Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов города Благовещенска Амурской области
Рассмотрено
на педагогическом совете
протокол №
«___» ___________ 201__ г.
| Утверждаю:
Директор МОАУ СОШ № 11
___________Н.П. Гаврилко «___» ________ 201_ г.
| ПРОГРАММА
«Одарённые дети»
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Президентская программа «Дети России».
Дайте ребенку любознательность. Знания он возьмет сам. А.А. Гин
Паспорт программы
Название программы
| Комплексно-целевая программа «Одаренные дети» 2012-2015 годы
| Основание для разработки Проекта
| Нормативно-правовая база программы:
основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948;
основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 18.07.2011);
Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы" (утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172) (с изменениями от 11 августа 2007 г., 14 февраля, 2 июня, 31 декабря 2008 г., 23 июля, 29 декабря 2009 г., 12 февраля 2011 г.)
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001;
Программа развития МОАУ СОШ № 11 до 2015г;
Устав МОУУ СОШ № 11.
| Сроки и этапы реализации Проекта
| Сроки программы: 2012 – 2015 гг.
Организационный этап (2012 – 2013 гг.): разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми; организация работы с одаренными детьми через комплекс занятий и активное вовлечение их в познавательную деятельность.
Этап реализации(2013-2015 гг.): непосредственная работа с одаренными учащимися: деятельность предметных кафедр, сетевое взаимодействие с высшими учебными заведениями и учреждениями дополнительного образования, организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей; анализ работы и корректировка плана работы с одаренными детьми, мониторинг промежуточных результатов.
Завершающий этап (осень 2015 года): контроль и анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации программы, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
| Механизм реализации Проекта
| Программа реализуется через:
работу методических объединений учителей и систему методической работы,
непрерывное образование и самообразование учителей,
работу творческих групп учителей,
взаимодействие всех участников образовательного процесса, которое обеспечивает сайт школы и «Дневник. Ру».
| Объект проектирования
| Обучающиеся МОАУ СОШ №11
| Ожидаемые результаты Проекта
| После реализации данной Программы мы ожидаем получить следующие результаты:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
- созданию в школе активного интеллектуального ядра учителей и учащихся, положительно влияющего на процесс интеллектуального развития и самосовершенствования личности.
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики, сопровождения и развития способных и одаренных детей.
- положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня.
| Объем и источники финансирования Программы
| Муниципальный бюджет
Школьный бюджет
Спонсорская помощь
| Организация контроля за исполнением Программы
| Координацию работ и контроль за исполнением Программы осуществляет администрация школы.
Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор школы.
| Разработчик программы
| Костюнина Е.Ю. – заместитель директора по учебной работе, творческая группа педагогов МОАУ СОШ №11
|
Пояснительная записка
Реформирование российской системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.
Развитие детской одаренности является приоритетным направлением образовательной деятельности МОАУ СОШ № 11.
Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям.
В МОАУ СОШ № 11 ведётся определённая работа по обновлению содержании образования, форм методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований, решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта учащихся, осуществляется ранняя профилезация с 7-го класса по направлениям, профильная подготовка по отдельным предметам: по химико-биологическому (медицинский класс), социально-гуманитарному (юридический класс), инженерно-математическому профилю, формируется нравственный и гражданский облик выпускника, развернута научно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов. В учебном плане ОУ имеются программы факультативных и элективных курсов, спец. курсов по углубленному изучению предметов и соответственно, увеличивается из года в год процент вовлеченности детей в эту работу. Система дополнительного образования школы № 11 позволяет развить интересы ребенка в различных областях.
Такая деятельность даёт положительный результат - учащиеся имеют определённые успехи в муниципальных, областных, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, и спортивных соревнованиях.
Вместе с тем, в деятельности Учреждения по выявлению, подготовке и развитию одарённых детей отсутствует система, включающая в себя:
психолого-педагогическую диагностику одарённых детей;
целенаправленную и планомерную работу с семьями одарённых детей;
адаптацию в социуме одарённых детей.
Программа в комплексе решает проблемы развития детской одаренности - охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
В МОАУ СОШ №11 выявление одаренных детей начинается с первого посещения психолога при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (младший школьный возраст).
Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Программой предусмотрена реализация таких направлений педагогической деятельности как:
осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания;
развитие системы работы с одаренными детьми;
развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, работу с одаренными детьми.
Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа №11 должна взять курс на развитие способностей всех детей.
|