Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента»





Скачать 127.07 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента»
Дата публикации11.03.2015
Размер127.07 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс



Институт Психоанализа

Факультет психологии

Кафедра организационной психологии
Утверждено

на заседании кафедры

организационной психологии

от 23 октября 2009 г. протокол № 1

Зав.кафедрой организационной психологии

Чернова О.Н. ______________

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«ОСНОВЫ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА»

Автор:

Канд. психол. Наук Качина А.А.

Москва

2009

Печатается по решению кафедры организационной психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Качина А.А.Основы тайм-менеджмента. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 10 с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Качина А.А. 2009 г.
Содержание


I

Программа курса…………………………………………………………………………

4




1

Пояснительная записка……………………………………………………………..

4




2

Содержание курса…………………………………………………………………..

5







Раздел 1. Проблема времени в психологии …………...……….………………….

Тема 1. Представление о времени в психологии ….………..………………….

Тема 2. Временная компетентность…………………………………………….

5

5

5







Раздел 2. Искусство успевать: управление личным временем ………………....

Тема 3. Психологический анализ индивидуального времени……………….

Тема 4. Регуляция времени и организация времени деятельности ………….

6

6

6




3

Список литературы …………………………………………………………………

Основная литература……………………………………………………………..

Дополнительная литература……………………………………………………..

7

7

7

II

Распределение часов курса по темам и видам работ………………………………….


8

III

Организация самостоятельной работы студентов …………………………………………


9

IV

Темы рефератов …………………..……………………………………………………..


10

V

Тематика заданий по форме итогового контроля…………………………………….


10



Выписка из государственного образовательного стандарта.

УМК подготовлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология».


  1. Программа курса




    1. Пояснительная записка

Аннотация: учебный курс является практико-ориентированным и направлен на формирование базовых навыков организации и управления временем в профессиональной деятельности. В рамках данного курса время рассматривается как ресурс и как составляющая психологического переживания деятельности. Развитие навыков управления временем обеспечивает согласование профессиональных целей, временных ресурсов и социальных ролей молодых специалистов с требованиями высокотехнологичной инновационной среды современных организаций.

Обучение проводится в форме практических занятий, направленных на формирование мотивационной установки достижения приоритетных целей и развития временной стратегии «опережения», активного преобразования времени в условие своего развития.
Задачи курса: предоставить слушателям научную и практическую информацию по проблеме управления временем; методические средства, обеспечивающие диагностику, оценку и анализ особенностей индивидуального восприятия времени, характерных способов управления временем и распределения временных приоритетов; а также методические материалы для практического освоения техник и приемов тайм-менеджмента в целях оптимизации персональной системы управления временем.

По результатам прохождения данного курса слушатели должны:

  • иметь представление об основных свойствах времени в субъективной картине мира человека, психологических механизмах восприятия времени;

  • успешно ориентироваться и практически реализовывать основные правила и методы целеполагания и расстановки приоритетов деятельности;

  • уметь проводить оценку актуальных временных ресурсов, конструировать и планировать цели деятельности в развернутой временной перспективе;

  • уметь выявлять и анализировать проблемные области индивидуального «освоения» времени;

  • реализовывать на практике освоенные в рамках курса прикладные методы диагностики, оценки и анализа индивидуальной системы управления временем;

  • уметь адекватно распределять временные ресурсы межличностного и профессионального взаимодействия.


2. Содержание курса
Раздел 1. Проблема времени в психологии.

Тема 1. Представление о времени в психологии

Четыре аспекта исследования времени в психологии. Концепции психологического времени. Парадигмы восприятия времени в разных культурах. Понятия психологического, социального, профессионального времени. Индивидуальное восприятие времени. Субъективное vs объективное время. Свойства времени в переживании человека. Психологический возраст личности.

Практическое задание: тест на восприятие времени «Субъективная минута», рисуночный тест «Персональная концепция времени».
Литература основная :

  • Абульханова К.А., Березина Т.Н.. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001

  • Болотова А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006

  • Головаха Е. А., Кроник А. А. Психологическое время личности. Смысл, 2008.


Литература дополнительная:

  • Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994

  • Цуканов Б.И. Время в психике человека. Одесса: Астро Принт, 2000.



Тема 2. Временная компетентность.

Понятие временной компетентности (А.К. Болотова). Компоненты временной компетентности. Своевременность как критерий личной организации времени. Типологии личностной организации времени (Ковалев В.И.). Временные ресурсы взаимодействия и межличностного общения. Временные стратегии. Основные подходы к управлению временем.

Практическое задание: знакомство с методикой «Персональная компетентность во времени», и оценкой временного типа личности - методом воспроизведения (отмеривания) длительностей Ковалева В.И.
Литература основная:

  • Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001

  • Болотова А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006


Литература дополнительная:

  • Асеев В. Г. Значимость и временная стратегия поведения // Психологический журнал, 1981. № 6. С. 28-37.

  • Кови С., Меррилл Р., Меррилл Р. Главное внимание - главным вещам: Жть, любить, учиться, оставить наследие. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008

  • Прентис С. Интегрированный тайм-менеджмент. М.: «Добрая книга», 2007


Раздел 2. Искусство успевать: управление личным временем.
Тема 3. Психологический анализ индивидуального времени

Постановка и конструирование целей в развернутой временной перспективе. Принципы и правила целеполагания. Процедуры учета и приемы планирования времени, расстановки временных приоритетов (Принцип Эйзенхауэра, АВС – анализ)

Практическое задание: анализ персональной системы управления временем - освоение методов целеполагания (SMART, Ishikawa fishbone), согласования профессиональных целей и личных ценностей, расстановки приоритетов задач, диагностики временных затрат (анкета самооценки использования времени Л. Зайверта)

Литература:

  • Архангельский Г.А. Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы. Спб.: Питер, 2008

  • Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках. М., 1991.

  • Калинин С. И. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем, М., 2006

  • Лайкен А. Искусство успевать. - М.: Агенство «ФАИР», 1996


Тема 4. Регуляция времени и организация времени деятельности

Работа с «внутренними часами». Возможности резервирования времени и регуляции ритма деятельности. Индивидуальный стиль и ритм работоспособности. Анализ временных приоритетов и факторов потери времени. Индивидуальные особенности распределения временных ресурсов. Соотношение временных затрат и результативности. Дневник учета времени.

Практическое задание: оценка индивидуальных суточных ритмов, анализ распределения временных ресурсов (применение принципа Парето), соотношение временных затрат с жизненными временными промежутками (день, неделя, месяц, год), оценка индивидуального рабочего стиля с использованием процедуры SWOT-анализа.
Литература основная:

  • Архангельский Г.А. Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы. Спб.: Питер, 2008

  • Калинин С. И. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем, М., 2006

  • Лайкен А. Искусство успевать. - М.: Агенство «ФАИР», 1996


Литература дополнительная:

  • Кови С., Меррилл Р., Меррилл Р. Главное внимание - главным вещам: Жть, любить, учиться, оставить наследие. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 324с.

  • Подольный Р.Г. Освоение времени. М., 1989



3. Список литературы

Основная литература:

  1. Абульханова К.А., Березина Т.Н.. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.

  2. Архангельский Г.А. Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы. Спб.: Питер, 2008

  3. Болотова А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006.

  4. Головаха Е. А., Кроник А. А. Психологическое время личности.2-е изд. Смысл, 2008-267с.

  5. Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках. М., 1991.

  6. Калинин С. И. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем, М., 2006.

  7. Лайкен А.. Искусство успевать. - М.: Агенство «ФАИР», 1996.

  8. Прентис С. Интегрированный тайм-менеджмент. М.: «Добрая книга», 2007. – 288с.


Дополнительная литература:

  1. Асеев В. Г. Значимость и временная стратегия поведения // Психологический журнал, 1981. № 6. С. 28-37.

  2. Григоровская Н. Ю. Типологические особенности времени личности // Психология личности. Новые исследования. М., 1998. С. 222-239.

  3. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.

  4. Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 179-185.

  5. Кови С., Меррилл Р., Меррилл Р. Главное внимание - главным вещам: Жть, любить, учиться, оставить наследие. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 324с

  6. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. – М., 1977.

  7. Моргенстерн Дж. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. М.: «Добрая книга» , 2006-256 с.

  8. Подольный Р.Г. Освоение времени. М., 1989

  9. Цуканов Б.И. Время в психике человека. Одесса: Астро Принт, 2000.

  10. Цуканов Б. И. Фактор времени и природа темперамента // Вопросы психологии, 1999. № 4. С. 128-136.

  11. Ягер Дж. Творческое управление временем в новом веке. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 208с.

II Распределение часов курса по темам и видам работ


п.п.

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинары

Раздел 1. Проблема времени в психологии

16




2

14

1.

Представления о времени в психологии

9




1

8

2

Временная компетентность

7




1

6

Раздел 2. Искусство успевать: управление личным временем

34




6

28

3

Психологический анализ индивидуального времени

16




4

12

4

Регуляция времени и организация времени деятельности

18




2

16

ВСЕГО:

50




8

42

Форма итогового контроля: зачет


  1. Организация самостоятельной работы студентов




Темы для самостоятельного изучения

Изучаемые вопросы

Форма самосто-ятельной работы

Литература

Количество часов.

Форма отчетности

д/о (з/о)

Представления о времени в психологии

Концепции психологического времени. Понятия психологического, социального, профессионального времени. Индивидуальное восприятие времени. Свойства времени в переживании человеком

Анализ учебной литературы

работа с методиками

Абульханова К.А., Березина Т.Н.. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.

Головаха Е. А., Кроник А. А. Психологическое время личности. Смысл, 2008.

8

Групповое практическое задание

Временная компетентность

Временная компетентность и ее основные компоненты (А.К. Болотова). Своевременность как критерий личной организации времени. Типологии личностной организации времени. Временные стратегии. Основные подходы к управлению временем

Анализ учебной литературы, работа с методиками

Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.

Болотова А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006.

6

Письменное задание» Эссе «Моя временная компетентность»

Психологический анализ индивидуального времени

Постановка и конструирование целей в развернутой временной перспективе. Принципы и правила целеполагания. Процедуры учета и приемы планирования времени, расстановки временных приоритетов

Анализ учебной литературы

работа с методиками, эссе

Архангельский Г.А. Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы. Спб.: Питер, 2008

Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках. М., 1991.

Калинин С. И. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем, М., 2006.

Лайкен А. Искусство успевать. - М.: Агенство «ФАИР», 1996.

12

Выполнение методик, письменная интерпретация полученных результатов

Регуляция времени и организация времени деятельности

Внутренние часы. Индивидуальный стиль и ритм работоспособности. Факторы потери времени. Индивидуальные особенности распределения временных ресурсов.

Анализ учебной литературы

работа с методиками,

эссе

Архангельский Г.А. Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы. Спб.: Питер, 2008

Калинин С. И. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем, М., 2006.

Лайкен А. Искусство успевать. - М.: Агенство «ФАИР», 1996.

16

Выполнение методик, письменная интерпретация полученных результатов




  1. Темы рефератов




  1. Проблема времени в психологии. Концепции психологического времени.

  2. Становление и развитие научного подхода к проблеме времени в психологии.

  3. Свойства времени в переживании человеком.

  4. Индивидуальные особенности отношения к времени.

  5. Психологический возраст как мера реализованности психологического времени личности.

  6. Индивидуальная единица времени и длительность настоящего.

  7. Ситуационный анализ и метод «пяти пальцев» Л. Зайверта.

  8. Психологические сложности в процессе освоения времени.

  9. Время как ресурс и цель.

  10. Временная перспектива и временная трасспектива.

  11. Проблема личностной организации времени.



  1. Тематика заданий по форме итогового контроля


На основе анализа индивидуальных результатов выполнения методик и прослушанного материала студенты должны письменно подготовить эссе на тему «Моя временная компетентность» или «Инвентаризация компонентов временной компетентности»

Структура эссе включает следующие разделы:

- субъективное восприятие времени (анализ индивидуальной временной перспективы и персональной концепции времени);

- тип личностной организации/практической регуляции времени (оценка t-шага);

- оценка индивидуальных временных затрат времени (анализ временных затрат);

- анализ персональной системы управления временем (временные потери или характерные поглотители времени, особенности стиля и ритмов работоспособности);

- качественная характеристика полученных результатов, анализ проблемных областей и индивидуальный план оптимизационных мероприятий.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента
Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Информационные технологии
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы менеджмента» специальности...
Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по...
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии»
Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного производства и основы проектирования оборудования» составлен в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название)
Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080105 «Финансы и кредит»
Данный учебно-методический комплекс предусматривает изучение 7 тем, содержание которых изложено в четвертом разделе. Во избежание...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы тайм-менеджмента» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «менеджмент»
Различные школы и подходы в развитии науки управления. Модели менеджмента. Власть и влияние в организации. Организационные структуры...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск