс труда и процесс производства. НТП и его влияние на общественное производство. 2. Блага. Потребности. Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов. Экономический выбор. Производственные возможности. 3. Собственность как экономическая категория. Классификация собственности форм собственности. Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт зарубежных стран. Процесс изменений форм собственности в России. 4. Экономические системы общества. Задачи, решаемые экономическими системами. Критерии экономических систем. Типы экономических систем. Семинар 2. Тема семинара: Рыночный механизм. Спрос и предложение – 2 часа [1, гл. 5, 7, 8, 9; 3, т. 2; 6, т. 6, 8; 7, гл. 9, 10]. 1. Рынок. Инфраструктура рынка. Виды рынков, их особенности и характерные черты. Конкуренция и монополия . 2. Спрос и предложение. Закон спроса и закон предложения. Эффект дохода и эффект замещения. Факторы спроса и предложения. Индивидуальный и рыночный спрос. 3. Эластичность спроса и предложения. 4. Издержки производства. Виды издержек. Методы снижения издержек. Функционирование фирмы, выручка и прибыль. Семинар 3. Тема семинара: Национальная экономика. ВВП и способы его измерения. Макроэкономическая нестабильность – 2часа [1, гл. 13, 14, 17; 5, п.1-5; 7, гл. 19, 21]. 1. Макроэкономика: место и роль в экономической науке. Национальная экономика как единое целое. 2. СНС и макроэкономические показатели. ВВП и способы его измерения. 3. Роль государства в экономике. Сущность макроэкономической нестабильности и формы ее проявления. 4. Экономический рост: сущность, цели, типы и факторы. Показатели экономического роста. Особенности экономического роста в современных условиях и его темпы в ХХI веке. Литература для подготовки к семинарам для студентов заочного обучения
Электронный адрес кафедры гуманитарных и социально-политических наук для консультаций Обучение студентов-заочников в значительной мере отличается от обучения студентов дневной формы обучения: студент-заочник больше самостоятельно работает с книгой, самостоятельно осуществляет поиск информации, самостоятельно готовит контрольные работы. В процессе изучения дисциплины у студента-заочника возникают вопросы. Задать вопросы и получить ответ можно, используя электронную почту кафедры: www.GSPN@ mstuca.ru V. Планы семинарских занятий для студентов дневного обучения I семестр – Микроэкономика – 14 часов Семинар 1. Тема семинара: Экономика. Предмет экономической науки и ее роль в обществе – 2 часа. 1. Экономика. Роль экономической науки в современном обществе. 2. Функции экономической теории. 3. Предмет экономической науки, развитие представлений о предмете экономической науки. Экономические цели общества. 4. Микроэкономика. Макроэкономика. Позитивная и нормативная экономическая наука. 5. Экономические законы. Методы анализа экономических явлений. 6. Экономическая культура, сущность, структура, формирование. Семинар 2. Тема семинара: Этапы развития экономической теории. Развитие русский экономической мысли – 2 часа. 1. Развитие экономической науки в трудах: У. Петти, Ф. Кэне, А. Смита, Т.Р. Мальтуса, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Маршала, Дж. Кейнса, М. Фридмена. 2. Эволюция экономической мысли и формирование современной экономической науки. 3. Экономические воззрения русских ученых: А. Ордин-Нащокина, И.Т. Посошкова, В.Н. Татищева. Вклад в экономическую науку М.В. Ломоносова, Н.С. Мордвинова, А.Н. Радищева, А.А. Чупрова, М.А. Бакунина, Б.А. Базарова, М.И. Туган-Барановского, Г.В. Плеханова, Д.И. Менделеева, П.А. Столыпина, В.И. Ленина, Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова, Л.В. Канторовича и др. Семинар 3. Тема семинара: Общественное производство и экономические отношения – 2часа. 1. Общественное производство и его виды. 2. Факторы общественного производства. Процесс труда и процесс производства. 3. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция. Результаты общественного производства. 4. Блага. Потребности. Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов. Экономический выбор. Производственные возможности. 5. Производительные силы и производственные отношения. Семинар 4. Тема семинара: Собственность: сущность и формы проявления – 2часа.
2. Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт зарубежных стран. Процесс изменений форм собственности в России. 3. Экономические системы общества. Задачи, решаемые экономическими системами. Критерии экономических систем. Типы экономических систем. Характеристики отдельных экономических систем. Семинар 5. Тема семинара: Рыночный механизм. Спрос и предложение. Поведение потребителя – 2 часа. 1. Определение рынка. Инфраструктура рынка. Виды рынков, их особенности и характерные черты. Конкуренция и монополия. 2. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Теория потребительского поведения Бюджеты потребителей и потребительский выбор. Оценка благосостояния потребителей. 3. Спрос, закон спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. 4. Предложение, закон предложения. Факторы предложения. Закон убывающей предельной производительности. Эластичность: ценовая эластичность спроса и предложения. Семинар 6. Тема семинара: Издержки и прибыль фирмы – 2часа. 1. Издержки производства. Виды издержек. 2. Фирма: функционирование фирмы, выручка и прибыль. 3. Принцип максимизации прибыли. 4. Предложение совершенно-конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Семинар 7. Тема семинара: Рынок факторов производства – 2 часа. 1. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. 2. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. 3. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. 4. Доходы: сущность и виды. Формирование доходов - прибыль, процент, рента. Письменная домашняя работа. Тема: Внешние эффекты и общественные блага. В письменной форме представить ответы на следующие вопросы:
Вопросы для зачета (для студентов дневного обучения) Часть 1 – Микроэкономика
II семестр – Макроэкономика – 14 часов Планы семинарских занятий Семинар 8. Тема семинара: Национальная экономика. ВВП и способы его измерения – 2 часа. 1. Макроэкономика: место и роль в экономической науке. 2. Национальная экономика как единое целое. 3. СНС и макроэкономические показатели. ВВП и способы его измерения. 4. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. 5. Роль государства в экономике. Семинар 9. Тема семинара: Макроэкономическое равновесие – 2 часа.
Семинар 10. Тема семинара: Безработица. Инфляция – 2 часа.
Семинар 11. Тема семинара: Бюджетно-налоговая политика – 2 часа.
Семинар 12. Тема семинара: Деньги и их функции – 2 часа.
Семинар 13. Тема семинара: Социальная политика государства – 2 часа.
Семинар 14. Тема семинара: Международные экономические отношения. Особенности переходной экономики – 2 часа.
Вопросы для повторения и подготовки к итоговой аттестации по экономике Студенты дневного обучения – бакалавриат – сдают зачет, студенты заочного обучения сдают экзамен.
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература:
Дополнительная литература:
Периодические издания:
Интернет-ресурсы Электронные средства информации:
VII. Характеристика форм и методов работы студентов на семинарском занятии 1. Устные выступления на семинарском занятии На семинарском занятии каждый студент должен проявить себя в процессе обсуждения вопросов темы, определенных как планом, так и преподавателем. Преподаватель, учитывая план семинарского занятия, может предложить дополнительные вопросы для обсуждения. Студенты во время самостоятельной работы над темой в процессе подготовки к семинарскому занятию должны изучить все вопросы плана, должны быть готовы самостоятельно проявить инициативу и выступать на семинарских занятиях при обсуждении вопросов плана. Преподаватель может вызвать студента на семинаре, предложив ему устно раскрыть тот или иной вопрос плана, предложить студенту высказать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу. Выступления на семинарских занятиях являются важной формой активности студента. На семинарских занятиях студент учится не только оформлять свои знания в логической, связной, последовательной форме устного выступления, но и учится спорить, отстаивать свою точку зрения. 2. Контрольная работа в форме ответов на тесты На семинарских занятиях для закрепления материала и для контроля за самостоятельной подготовкой студентов по экономике по каждой теме предлагаются тестовые контрольные работы. Написанная тестовая контрольная работа оценивается по пяти-балльной шкале. При этом при выставлении оценки учитывается как соответствующие теме теоретические знания, так и то, насколько студенту удалось использовать теоретический инструментарий для анализа конкретной ситуации, представленной в вопросах теста. (Тесты представлены ниже). Тесты могут быть использованы не только в форме контрольных работ, но и для самостоятельной работы студентов для закрепления учебного материала. 3. Доклады В МГТУ ГА очень часто используются доклады, подготавливаемые студентами дома. Темы докладов определяются заранее преподавателем и студентом. При этом учитываются научные интересы студентов, тема семинарского занятия. Каждый доклад должен раскрывать тот или иной вопрос темы, должен способствовать более глубокому раскрытию вопросов плана семинарского занятия. |
Методические рекомендации по изучению курса «Основы менеджмента обсуждены... Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности | Методические рекомендации по изучению одного из разделов курса «Устное... П18 Паремические жанры русского фольклора [Текст]: методические рекомендации по изучению курса / З. Ж. Кудаева – Нальчик: Каб. Балк... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | ||
Методические рекомендации по изучению учебного курса международного... Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных... | Методические рекомендации по изучению курса «Мировая экономика» для... Федеральное государственное бюжетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое... Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы | Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл».... Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова | Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические... Целью курса является изучение основных институтов и норм римского права в их историческом развитии и их влияние на нормы современного... | ||
Методические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»,... Абота содержит конспект основных курса «Экономика предприятия», методические указания к их изучению, список литературы по темам,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины ... |