Алтайский государственный технический университет им И. И. Ползунова Памятка
Для студентов групп ПОИ и ПОС по изучению дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности» (7 семестр) Составил: Утверждаю:
доцент кафедры БЖД – Лобанова З. М. Зав. кафедрой БЖД____Мироненко В. Ф. Дисциплина БЖД общим объемом 85 час (34 час –лекций, 17 час практ. занятий, 34 час СРС: 10 час-изучение материала лекций, 24 час для изучения материала, не излагаемого на лекциях) изучается в 7 семестре, сопровождается сплошным рейтингом и завершается экзаменом. 1 Содержание дисциплины
1. 1Лекции:
Введение.
РАЗДЕЛ I Безопасность технологических процессов и производств. (Охрана труда).
Тема 1 Правовые, нормативно-технические основы обеспечения охраны труда.
Тема 2. Гигиена труда: Производственный микроклимат. Вредные вещества. Производственное освещение. Виброакустические факторы производственной и окружающей среды
Тема 3.Техника безопасности на производстве. Защита от электрического тока.
РАЗДЕЛ II. БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Тема 4 Классификация и общая характеристика чрезвычайных ситуаций.
Тема 5 Пожарная безопасность.
2 Контрольные точки:
2.1 Самостоятельная работа студентов (СРС: 24 час, вес модуля 0,34):
Тема 6: Основы инженерной психологии. Контрольный опрос (6час, 5 неделя, вес 0,14):
Проблема взаимодействия человека и современной техники. Проблема системы «человек-машина» (СЧМ).
Методы и понятия инженерной психологии.
Человек как элемент системы «Человек-машина»:
работоспособность человека и ее динамика;
общее понятие о характеристиках человека:
антропометрические (статические, динамические);
физиологические (схема анализатора, анализаторы внешние, внутренние, основные параметры анализаторов человека)
психологические (внимание, память, ощущение, восприятие и др).
влияние психологии на безопасность в системе «человек - машина»;
надежность человека – оператора как части СЧМ.
Инженерно – технологические требования к технике:
Эргономика. Научная организация труда (НОТ).Техническая эстетика. Дизайн.
Эргономические требования к рабочему месту. Рациональные режимы труда и отдыха.
К теме 2. Виброакустические факторы производственной и окружающей среды (Ультразвук. Основные характеристики. Воздействие на организм человека. Нормирование. Методы и средства защиты от вредного воздействия ультразвука. Инфразвук. Основные характеристики. Воздействие на организм человека. Нормирование. Методы и средства защиты от вредного воздействия инфразвука.
Контроль: На экзамен.
Тема 7 Защита от электромагнитных полей на производстве: Источники ЭМП и их характеристики. Воздействие на организм человека. Нормирование ЭМП. Мероприятия по защите от ЭМП на производстве и в окружающей среде. Методы контроля ЭМП.
Контроль: На экзамен.
Тема 8 Защита от ионизирующих излучений (и.и.) . Контроль: На экзамен .
Тема 9.Безопасность технологических процессов и производств:
Для ПОИ: Тема 9: 9.1 Основы гигиены труда и промсанитарии в ПТУ:
Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста.
Медицинское освидетельствование и требования к состоянию здоровья подростков.
Режим труда и отдыха подростков. Обязанности работодателей по организации труда подростков.
Критерии отнесения работ к категории запрещенных для применения труда подростков.
9.2 Безопасность труда при работе с ПЭВМ:
Опасные и вредные факторы, действующие на пользователя ПЭВМ и их источники;
Виды воздействия ПЭВМ на организм пользователя;
Технические средства и способы защиты пользователей:
Санитарно – гигиенические требования к условиям труда на рабочем месте пользователя;
Эргономические требования к ПЭВМ;
Эргономические требования к рабочему месту пользователя;;
Требования безопасности при эксплуатации ПЭВМ
Эргономические требования к организации диалога « человек-ПЭВМ», интерфейсу пользователя..
Мероприятия по снижению психофизиологического переутомления пользователя.
Для ПОС:Тема 9: 9.1 Основы гигиены труда и промсанитарии в ПТУ:
Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста.
Медицинское освидетельствование и требования к состоянию здоровья подростков.
Режим труда и отдыха подростков. Обязанности работодателей по организации труда подростков.
Критерии отнесения работ к категории запрещенных для применения труда подростков.
Техника безопасности при проведении строительно-монтажных работ:
техника безопасности при транспортных и погрузочно-разгрузочных работах;
техника безопасности при производстве земляных работ;
техника безопасности при производстве каменных и облицовочных работ;
техника безопасности при производстве опалубочных, арматурных и бетонных работ;
техника безопасности при производстве деревянных и стекольных работ;
техника безопасности при производстве электро-газосварочных работ;
техника безопасности при производстве кровельных работ;
техника безопасности при производстве штукатурных и малярных работ;
техника безопасности при эксплуатации лесов и подмостей;
Безопасная эксплуатация основных строительных машин:
основные причины производственного травматизма при работе на машинах;
какими приборами безопасности снабжаются грузоподъемные машины;
регистрация и освидетельствование грузоподъемных механизмов;
техника безопасности при эксплуатации ручных работ.
Безопасность оборудования, работающего под давлением выше атмосферного:
какое оборудование относится к сосудам, работающим под давлением выше атмосферного;
основные причины аварий оборудования, работающего под давлением выше атмосферного;
основные условия безопасности эксплуатации баллонов для сжатых, сжиженных и растворенных газов;
основные условия безопасности эксплуатации компрессоров;
Пожарная профилактика в строительстве:
пожарная безопасность на стройплощадке;
Контроль: Тема 9 должна быть представлена рефератом, вы полненным в виде опорного конспекта или раздаточного материала (18 час, 12 неделя, вес модуля 0,2)
2.2 Практические занятия – 17 час (8 пр. зан., вес модуля 0,16).
2.3 Экзамен – вес модуля – 0,5, работа в семестре – 0,5.
Примечание:
Итоговая аттестация проводится в виде экзамена, вес модуля которого 0,5 в итоговом рейтинге за семестр. Студенты, имеющие внутрисеместровый рейтинг более 75 баллов (по 100 бальной шкале), получают автомат.
Успеваемость студентов оценивается с помощью текущего рейтинга (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга (после сессии). Во всех случаях рейтинг вычисляется по формуле:
, где
Ri – оценка за i – контрольную точку; pi –вес этой контрольной точки. Суммирование проводится по всем контрольным точкам с начала семестра до момента вычисления рейтинга. В конце семестра вычисляется семестровый рейтинг.
Итоговый рейтинг, учитывающий экзамен вычисляется по формуле:
Студентам с высоким текущим рейтингом по их желанию может быть выдано дополнительное задание (реферат, доклад на конференцию и др.).В этом случае проводится дополнительный контроль: защита реферата, проверка тезисов доклада. После проведения такого контроля (с оценкой R* ) текущий рейтинг пересчитывается:
Каждое из перечисленных в памятке испытаний оценивается по 100- бальной шкале, по компьютерным тестам и домашним заданиям. При сдаче задания после срока из оценки вычитается 10 штрафных баллов.
Учебно – методические материалы, тесты контроля текущих знаний, электронный вариант тестов с программой тестирования в режиме «Тренировка» студенты могут познакомиться на сайте: http:/astu.secna.ru/~lzm, а также в электронном читальном зале библиотеки
АлтГТУ.
1.3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 1. 3.1 Основная литература:
Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (охрана труда): Учеб. пособие для вузов (П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Погорных Е.А. и др. – М : Высшая школа, 1999 – 318 с.). – 85 экз.
Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/ С.В.Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козъяков и др; Под общ. ред. С.В. Белова. 2-ое изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2001. – 487 с. – 114 экз.
Лобанова З. М. Методические указания к самостоятельной работе студентов. Тесты контроля текущих знаний по дисциплине БЖД. /Алт.гос.техн.ун-т им И. И. Ползунова.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2005.-67с.
Русак О. Н. БЖД: Уч. Пос., Лань, 2005.
1.3.2 Дополнительная литература:
Маньков В. Д. Обеспечение безопасности при работе с ПЭВМ.Практ. рук..-СПб: Политехника , 2004.-277 с. (биб-ка в корпусе МАПП).
Глебова Е. В. Производственная санитария и гигиена труда. : Учеб.пос.-М: Высш. Шк,2005.-383 с.
Грачев Н. Н., Мырова Л. О. Защита человека от опасных излучений, 20.05
Алексеев С.В., Уселко В.Р. Гигиена труда. - М: Медицина, 1988. -576 с.
Баев В.И. Практикум по электрическому освещению и облучению. -М.: 1991.-175 с.
Баринов А. В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: Учеб. Пособие для вузов .-М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 496 с.
Безопасность жизнедеятельности. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие для вузов /В. В. Денисов, И. А. Денисова, В. В. Гутенев, О. И. Монтвила. Под ред. В. В. Денисова.-М: Ростов н/Д: Март, 2003.-608 с.
Белов С.В., Бринза В.Н., Векшин Б.С. Безопасность производственных процессов: Справочник/ Под ред. С.В. Белова. - М.: 1985.- 448 с.
Боброва-Голинова Л.П., Мальцева О.М., Коханова Н.А. Эргономика и безопасность труда. - М.: Машиностроение, 1985.-112 с.
Вахтин А.К. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий. - М.: 1984.- 288 с.
Гринин А. С. Экологическая безопасность: Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учеб. Пособие /А.С. Гринин, В. Н. Новиков.-М: ФАИР-ПРЕСС , 2002.- 336 с.
Инженерная психология./ Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Наука, 1977. - 304 с.
Каммерер Ю.Ю., Харкевич А.Т. Аварийные работы в очагах поражения: Учебное пособие. -М.: 1990.- 288 с.
Козлов В.Ф. Справочник по радиационной безопасности. - М.: 1991.- 352 с.
Козлов В.Н. Физиология и психология труда. Влияние производственных факторов на физиологическую работоспособность организма и тяжесть труда. - Саратов: СПИ, 1983
Конституция РФ.- М: ОО «Фирма «Изд-во АСТ»»,1999.-60 с.
Лысяков А.Г. Техника безопасности при работе на грузоподъемном оборудовании на машиностроительных предприятиях. - М.: 1991.- 208 с.
Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: Человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Уч.- М: Логос, 2001.- 356 с.
Охрана труда в машиностроении: Учебник для вузов/ Под ред. Е.Я.Юдина.- М.: 1983.-432 с.
Подольский А.И., Ариевич И.М., Хозиева В.Б. Психология подготовки специалистов для современного производства/Под ред. А.И.Подольского. - М.: Изд-во МГУ, 1991. -183 с.
Постник М. И. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Учеб.- Мн: Высш. Шк, 2003.- 398 с.
Руководство по гигиене труда.: в 2-х т. / Под ред. Н.Ф.Измерова. - М.: Медицина, 1987.
119 с.
Справочник по инженерной психологии/ Под ред. Б.Ф. Ломова -М.: 1982.- 368 с.
Средства защиты в машиностроении: Справочник/ Под ред. С.В. Белова. - М.: 1989.- 368 с.
Трудовой кодекс РФ. - М, 2002.-192 с.
Эргономика: Учебное пособие для вузов./Под ред. В.В. Адамчука. -М.: ЮНИТИ - ДАНА, 1999. -254 с.
Куценко Г.И., Шашкова И. А. Проведение гигиенических мероприятий при обучении подростков рабочим профессиям. М, 1983.- 192 с.
Куценко Г.И. Научная организация труда учащихся техникумов.
Куценко Г.И., Шашкова И. А.Основы гигиены при обучении учащихся в СПУ
Киколов А. И. Обучение и здоровье.
Кондрашенко В. Н. И др. Гигиена детей и подростков, М, 1988.- 512 с.
Жилов Ю. Д., Куценко Г. И. Справочник по гигиене труда и производственной санитарии.
Жилов Ю. Д. Справочник по медицине труда и экологии. М, 1995
Научная организация труда учащихся техникума. М, 1983.- 151 с.
Грачев Н. Н. Психология умственного труда. М, 1998.
Шмид М. Эргономические параметры. М, 1980. - 234 с.
Сердюковская Г. Н. Гигиенические проблемы профессионального обучения. М, 1981 г.
Романов Г.М. Человек и дисплей. Л: 1986. -256 с.
Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. - М.: Тривола, 1994. - 272 с.
Димирчеглян Г. Т. Компьютер и здоровье.- М, 1997.
Шумилин В.К. Краткий курс безопасности при работе на ПК.
Журналы «Охрана труда и социальное страхование» 1997 -2006 г.г.
Журналы «Бухгалтер и компьютер», «Информатика и образование», «Наука и жизнь.», «Компьютер в школе» и др.
Охрана труда в машиностроении: Учеб.для вузов/Е.Я.Юдин, С. В. Белов идр..-М:Машиностроение, 1983 .-432 с.
Любарский А. Д. Технология и организация строительного производства. Охрана труда.- М, 1991.- 304 с.
Пчелинцев В.А., Коптев Д.В., Орлов Г.Г. Охрана труда в строительстве: Учеб.М: Высш шк,1991.-272 с.
1.3.4 СТАНДАРТЫ, ПРАВИЛА, НОРМЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Руководство по гигиенической оценке факторов рабочнй среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006 – 05 .М, 2005.- 192 с.
СНиП 23.05.95 Естественное и искусственное освещение.
СНиП 11-12-77. Защита от шума.
СНиП 2.01.02-85. Противопожарные нормы.
СН 2.2.4 / 2.1.8.562 - 96. Шум на рабочих местах в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. -М: Минздрав РФ, 1997. - 20 с.
СН 2.2.4 / 2.1.8.566 - 96. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. - М: Минздрав РФ, 1997. - 30 с.
СанПиН 2.2.4 / 2.1.8.582 – 96 Гигиенические требования при работах с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения. . -М: Минздрав РФ, 1997. - 14 с.
СН 2.2.4 / 2.1.8.583 – 96 Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки. -М: Минздрав РФ, 1997. - 11 с.
СанПиН 2.2.4.1191-03. Электромагнитные поля в производственных условиях. М.: Минздрав РФ, 2003. – 25с
СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. - М.: Минздрав РФ, 1996. - 25 с.
Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений. РД 34.21.122-87. - М, 1989. - 56 с.
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. - М.: Минздрав РФ, 2003. – 25с
Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями. - М. : 1989. - 176 с.
Правила техники безопасности при электромонтажных и наладочных работах. - М, 1992. - 192 с.
Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков. СанПиН 2.4.6.664- 97.- М: Минздрав России, 1997.- 14 с.
Медикобиологические критерии оценки условий труда с целью определения противопоказаний и показаний к применению труда подростков. Методические указания. МУ 2.4.6.655- 97.- М: Минздрав России, 1997.- 24 с.
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.576- 96: Минздрав России, 1997.- 52 с.
СанПиН 2.4.3.1186-03. Санитарно – эпидемиологические требования к организации учебно – производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. М, 2003.
СанПиН 2.2.0.555 – 96 Гигиенические требования к условиям труда женщин. М : ИИЦ Минздрава РФ,1997.-35 с
ГОСТ Р 50923-96. Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде.
ГОСТ Р 50948- 96. Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности.
ГОСТ 12.3.009.76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.3.003-86 ССБТ. Работы электросварочные. Общие требования безопасности.
|