Скачать 2.85 Mb.
|
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ» КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Г.В. СЕНЧУКОВА ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМЛЕКС для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» Новосибирск 2011 Издается в соответствии с планом учебно-методической работы НГУЭУ Сенчукова Г.В. ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2011 Учебно-методический комплекс подготовлен для студентов заочной формы обучения и предназначен для самостоятельного изучения курса, предусмотренного учебным планом по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» Сенчукова Г.В. Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫПри работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на основное назначение дисциплины – изучить теоретические основы функционирования предприятий сферы сервиса и туризма, которые позволяют овладеть практическими методами организации деятельности и управления предприятиями сферы сервиса и туризма. В настоящее издание УМК включены: рабочая программа курса «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме», курс лекций, методические указания по выполнению контрольной работы, контрольные вопросы по дисциплине, тестовые задания и словарь терминов. При изучении дисциплины необходимо ознакомиться со структурой курса, которая хорошо просматривается в тематическом плане дисциплины и отражается в лекционном материале. Лекционный курс организационно представлен девятью темами, раскрывающими: Экономику туризма и влияющие на нее факторы. Составные части и характерные особенности туриндустрии. Туристский продукт. Системный подход в определении туризма. Жизненный цикл развития дестинации. Типология туристских дестинаций. Туристские потоки и модели их распределения в мировом масштабе. Мотивация путешествий и основные виды туристских рынков. Социально-экономическое значение туризма. Мультипликатор туризма. Значение статистики туризма для планирования и оценки влияния туризма на экономику. Туризм как фактор экономического прогресса и развития. Инвестиции в туризме. Сущность и содержание предпринимательства, виды предпринимательства в туризме. Сущность предпринимательского риска. Организационные и государственно-правовые основы и формы предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма. Инновационная предпринимательская деятельность. Производственные фонды предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Показатели использования основных производственных фондов. Лизинг. Состав, структура и классификация оборотных средств. Оценка эффективности использования оборотных средств предприятия. Издержки предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Ценовая политика на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма. сновные показатели эффективности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Прибыль и рентабельность предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Особенности труда специалистов социально-культурного сервиса и туризма. Формы и системы оплаты труда. При подготовке к зачету особое внимание необходимо обратить на следующие моменты:
Для того чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным вопросам, рекомендуется тщательно изучить материал, представленный в тексте лекций и ознакомится с информацией, содержащейся в литературе по данной дисциплине. В списке литературы в разделе основная литература представлены литературные источники из библиотечного фонда НГУЭУ. Для успешной сдачи зачета по дисциплине «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме» студентам рекомендуется после изучения лекционного материала решить практические и тестовые задания. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Согласно государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», дисциплина «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме» является частью федерального компонента цикла ОПД (общепрофессиональные дисциплины) и по учебному плану ОПП имеет код Ф.10.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме» играет важную роль в формировании у будущего специалиста максимально полных представлений об экономических основах функционирования предприятий и организаций социально-культурного сервиса и туризма в условиях рынка. Данная дисциплина предназначена для формирования системы теоретических знаний в области правовых основ, регулирующих экономические отношения в сфере предпринимательства на современном этапе развития социально-культурного сервиса и туризма в России. Цель курса: формирование системы теоретических знаний в области экономики и предпринимательства в социально-культурном сервисе и туризме, а также практических навыков планирования, прогнозирования и анализа функционирования предприятия (организации) социально-культурного сервиса и туризма. Задачи курса:
1.3 Требования к уровню освоения дисциплины По окончанию изучения дисциплины «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме» слушатель должен: - иметь представление о предмете и методе курса, овладеть научной базой предмета, понимая цели и задачи данной дисциплины среди других дисциплин; - знать сущность, объективную необходимость и принципы рациональной предпринимательской деятельности предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма; - уметь рассчитывать, определять, оценивать параметры экономических затрат и результатов деятельности предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма. 1.4 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Промежуточная аттестация. Для контроля усвоения данной дисциплины на заочной форме обучения учебным планом предусмотрен экзамен. Текущий контроль. Для студентов заочной формы обучения предусмотрено выполнение контрольной работы. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (Распределение часов)
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ Раздел 1. Экономика социально-культурного сервиса и туризма Тема 1. Предмет, содержание, задачи курса Экономика туризма и влияющие на нее факторы. Материальное состояние населения, его структура, дифференциация, динамика. Составные части и характерные особенности туриндустрии. Туристский продукт. Тема 2. Экономико-географический компонент туриндустрии Системный подход в определении туризма. Жизненный цикл развития дестинации. Типология туристских дестинаций. Туристские потоки и модели их распределения в мировом масштабе. Мотивация путешествий и основные виды туристских рынков. Тема 3. Анализ экономической значимости и тенденций развития туризма Социально-экономическое значение туризма. Мультипликатор туризма. Значение статистики туризма для планирования и оценки влияния туризма на экономику. Туризм как фактор экономического прогресса и развития. Инвестиции в туризме. Раздел 2. Функционирование предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма Тема 4. Предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности Сущность и содержание предпринимательства. Стадии и условия осуществления предпринимательской деятельности. Классификация предпринимательства, виды предпринимательства в туризме. Сущность предпринимательского риска. Организационные и государственно-правовые основы и формы предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма. Тема 5. Экономические основы организации предприятий социально-культурного сервиса и туризма Производственные фонды предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Оценка основных фондов. Физический и моральный износ основных фондов. Амортизация основных фондов. Показатели использования основных производственных фондов. Лизинг в индустрии гостеприимства. Состав, структура и классификация оборотных средств. Оценка эффективности использования оборотных средств предприятия. Тема 6. Издержки предприятий социально-культурного сервиса и туризма Понятие и классификация затрат. Себестоимость и общая характеристика затрат. Зарубежный опыт учета затрат на предприятии. Тема 7. Ценовая политика на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма Ценовая политика на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма. Затратный подход к формированию цены продукции (услуг). Рыночные или маркетинговые методы формирования цены на продукцию (услуги). Тема 8. Эффективность деятельности предприятий социально-культурного сервиса и туризма Основные показатели эффективности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Прибыль и рентабельность предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Тема 9. Экономика труда на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма Особенности труда специалистов социально-культурного сервиса и туризма. Формы и системы оплаты труда. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой... Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания... | Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной... Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф... | Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания... Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии» | Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | ||
Методические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей... Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии |