Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Чулковская средняя общеобразовательная школа» «Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора Директор школы
школы по УВР
________________ Орехова Г.Н. ___________________ Тимофеева В.П.
«___ »____________ 2013 г. «___» _______________ 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка»
8 класс
Учитель: Сибрина Ольга Владимировна, Квалификационная категория: первая.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Целью уроков музыки в 8 классе является расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.
Содержание раскрывается в следующих учебных темах: «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» и «Великие наши современники». Тема первой четверти «Современность в музыке» включает в себя музыкальный материал тем «Что значит современность в музыке» и «Наши великие современники». Изучение тем строится на основе жанрового (соната, симфония, опера, камерные жанры), интонационно-стилевого (русская классическая школа, западная музыка, духовная музыка), эмоционально-образного подходов к изучению музыкального искусства. Важно, чтобы школьники почувствовали своеобразие творческого стиля композитора, неповторимость его музыкального подчерка, проявили свое отношение к художественно-образному и духовно-ценностному строю музыкальных произведений, написанных композиторами разных эпох и национальностей. В рамках этой четверти обобщается учебный материал всех лет обучения музыке. Творчество Баха, Бетховена, Мусорского, Прокофьева изучается с точки зрения нравственно-ценностного подхода: как размышление о вечных вопросах бытия, рождающее глубокие чувства и способствующие нравственному росту слушателей. Песенный материал этой четверти основан на бардовских песнях и песнях отечественных композиторов-песенников.
Тема второй четверти «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» включает в себя материал темы «Музыка серьезная и музыка легкая». Во второй четверти учащиеся изучают взаимодействие легкой и серьезной музыки на основе их взаимопроникновения и взаимовлияния. Необходимо, чтобы учащиеся поняли различие между значениями термина «легкая музыка»: музыка легкая по содержанию и музыка легкая для восприятия. Танцевальная и песенная музыка изучается с точки зрения критического и нравственно-ценностного подходов.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта по искусству,
- авторская программа «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
Содержание уроков в 8 классе направлено на реализацию следующих содержательных единиц государственного образовательного стандарта:
по предмету «Музыка» - «Стилевое многообразие музыки»; «Джаз (Амстронг Л., Утесов Л.): спиричуэл, блюз. Симфоджаз (Гершвин Д.)»; «Творчество композиторов-песенников (Дунаевский И.О., Александров А.В.)»; «Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления»; «Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П., Чайковского П.И., Прокофьева С.С.»;
по предмету «Искусство» - «Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности»; «Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в музыке»; «Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока».
В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года и в связи с освоением новых содержательных тем в программе 8 класса обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:
творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом эпохи» (М. Дунаевский, А. Петров, Б. Окуджава, по выбору учителя);
многообразие современной популярной музыки: основные жанры, стили, направления (бардовская песня, эстрадная песня, рок-музыка, джаз, рок-опера и т.д.).
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод проектов.
В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Для реализации рабочей программы используется
учебно-методический комплект учителя:
Искусство 8-9, Г.П. Сергеева, И.Е. Кашекова, Е.Д. Критская; Москва «Просвещение», 2012г. учебно-методический комплект ученика:
Искусство 8-9, Г.П. Сергеева, И.Е. Кашекова, Е.Д. Критская; Москва «Просвещение», 2012г.
Личностные, регулятивные, и познавательные результаты
освоения содержания курса.
Личностные учебные действия:
- смыслообразование;
- нравственно–этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
С точки зрения предмета “Музыки” это:
- стремление реализации творческих способностей ученика,
- готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию,
- формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований,
- развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения.
Они формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями. Регулятивные учебные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
На предмете “Музыка” учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества. Это является основной целью предмета “Музыка”, которую учащиеся должны ясно представлять. Коммуникативные учебные действия помогают обеспечить планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.
На уроках “Музыки” коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная. Познавательные учебные действия включают в себя общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы.
Формирование познавательных УУД на уроках “Музыки” осуществляется за счет приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству. Это способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося. Предмет “Музыка” наиболее полно способствует формированию таких УУД, как познавательные и знаково-символические:
Мелодия – это мысль, выраженная в знаково - символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно с помощью анализа мелодии произведения, его интонации, мы можем понять основную идею произведения. Следовательно, можно сделать вывод, что знаково-символические УУД являются ключевыми для предмета “Музыка”.
Если использовать форму моделирования и выразить “Стандарты второго поколения” в знаково-символической форме, то можно их представить в следующей схеме, где цель воспитания творческой личности проходят определенные стадии учебного процесса (от присвоения знаний к творческому мышлению), а базируется процесс обучения на основных видах универсальных учебных действий:
Основной задачей предмета “Музыка” является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности, музыкально-творческих способностей. Музыкальная педагогика призвана решать задачу “приближения к переживаниям” общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы каждый урок музыки проходил плодотворно и эффективно.
Эффективность урока во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности. К ним можно отнести: слушание музыки, интонационно-образный анализ; исполнение произведений; пластическое интонирование; “перевод” (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой); игра; моделирование; проектная деятельность; участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Все перечисленные виды деятельности мы стараемся использовать на своих уроках и внеурочной деятельности.
Учебно-тематический план
| №
| Тема урока
| Основное содержание урока
| Музыкальный
материал урока
| Кол. час.
| Формы контроля
| «Современность в музыке»
| 20 ч.
| 1
| Отражение вечных, общечеловеческих ценностей в музыке
| Фуга - высшая форма полифонии. Музыка Баха как выражение огромной жизненной силы и энергии.
Характерные черты эпохи барокко и творчества И.С. Баха
| 1. И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор
2. Б. Окуджава «Музыкант»
3. М. Дунаевский «Карусель-земля» или «Песенка о непогоде»
| 2ч.
|
| 2
| Автобиографическая соната Л. Бетховена
| Автобиографичность «Сонаты №14» Л. Бетховена. Постижение жизненного содержания музыки через моделирование проблемной ситуации.
Характерные черты творчества Л. Бетховена. Особенности сонаты как жанра камерной музыки. Сонатная форма.
| 1. Л. Бетховен «Соната №14»
2. Песни о любви по выбору учителя
3. М. Дунаевский «Карусель-земля» или «Песенка о непогоде»
| 2ч.
| Проектные задания
| 3
| Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского
| Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И. Чайковского. Взаимопроникновение образов серьезной и легкой музыки в симфонии П.И. Чайковского.
| 1.Викторина по творчеству П.И. Чайковского,
2. П.И. Чайковский «Симфония №4», 3 часть
3. А. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»
| 2ч.
| Викторина по творчеству П.И.
Чайковского
| 4
| Взаимопроникновение музыкальных культур
| Воплощение баховского стиля в музыке бразильского композитора XX века Э. Вила-Лобоса. Взаимопроникновение музыкальных культур. В чем современность музыки И.С. Баха? Песенное творчество отечественных композиторов.
| 1.Э. Вила-Лобос «Ария» из «Бразильской бахианы №5»
2.И.С. Бах «Ария» из «Мессы» си минор
3. А. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»
| 2 ч.
|
| 5-6
| Урок-монография по творчеству М.П. Мусоргского
| Проблема взаимодействия личности и общества, власти и совести в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Психологизм образа Бориса Годунова в опере. Особенности оперного жанра. Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве Мусоргского М.П. Роль и место русской народной песни в опере. Воплощение образа народа средствами музыки.
| 1.Викторина по творчеству М.П. Мусоргского. 2.М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»: «Ариозо Бориса», «Сцена смерти Бориса», «Сцена под Кромами»
3.М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
4.Р.н.п. «Исходила младешенька»
3. А. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»
| 4ч.
| Викторина по творчеству М.П.
Мусоргского
| 7
| Связь времен в музыке
| Отличительные черты творчества Прокофьева С.С. Особенности жанра симфонии. Воплощение жанра симфонии в творчестве Прокофьева С.С.
| 1.Викторина по творчеству
С.С. Прокофьева
2.С.С. Прокофьев «Классическая симфония»
3.В. Митяев «Весеннее танго»
| 2ч.
| Викторина по творчеству С.С.
Прокофьева
| 8
| Урок – путешествие «Прогулка по Москве – прошлое и настоящее рядом»
| Многообразие музыкальных жанров и направлений в русской музыке. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.
Определение характерных черт разных направлений и жанров вокальной музыки: светской и духовной, фольклора, бардовской песни, творчество отечественных композиторов-песенников
| 1.Духовная музыка:
А. Бортнянский «Херувимская»,
С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»
2. Русская народная песня по выбору
3. Романсы по выбору
4. А. Петров, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»
5. Бардовская песня: С. Никитин
«Александра»
| 2ч.
| Викторина по стилям музыки
| 9-10.
| Урок-диспут «Музыка будущего и настоящего»
| Защита проектов по темам: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?»
| Музыкальные произведения по выбору учащихся
| 4ч.
| Защита проектов
| II четверть «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки»
| 14ч.
| 1
| Танцевальная музыка – легкая или серьезная?
| Возможность сосуществования легкой и серьезной музыки. Вальс как жанр камерной музыки. Музыкальное оформление спектакля как способ передачи художественной идеи автора.
| 1.М. Глинка «Вальс-фантазия»
2.А. Хачатурян «Вальс»
из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»
3.И. Штраус «Вальс» по выбору
4.Рок-опера А. Рыбникова «Юнона и Авось»: «Песня о шиповнике», «Я тебя никогда не забуду»
| 2ч.
|
| 2
| Серьезная и легкая
рок-музыка
| Многообразие современной популярной музыки: основные жанры, направления, стилевые характеристики.
| 1.Рок-музыка: творчество «Битлз»
2.Эстрадная песня: Деланоэ-Паллавиччини «Чао, бомбино»
3.Рок-опера А. Рыбникова «Юнона и Авось»: «Песня о шиповнике», «Я тебя никогда не забуду»
| 2ч.
| Защита проектов
| 3
| Истоки и современность джазовой музыки
| Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
| 1.Спиричуэлс «Молитва»
2.Л. Армстронг «Блюз Западной окраины»
3.Рок-н-ролл «Роллем Пит»
4.И. Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова
5. Д. Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»
6.М. Минков, сл. Иванова «Спасибо, музыка» из к/ф «Мы из джаза»
| 2ч.
| Защита проектов
| 4
| Контрастные противопоставления в оперном жанре
| Контраст в опере, способы его моделирования средствами музыки. Жанр оперы. Роль легкой музыки в воплощении трагических контрастов оперы Верди и в изображении музыкальной характеристики героя
| 1.Д.Верди. Песенка Герцога, финальная сцена из оперы «Риголетто»
2.М. Минков, сл. Иванова «Спасибо, музыка» из к/ф «Мы из джаза»
| 2ч.
|
| 5
| Слияние двух стилей в музыке симфоджаза
| Симфоджаз как стиль музыки, вобравший в себя черты негритянской народной музыки и приемы европейского симфонизма. Характерные черты творчества Д. Гершвина
| 1.Д. Гершвин «Концерт» для фортепиано с оркестром
2.Д. Гершвин «Голубая рапсодия»
3.В. Берковский «Каждый выбирает по себе»
| 2ч.
|
| 6
| Взаимодополнение легкой и серьезной музыки
| Интерпретация музыки. Современное прочтение драматургии оперы Ж.Бизе через усиление танцевальности и трагических контрастов. Сравнительный анализ фрагментов из «Кармен-сюиты» и оперы Бизе на основе жанрового и стилевого подходов
| 1.Ж. Бизе «Хабанера», «Сцена гадания», «Увертюра» из оперы «Кармен»
2.Р. Щедрин «Кармен - сюита»: «Вступление», «Хабанера», «Сцена гадания»
3.В. Берковский «Каждый выбирает по себе»
| 2ч.
|
| 7
| Взаимовлияние серьезной и легкой музыки
| Исполнение музыки как искусство интерпретации. Современные обработки классических произведений и фольклора.
| 1.Классические произведения в обработке современных исполнителей
2.И.С. Бах «Шутка» в исполнении ансамбля «Свингл Сингерс»
3.Ф. Шуберт «Аве Мария» в исполнении оркестра П. Мориа
4.Творчество В. Мэй
5.Творчество ансамбля «Русская песня»
| 2ч.
| Обобщающий урок-диспут
|
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Знать/понимать:
понимать высокохудожественное, нравственное и духовное начало лучших образцов классической музыки;
иметь представление о жанровых, эмоционально-образных, стилевых особенностях легкой и серьезной музыки;
иметь представление о приемах взаимодействия и взаимовлияния легкой и серьезной музыки, как в отдельном произведении, так и на уровне жанра;
знать направления современной музыки
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).
Уметь:
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
|