Скачать 421.67 Kb.
|
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» «Утверждаю»: Председатель НМС ИВЭСЭП. д.и.н. проф. М.В.Ежов « » _____________ 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВАНаправление подготовки – 030300 «Психология» Квалификация выпускника − бакалавр Санкт-Петербург2013 Психология искусства [Электронный ресурс]: рабочая программа / авт.- сост. Л.Д. Томалинцева, Т.А.Кудеярова. СПб.: ИВЭСЭП, 2013. – 36 с. Утверждено на заседании кафедры социальной и консультативной психологии протокол № 2 от 20 сентября 2013 г. Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом, Протокол № 2 от 24 октября 2013 г. Автор-составителькандидат философских наук, доцентЛ.Д. Толмалинцева;Т.А. Кудеярова Рецензенты кандидат психологических наук, профессор М.И. Коваленко
Цель курса - показать студентам возможности для углубленного изучения психологии на примере такой междисциплинарной отрасли знания как психология искусства; дать представление о ее связях с различными социально-гуманитарными науками; познакомить с предысторией и основными этапами становления психологии искусства как особой отрасли знания; раскрыть существо основных проблем психологии искусства и проанализировать основные подходы к их изучению; раскрыть значение изучения психологии искусства в личностном и профессиональном развитии специалиста. Студент должен овладеть понятийно-категориальным аппаратом данной области знания, понять логику и смысл изучения проблем психологии искусства, освоить проблемы методологии и методики исследований психологии искусства. В результате изучения спецкурса студенты должны уметь:
Задачей курса является формирование представлений о психологическом содержании искусства и уровнях его постижения, анализ личностных и процессуальных аспектов психологии искусства, изучение искусства как особого средства психологического воздействия на личность и общество, анализ возможностей психотерапевтического использования искусства, рассмотрение современных проблем и перспектив развития психологии искусства.
Дисциплина «Психология искусства» является дисциплиной по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология». Для овладения данной дисциплиной студенты должны владеть культурой мышления, быть способными к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); быть способным к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6). Дисциплина «Психология искусства» является предшествующей для дисциплин «Основы психологического консультирования», «Основы психотерапии», «Психология личности», «Введение в клиническую психологию».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС): Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): • реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); • отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико- статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2); • описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3); • осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4); • выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); • психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6); • прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7); • ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8). • применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ГЖ-9); • пониманию и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности (ПК-10); • участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11); • проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12); • реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: сущность и специфику психологии искусства, историю становления психологии искусства, личностные и процессуальные аспекты психологии искусства, механизмы психологического воздействия искусства на массовую аудиторию, психодиагностические, психотерапевтические, психокоррекционные возможности искусства, современные проблемы и перспективы развития психологии искусства. Уметь:анализировать различные явления искусства (как прошлого, так и современного) с точки зрения психологии, выявлять психологические особенности различных родов, видов, жанров искусства, чувствовать психологические нюансы стилевого разнообразия искусства, применять знания по психологии искусства при выполнении творческих заданий и написании рефератов, использовать методологию изучения явлений искусства с точки зрения психологии, разрабатывать методики психологического изучения искусства, применять полученные знания в процессе консультирования, психологической диагностике, психокоррекции, психотерапии и при изучении медико-биологических и психологических дисциплин. Владеть: психологической лексикой и терминологией данной области знанич, понять логику и смысл изучения проблем психологии искусства, освоить проблемы методологии и методики исследований психологии искусства.
Тема 1: Предмет и задачи психологии искусства Психология искусства как особая отрасль психологической науки. Психология искусства как междисциплинарная наука, ее связь с социально-гуманитарными науками. Предмет и основные проблемы психологии искусства. Понятийно-категориальный аппарат исследования проблем психологии искусства. Проблемы методологии и методики исследований психологии искусства. Значение изучения психологии искусства в личностном и профессиональном развитии специалиста. Тема 2: Предыстория и становление психологии искусства Психологическая проблематика искусства в трудах древневосточных мыслителей. Особенности развития основных идей психологии искусства в античную эпоху. Платон о специфическом значении искусства в идеальном государстве. Аристотель об особом воздействии античной трагедии на зрителей. «Катарсис» как психофизиологическая реакция и «трагическое очищение». Средневековая эстетика: трактовка искусства как выражения божественной красоты и художника - как посредника между божественным Логосом и людьми. Эстетика Возрождения о личностных аспектах развития искусства и противоречиях в развития самосознания художника. Значение теории и практики барокко в объяснении философско-психологических механизмов развития творческого процесса и раскрытии психологических закономерностей восприятия произведений искусства. Значение эстетики классицизма в разработке типологии личности художника и изучении воздействия искусства на читателей и критиков (Н. Буало «Поэтическое искусство»). М.В. Ломоносов об особенностях эмоциональных состояний ритора и слушателей. Мыслители эпохи Просвещения об особенностях воздействия профессионального и народного искусства на зрителя, о связи между художественно-эстетическими вкусами и общественными нравами (Ж.-Ж. Руссо). Анализ проблем сценического общения, взаимодействия актера и зрителя, воздействия актерской игры на публику (Д. Дидро «Парадокс об актере»). Немецкая классическая философия и немецкая философия и эстетика о психологических аспектах в толковании искусства (И. Кант, Гегель, И.Г. Гердер, Ф. Шиллер и др.). Русские «революционные демократы» В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев о зависимости представлений о красоте, характере литературы и искусства от социально-исторических и общественно-психологических условий жизни. Идеи русских мыслителей XIХ века А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, Ю.Ф. Самарина, К.С. Аксакова («славянофилов») и А.А. Григорьева, Ф.М. Достоевского, Н.Н. Страхова («почвенников») о гармоничном сочетании, народности и всечеловечности в искусстве, о художнике как выразителе духа своего народа, о соборности как глубинном взаимопонимании и согласии людей на основе общих духовных ценностей. К. Маркс и Ф. Энгельс о роли собственности, капитала и рынка, техники и технологии в развитии культуры и искусства. Г.В. Плеханов о связи между духом, общественным настроением и искусством. Проблемы культуры и искусства, поиск этического идеала в русской философии и социологии конца ХIХ – нач. ХХ вв. (В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, М.О. Гершензон, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Флоренский, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, А. Белый, Вяч. Иванов, Д.С. Мережковский и др.). Идеи психологии искусства в западной философии, этике и эстетике ХХ в. (Франкфуртская школа - В. Беньямин, Т. Адорно и др.; экзистенциализм и персонализм - Э. Мунье, Ж.-П. Сартр; А. Швейцер; А. Грамши, Д. Лукач и др.). Искусствознание как особый источник предыстории психологии искусства. Русский литературный критик В.Н. Майков о «законе человеческой симпатии» при восприятии произведений искусства. Идеи о психологии литературного творчества, о литературных типажах как наилучшем средстве отражения и выражения общественной психологии своего времени, о субъективных и объективных видах художественного творчества, о «психическом сродстве» и о сотворчестве художника и читателя (слушателя, зрителя) и т.д. в работах французских (И. Тэн, Э. Геннекен и др.) и русских исследователей (А.А. Потебня, Д.Н. Овсяннико-Куликовский, Н.А. Рубакин и др.); в работах психологов (В. Вундт В. Дильтей и др.) и социологов (М. Гюйо, Г. Тард и др.). Психологическая проблематика искусства в отечественном искусствознании и литературоведении XX века (А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, В.Ф. Переверзев, Б.И. Бурсов, Б.М. Мейлах, Л.Я. Гинзбург, Д.С. Лихачев, С.С. Аверинцев и др.). Начало развития психологии искусства как особой отрасли психологической науки. Конец XIХ в., Германия (Г. Фехнер, В. Вундт, Р. Липпс и др.). З. Фрейд и экспансия психоанализа в сфере психологии искусства ХX в. Фрейдизм и неофрейдизм, аналитическая психология К.-Г. Юнга и их эвристическая роль в исследовании феноменов и проблем художественного творчества. Развитие традиций экспериментальной эстетики и применение принципов гештальтпсихологии в психологии искусства ХХ в. (К. Валентайн, Д. Берлайн, Г. Айзенк, И. Чайлд, Ч. Осгуд, М. Бензе, А. Моль и др.). Эмпирические психологические исследования личности художника и его творчества (Ф. Баррон, Д. Маккинон, Д. Симонтон, С. Маркус и др.). Изучение проблем психотерапевтического воздействия искусства (М. Наумберг, Е. Ульман и др.). Вклад выдающихся отечественных психологов ХХ в. в изучение психологии искусства (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.А. Ухтомский и др.). Развитие теоретических и эмпирических исследований психологии искусства в отечественной психологической науке в 80-90-е гг. ХХ в. (В.М. Петров, Л.Я. Дорфман, А.А. Леонтьев, И.А. Джидарьян, С.Н. Флегонтова, В.Е. Семенов, Е.Г. Слуцкий и др.). Современное состояние изучения психологии искусства. |
А. А. Ежов, Я. В. Самойленко Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая... | Учебно-методический комплекс история направления 030300 психологи... История [Электронный ресурс]: умк / авт сост. Е. Г. Вапилин, М. В. Ежов, И. А. Кольцов, В. В. Фортунатов. – Спб.: Ивэсэп, 2013. –... | ||
Борис Ежов Феномен компании 4Life Research и ее компенсационного плана Вступление Бизнес и работа для заработка – две разные вещи. При работе для заработка, неважно, на кого-то или на себя, человек имеет доход,... | Ежов С. П. Семинарские занятия по политологии: практикум. 2- е изд.,... ... | ||
Только факты сгпэк за период а прель май 2012 года Асу2А: Н. Алтыновой, А. Соколовой, О. Бажановой, Л. Казаковой, И. Макаровой. Студенты группы По2а м. Ежов, Г. Юданов, А. Фадеев,... |