Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию»





Скачать 171.31 Kb.
НазваниеРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Дата публикации28.01.2015
Размер171.31 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат

Департамент образования города Москвы


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет психологического консультирования




ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ТЕРАПИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСКУССТВАМИ (1 ступень)»


РЕФЕРАТ ПО КУРСУ:

« Введение в арт-терапию»

Специальность 020400-Психология

Специализация 020414- Психологическое консультирование
на тему:

«Перевод главы из книги Н. Роджерс «Творческая связь»

Выполнила:

Рыжкова В. В.


Преподаватель:
к.псих.н., доцент Сидорова В.В.

ст.преп. Гарафеева А.Ю.

Москва 2011

Перевод выполнен по изданию

N. Rogers. The Creative Connection. Expressive Arts as Healing. - California, Science & Behavior Books, Inc. – 1993. – 262 pages. – p. 69-79.
Cодержание

Глава 5. Творческая связь, часть 2: рисунок, музыка и медитация
Целительные аспекты визуального искусства...................................................3

Самопознание через визуальные искусства......................................................4

Искусство, которое приходит из образа : Духовный медведь» .....4

Искусство, которое приходит из чувства..........................................7

Рисование полярностей: «Темнота/Свет».....................................7

Выражая боль: «Черный ящик».....................................................8

Искусство, которое начинается с концепции....................................9

Уважение к художнику и его творению............................................................10

Пути и способы арт-процесса.............................................................................11

Арт-процесс в гештальт -терапии......................................................12

Увеличение и разворачивание одной части......................................12

Сочинение рассказа по рисунку.........................................................12

Спонтанное письмо............................................................................12

Диалог...................................................................................................13

Рассказывание истории.......................................................................13

Ваш рисунок в движении..................................................................................13

Поза.......................................................................................................13

Протанцевать ваш рисунок или скульптуру.....................................13

Более тридцати пяти лет я проводила много времени, создавая пространство для каждого, ребенка или взрослого, больного или здорового, где все они могли бы быть свободны, чтобы исследовать свой внутренний мир и внешний мир через различные искусства. Как фасилитатор творчества и терапевт выразительными искусствами, я обеспечиваю атмосферу, в которой мы можем прожить заново непосредственную связь с цветом и формой, как это было в детстве. Это не значит снова стать ребенком. Мы уже знаем слишком много. Но мы можем вернуть себе целительные аспекты спонтанного самовыражения через искусство.

Целительные аспекты визуального искусства.



Цвет, линия и форма говорят с нами. Искусство – это непосредственный внутренний опыт. А значит, не нужно идти через словесную мельницу. Цвет, линия и форма могут обнаруживать наш уровень энергии, состояние наших чувств и наши представления о себе. Цвет может быть мягким или интенсивным, сверкающим или приглушенным, деликатным или насыщенным и таким образом «разговаривать» с нами. Линия может быть зубчатой или ровной, плавной или прерывистой, простой или сложной. Все они несут осязаемую информацию.

Образы приходят из подсознания, чтобы помочь нам понять наш внутренний мир. Другой язык тела, рисование, приходит из наших ощущений и осознания. Мы можем использовать рисунок как мост между внутренней и внешней реальностью. Художник Конни Смит Сигал говорит: « Искусство – очень близко к медитации и терапии в том, что это особый язык – язык чувств»

Когда мы говорим о клиент-центрированных экспрессивных визуальных искусствах, мы не говорим о том, как научиться ( как в книгах Бетти Эдвардс) рисовать с бОльшим мастерством. Мы обсуждаем процесс проживания чувств, и сознательных и бессознательных, и выражения их через искусство без отношения к результату.

Выразительные искусства делают акцент на процесс самовыражения, который исцеляет, информирует и создает дорогу для инсайта и развития. Визуальные искусства предлагают возможность выразить нас самих драматично, остро, насыщенно, тем самым мы получаем инсайты о том, кто мы есть. Мы можем освободить наши чувства, выражая их невербально, и достичь инсайта в нашем глубинном Я.

Сосредотачивая наше пристальное внимание на акте творчества, мы действительно трансформируем вытесненные чувства в конструктивную энергию. Мы также исцеляем себя, интегрируя наши внутренние полярности или противоположности и приходим к более полному равновесию. Мы можем использовать визуальные искусства для исследования этих конфликтующих элементов и открывать пути к целостности. Примеры и обсуждения в этой главе иллюстрируют эту концепцию.

Интеллектуальное понимание всплывающих символических образов также способствует психологическому росту. Признание целительных качеств творческого процесса и символических образов открывает дверь в непознаваемые, мистические и трансцендентные качества выразительных искусств.

Самопознание через визуальные искусства.



С тех пор как мы создаем образы, визуальные искусства используются для внутренних путешествий. Снова и снова мы смотрим на наши работы, размышляем над ними, даем им говорить с нами. Френсис Фачс (Frances Fuchs), советник по использованию искусства и гипнотерапии, говорит: «Искусство имеет возможность быть и акушеркой, и ребенком нашей внутренней сущности.» Острое осознавание внутренней сущности помогает нам соединить нашу внутреннюю реальность и внешний мир, приближая нас к природе и к другим людям. Это может также иметь глобальные перспективы.

Как любой материал самоисследования, выражение самих себя через искусство может погрузить нас в соприкосновение с собственным гневом, жадностью, завистью, ревностью или с любой другой эмоцией, которую мы предпочли бы избегать. Очень важно, что мы признаем темную сторону и затем находим конструктивные пути использовать или трансформировать эту энергию. Использование средств искусства - это динамичный путь путешествовать безопасно через тоннель к целостности, интеграции, конструктивной личности.

Следующие три примера самооткрытия через выразительные искусства взяты из письменных работ участников тренинговой программы Института клиент-центрированной терапии выразительными искусствами. Они иллюстрируют силу и эффективность самовыражения через воображение и цвет. Сильный образ и сильное чувство (даже если чувство лежит ниже уровня сознания) – это два пути, через которые люди входят процесс терапии выразительными искусствами. Образы и чувства – это стимулы личностного роста.

Искусство, которое пришло из образа: «Духовный Медведь»



В первой истории опыт Каролин Гриффин показывает, как образ выпрыгивает из подсознания и, когда он воплощается в визуальной форме, высвобождается негативная энергия. Этот процесс преобразует эту энергию в жизненную позитивную мотивацию.
«Бен Хеджес, ко-фасилитатор этой группы и директор Expressive Art Therapy at JFK University, вел нас в направленной медитации. Он попросил нас соединиться с землей, почувствовать опускающиеся корни. Я чувствовала снова золотые холмы и прекрасные усики корней, прорастающие из меня. Я чувствовала связь с элементами. Он предлагал нам найти то, что нужно нашему духу. Мне нужно…было высвободить поток моего творчества.

В то время, как я лежала в глубокой медитации, я почувствовала присутствие большого мощного духа. Как будто снаружи глубокой пещеры пришел мой духовный медведь, очнувшийся после долгой дремоты внутри меня. Он словно проснулся, его сила росла, его мех светился голубым притягательным светом, его глаза стали стали очень яркими. В то время, как группа начала двигаться и воплощать своих духов, я тяжело переваливалась. Я сосредоточилась на внутренних потребностях, поддерживаемая землей. Этот медведь был сильный, неожиданный cоюзник в моей потребности проявить (art?) творчество. Моя решимость и сила росли. Я общалась с другими духами. Многие были как птицы и воздухоплавающие, совершенно противоположные моей приземленности. Дух медведя поднялся на задние ноги и с мощным земным рыком выпустил когти, энергия истекала от него. Это была сила искусства, текущая от моих рук, от моего медвежьего духа к земле.

Мы перешли к арт-материалам и я приготовилась использовать акриловые краски… Медведь с голубой шерстью. Это было радостно и напряженно - создавать моего духовного медведя и выразить весь его магнетизм и силу в рисунке.»
Для Кэрол было важно открыть внутреннюю силу и сильную потребность творить. Ее медведь дал ей и понимание, и смелость следовать за ним. Позже она показала свой рисунок в малой группе. Она объяснила, что она была «слишком милой» слишком долгое время своей жизни, и что дремлющий медведь внутри нее теперь пробудился:
«полный силы, гневной силы, которой я всегда боялась. Эта сила теперь могла быть моим союзником. Просто как медведь, я сама могла быть авторитетом для себя. Мой медведь вцепился когтями в энергию искусства, давая мне цель. Мой внутренний мужчина, мой анимус, который подавлял меня, когда я позоляла внешнему мужчине действовать, теперь был исцелен. Его сила могла быть со мной, для меня, поддерживая меня.»
На следующий день она отрезала большой лист бумаги и написала, что такое гнев. Используя красные и черные чернила, она писала и в процессе

«чувствовала глубоко боль и обиду, энергию гнева. Это ощущалось как осовобождение эмоций. Я погружала мое тело целиком в этот процесс. Движение приняло форму сердца – сердца как места, где находится гнев, как жертва и целитель».
Кэрол начала этот особенный процесс скорее с чувством, чем с образом. Ее образ медведя привнес и страх, и силу в ее гнев. Так она следовала путешествию в «запретный» гнев, зная, что она в безопасности.
«Позже, в свободное время после обеда, я решила пойти самостоятельно в медитацию. Этот процесс представлялся мне способом доступа к моей креативности. Я видела лебедей на пруду и была поражена их красотой, и захотела их нарисовать. Я снова позволила усикам корней прорастать через меня в землю. Но медведь не собирался впускать этих лебедей. Конечно я была снова медведем, сильным, таким нужным мне, с желтыми глазами и большими когтистыми лапами, испускающими энергию. Я нарисовала медведя, с мощными лапами, передающими проявления искусства и гнева.

На следующий день: медведь пережил восторг, которого ему так не доставало – это большая энергетическая часть меня окончательно ожила в движении. Я чувствовала его в моем животе и было удовлетворение и желание удержать эту энергию.»
Опыт Кэрол показывает, что важный личный образ приходит иногда из глубокой медитации, которая погружает нас в соприкосновение с подсознанием. Творческое движение и звуки давали ей кинестетический опыт ее образа. Через движение ее духовный медведь стал больше, чем образом - он стал чувственным опытом. Используя цвет, который придает форму этому образу, форму, которая продолжает рассказывать ей о самой себе и ее потребности творить. Сила и гнев, два чувства, которые она обычно подавляла, пришли, желая быть нарисованными, протанцованными, озвученными в виде текста и нарисованными снова.

Много женщин прячут свою силу и гнев, которые помещают их энергию в «футляр». После освобождения чувств через темные линии, Кэрол реализовала гнев в энергии, которая могла быть использована для творчества. Кроме всего этого, она вытащила вдобавок понимание себя, самоуважение и личную способность действовать.

Опыт Кэрол иллюстрирует expressive art процесс. В течение этого одного эпизода рисования, она открыла подавленные чувства гнева, ее внутреннее настроение и ее бессознательные чувства и желания. Одновременно она открыла важный символ, который будет иметь значение в течение ее жизни. Она также поняла, как важно сознавать происходящее, когда входишь во всеохватывающий процесс творчества. И если она решит отыскать символическое значение медведя ( например, что он означает для индейцев или европейцев), она может найти богатый ресурс.


Искусство, которое приходит из чувства.


Кэрол начала с образа. Также возможно исследовать чувство без использования специфических образов, позволяя цвету и линии плыть свободно и наблюдать, что может проявиться. Такой процесс проникает в бессознательное быстро. Бобби Чани описывает рисование конфликтующих элементов ее личности.

Рисование полярностей « Темнота/ Свет»


«Я начала с моей «темной стороны». В тот день моя темная сторона была очень негативной, я описала ее, как «большой беспорядок». Чувство было – уныние и критиканство… депрессия и неудовлетворенность.

Второй рисунок был про мою «светлую сторону». Он был оранжево- золотой (цвет силы для меня) со светлыми вкраплениями и волнистыми линиями. Это ощущалось, как жидкость, теплая, заботливая и яркая».

Бобби было предложено нарисовать третий рисунок, объединяющий первые два.

«Я начала с черной линии в центре. Я осознавала как сильно черный заявляет о себе и какие сильные эмоции выражает. С включением золотого, я нашла, что золотой мог бы легко двигаться вокруг черного. Черный был сильный и даже был центром, но золотой мог бы радостно и легко кружиться вокруг него. На этом рисунке мне действительно очень нравилась сила и мощь черного. Синтез давал рисунку мобильность и характер. Я осознала, что я могла бы договориться с моими «черными настроениями» очень простым способом – скорее как с источником мощи, чем слабости».
Так, снова мы видим что, когда мы смотрим и принимаем гневную, уродливую часть нас и продолжаем выражать ее через искусство, мы на ходим важную энергию, которая держится взаперти на темной стороне. Чтобы действовать до конца, нужно знание того, как использовать эту энергию конструктивно. Рисунки Бобби, спонтанные, абстрактные, наполненные чувством, дали ей новую метафору ее жизни. Этот пример иллюстрирует, как бессознательное приходит в виде цвета и линии, свободно проистекая из чувств. На уровне метафоры ум понимает важность того, как использовать черный, привнося сияние золота – в жизни так же, как и на бумаге.

Выражая боль: «Черный ящик»


Зная свой внутренний конфликт, Бобби решила изобразить этот диалог на бумаге. Ее подход был продуманным, но то, что проявлялось было спонтанным. Но как быть, когда сильные эмоции переполняют? Что делать, когда мы подавляем наши чувства? Когда мы проглатываем их? Кричать? Плакать? Следующий пример показывает, как ведение дневника помогло одному участнику осозанть свою эмоциональную боль. Это выдержка из того, что он писал мне:

«Перед тем, как я пришел на воркшоп, я работал над очень трудной личной проблемой, касающейся меня и двух других людей… В один из дней воркшопа… я написал в своем дневнике: «Я избавился от нее! Я победил, черт побери ее!...Я хочу, чтобы люди пришли ко мне – эти факты обо мне ужасно звучат. Я не ужасный человек. ( I try to make things happen). Я хочу чтобы жизнь была прекрасной и доброй – мне 44 года и я еще не совершил возвышенного подвига – (I organize the shit out of things) – я хочу признаться – я победил!»

Очень компетентная женщина, администратор колледжа, она была охвачена гневом и нуждалась в том, чтобы быть под контролем.
«Иногда, блуждая в своих мыслях, я начинаю плакать и воображаю, как все мои эмоции и чуства, заперты внутри меня в тяжелой металлической коробке. В это время я могу сидеть на кровати и действительно чувствовать дискомфорт и болезненное ощущение в груди, где расположена черная коробка. Затем я представляю рисунок, который я хочу создать и делаю набросок в уголке блокнота… Это было поздно вечером перед тем, как я была состоянии создать рисунок. На следующее утро я сделала еще два рисунка… что-то вроде серии. Каждый показывал фигуру встающую из темноты в сияющий свет и черный ящик внутри фигуры открывался и полностью исчезал. Я также начала соприкасаться с трогательными и чувствительными для меня объектами, людьми, растениями чаще, чем я могла это делать раньше. Я помню прогулку, когда я остановилась около дороги, чтобы приласкать розу в моих руках.

…. С тех пор, как я вернулась к работе, я обнаружила, что я более спонтанна в моих реакциях на других и что другие реагируют на меня совершенно по-разному. Мои отношения с администрацией стали намного более успешными.»


Когда она с полным вниманием отнеслась к своей эмоциональной боли, она нашла, что эта боль расположена в очень особенной части ее тела. Это вызвало драматический образ. По мере того, как она следовала за образом через серию рисунков, ее восприятие и физическая чувствительность менялись.

Ее сильная потребность быть под контролем, конечно, проявилась как физическое ощущение в груди и образ черной коробки. Рисуя коробку снова и снова, она позволили образу спонтанно сдвинуться, действительно измениться к лучшему. Это казалось чудом! Expressive art - удивительный процесс! Это работает. Создавая эти рисунки, она действительно открывала все свои чувства так, что она могла «благоухать, как роза» и быть более понимающей и сострадательной.

Искусство, которое начинается с концепции.



Мы видели, как самопознание через искусство может начаться с образа или чувства. Третий способ – начать с идеи. Недавно, например, мои глиняные скульптуры, казалось, были про отношения с моим возлюбленным. Они изображают женские и мужские взаимодействия в разных версиях ( как абстрактные, так и реалистичные). С тех пор, как эта тема возникла и я сделала несколько таких серий, я пришла к интеллектуальному выводу: «Я возьму глину, разделю ее напополам и вылеплю два куска, которые хорошо сооответствуют друг другу.» В этом примере я позволяю фигурам проявиться из интеллектуальной концепции.

Этот интеллектуальный путь иногда приводит к смерти искусства, очень важно вовлекать эмоции в процесс творчества. В случае с моими моими собственными скульптурами, понадобилось совсем немного времени, и я начала относиться эмоционально и кинестетически к двум кускам, соединенным мной вместе. Я также пришла к тому, что, метафорически, я лепила мужские и женские аспекты себя самой, то как они итегрированы внутри меня на этой стадии жизни. Инь и Ян ощущались, как трехмерный паззл, части, соединенные в сильный союз.

Как уже упоминалось, глядя на символы, которые проявляются в наших рисунках, можно добавить интеллектуальное понимание нашей идентичности и динамики нашего поведения. Так как много символов проявляются и в других культурах, и древних, и современных, мы можем испытать чувство всеобщего единства, минуя границы географические и временные.

Карл Юнг во многом способствовал нашему пониманию универсальности символов. Хотя юнгианская терапия как метод слишком интеллектуальна для меня, я ценю то, чему я научилась в этом методе. Например, я нахожу очаровывающим, что «духовный проводник» часто приходящий ко мне, белая цапля, - символ свободы, духовности и трансцендентности во многих культурах. Такое интеллектуальное понимание свопадает с тем, что я чувствую в этом образе моей большой белой птицы взлетающей с земли, голова которой достигает облаков, а ее длиные ноги тянутся за ней. Много змеиных снов, образов, скульптур, и рисунков, которые я создавала, стали еще важнее для меня, когда я узнала, что символ змеи означает связь между землей и небом. Я очарована длинным извивающимся изображением змеи на стенах коридора в египетской пирамиде, и я читала, что это творение стражника этой пирамиды: связь между жизнью и смертью. Такие кросс-культурные символы приносят мне чувство близости с моей древней частью и дают мне преспективу внутреннего развития.

Значительная часть моей трансформации и исцеления произошла в процессе создания моих змей в разных формах, но не в интеллектуальном размышлении над их значением. Некоторые из моих змей имеют медитативное качество, другие - самоуверенную позу. Один сновидческий образ был про двух кобр, стоящих лицом к лицу, с циркулирующей между ними энергией. Так я получаю послание моих змей, я вижу, как они отражают состояние энергии и духа в данное время.

Клиент-центрированная терапия оставляет пространство для наших собственных значений символов, в итоге мы сами создаем послания себе. Хотя наше понимание различных образов меняется со временем, их значения для нас просто отражают наш бессознательный разговор с ними.

Уважение к художнику и его творению.



Организация методов, описанных в этой книге, базируется на теории, что каждый человек имеет возможность к самопониманию, инсайту и возможности найти путь или направление к тому, в чем он нуждается, если предоставить ему пространство эмпатии и поддержки. Интеллектуальное понимание expressive art - будь то визуальное исксство, сочинение, звуки или движение – может прийти позже, даже годы спустя.

Цель фасилитатора (терапевта) - лучше понять мир человека. Когда мы смотрим на произведения другого, они затрагивают нас. Что мы видим, глядя на внутренний мир этого человека? Важные вопросы для фасилитатора: «Как этот человек создает свои рисунки, свою жизнь? Как могу я быть более пристуствующим в то время, как он изучает свой внутренний мир?»

Когда люди создают искусство – каракули, экспрессивный рисунок, или ведут дневник, или танцуют – это всегда позволяет проявить аспект самих себя. Если вы хотите помочь человеку и стимулировать его самовыражение, его самоосознавание, вы должны помочь ему рассказывать об этом и давать конструктивную обратную связь. Зная, что художник рискует, раскрывая неизвестные аспекты себя, вам нужно относиться к его произведению с большим уважением. Те из нас, кто является терапевтом или групповым фасилитатором также несет ответственность за открытие автором значения его творческого продукта. Следующий текст помогает стимулировать обсуждение продукта визуального творчества.

Как выражать уважение творческому продукту и его автору?

  • Попросив его (участника или клиента) рассказать, на что был похож процесс и какое значение искусство имело для него. Что он чувствует, когда смотрит на свой рисунок или скульптуру?

  • Не спешите дать свой ответ, пока клиент описывает, какое значение важно для него.

  • Озвучивайте свои чувства и мысли как ваши личные реакции, а не как анализ и интерпретацию произведения искусства. Например, вы можете сказать: «Когда я смотрю на этот рисунок, я чувствую одиночество, или возбуждение, или печаль..) такое ли настроение было у вас в вашем опыте? Или «Для меня это выглядит, как если бы...» Это помогает различать вашу правду и правду самого автора данного образа.


Пути и способы арт-процесса



Следующие описания объединяют, для удобства, различные пути исследования и разворачивания значения визуального искусства.

Арт - процесс в гештальт - терапии



Попоросите клиента описать каждую часть его произведения от первого лица: напроимер, «Я – голубая извивающаяся линия, вытекающая со страницы. Я темная зеленая капля, я желтое солнце, пробивающееся сквозь темные тучи» и т. д. Это может вызывать затруднения у многих людей - выражать самих себя таким образом, от первого лица, когда смотришь на свой рисунок, - поэтому вы должны напоминать им мягко и возвращать в этот процесс. Когда человек попробует это, он может получить инсайт, озарение.

Увеличение или разворачивание одной части


Одна часть произведения может быть смутной, неопределенной или тревожащей клиента. Сделайте рамку для этой части, прорезав соответствующего размера отверстие в белом листе бумаги. Поместив рамку над частью, предложите расширить или развернуть эту часть рисунка на другом фрагменте бумаги. Хотя эта идея может и не понравиться самому художнику, этот процесс может высветить неосознаваемый материал. Тот, который лишь смутно ощущался в сознании станет более определенным.

Сочинение рассказа по рисунку


Люди могут описывать свои рисунки разными способами, что усиливает самопознание.

Идентифицируясь с рисунком


Есть три способа идентифицироваться с рисунком.

  • Автор записывает 5 предложений, сопровождающих его рисунок, начиная с «Я...», «У меня есть...», «Я чувствую...»

  • Дать название рисунку. Если сам художник увидел бы этот рисунок год спустя, какое название бы напомнило бы ему, о чем он был.

  • Написать спонтанно пять слов, которые приходят к нему, когда он смотрит на свой рисунок. Записать их на рисунке или на обратной стороне.



Спонтанное письмо


После создания рисунка, в течение 10 минут писать – без остановки, без редактирования, без отрывания ручки от листа, не заботясь о грамотности, грамматике или пунктуации. Если вы не можете думать ни о чем, пишите: «Я не могу думать ни о чем, что бы написать» - и продолжайте в таком духе. Вы можете держать ваш рисунок поблизости, но не беспокойтесь о том, пишите ли вы о вашем рисунке.

Диалог


Поговорите с образом вашего рисунка в письме и позвольте этому образу иметь свой голос. Вы можете спорить, соглашаться или не соглашаться, или стараться понять точку зрения другого. Позвольте этому письму увлечь вас, куда бы оно не пожелало. ( Смотри диалог между цаплей и крокодилом на цветной вкладке)

Рассказывание истории


Посмотрите на ваш рисунок и начните историю со слов: «Однажды...» и позвольте ей течь.

Ваш рисунок в движении


Движение можно использовать отдельно или в комбинации с другими способами разворачивания визуального искусства, углубляя свое самовыражение.

Поза


Посмотрите на свой рисунок и используйте свое тело, чтобы создать скульптуру, повторяя позу из вашего рисунка или вашей скульптуры.

Протанцевать ваш рисунок или скульптуру


Начните, как в предыдущем упражнении (Поза). Став в позу, которая выражает образ или чувства вашего рисунка, попробуйте двигаться в его ритме. Используйте рисунок или скульптуру как точку отсчета, затем двигайтесь в любом направлении, исследуя значение вашего рисунка или скульптуры. Используйте звуки или позвольте словам течь свободно. Двигаясь, вы можете создать танец или историю.

Звучание вашего рисунка


Позвольте себе издавать звуки чтобы драматизировать чувства, которые вызывает ваш рисунок. Если вы проделываете это с другим человеком, его связь с вами в создании звуков, дает вам поддержку для исследования всех звуков, которые вы желаете.

Вы можете также использовать музыкальные инструменты – ударные или гармонические – чтобы создавать музыку, выражающую чувства на вашем рисунке.
Используете ли вы эти исследования для себя или для работы с другими, они могут трансформировать ваш взгляд на жизнь. Выразительные искусства уносят вас далеко от ежедневной хандры или эгоизма к пробуждению духа и оживлению души.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
«Специфические возможности использования техники песочной анимации в контексте арт-терапии»
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Вместе с тем процессы и психотерапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии,...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Использование символов в искусстве и в психотерапии
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
В данной работе мы рассмотрим историю возникновения, становления и современное состояние одной из форм психотерапии искусствами –...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
«Книлл П. Дж. Принципы и практика терапии выразительными искусствами (стр. 90- 108)»
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
«Возможности использования маски в психотерапевтической работе с людьми с психической патологией»
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Цель данной работы – дать краткий обзор истории возникновения терапии выразительными искусствами, ее становления и тех методов, которые...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Арт-терапия»
Основные представления о травме и возможностях ее проработки в арт-терапии
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconПерформанса не писала- вы не были на курсе
Кажется, что вы пишете не про арт-терапию, а про интермодальный подход, но очень не полно. Выберите что-то и учтите, что этот реферат...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Арт-терапия»
Эволюция понятия «арт-терапия»отображает процессы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического....
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Введение в танцевально-дивигательную терапию»
Фэйрфаксе, Калифорнии, в маленьком спокойном городке неподалеку от Золотых Ворот в Сан-Франциско. Она закончила Институт К. Г. Юнга...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Название дисциплины»
«Базовая символика цвета и формы в арт-терапевтической интерпритации рисунков. Анализ языка цвета и форм и их способности в отображении...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconОсобенности лечения и тракционно-экстензионной терапии на аппарате
Срок лечения – 10-12 дней. Лечение включает фармакопунктуру, медикаментозную инфузионную терапию, физиотерапевтические процедуры,...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconПрактическое задание 3 в программе Adobe Photoshop cs2 «Пиксель-арт»
Для начала поясню что такое пиксель-арт. Как можно догадаться здесь соединены два слова «пиксель» точка, ячейка изображения, и «арт»...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconРеферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии»
«вычитываются», когда кукла становится частью произведения современного искусства. В работе не затрагиваются проблемы, связанные...
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» iconУчебное пособие к курсу лекций «Введение в современную литературу»
Предлагаемое издание является учебным пособием к вузовскому курсу «Введение в современную литературу», который читается для студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск