Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса)





Скачать 298.82 Kb.
НазваниеНравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса)
страница1/2
Дата публикации25.10.2014
Размер298.82 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Психология > Автореферат
  1   2


На правах рукописи

Максумова Анна Олеговна
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЛИЧНОСТИ

(на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса)

Специальность: 19.00.01 – общая психология, психология личности,

история психологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук
Казань – 2010

Работа выполнена на кафедре психологии личности факультета психологии

Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор

Попов Леонид Михайлович


Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Воловикова Маргарита Иосифовна

кандидат психологических наук, доцент

Мантонина Ольга Ивановна

Ведущее учреждение: Ярославский государственный

университет им. П.Г.Демидова

(г. Ярославль)

Защита состоится «3» ноября 2010 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.22 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата психологических наук при ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, физический корпус, аудитория 506.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 35.
Электронная версия автореферата размещена на сайте ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» www. ksu. ru. «___» октября 2010 года.
Автореферат разослан «___» октября 2010 года.
Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат психологических наук, доцент

Габдреева Г.Ш

Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования.

В условиях современной российской действительности изучение нравственно-этических особенностей руководителя приобретает особую значимость. Очевидной тенденцией становится то, что постепенно происходит снижение удельного веса этико-нравственных качеств в перечне профессионально важных качеств руководителя и повышение значимости экономических ценностей в структуре их ценностных ориентаций. Поскольку руководитель является своеобразным «мерилом» нравственности в рамках своей управленческой единицы (компании, отдела), постольку разработка системы мер по адекватной диагностике и повышению уровня нравственно-этического развития личности через развитие нравственно-этических характеристик управленцев будет способствовать не только развитию компаний, но и общественному прогрессу.

Большинством зарубежных и отечественных специалистов по этике менеджмента (И.Ансофф, Т.Ю.Базаров, М.Вудкок, П.Друкер, А.А.Журавлев, А.В.Карпов, Е.А.Климов, Р.Л.Кричевский, Ф.Лютенс, Г.С.Никифоров, Л.И.Уманский, Д.Фрэнсис, В.Д.Шадриков, В.М.Шепель, В.Г.Шипунов) выделяется ряд нравственно-этических характеристик, которые должны присутствовать в структуре профессионально важных качеств успешного управленца: честность, ответственность, доброжелательность (доброта), порядочность, справедливость, щедрость, надежность, скромность.

Таким образом, научно-практическая проблема определяется, во-первых, противоречием, возникающим между недостаточным количеством и качеством психологического инструментария, связанного с диагностикой перечисленных нравственно-этических характеристик управленца, сконструированного специально для деловой среды, и необходимостью валидизации с целью последующего активного использования в практике управления персоналом.

Во-вторых, хотя в рамках такого научного направления, как нравственно-этическая психология, поиск и изучение внешних и внутренних детерминант нравственного развития личности проводится, однако сами нравственно-этические характеристики как детерминанты профессиональной деятельности исследованы недостаточно.

Таким образом, научно-практическая проблема заключается в определении нравственно-этических характеристик, которые могут быть рассмотрены как детерминанты личности руководителя.

В качестве объекта исследования выступила личность молодого (до 35 лет) руководителя.

В качестве предмета исследования выступили нравственно-этические детерминанты личности молодого руководителя (до 35 лет) малого и среднего бизнеса.

Цель исследования: выявить нравственно-этические детерминанты личности молодых руководителей (до 35 лет) малого и среднего бизнеса.

Гипотеза: Нравственно-этические характеристики личности обеспечивают развитие профессионально важных качеств, способствующих повышению успешности управленческой деятельности молодого (до 35 лет) руководителя.

Достижение поставленной цели потребовало последовательной постановки и решения следующих задач:

  1. Изучить основные подходы к пониманию личности и на основании этого выделить нравственно-этическую составляющую, представленную как общеличностной направленностью, так и отдельными нравственно-этическими характеристиками личности, обуславливающими нравственное поведение.

  2. Провести валидизацию методики ДДА (автор Л.М.Попов, 2006) по выявлению уровня деловой активности, а также выделению двух типов руководителей, характеризующихся противоположной нравственно-этической направленностью – «дельфинов» (руководителей миролюбивого типа) и «акул» (руководителей агрессивного типа), характеристики которых чаще всего соотносимы с авторитарностью и демократичностью.

  3. Выявить нравственно-этические характеристики молодого руководителя, которые выступают детерминантами личности управленца, способствуя продуктивности и успешности управленческого труда.

Методологическая и теоретическая основа работы.

Теоретическая база исследования построена с учетом принципа субъекта (К.А.Абульханова, Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн), в соответствие с которым человек рассматривается как автономная, инициативная личность, способная в определенных пределах изменить себя и окружающий мир; принципа детерминизма (С.Л.Рубинштейн), согласно которому все психические явления рассматриваются как зависящие от порождающих их факторов: внешних и внутренних; принципа развития (Л.С.Выготский, З.Фрейд), определяющего изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения; подходов к изучению личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалев, К.К.Платонов, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, В.С.Мерлин); модели системно-структурного представления психологической организации человека как субъекта развития, саморазвития (Л.М.Попов).

Методы исследования и обработки полученных данных включали логико-теоретический анализ, диагностические методы (тестирование), а также статистическую обработку данных (анализ средних значений, корреляционный анализ).

В состав эмпирического инструментария для проведения исследования вошли: тест «Добро и Зло» (Л.М. Попов, А.П. Кашин), тест «ДДА: дело, дельфин, акула» (Л.М.Попов), методика диагностики уровня эмпатии (И.М.Юсупов), самоактуализационный тест (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман и др.), методика измерения уровня субъективного контроля Дж.Роттера (в адаптации Е.Ф.Бажиной), методика «Анализ своих ограничений» М.Вудкока, Д.Фрэнсиса.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались всесторонним теоретическим анализом проблемы, репрезентативностью выборки испытуемых, принявших участие в эмпирической части исследования, валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, использованием адекватных методов статистической обработки данных.

Выборка исследования. Валидизация методики проводилась на смешанной выборке в 100 человек, в возрасте от 18 до 55 лет; также исследовалась выборка руководителей, общим количеством 50 человек, из коммерческих организаций РТ (г.г. Казань, Н. Челны, Нижнекамск) малого и среднего бизнеса, – финансово-кредитных, рекламных и производственных организаций. Это лица мужского пола, со стажем руководства от 5 до 8 лет, в возрасте до 35 лет, под непосредственным руководством которых работает не менее 5 человек.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  1. Показано, что нравственно-этические и сопутствующие этическому поведению характеристики, составляющие этический слой структуры личности, представлены в комплексе профессионально важных качеств руководителя как этико-конструктивным, так и этико-деструктивным типами личностной направленности, проявляющимися в повседневном поведении руководителя, его взаимоотношениях с подчиненными и деловыми партнерами.

  2. Апробирована, валидизирована и признана надежным инструментом методика ДДА (Л.М.Попов, 2006) по измерению уровня деловой активности, типу личностной направленности на основе преобладания ее этико-конструктивного или этико-деструктивного начала, соотносимого с двумя типами руководителей: «дельфин» (преобладает конструктивное начало) и «акула» (преобладает деструктивное начало).

  3. Доказано, что параметры нравственно-этической сферы, измеряемые с помощью шкал методики ДДА («деловая активность» и «дельфин»), прямо связаны с рядом нравственно-этических характеристик, диагностированных с помощью других, достаточно валидных, надежных и широко используемых психологических методик, – человечностью, уровнем добра (методика «Добро – Зло» Л.М.Попова), эмпатии (методика диагностики уровня эмпатии И.М.Юсупова), а также личностных характеристик, сопутствующих нравственному поведению, – интернальностью как в достижениях, так и в неудачах (методика измерения уровня субъективного контроля Дж.Роттера, в адаптации Е.Ф.Бажиной), самопринятием, принятием агрессии (самоактуализационный тест Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана и др.).

  4. Выявлен ряд нравственно-этических характеристик, которые положительно связаны с отдельными параметрами эффективности управленческой деятельности: способностью управлять собой, хорошими навыками решения проблем, творческим подходом к управлению, способностью руководить, умением наладить групповую работу. Таким образом, миролюбивость, преобладание качеств, входящих в комплекс «человечность», эмпатийность, интернальность в области достижений и неудач, самоуважение, принятие агрессии, самопринятие могут рассматриваться как детерминанты личности руководителя.

Теоретическая значимость исследования. Исследование нравственно-этических характеристик личности руководителя служит вкладом в раздел этической психологии личности и психологии управления, позволяя конкретизировать представленность в этическом слое руководителя конструктивного и деструктивного начал, и предложить валидный и надежный инструментарий для его измерения.

Практическая значимость исследования. Валидизированная в ходе диссертационного исследования методика «ДДА» позволяет применять ее в практической сфере управления персоналом предприятий малого и среднего бизнеса – в финансово-кредитных, рекламных и производственных организациях.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Нравственно-этические характеристики, составляющие этический слой структуры личности, входят в состав профессионально важных качеств эффективного руководителя. Нравственно-этическое начало руководителя может быть представлено как этико-конструктивным, так и этико-деструктивным типом личностной направленности и проявляется в повседневном поведении руководителя.

  2. На основе анализа преобладающего начала в этическом слое делового человека можно выделить два типа руководителей: «дельфин», где преобладает конструктивное начало и «акула», где преобладает деструктивное начало. Данная типология получила статистическое обоснование в методике ДДА (Л.М.Попов, 2006) по измерению уровня деловой активности у руководителя с различным преобладанием нравственно-этического начала – агрессивного («акула») или миролюбивого («дельфин»).

  3. Методика ДДА является валидным и надежным инструментом в работе организационного психолога: уровень деловой активности, уровень миролюбивости («дельфин») образовали ряд положительных, а уровень агрессивности («акула») – отрицательных межтестовых связей с нравственно-этическими характеристиками, диагностированными с помощью других валидных, надежных, широко используемых психологических методик, такими как человечность, уровень добра, эмпатия; а также с параметрами методик, измеряющих личностные характеристики, сопутствующие нравственному поведению – интернальностью как в достижениях, так и в неудачах, самопринятием, принятием агрессии.

  4. Положительно сопряжены нравственно-этические характеристики личности с рядом параметров эффективности управленческой деятельности: способностью управлять собой, хорошими навыками решения проблем, творческим подходом к управлению, способностью руководить, умением наладить групповую работу, что позволяет рассматривать человечность, эмпатию, интернальность, самоуважение, самопринятие, представление о природе человека как детерминанты личности руководителя, способствующие повышению успешности управленческой деятельности.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены в форме докладов и сообщений: «Персонал как конкурентное преимущество компании» (Казань, 2007), на XV и XVI Международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2008, 2009), III Российской научно-практической конференции IV и V Всероссийских научно-практических конференциях с международным участием «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики» (Казань, 2008, 2009), I Международной научно-практической конференции «Методология, теория и практика профессиональной деятельности психолога-консультанта» (Казань, 2009), VII и VIII Всероссийских научно-практических конференциях «Дружининские чтения» (Сочи, 2008, 2009).

Структура диссертации отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав – теоретической и эмпирической, заключения, списка литературы (250 источников, из них четыре иностранных) и иллюстративного материала в виде 19 таблиц и 21 рисунка, приведенных в тексте диссертации и приложении. Основное содержание диссертации изложено в 144 страницах машинописного текста.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется проблема исследования; обозначаются объект и предмет, сформулированы цель, задачи и положения, выносимые на защиту; показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; описывается ее исследовательская база и методическое обеспечение.

Первая глава «Теоретическое исследование нравственно-этических детерминант личности» включает содержательный анализ понятий «духовность» и «нравственно-этический слой личности», а также обоснование необходимости изучения составляющих этического слоя – нравственно-этических и сопутствующих им характеристик в составе профессионально важных характеристик руководителя.

В первом параграфе отмечается, что, несмотря на полипарадигмальный характер современной психологии, а также обилие научно-психологических источников, посвященных проблеме личности, не существует общего, принимаемого большинством членов научного сообщества понимания личности и ее структурных компонентов.

Несмотря на разнообразие к определению структуры личности в трудах классиков отечественной психологии (работы А.Ф.Лазурского, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, К.К.Платонова, Л.М.Попова), можно выделить составляющие нравственно-этического слоя личности, которые представлены в виде ряда структурных компонентов в рамках следующих концепций личности: в виде «направленности» (А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин), «социальных качеств человека» (Б.Ф.Ломов), «социальных свойств личности» (Б.Г. Ананьев), «социально обусловленных особенностей личности: направленности, моральных качеств» (К.К. Платонов) и т.д.

Экзистенциальные вопросы, возникающие у личности на разных этапах ее жизненного пути, не достаточно раскрыты в рамках такого научного направления как психология личности. Включение в проблематику психологии личности вопросов, связанных с духовностью личности, несомненно, обогащает ее как науку тем, что позволяет изучать личность более глубинно и целостно. Все это актуализирует важность отрасли психологического знания, занимающейся изучением вопросов нравственного толка, какой является современная нравственно-этическая психология.

Разные подходы к понятию «духовность» в отечественной и зарубежной психологии позволяют рассматривать ее с разных ракурсов: как особые духовные состояния, возникающие через выделение личностью в окружающем мире ряда важных сторон бытия и постижение их внутренней сущности (А.И.Зелеченко, В.А.Пономаренко, Т.А.Флоренская, В.Франкл); как результат приобщения личности к общечеловеческим ценностям (Л.М. Аболин, В.Д. Зинченко, В.В. Знаков, Д.А. Леонтьев, В.Ф. Петренко, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков).

В рамках данного исследования духовность рассматривается как результат самореализации и саморазвития человека, конструирование собственной личности, включающее осознание общечеловеческих ценностей (Г.А. Балл, С.Б. Крымский, А. Маслоу, Л.М. Попов, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.).

В рамках субъектно-деятельностной концепции С.Л.Рубинштейна подчеркивается идея о том, что отношение к другому человеку является интегральным предметом двух гуманитарных наук – психологии и этики. Данное положение лежит в основе ряда современных исследований, выполненных в русле нравственно-этической психологии (К.А.Абульханова, Б.С.Братусь, Е.Е.Волкова, М.И.Воловикова, А.Л.Журавлев, В.П.Зинченко, В.В.Знаков, Л.М.Попов). Отношения человека с миром и с другими людьми оказываются напрямую связанными с вопросами нравственности личности. Строя межличностные отношения с людьми, личность проявляет этическую направленность, которая реализуется в ее отношениях с другими.

Разработка вопросов психологии личности со стороны ее этической составляющей привела к необходимости выделения этического слоя личности в составе детерминантного комплекса психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития в рамках концепции Л.М.Попова. Рассматриваемый в рамках системно-структурной организации человек как субъект развития и саморазвития характеризуется наличием двух комплексов: пространственно-временного и детерминантного.

Этический слой входит в состав детерминантного комплекса, который представлен внешней и внутренней детерминацией. Нравственное поведение человека оказывается связанным с внутренней детерминацией, в отличие от морального, которое предполагает наличие внешней детерминации (норм поведения, стремлений соответствовать образцам поведения) и определенных поощрений, награды за следование им. Мораль и нравственность органично входят в состав детерминантного комплекса, формируются под воздействием воспитания и подвержены влияниям социальной среды.

Общечеловеческая сфера человека как субъекта развития и саморазвития включает в себя как этический, так и типологический слои. Типологический слой подразумевает выделение определенных типов людей на базе ряда оснований. Этический слой предполагает определенное отношение человека к имеющимся ценностям и выполнению определенных имеющихся общественных норм.

В качестве центральных категорий этического слоя выделяются добро и зло, как базовые категории, выступающие в качестве детерминант развития человека и определяющие его поведение. Эти категории представляют собой обобщающие характеристики этических образований личности, определяющие ориентиры ее развития и саморазвития, поведения и жизнедеятельности в целом. Преобладание того или иного вида духовной ориентации может характеризовать человека как субъекта с этико-конструктивной или этико-деструктивной направленностью, то есть иметь ориентацию на то, чтобы жить для других или жить и действовать в своих интересах.

Во втором параграфе представлены подходы к пониманию характеристик личности эффективного руководителя в зарубежной и отечественной психологии. Описываются перечни профессионально важных качеств руководителя, выделяемых в зарубежной и отечественной психологической науке и практике.

Анализ ряда подходов (А.А. Дергач, Л.И.Евенко, Н.Ю.Круглова, К.Макконнелл, Г.С.Никифоров, В.А.Розанова, А.Л. Свенцицкий, М.К.Тутушкина, Р.Х. Шакуров) позволяет сделать вывод о том, что основная цель управления как такового – это создание необходимых условий (организационных, технических, социальных, психологических и других) для реализации задач организации, установление гармонии между индивидуальными трудовыми процессами, координация и согласование совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Особенность, непохожесть управленческой деятельности на другие профессии проявляется в специфичных особенностях, которыми характеризуется управленческий труд, – в характере, цели, предмете, результатах, используемых средствах (О.С. Вихановский).

Исследование качеств и черт эффективного руководителя начинается с определения понятия ПВК – профессионально важных качеств – физических, антропометрических, физиологических характеристик, которые необходимы для успешного выполнения данной трудовой деятельности (А.В.Карпов, Е.А. Климов, Г.С. Никифоров, Н.С. Пряжников, В.А. Толочек).

Изучение эффективного руководителя, связано с различными научно-исследовательскими направлениями, такими как «классическая школа», доктрина «человеческих отношений», школа социальных систем, а также рядом современных научных подходов – системным, ситуационным, эмпирическим (прагматическим), количественным. Соответственно, в рамках каждого подхода имеются свои требования к руководителю, которые выражаются как в смене перечня необходимых для эффективного управления качеств, так и в смене требований к уровню выраженности этих качеств. Общим для современных подходов является стрем­ление обнаружить закономерные отличия эффективного мене­джера от неэффективного и выявить ключевые, базовые характеристики, наличие которых отличает эффективного менеджера. Различия между подходами опре­деляются представлениями о том, где следует искать эти от­личия: в способностях, чертах характера, стиле руководства, особенностях мотивационной сферы или в предыдущем опыте.

Известны многочисленные попытки установить зависи­мость эффективности управления от выраженности отдельных личностных особенностей или их ансамбля: интеллекту­альных показателей (Е.Гизелли, Т.Конно, Ф.Филлер), развитых творческих способ­ностей, креативности (Р.Эваис, П.Рассел), регулятивных качеств – стремления к достижениям, склон­ности к риску, способности длительное время находиться в ситу­ации неопределенности, стрессоустойчивости, ответственности (Р.Л.Кричевский, Р.Стогдилл), коммуникативных качеств – общительности, эмпатии, коммуникабельности (Г.Кунц и С.О. Дониел).

В третьем параграфе представлены подходы, подчеркивающие значимость нравственно-этических характеристик личности как профессионально важных, особенно в управленческой деятельности.

Важная роль межличностных отношений субъекта деятельности в достижении им ступеней профессионального мастерства отмечается в работах таких классиков психологии, как Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн.

Е.П.Ермолаевой отмечается, что профессия управленца является сложной для классификации – она одновременно относится как к профессиям контактного типа, так и к профессиям властного типа. Особенно отмечается влияние личного примера руководителя на формирование эталонов и образцов поведения его подчиненных. Особенно опасной для руководителя является утрата им профессиональной этики как нравственной нормы.

Зарубежные и российские ученые (В.С. Алексеевский, В.С. Грачев, П. Друкер, Ф. Лютенс, Ф.М. Русинов) рассматривают менеджмент как элемент национальной культуры, системы ценностей и убеждений, для адекватного понимания которого необходимо углубленное знание местных исторических и культурных условий.

Рядом авторов отмечается, что заимствование системы ценностей и норм морали в другой, отличной от российской культуре, не приведет ни к чему хорошему. На необходимость построения своей собственной этической системы указывают Г.С.Никифоров, И.Д.Осипова, И.О.Фотиева. Одновременно как в зарубежной, так и в отечественной психологии (И.Ансофф, Е.Ю.Безрукова, М.К.Бункина, Дж.М.Джордж, П.В.Журавлев, Э.Шейн) ведутся дискуссии относительно того, кто должен прививать моральную самодисциплину и заниматься разработкой технологий, способствующих формированию у руководителей нравственно-этических характеристик, проявляющихся больше в сторону благодеяния, чем злодеяния.

Современные российские исследователи в области экономической психологии, психологии труда, психологии управления и управления персоналом (В.С. Алексеевский, Т.Ю. Базаров, М.И. Бункина, Г.С. Никифоров, Ф.М. Русинов) отмечают необходимость выделения и структурирования этических норм в области управления персоналом, которые будут адекватными именно для российской культуры и российских руководителей.

Изучение нравственно-этических особенностей руководителя велось как в зарубежной, так и в отечественной науке (И. Ансофф, Т.Ю. Базаров, М. Вудкок, П.Друкер, А.А.Журавлев, А.В. Карпов, Е.А. Климов, Р.Л. Кричевский, Ф.Лютенс Г.С. Никифоров, Л.И.Уманский, Д.Фрэнсис, В.Д.Шадриков, В.М.Шепель, В.Г.Шипунов). Выделяемый большинством авторов ряд морально-нравственных характеристик, которые должны присутствовать в структуре профессионально важных качеств успешного управленца, нашел отражение в созданной Л.М. Поповым методике ДДА («деловая активность, дельфин, акула»). Данная методика выполнена в рамках нравственно-этической психологии и подразумевает выделение двух типов деловых людей на основании анализа их предрасположенности к совершению добродетельных или порочных поступков в отношении своих сотрудников, подчиненных, деловых партнеров с точки зрения общечеловеческой системы ценностей.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса) iconМенеджмент среднего и малого бизнеса Темы рефератов
Государственная инновационная политика и ее воздействие на деятельность малого предпринимательства
Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса) icon1. экономическая сущность малого бизнеса в условиях рыночных отношений 5
Критерии отнесения предприятий к предприятиям малого бизнеса и их правовое обеспечение 5
Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса) icon1. Теоретические основы аудита предприятий малого бизнеса 4
Методические указания по выполнению контрольных работ студентами по учебной дисциплине «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса) iconНоминация «Оператор года»
В отделе кредитования малого бизнеса я занималась формированием кредитных досье, подготовкой финансовых документов и предложением...
Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса) iconРабочая программа дисциплины (модуля) Учет на предприятиях малого бизнеса
Целью освоения дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса» является углубленное изучение особенностей методологии бухгалтерского...
Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса) iconРабочая программа дисциплины в. Од. 3 Управление материальными активами...
Научить применять методы оценки и методики расчетов материальных активов для организаций малого бизнеса
Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса) iconДоклад председателя Аграрной партии России О. В. Башмачниковой на...
Доклад председателя Аграрной партии России О. В. Башмачниковой на Общероссийском съезде представителей сельских поселений и молодых...
Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса) iconДипломная работа на тему: «Совершенствование организации поддержки...
Дипломная работа «Совершенствование организации поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальном районе на примере...
Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса) icon«экономика малого бизнеса»
Классификация субъектов малого предпринимательства, их место в экономике страны. Основные организационно-правовые формы малых предприятий...
Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса) iconАттестационный лист
Итоговая конференция «Поддержка промышленных предприятий малого и среднего бизнеса Волгоградского региона» 13. 12. 12
Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса) iconПриложение 1 к административному регламенту
Итоговая конференция «Поддержка промышленных предприятий малого и среднего бизнеса Волгоградского региона» 13. 12. 12
Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса) iconРеферат Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико....
Внп. Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов....
Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса) iconНесколько замечаний по поводу оформления
Итоговая конференция «Поддержка промышленных предприятий малого и среднего бизнеса Волгоградского региона» 13. 12. 12
Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса) iconНалогообложение субъектов малого бизнеса в Республике Казахстан (на примере тоо «Рэтро-2»)
Государственной комиссии по защите магистерских диссертаций в Санкт-Петербургском университете управления и экономики по адресу:...
Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса) iconМетодические рекомендации по проведению практических занятий по учебной...
Методические указания по выполнению контрольных работ студентами по учебной дисциплине «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Нравственно-этические детерминанты личности (на примере молодых руководителей малого и среднего бизнеса) iconОсновные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011 году
Ского района на современном этапе входит совершенствование предпринимательского климата, создание условий для устойчивого развития...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск