М. В. Ежов





Скачать 421.67 Kb.
НазваниеМ. В. Ежов
страница1/4
Дата публикации02.11.2014
Размер421.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4


НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
«Утверждаю»: Председатель

НМС ИВЭСЭП. д.и.н. проф.

М.В.Ежов

« » _____________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА


Направление подготовки – 030300 «Психология»

Квалификация выпускника − бакалавр

Санкт-Петербург


2013

Психология искусства [Электронный ресурс]: рабочая программа / авт.- сост. Л.Д. Томалинцева, Т.А.Кудеярова. СПб.: ИВЭСЭП, 2013. – 36 с.
Утверждено на заседании кафедры социальной и консультативной психологии

протокол № 2 от 20 сентября 2013 г.
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

Протокол № 2 от 24 октября 2013 г.

Автор-составитель

кандидат философских наук, доцент

Л.Д. Толмалинцева;


Т.А. Кудеярова

Рецензенты

кандидат психологических наук, профессор

М.И. Коваленко


  1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса - показать студентам возможности для углубленного изучения психологии на примере такой междисциплинарной отрасли зна­ния как психология искусства; дать представление о ее связях с различ­ными социально-гуманитарными науками; познакомить с предысторией и основными этапами становления психологии искусства как особой отрас­ли знания; раскрыть существо основных проблем психологии искусства и проанализировать основные подходы к их изучению; раскрыть значение изучения психологии искусства в личностном и профессиональном развитии специалиста.

Студент должен овладеть понятийно-категориальным аппаратом данной области знания, понять логику и смысл изучения проблем психологии искусства, освоить проблемы методологии и методики исследований психологии искусства.

В результате изучения спецкурса студенты должны уметь:

  • анализировать различные явления искусства (как прошлого, так и современности) с точки зрения психологии;

  • выявлять психологические особенности различных родов, видов, жан­ров искусства;

  • чувствовать психологические нюансы стилевого разнообразия искус­ства;

  • применять знания по психологии искусства при выполнении творчес­ких заданий и написании рефератов;

  • использовать методологию изучения явлений искусства с точки зре­ния психологии, разрабатывать методики психологического изучения ис­кусства.

Задачей курса является формирование представлений о психоло­гическом содержании искусства и уровнях его постижения, анализ лич­ностных и процессуальных аспектов психологии искусства, изучение искусства как особого средства психологического воздействия на лич­ность и общество, анализ возможностей психотерапевтического исполь­зования искусства, рассмотрение современных проблем и перспектив развития психологии искусства.

  1. Место дисциплины в структуре ОПП

Дисциплина «Психология искусства» является дисциплиной по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология».

Для овладения данной дисциплиной студенты должны владеть культурой мышления, быть способными к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); быть способным к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6). Дисциплина «Психология искусства» является предшествующей для дисциплин «Основы психологического консультирования», «Основы психотерапии», «Психология личности», «Введение в клиническую психологию».

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС):

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • владеть культурой мышления, способностью обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК-1);

  • быть способным логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • быть готовым к кооперации с коллегами, работа в коллективе (ОК-3);

  • быть способным критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  • быть способным понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средство управления информацией, способным работать с информацией в глобальныз компьютерных сетях (ОК-12, 13).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

• реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

• отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико- статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

• описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

• осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

• выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

• психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

• прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

• ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).

• применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ГЖ-9);

• пониманию и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

• участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

• проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

• реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: сущность и специфику психологии искусства, историю становления психологии искусства, личностные и процессуальные аспекты психологии искусства, механизмы психологического воздействия искусства на массовую аудиторию, психодиагностические, психотерапевтические, психокоррекционные возможности искусства, современные проблемы и перспективы развития психологии искусства.

Уметь:анализировать различные явления искусства (как прошлого, так и современного) с точки зрения психологии, выявлять психологические особенности различных родов, видов, жанров искусства, чувствовать психологические нюансы стилевого разнообразия искусства, применять знания по психологии искусства при выполнении творческих заданий и написании рефератов, использовать методологию изучения явлений искусства с точки зрения психологии, разрабатывать методики психологического изучения искусства, применять полученные знания в процессе консультирования, психологической диагностике, психокоррекции, психотерапии и при изучении медико-биологических и психологических дисциплин.

Владеть: психологической лексикой и терминологией данной области знанич, понять логику и смысл изучения проблем психологии искусства, освоить проблемы методологии и методики исследований психологии искусства.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц
Семестр 3

Аудиторные занятия (всего)

18

В том числе:




Лекции

8

Практические занятия (ПЗ)

10

Семинары (С)




Лабораторные работы (ЛР)

-

Самостоятельная работа (всего)

54

В том числе:




Курсовой проект (работа)

-

Расчетно-графические работы

-

Реферат

-

Другие виды самостоятельной работы

9

Вид промежуточной аттестации

зачёт

Общая трудоемкость часы / (зачетные единицы)

72/2

  1. Содержание дисциплины

    1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1: Предмет и задачи психологии искусства

Психология искусства как особая отрасль психологической науки. Психология искусства как междисциплинарная наука, ее связь с социально-гуманитарными науками.

Предмет и основные проблемы психологии искусства.

Понятийно-категориальный аппарат исследования проблем психологии искусства.

Проблемы методологии и методики исследований психологии искус­ства.

Значение изучения психологии искусства в личностном и профессиональном развитии специалиста.
Тема 2: Предыстория и становление психологии искусства

Психологическая проблематика искусства в трудах древневосточных мыслителей.

Особенности развития основных идей психологии искусства в антич­ную эпоху. Платон о специфическом значении искусства в идеальном го­сударстве. Аристотель об особом воздействии античной трагедии на зри­телей. «Катарсис» как психофизиологическая реакция и «трагическое очищение».

Средневековая эстетика: трактовка искусства как выражения божественной красоты и худож­ника - как посредника между божественным Логосом и людьми.

Эстетика Возрождения о личностных аспектах развития искусства и противоречиях в развития самосознания художника. Значение теории и практики барокко в объяснении философско-психологических механизмов развития творческого процесса и раскрытии психологических закономер­ностей восприятия произведений искусства.

Значение эстетики классицизма в разработке типологии личности ху­дожника и изучении воздействия искусства на читателей и критиков (Н. Буало «Поэтическое искусство»). М.В. Ломоносов об особенностях эмоциональных состояний ритора и слушателей.

Мыслители эпохи Просвещения об особенностях воздействия професси­онального и народного искусства на зрителя, о связи между художест­венно-эстетическими вкусами и общественными нравами (Ж.-Ж. Руссо). Анализ проблем сценического общения, взаимодействия актера и зрителя, воздействия актерской игры на публику (Д. Дидро «Парадокс об акте­ре»).

Немецкая классическая философия и немецкая философия и эстетика о психологических аспектах в толковании искусства (И. Кант, Гегель, И.Г. Гердер, Ф. Шиллер и др.).

Русские «революционные демократы» В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев о зависимости пред­ставлений о красоте, характере литературы и искусства от социально-исторических и общественно-психологических условий жизни.

Идеи русских мыслителей XIХ века А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, Ю.Ф. Самарина, К.С. Аксакова («славянофилов») и А.А. Григорьева, Ф.М. Достоевского, Н.Н. Страхова («почвенников») о гармоничном сочетании, народности и всечеловечности в искусстве, о художнике как выразителе духа своего народа, о соборности как глубинном взаимопонимании и согласии людей на основе общих духовных ценностей.

К. Маркс и Ф. Энгельс о роли собственности, капитала и рынка, тех­ники и технологии в развитии культуры и искусства.

Г.В. Плеханов о связи между духом, общественным настроением и ис­кусством.

Проблемы культуры и искусства, поиск этического идеала в русской философии и социологии конца ХIХ – нач. ХХ вв. (В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, М.О. Гершензон, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Флоренский, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, А. Белый, Вяч. Ива­нов, Д.С. Мережковский и др.).

Идеи психологии искусства в западной философии, этике и эстетике ХХ в. (Франкфуртская школа - В. Беньямин, Т. Адорно и др.; экзистенциа­лизм и персонализм - Э. Мунье, Ж.-П. Сартр; А. Швейцер; А. Грамши, Д. Лукач и др.).

Искусствознание как особый источник предыстории психологии искус­ства. Русский литературный критик В.Н. Майков о «законе человеческой симпатии» при восприятии произведений искусства. Идеи о психологии литературного творчества, о литературных типажах как наилучшем сред­стве отражения и выражения общественной психологии своего времени, о субъективных и объективных видах художественного творчества, о «психическом сродстве» и о сотворчестве художника и читателя (слу­шателя, зрителя) и т.д. в работах французских (И. Тэн, Э. Геннекен и др.) и русских исследователей (А.А. Потебня, Д.Н. Овсяннико-Куликовский, Н.А. Рубакин и др.); в работах психологов (В. Вундт В. Дильтей и др.) и социологов (М. Гюйо, Г. Тард и др.).

Психологическая проблематика искусства в отечественном искусство­знании и литературоведении XX века (А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, В.Ф. Переверзев, Б.И. Бурсов, Б.М. Мейлах, Л.Я. Гинзбург, Д.С. Лихачев, С.С. Аверинцев и др.).

Начало развития психологии искусства как особой отрасли психоло­гической науки. Конец XIХ в., Германия (Г. Фехнер, В. Вундт, Р. Липпс и др.). З. Фрейд и экспансия психоанализа в сфере психологии искусст­ва ХX в. Фрейдизм и неофрейдизм, аналитическая психология К.-Г. Юнга и их эвристическая роль в исследовании феноменов и проблем художест­венного творчества.

Развитие традиций экспериментальной эстетики и применение принципов гештальтпсихологии в психологии искусства ХХ в. (К. Валентайн, Д. Берлайн, Г. Айзенк, И. Чайлд, Ч. Осгуд, М. Бензе, А. Моль и др.).

Эмпирические психологические исследования личности художника и его творчества (Ф. Баррон, Д. Маккинон, Д. Симонтон, С. Маркус и др.).

Изучение проблем психотерапевтического воздействия искусства (М. Наумберг,

Е. Ульман и др.).

Вклад выдающихся отечественных психологов ХХ в. в изучение психо­логии искусства (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Б.Г. Анань­ев, В.Н. Мясищев, А.А. Ухтомский и др.).

Развитие теоретических и эмпирических исследований психологии ис­кусства в отечественной психологической науке в 80-90-е гг. ХХ в. (В.М. Петров, Л.Я. Дорфман, А.А. Леонтьев, И.А. Джидарьян, С.Н. Флегонтова, В.Е. Семенов, Е.Г. Слуцкий и др.).

Современное состояние изучения психологии искусства.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. В. Ежов iconА. А. Ежов, Я. В. Самойленко
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
М. В. Ежов iconУчебно-методический комплекс история направления 030300 психологи...
История [Электронный ресурс]: умк / авт сост. Е. Г. Вапилин, М. В. Ежов, И. А. Кольцов, В. В. Фортунатов. – Спб.: Ивэсэп, 2013. –...
М. В. Ежов iconБорис Ежов Феномен компании 4Life Research и ее компенсационного плана Вступление
Бизнес и работа для заработка – две разные вещи. При работе для заработка, неважно, на кого-то или на себя, человек имеет доход,...
М. В. Ежов iconЕжов С. П. Семинарские занятия по политологии: практикум. 2- е изд.,...
...
М. В. Ежов iconТолько факты сгпэк за период а прель май 2012 года
Асу2А: Н. Алтыновой, А. Соколовой, О. Бажановой, Л. Казаковой, И. Макаровой. Студенты группы По2а м. Ежов, Г. Юданов, А. Фадеев,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск