Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня





Скачать 39.83 Kb.
НазваниеЛ. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня
Дата публикации01.08.2015
Размер39.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Л.С. ВЫГОТСКИЙ И А.Р. ЛУРИЯ КАК КОГНИТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИ:

ПРОБЛЕМА ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Т.В. Ахутина


Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

akhutina@mail.ru
Начало когнитивной революции в психологии и смежных науках, к которой подталкивали и разработка вычислительных машин и создание трансформационной грамматики, весьма не случайно совпало по времени с опубликованием на английском языке работ Л.С. Выготского и А.Р. Лурия.

Первая книга по когнитивной психологии Дж. Миллера, Е. Галантера и К. Прибрама «Планы и структуры поведения» выходит в свет книги в 1960 г. Напомним, что К. Прибрам, известный нейропсихолог, был другом и единомышленником А.Р. Лурия. В 1962 г. выходит перевод «Мышления и речи» Л.С. Выготского с предисловием еще одного друга А.Р. Лурия Дж. Брунера и с послесловием Ж. Пиаже. Годом раньше вышла книга А.Р. Лурия «Роль речи в регуляции нормального и аномального поведения», а в 1963 г. на междисциплинарном семинаре, положившем начало нейролингвистики, Р.О. Якобсон делает основой своей типологии афазий их классификацию, предложенную А.Р. Лурия. Заметным событием в истории когнитивной нейронауки стал перевод книги Лурия «Высшие психические функции человека» (1966).

Широкий резонанс работ Л.С. Выготского и его друга и последователя А.Р. Лурия был обусловлен тем, что они во многом предвосхитили идеи когнитивной науки. Каков был их путь к когнитивной науке, как их гипотезы и методы проходят проверку временем, насколько их наследие освоено сегодня – на все эти вопросы мы попытаемся ответить на примере анализа разработки проблемы внутренней речи.

В творчестве Л.С. Выготского можно выделить 3 периода, в какой то мере напоминающие стадии развития когнитивной психологии. На первом этапе он выдвигает принцип социогенеза психических функций и подчеркивает роль опосредования знаком в формировании и регуляции собственно человеческих форм поведения. В соответствии с этим принципом он рассматривает трансформации внешней речи (речи других и для других) в «эгоцентрическую речь» (внешняя речь для себя, позволяющая регулировать собственное поведение), а затем во внутреннюю речь (доклад Л.С. Выготского и А.Р. Лурия в Нью-Хэвене, 1929; они же, «Этюды по истории поведения», 1930).

На втором этапе Л.С. Выготский формулирует принцип системности психических функций и ставит задачу исследования «психологических систем и их судеб» («О психологических системах», 1930). С этой целью Выготский изучает историю объединения речи и мышления, выделяя простейшую единицу этого единства - значение слова и анализируя его развитие («Мышление и речь», главы пятая и шестая, 1931, 1933). В этом новом контексте он рассматривает переход от эгоцентрической к внутренней речи (там же, глава вторая, 1932).

На третьем этапе Выготский разрабатывает принцип динамической организации функций и рассматривает динамику функций как в онтогенезе, так и актуалгенезе. Теперь на первый план выступает смысл: «Для нас [сейчас] основное – движение смыслов» («Психология сознания», декабрь 1933). Изучение смысла, по Выготскому, есть путь к исследованию единства аффективных и интеллектуальных процессов, к исследованию сознания («Мышление и речь», главы первая и седьмая, 1934).

В соответствии с этой задачей Выготский изучает структуру и функции внутренней речи, используя методологию, «идентичную» методологии структурно-функционального направления в лингвистике, тем самым предвосхищая будущий междисциплинарный подход. Кроме экспериментального исследования динамики эгоцентрической речи он проводит (по аналогии со сравнительно-историческим методом) сравнительно-функциональный анализ письменной, устной и внутренней речи, представляющих точки одного континуума. В согласии с «Тезисами» Пражского кружка (1929) он считает, что каждая из этих функциональных разновидностей речи имеет специфический синтаксис и лексику. Оба исследования позволили прийти к одному выводу о том, что внутренней речи присущи сокращенность, предикативность и преобладание смысла над значением. Внутренняя речь занимает центральное место в переходе от мысли к слову, в котором Выготский выделяет 5 структурных планов: мотив – мысль – внутренняя речь – семантический план – внешняя речь.

Последующие исследования эгоцентрической речи подтвердили и ее волнообразный характер, и ее особый синтаксис (Kohlberg et al, 1968; Goudena, Leenders, 1980; Wertsch, 1979, 1985; Berk, 2001). Исследования становления синтаксиса у детей позволили понять казавшееся загадочным противоречием мнение Выготского: «Внутренняя речь существует уже изначально» – эти исследования показали сходство раннего синтаксиса и синтаксиса эгоцентрической речи: подразумеваемое Данное – выражаемое Новое (для ребенка), в других терминах, членение «topic – comment». Далее стало возможным предположить сходство следующего онтогенетического варианта синтаксиса с синтаксисом «семантического плана» Выготского, речь идет о «case grammar», выделении ролей «агенс», «объект», «действие».

Психолингвистические исследования ошибок и явлений хезитации подтвердили необходимость различения синтаксиса и лексики уровней сообщения, функционального и позиционного (Garrett, 1982). Эти уровни модели Гарретта могут быть сопоставлены с уровнями внутренней речи, семантического плана и внешней речи модели Выготского. Исследования позволили предположить, что словарь уровня сообщений - это простой поверхностный словарь, а не абстрактные семантические примитивы (Fodor et al., 1980), что соответствует мнению Выготского о единицах внутренней речи.

Еще одним методом исследования внутренней речи является анализ патологии речи. Системный подход к анализу нарушений психических процессов, разработанный вслед за Л.С. Выготским А.Р. Лурия, позволяет выделить первичные нарушения грамматики. При нарушении более поверхностных уровней синтаксирования обнаруживается (выходит на поверхность) синтаксис внутренней речи, который представляет собой членение «подразумеваемое Данное – выражаемое Новое (для говорящего)», в других терминах, членение «topic – comment». При нарушении поверхностного синтаксиса наружу выходит синтаксис семантических ролей. Наконец, возможно сохранение наиболее простых правил поверхностного синтаксиса при распаде периферийных правил. Таким образом, данные разных отраслей когнитивной науки подтверждают справедливость предположений Выготского.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня iconКоренченко татьяна ивановна
Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других...
Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня iconГбоу спо «Ленинск-Кузнецкий Технологический техникум»
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня iconЭлективный курс «Этноэкология» «Из прекрасных камней прошлого сложите...
Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Индии, дать представление о Буддизме, как мировой религии. Выявить ее влияние на развитие...
Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня iconУрок по теме «Тепловые двигатели вчера, сегодня, завтра»
Способствовать дальнейшему развитию учащихся как личностей, формированию их экологического образования, правильного отношения к окружающей...
Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня iconШкольный экологический мониторинг как часть системы экологического...
Сорокина М. Ю., учитель химии гбоу гимназии №1590, г. Москва, sorokina1590@mail ru
Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня iconГуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях...
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Ре­дактор-составитель Е. И. Соколова/Под...
Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Еще вчера главное было — доступно объяснить, почему Леночку нехорошо дергать за косички… а сегодня чадо уже само учит, как жить,...
Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Еще вчера главное было доступно объяснить, почему Леночку нехорошо дергать за косички: а сегодня чадо уже само учит, как жить, и...
Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня iconКак сокращать текст. Урок развития речи в 6 классе (русский язык)
Основная проблема многих детей – неумение сокращать исходный текст, неумение вычленять необходимую информацию. Основной задачей уроков...
Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня iconОдносоставные глагольные предложения во внутренней речи персонажей...
Во внутренней речи персонажей в художественной литературе (на материале произведений л. Н. Толстого)
Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня iconГрошева Анастасия Валерьевна Студентка 2 курса Международного института...
После второй мировой войны проблема прав человека из чисто внутренней стала превращаться в международную. Постепенно Конституционное...
Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня iconГрошева Анастасия Валерьевна Студентка 2 курса Международного института...
После второй мировой войны проблема прав человека из чисто внутренней стала превращаться в международную. Постепенно Конституционное...
Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня iconФразеология: вчера, сегодня, завтра
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня iconСовременный танец как средство внешней и внутренней гармонизации личности Введение
А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку...
Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству как в своей внутренней,...
Л. С. Выготский и а. Р. Лурия как когнитивные психологи: проблема внутренней речи вчера и сегодня icon4класс
Сегодня на уроке мы узнаем, как приглашают на день рождения в Германии, как его празднуют, познакомимся с новыми словами и будем...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск