Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки





Скачать 321.37 Kb.
НазваниеПрофилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки
Дата публикации17.08.2013
Размер321.37 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки

Автор: Мельникова Надежда Анатольевна

Содержание

1. Цели и задачи проекта

2. Актуальность проблематики проекта

3. Теоретическое обоснование проекта

4. Механизмы реализации проекта

5. План предполагаемых действий

6. Ожидаемые результаты

7. Перспективы развития проекта

8. Приложение стр.2

стр.2-3

стр.3-4

стр.4-5

стр.5-7

стр.7

стр.7

стр.8

Цель проекта:

создание психолого-педагогических условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, на основе музыкального искусства.

Задачи проекта:

• разработать программу индивидуальной помощи по здоровьесбережению школьников;

• наметить основные направления коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие эмоциональной сферы учащегося;

• снимать нервно-психические перегрузки

• восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус

• создать условия для творческого самовыражения и развития;

• вовлекать школьников в разнообразную творческую деятельность

Актуальность проблематики проекта

Педагогический коллектив Загустайской средней общеобразовательной школы стремится, чтобы воспитательная система обеспечивала возможно более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

Особенно актуальной проблема формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в сложной жизненной ситуации, так называемой «группе риска». К сожалению, в силу многих факторов число таких детей неуклонно растет. По данным социального паспорта нашей школы 4 ученика поставлены на учет в районной комиссии по делам несовершеннолетних, 18 учащихся находятся на внутришкольном контроле. Их поведение периодически обсуждается на комиссиях разного уровня после чего на какое- то время учащиеся «исправляются», но ввиду несформированности у них, в первую очередь, жизненных перспектив и образовательного запроса все возвращается «на круги своя». Поэтому перед коллективом школы стоит сложная задача – попытаться изменить сознание и поведение учащихся «группы риска» через целенаправленное педагогическое воздействие, при котором происходит усиление положительных тенденций нравственного развития личности, т.е. обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку психолого- педагогическую поддержку.

О воздействии музыки на душевное и физическое состояние человека известно с древних времен.

Общение человека с музыкой - это развитие эмоциональной отзывчивости, становление нравственных норм, эстетических вкусов, способности переживать и сопереживать; это воспитание человека, находящегося в гармонии с самим собой, с окружающим миром.

Уже многие годы в нашей школе работает вокальный кружок. За годы творческой деятельности создан сплоченный коллектив единомышленников, многие из которых после окончания школы успешно реализуют полученные знания и умения в различных сферах. В коллективе создается дополнительное образовательное пространство, где подросток получает возможность определиться в том виде деятельности, который ему наиболее интересен, найти своих единомышленников, а коллектив помогает добиться успехов. Совместный успех ученика и коллектива кружка заключается в совместной деятельности детей и взрослых по разработке и организации коллективного творческого дела.

Уже накоплен опыт индивидуальной работы с детьми «группы риска». Дети были привлечены к занятиям в вокальном кружке и в результате совместной деятельности с коллективом кружковцев испытали чувство успеха, что в дальнейшем способствовало их самореализации во взрослой жизни. Эта деятельность педагогов носила незапланированный, стихийный характер.

Таким образом, анализ сложившейся ситуации в школе, обозначенные проблемы послужили причиной для формулирования нового социального заказа:

создание условий, способствующих развитию личностного потенциала учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации путем вовлечения их в активный творческий процесс.

Теоретическое обоснование проекта.

Данный проект разработан с целью предупреждения правонарушений, девиантного поведения учащихся, создания доверительного психологического климата, актуализации мотивационной сферы учеников – важного условия для формирования установок на здоровый, нравственный образ жизни.

В древности и в средние века воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства, великие античные философы Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач и мыслитель Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. Французский психиатр Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Применение музыки в медицине носило в то время эмпирический характер.

Современные исследования применения музыкотерапии доказывает, что под воздействием музыки происходит:

- регулирование эмоционального состояния;

- облегчение осознания собственных переживаний;

- конфронтация с жизненными проблемами;

- катарсис;

- повышение социальной активности;

- приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

- облегчение формирования новых отношений и установок;

- активация и оживление творческого потенциала.

Реализация целей проекта будет осуществляться не только на уроках музыки, но и при организации деятельности учащихся в кружке «Сделаем мир добрее…», где им будет предоставлена возможность для самоопределения и самореализации.

Воздействие музыки на учащегося будет осуществляться в двух основных формах: активной и рецептивной.

Активная музыкальная деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная: восприятие музыки осуществляется в трех формах:

- Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия);

- реактивной (направленный на достижение катарсиса);

- регулятивной (способствующий снижению нервно-психического напряжения).

Воздействие музыки в работе с детьми «группы риска» поможет укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса; поможет ускорить реабилитацию ученика, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре; музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание; косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Таким образом, воздействие музыки является наиболее древней и естественной формой коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Прослушивание специально подобранных произведений, а затем обсуждение собственных переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, фантазий, возникающих у учащихся в ходе прослушивания, чередование видов деятельности, тренинги- все это позволяет поддерживать интерес, положительный эмоциональный настрой и активный темп творческой деятельности.

В коллективе создается дополнительное образовательное пространство, где подросток получает возможность определиться в том виде деятельности, который ему наиболее интересен, найти своих единомышленников, а коллектив помогает добиться успехов. Совместный успех ученика и коллектива кружка заключается в совместной деятельности детей и взрослых по разработке и организации коллективного творческого дела.

Механизм реализации:

По времени проект рассчитан на два года (2009 – 2010 гг.), но возможно его повторение в течение нескольких лет с дополнениями и изменениями.

Реализация проекта осуществляется через организацию внеклассной творческой деятельности ученика и педагога. Выделено три основных блока:

1. Информационный блок. На данном этапе дети прослушивают музыку, просматривают видеофильмы, получают теоретическую информацию, обсуждают, анализируют полученные знания и делают вывод.

2. Практический блок. Дети применяют полученные знания: в умении организовать свою творческую деятельность, умении находить возможности, определять и выбирать виды деятельности в соответствии со своими интересами.

3. Творческий блок. Дети участвуют в совместных творческих делах, разработке проектов, организации выставок, исследовательской деятельности и т.д.

Подбор содержания, методов воздействия, оптимальных форм (индивидуальных, парных, групповых, коллективных) организации внеклассной деятельности позволит педагогу использовать воздействие музыки, как средство коррекции поведения детей «группы риска».

Система мониторинга изменений поведения будет отслеживаться группой педагогов, в которую войдут психолог, социальный педагог, классные руководители, руководитель кружка, по специально подобранным методикам.

План предполагаемых действий

1.Подготовительный этап.

№ План действий Вместе с кем сроки

1

2 Определить детей дивиантного поведения,

Вовлечь этих детей в деятельность кружка «В мире музыки».

Психолог, Кл. руководитель, социальный педагог, учитель музыки Психолог, Кл. руководитель, социальный педагог, учитель музыки Декабрь

2009

3 Провести тестирование, анкетирование

социального и психолого-педагогического обследования учащихся и анализ их результатов

Психолог.

Социальный педагог Январь

2009

4

5.

Разработать программу индивидуальной помощи и психолого-педагогической поддержки проблемных школьников

Выявить склонности и интересы детей вовлеченных в кружок (анкеты, опрос, собеседование)

Учитель музыки

Психолог Февраль

2009

Февраль

2009

2.Основной этап.

№ План действий Вместе с кем сроки

1

2

Первичный обмен мнениями; согласование плана и направление деятельности кружка; совместная постановка целей и задач.

Реализация плана работы кружка учитель музыки,

кружковцы Февраль

2009

В течении реализации проекта

3 Проведение диагностики по выявлению организаторских и творческих способностей детей

Текущая диагностика по определению эмоционального состояния детей Психолог, учитель музыки

В течении реализации проекта

4

Вовлечение детей в различные виды деятельности

учитель музыки

В течении реализации проекта

5

Организация коллективно-творческих дел, научно исследовательской деятельности, выставок, концертов. учитель музыки

В течении

реализации проекта

6

Организация мониторинга достижений учащихся. учитель музыки, классный руководитель в течении реализации проекта

7

Отслеживание Эффективности используемых методов, форм, средств воздействия Психолог

В течении

реализации проекта

8

Психолого-педагогическая диагностика интересов и склонностей учащихся

учитель музыки, психолог

В течении реализации проекта

9

Предоставление информации о ходе реализации проекта методическому совету школы учитель музыки, психолог

В течении реализации проекта

3. Заключительный этап

№ План действий Вместе с кем сроки

1

Диагностика удовлетворенности деятельностью учащихся в кружке учитель музыки, психолог Март 2010 г.

2

Анализ результатов деятельности кружка и выявление возникших проблем. Корректировка плана действий, перспективное планирование. учитель музыки, психолог

В конце года

3

Обобщение опыта работы с детьми «группы риска» Совместно с метод советом Апрель

2010

4

Разработка рекомендаций для учителей по составлению программ, методических материалов учитель музыки, психолог, соц. педагог Апрель

2010

5 Публичный отчет о реализации проекта, оформление результатов исследовательской работы, участие в научно-практических конференциях. учитель музыки Апрель 2010 г.

6 Выпуск буклетов, презентаций, видеофильмов. Апрель-май

7 Творческий отчет коллектива.

Апрель 2010 г.

Ожидаемые результаты:

Признаками положительных изменений личности воспитанника из группы риска могут быть следующие:

• появляются уважение, доверие и расположение к наставнику; он идет навстречу усилиям наставника;

• неустойчивое настроение, беспокойство, подозрительность, тревожность сменяются хорошим настроением;

• появляется стремление исправиться, стать более успешным в учебе и других делах;

• уменьшается количество и качество нарушений дисциплины;

• начинает увлекаться полезной деятельностью в школе или вне школы и т.д.;

Перспектива развития проекта :

• обобщение опыта,

• разработка рекомендаций по работе с детьми группы риска для педагогов,

• результаты реализации проекта могут быть положены в основу научно-исследовательской работы учителя

• разработка методического пособия по составлению программ индивидуальной работы с детьми

• выпуск буклетов, презентаций, видеофильмов.

Возможно повторение проекта в течение нескольких лет с дополнениями и изменениями. Дальнейшее развитие проекта видится в разработке целевой программы по профилактике асоциального поведения учащихся.

Приложения

Методика изучения эмоциональной напряженности школьника (ЭН).

ЦЕЛЬ: выявить индивидуальные особенности эмоциональной напряженности ребенка и на основании анализа ответов определить степень эмоциональной напряженности ребенка.

Данную методику можно применять с 11-12 лет. Она позволяет выявить особенности эмоциональной сферы и способность управлять своими переживаниями. Составлена на основе методики Н.М. Пейсахова (1988).

1-ая колонка 2-ая колонка 3-я колонка

1 11 21

… … …

10 20 30

ОБРАБОТКА

Подсчитайте сколько ответов «Да» имеется в первых 2-х колонках.

Подсчитайте сколько «Нет» в последней колонке.

Подсчитайте количество «Не знаю» по всей анкете. Из них в общий результат берется только половина.

Сложите все три числа и полученный ответ сравните со шкалой.

ШКОЛА ЭМОЦИОНАЛЬНОЦ НАПРЯЖЕННОСТИ

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

0-11 12-18 19-22

Для лиц с высокой эмоциональной напряженностью характерны несформированные системы управления и контроля своей деятельности: неверное предвидение и оценка своих возможностей, состояние тревожного ожидания без имеющихся на то причин, высокая ранимость и обидчивость, ведущие к конфликтности в межличностных отношениях. Следствием является неблагополучие эмоциональных отношений в семье, особенно- строгие наказания, оговорки, постоянные претензии к ребенку (часто неадекватные).

Источник: Романова, Усанова, Потемкин. Психологическая диагностика

Развития школьников в норме и патологии. М., 1990.

Бланк ответов ЭН

1 2 3

п/п Варианты ответов

Да Нет Не

знаю

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п/п Варианты ответов

Да Нет Не

знаю

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

п/п Варианты ответов

Да Нет Не

знаю

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

____ _____ ____ ____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ ___

Бланк ответов ЭН

1 2 3

п/п Варианты ответов

Да Нет Не

знаю

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п/п Варианты ответов

Да Нет Не

знаю

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

п/п Варианты ответов

Да Нет Не

знаю

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Методика ЭН

ИНСТРУКЦИЯ: Если вы согласны, то в бланке ответов отметьте галочкой «да», если не согласны, отметьте «нет». Если затрудняетесь с ответом, отметьте «не знаю». Пропуски не делайте, отвечайте на все утверждения.

1. Мне с трудом удается сосредоточить свое внимание на уроке.

2. Отступление учителем от основной темы сильно отвлекает меня.

3. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной, проверочной работе, экзамене.

4. Иногда мне кажется, что мои школьные знания по отдельным предметам ничтожны.

5. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я часто «опускаю руки».

6. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.

7. Я болезненно реагирую на критические замечания учителя.

8. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.

9. Меня сильно беспокоит мое положение в классе.

10. Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости.

11. Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании и это раздражает меня.

12. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед опросом на уроке, экзамене.

13. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала и это пугает меня.

14. Во время ответа на уроке я обычно сильно смущаюсь.

15. Возможные неудачи на экзаменах очень тревожат меня.

16. Во время ответа (выступления) я начинаю заикаться.

17. Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.

18. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.

19. Состояние класса и его отношение ко мне очень влияет на мое настроение.

20. После спора (ссоры) я долго не могу успокоиться.

21. У меня обычно не бывает головных болей после длительной и напряженной работы.

22. Меня ничто не может вывести их хорошего расположения духа.

23. Невыполнение задания, неудачи на контрольных работах не волнуют меня.

24. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед ответом на уроке (экзамене), если уверен(а) в своих знаниях.

25. Я обычно в числе первых заканчиваю контрольную работу (или иду отвечать на экзамене) и старюсь не думать о возможных ошибках.

26. Мне обычно не требуется много времени на обдумывание дополнительного вопроса, задаваемого учителем.

27. Насмешки одноклассников не портят мне настроение.

28. Я обычно сплю спокойно и не мучаюсь во сне, даже если у меня в школе неприятности.

29. В классе я чувствую себя легко и непринужденно.

30. Мне легко организовать свой распорядок дня, обычно я успеваю сделать все, что запланировал(а).

Самооценка Психических Состояний (СПС)

по Айзенку.

Обработка и интерпретация

Подсчитайте сумму баллов по каждой группе вопросов: «часто» – 2 балла; «бывает, но изредка» – 1 балл; «совсем не бывает» – 0 баллов.

1-10 вопрос – тревожность (I)

11-20 вопрос – фрустрация (I)

21-30 вопрос – агрессивность (III)

31-40 вопрос – ригидность (IV)

Оценка и интерпретация баллов

I. Тревожность

0-7 баллов – низкая тревожность

8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня

15-20 баллов – очень высокая тревожность.

II. Фрустрация

0-7 баллов – нормальная самооценка, устойчивость к неудачам, нет

страха перед трудностями

8-14 баллов – средний уровень фрустрации

15-20 баллов - низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач,

фрустрированность.

III. Агрессивность

0-7 баллов – низкий уровень агрессивности, хорошая выдержка,

спокойствие

8-14 баллов – средний уровень агрессивности

15-20 баллов – высокая агрессивность, отсутствие выдержки, трудности

при общении и работе с людьми.

IV. Ригидность

0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость

8-14 баллов – средний уровень ригидности

15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, отсутствие гибкости в

поведении, абсолютная неизменяемость убеждений, взглядов,

даже если они не соответствуют реальной обстановке.

Противопоказаны смена работы, изменения в семье.

СПС-Айзенк

Инструкция: из предлагаемых вам описаний различных психических состояний в бланке ответов отметьте, в соответствующей графе состояния, которые Вам присущи часто, которые бывают, но изредка и те, что Вам совсем не подходят.

1. Не чувствую в себе уверенности.

2. Часто из-за пустяков краснею.

3. Мой сон беспокоен.

4. Легко впадаю в уныние.

5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

6. Меня пугают трудности.

7. Люблю копаться в своих недостатках.

8. Меня легко убедить.

9. Я довольно мнительный человек.

10. Я с трудом переношу ожидания.

11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.

12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

16. Я нередко чувствую себя беззащитным.

17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18. Я чувствую растерянность перед трудностями.

19. В трудные минуты жизни иногда ведут себя по-детски, хочу чтобы пожалели.

Оценка коммуникативных и организаторских склонностей

(Настольная книга практического психолога в образовании Е.И. Рогов)

Для проведения исследования необходимо подготовить вопросник КОС и лист для ответов. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте плюс, если же Ваш ответ отрицателен – поставьте знак минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда вы поставите ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро.

Вопросник КОС

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удается склонить большинство товарищей к принятию ими Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакт с людьми?

10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается установить контакт с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас бывает конфликт с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравиться ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходиться проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что Вам недостает особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли Вы, ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете на назначенные встречи?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов:

1. Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.

Дешифратор:

Коммуникативные склонности:

Положительные ответы – вопросы первого столбца;

Отрицательные ответы – вопросы третьего столбца.

Организаторские склонности:

Положительные – вопросы второго столбца;

Отрицательные – вопросы четвертого столбца.

2. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам

Кк = _Кх__ и Ко = __Ох__

20 20

Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками (табл. 1).

Таблица 1. Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей.

Кк Ко Шкальная оценка

0.10-0.45

0.45-0.55

0.56-0.65

0.66-0.75

0.75-1.00 0.20-0.55

0.56-0.65

0.66-0.70

0.71-0.80

0.81-1.00 1

2

3

4

5

При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:

1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитаю проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контакта с людьми и, выступая перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих ситуациях они предпочитают избегать неприятия самостоятельных решений.

3. Для испытуемых получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления организаторских и коммуникативных склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличаются высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.

4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

5. Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудной ситуации, непринужденно ведут себя в коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле и в сложнейшей ситуации принимают самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию. Они сами ищут дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Тест на оценку самоконтроля в общении

(разработан американским психологом Марион Снайдером)

Внимательно прочитайте десять предложений описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них Вы должны оценить как верное или не верное применительно к себе. Если предложение кажется, вам верным поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если не верным «Н».

1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

2. Я бы, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношении с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Подсчет результатов: по одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1,5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 баллов – у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине Вашей прямолинейности.

4-6 баллов – у Вас средний коммуникативный контроль, Вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими.

7-10 баллов – у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Тест «Умеете ли Вы слушать»

(разработан американским психологом Марион Снайдером)

Инструкция: Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком – будь то товарищ, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник.

№ Варианты ситуаций Ситуации, вызывающие досаду

1 Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово.

2 Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

3 Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.

4 Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.

5 Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.

6 Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.

7 Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.

8 Чтобы я ни высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

9 Собеседник всегда старается опровергнуть меня.

10 Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.

11 Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.

12 Иногда собеседник спрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

13 Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

14 Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла, и я твердо уверен что, он при этом не внимателен.

15 Собеседник делает выводы за меня.

16 Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

17 Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно не мигая.

18 Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.

19 Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает также.

20 Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

21 Когда я говорю о серьезном, а собеседник вставляет смешные истории, шутки, анекдоты.

22 Собеседник часто глядит на часы во время разговора.

23 Когда я вхожу в кабинет он бросает все дела и све внимание обращает на меня.

24 Собеседник ведет себя так, будто я мешаю делать ему что-нибудь важное.

25 Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом :»Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»

Обработка результатов: подсчитайте процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.

Интерпретация:

70-100 % – Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

40-70 % – Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям, Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

10-40 % – Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

0-10 % – Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать, Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Рекомендации по использованию

средств музыкального искусства в оздоровлении организма

Если у вас угнетенное депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния:

1. Мелодии задумчивые, грустные по настроению.

2. Мелодии не такие печальные.

3. Мелодии радостные и веселые.

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбужденного состояния:

1. Быстрые, веселые мелодии.

2. Мелодии менее радостные.

3. Мелодии плавные и задумчивые.

Слушая музыку, вы постепенно войдете в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.

Рекомендации психотерапевтов:

1. Музыкальная программа не должна состоять более чем из 4-5 произведений общей длительностью 15-20 минут. Лучше, если это будут не песни.

2. Во время прослушивания желательно находиться в одиночестве, в изолированном от посторонних звуков помещении с приглушенным светом.

3. Лучше сидеть на диване или в кресле в удобном положении, с закрытыми глазами, полностью расслабившись.

4. Перед прослушиванием скажите себе (и поверьте в это): «Сейчас я послушаю одну, две, три мелодии, и моя меланхолия (депрессия, бессонница и др.) исчезнет!»

Репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии

1.Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.

Ф.Шопен «Прелюдии»

Р.Штраус «Вальсы»

А.Рубинштейн «Мелодия»

2.Снятие депрессивного состояния

Ф.Шуберт. Песня «Аве Мария».

В.Моцарт «Рондо в турецком стиле»

Ж.Бизе «Хабанера»

Д.Верди Марш из оперы «Аида»

3. Повышение общего тонуса

П.И. Чайковский Вальс из серенады для струнного оркестра

В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро».

Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен»

4. Расслабление, успокоение

Н. А. Римский - Корсаров. Песня индийского гостя (без слов) из оперы «Садко».

Э. Григ. «Утро» из музыки к драме « Пер Гюнт»

5. Стимулирование творческого мышления.

Фортепианная музыка

А. Скрябина и Ф. Шопена.

Симфоническая и фортепианная музыка С. С. Прокофьева.

Музыка И. С. Баха

6. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.

Бах «Контата №2»

Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор».

7. Для. Общего успокоения, удовлетворения.

Бетховен «Симфония 6», часть 2,

Брамс «Колыбельная»,

Шуберт «Аве Мария»,

Шопен «Ноктюрн соль-минор»,

Дебюсси «Свет луны».

8. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.

Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата №21».

Барток «Соната для фортепиано, «Квартет №5»,

Брукнер «Месса ля-минор».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки iconПлан работы гбоу сош №5 им. А. Кунанбаева по реализации Городской...
Городская целевая программа «Противодействие и профилактика преступлений и правонарушений на территории города Байконур на 2013-2015...
Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: привлечение учащихся к социокультурной деятельности, профилактика правонарушений
Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки iconХарактеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках...
Твенной безопасности на территории Тюменской области, в том числе снижение криминализации общества путем профилактики правонарушений...
Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки iconПостановление от 27. 04. 2012 №349-п г. Ярославль Об утверждении...
Об утверждении областной целевой программы «Профилактика правонарушений в Ярославской области» на 2012 2013 годы
Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки iconСистема работы мбоу «Лицей-интернат №1» с проблемными детьми, профилактика...

Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия...
Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки iconКонкурс рефератов по правовому просвещению среди учащихся проводится...
В рамках региональной целевой программы «Дети Костромской области», подпрограммы «Семья с детьми», направления «Профилактика безнадзорности...
Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки iconРешение заданий из №128, 129 у доски по схеме
...
Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную...
Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки iconОптимизация режимов и условий ультразвукового воздействия на различные...
«Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных...
Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки iconРоссийсская федерация правительство карачаево-черкесской республики постановление
Об утверждении государственной программы «Противодействие коррупции и профилактика правонарушений в Карачаево-Черкесской Республике...
Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перечень подпрограмм оцп подпрограмма «Семья и дети» подпрограмма «Ярославские каникулы» подпрограмма «Профилактика безнадзорности,...
Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки iconУрок по информатике по теме «Методика обучения сортировке одномерного массива»
Образовательная: формирование у учащихся навыков составления алгоритмов сортировки массива методом прямого выбора и методом пузырька;...
Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки iconФизический факультет
Сравнительное исследование парамагнитных свойств образцов, полученных методом пиролиза аэрозолей и золь-гель методом 19
Профилактика правонарушений учащихся методом воздействия музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Закрепить и расширить представление учащихся о программных свойствах музыки на примере музыки П. Чайковского


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск