Министерство образование и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Кафедра психологии образования
Способы поведения в конфликтных ситуациях у мальчиков и девочек в начальной школе
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА
студентки 4 курса по специальности 050706 «Педагогика и психология»
код и наименование направления (специальности) факультета психолого-педагогического и специального образования наименование факультета
Эйдиной Анны Сергеевны
Научный руководитель: Н.М. Голубева
Зав. кафедрой доктор психологических наук, профессор Р.М. Шамионов
Содержание Введение…………………………………………………………………….. 3 - 5
Глава 1. Теоретические основы исследования конфликтного поведения младшего школьного возраста……………………………………………..6-9
Содержание конфликта, типы и способы его протекания………..10 -18
Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста, половозрастная специфика конфликта, основные причины возникновения конфликтов в начальной школе……………………19-40
Специфика психологической работы с конфликтным поведением в педагогической литературе…………………………………………..41-45
Глава 2. Эмпирические исследования межличностных отношений и межличностных конфликтов в классном коллективе младших школьников…………………………………………………………………….46
2.1. Описание методического инструментария и организации исследования…………………………………………………………………46-54
2.2. Результаты эмпирического исследования межличностного общения конфликтного поведения в классном коллективе ……………………..…55-57 Заключение ………………………………………………………………….58-60
Список использованных источников……………………………………...61-64
Приложение А, В ………………………………………………………….65 - 68
Введение
Формирование и развитие ребёнка как личности – сложный процесс, протекающий не сам по себе, а во взаимодействии с окружающим, под влиянием различных факторов. Всестороннее и гармоничное развитие ребёнка возможно только в условиях специально организованного педагогического воздействия, которым являются процессы воспитания и обучения. Самым сильным фактором, влияющим на становление личности, является общение, особенно в процессе обучения. М.И. Лисина даёт следующее определение общения: «общение – это процесс взаимодействия двух или нескольких людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» (Лисина М.И.,1979).
Формирование опыта взаимоотношений учащихся, очень важно, в младшем школьном возрасте, так как в этом возрасте начинают формироваться достаточно устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей, закрепляются некоторые характерологические особенности, которые могут стать источниками серьезных проблем перспективной учебно-познавательной деятельности и межличностных отношений школьника.
Особую актуальность приобретает проблема формирования опыта взаимоотношений младших школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов. Это обусловлено тем, что конфликтные ситуации раннего детства переживаются значительно острее, чем подобные ситуации в отношениях взрослых.
Конфликты закономерно приходят в нашу жизнь. Меняется жизнь, меняются причины и формы конфликтов. Они могут ожидать нас в каждой встрече с новым человеком или с новой ситуацией. Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности. Избежать их невозможно, они необходимы для развития, для роста, иначе наступает застой. Межличностные отношения в процессе развития требуют регулировки, гармонизации, приведения к согласию.
Конфликтовать конструктивно – значит выявлять разногласия или противодействия, чтобы направить усилия всех конфликтующих сторон на поиск и решение проблемы, вызывающей эти разногласия и противодействия. Техника созидательного управления конфликтом – полезнейший инструмент, который мобилизует творческий потенциал, освобождает человека от имеющихся личностных ограничений и облегчает выбор наилучшего варианта поведения. Эмоциональное состояние во время конфликта характеризуется нерешительностью и напряженностью, которые являются результатом несовместимых внутренних требований.
Необходимо отметить, что детские конфликты - это не просто негативные явления в детской жизни, это - особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько педагоги будут готовы к правильному руководству по разрешению конфликтных ситуаций, во многом будет зависеть полноценное развитие детей (Анцупов А.Я., 2003).
Актуальность данной проблематики заключается в исследовании динамики отношений, а также изучение специфики построения и разрешения продуктивного конфликта отношений как основного механизма развития отношений в рамках нормативного развития возраста.
Цель исследования: изучить способы поведения в конфликтных ситуациях у девочек мальчиков в начальной школе.
Объект исследования: межличностные отношения в классном коллективе и межличностные конфликты среди мальчиков и девочек.
Предмет исследования: способы поведения в конфликтных ситуациях у мальчиков и девочек в начальной школе
Гипотеза исследования: способы поведения в конфликтных ситуациях у мальчиков и девочек различны. Задачи:
1.Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2.Изучить способы конфликтного поведения детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
3.Разобрать и апробировать методики урегулирования конфликтов детей младшего школьного возраста.
4.Оценить эффективность предложенной методики.
Методы:
1. Теоретические: изучение психолого-педагогической научной и методической литературы, архивных материалов;
2. Эмпирические: беседа, эксперимент (констатирующий, преобразующий (формирующий) и контрольный), метод количественного и качественного анализа полученных данных.
Исследование было проведено на базе МОУ «Гимназия города Вольска Саратовской области». В эксперименте принимали участие ученики 4 класса в возрасте 9-10 лет (18 человек).
Структура работы: данная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
|