Скачать 237.89 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» по направлению подготовки 37.03.01 Психология квалификация (степень) «бакалавр» Новороссийск 2014 Набиркин Г.А. Рабочая программа учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология». – Новороссийск. : НФ МГЭИ, 2014. – 18 с. Одобрено кафедрой психологии НФ МГЭИ. Протокол заседания кафедры № 10 от 28 мая 2014 г. Для студентов Московского гуманитарно-экономического института, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 «Психология». Утверждено Научно-методическим советом НФ МГЭИ 11 июня 2014 года, протокол № 7. № ПФ. 14. 021 Переутверждено на заседании кафедры психологии НФ МГЭИ: Протокол №____ от «____» ______________20___г. Протокол №____ от «____» ______________20___г. Протокол №____ от «____» ______________20___г. Протокол №____ от «____» ______________20___г. Протокол №____ от «____» ______________20___г. © Новороссийский филиал Московского гуманитарно- экономического института, 2014 СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» является дисциплиной базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Психология» и преподается студентам в 1-м семестре в объеме 3 зачетных единиц (108 часов). Освоение курса основывается на знаниях, приобретенных при изучении школьного курса биологии, а также дисциплин: «Анатомия центральной нервной системы», «Нейрофизиология». Знания, полученные в ходе изучения курса, закладывают необходимое основание для изучения дисциплины «Общая психология». Цель изучения дисциплины – формирование представлений о классических и современных направлениях изучения психики и поведения животных, основных эмпирических исследованиях, проводимых в рамках зоопсихологии и других наук. Основные задачи дисциплины: овладение устойчивыми представлениями об инстинктивном поведении животных, об эволюции психики в животном мире, об отличительных особенностях человека, о влиянии факторов на развитие психики; получение навыков организации и проведения наблюдения за животными; формирование навыков сравнения психики человека и животных. Программа курса состоит из 8 тем и не предусматривает написание курсовой работы. В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий. В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: ведение в предмет; изучение поведения животных; возникновение психики и критерии психического; эволюция психики: стадиальные и уровневые концепции развития; эволюция психических функций в животном мире: связь с образом жизни; онтогенез поведения и психики животных; врожденное и приобретенное в поведении животных; сравнительная психология; прикладные аспекты зоопсихологии и сравнительной психологии. На практических занятиях продолжается углубленное теоретическое изучение наиболее важных тем. Таких, как: стадии и уровни развития психики животных по К.Э. Фабри; особенности поведения и психического отражения у низших многоклеточных животных, у членистоногих и головоногих моллюсков, у высших позвоночных и у человекообразных обезьян; общее представление об онтогенезе животных; разнообразие типов онтогенеза; эмбриональное научение и созревание; врожденное узнавание, врожденные двигательные координации, запечатление, ранний опыт; чувствительные периоды в развитии поведения и психики; ювенильный период и его значение для развития поведения и психического отражения; методы исследования онтогенеза поведения и психики животных; влияние обогащенной и обедненной среды; приемы выявления инстинктивного поведения животных; инстинктивное поведение как видоспецифическое поведение; подражание (аллеломиметическое поведение и имитационное научение); дрессировка, ее возможности и ограничения; основные представления о методах дрессировки; коммуникация животных: видоспецифические ограничения и роль научения; сравнительное изучение раннего онтогенеза поведения и психики детей и детенышей человекообразных; экспериментальное исследование способностей к конструированию, рисованию и другим видам продуктивной деятельности; решению задач у детей и детенышей человекообразных обезьян; эксперименты по обучению обезьян языкам-посредникам; черты сходства и различия в поведении и психике человека и животных: генетическое родство и качественные различия. Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: понятие «окружающего мира» (die Umwelt) Я. Юкскюля, единство образа действий и образа восприятия; эволюционная необходимость психики; проблема критерия психики и ее научное решение; история представлений об эволюции психических свойств (Ж.Б. Ламарка, В.А. Вагнер, А.Н. Северцов); особенности поведения и психического отражения у одноклеточных животных; понятие перцепции как целостного отражения окружающего мира живым существом; И.И. Шмальгаузен о типах онтогенетических морфофункциональных корреляций; игровой период; концепции игры животных; виды игр; игра и общение, игра и ориентировочно-исследовательская деятельность; представления о природе инстинктивного поведения в истории науки; стимул-зависимое и эффект-зависимое обучение; проблема интеллекта животных; культурно-историческая теория Л.С. Выготского; антропогенетически значимые черты поведения приматов; взаимоотношение человека и животных, анималотерапия, роль домашних питомцев в жизни современной городской семьи. В качестве задания для самостоятельной работы студентам предлагается написание реферата по индивидуальной тематике. Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1-й зачетной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день экзамен (9 часов). Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», должны: знать систему категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; основные понятия, использующиеся в зоопсихологии и других отечественных и зарубежных школах изучения поведения и психики животных; основы положений классических теоретических работ по поведению и психологии животных; основные классические эмпирические исследования, проведенные в рамках зоопсихологии и других подходов к изучению психики и поведения животных; основные факторы, обеспечивающее запуск инстинктивного поведения; механизмы формирования индивидуальных форм обучения; качественные отличия психики человека от психики высокоорганизованных животных; уметь ориентироваться в различных классических и современных направлениях изучения психики и поведения животных; пользоваться научной литературой, читать и анализировать научные тексты; анализировать и сопоставлять между собой факты и их теоретические интерпретации, выявлять причинно-следственные связи между психологическими и поведенческими явлениями или их отсутствием; соотносить исследовательские задачи и методы организации наблюдений и экспериментов с разными видами животных; организовывать и проводить наблюдения за поведением животных; владеть понятийным аппаратом научной зоопсихологии и других отечественных и зарубежных школ изучения поведения и психики животных; умением организации и проведения наблюдения за поведением животных; умением объяснять поведение животных и его нарушений, избегая антропоморфизма, опираясь на изученный материал, исходя из научных представлений о психике и поведении животных. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций: способность и готовность к: - пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); - применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); - участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11). Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010). СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Одна зачётная единица равна 36 часам. Объем дисциплины и виды учебной работы
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММА КУРСА Тема 1. Введение. Изучение поведения животных Проблема объективного изучения и интерпретации поведения животных. Антропоморфизм и его причины. Понятие «окружающего мира» (die Umwelt) Я. Юкскюля, единство образа действий и образа восприятия*. Различные направления и подходы к изучению поведения животных. Этология, бихевиоризм, физиология высшей нервной деятельности: основные парадигмы, понятия, возможности и ограничения. Значимые для развития высших форм психики черты поведения и особенности образа жизни животных. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Место в системе психологических наук и наук о поведении животных. Методы исследований в зоопсихологии. Методы, основанные на наблюдении за животными в природе и в экспериментах. Основные экспериментальные методы: метод лабиринта, метод проблемной клетки и т.д. Метод условного рефлекса и его роль в зоопсихологии и сравнительной психологии. Тема 2. Возникновение психики и критерии психического Основные подходы к решению вопроса о зарождении психики (панпсихизм, антропопсихизм и др.). Движение, поведение и психическое отражение. Их характеристика и взаимосвязь. Признаки животной формы жизни. Эволюционная необходимость психики*. Проблема критерия психики и ее научное решение*. Тема 3. Эволюция психики: стадиальные и уровневые концепции развития История представлений об эволюции психических свойств (Ж.Б. Ламарка, В.А. Вагнер, А.Н. Северцов)*. Стадиальная концепция развития психики А.Н. Леонтьева. Стадии и уровни развития психики животных по К.Э. Фабри. Тема 4. Эволюция психических функций в животном мире: связь с образом жизни Стадия элементарной сенсорной психики, низший уровень. Особенности поведения и психического отражения у одноклеточных животных: образ жизни, ориентация в пространстве, пластичность поведения: научение, память*. Стадия элементарной сенсорной психики, высший уровень. Особенности поведения и психического отражения у низших многоклеточных животных: образ жизни, ориентация в пространстве, пластичность видотипичного поведения и зачатки сложных форм поведения; экспериментальные исследования научения и памяти. Стадия перцептивной психики, низший уровень. Понятие перцепции как целостного отражения окружающего мира живым существом*. Особенности поведения и психического отражения у членистоногих и головоногих моллюсков: образ жизни, ориентация в пространстве, пластичность видотипичного поведения, групповое поведение и коммуникация; экспериментальные исследования научения и памяти. Стадия перцепитвной психики, высший уровень. Особенности поведения и психического отражения у высших позвоночных (за исключением человекообразных обезьян). Особенности поведения и психического отражения у человекообразных обезьян. Тема 5. Онтогенез поведения и психики животных Общее представление об онтогенезе животных. Разнообразие типов онтогенеза. Периодизация онтогенеза у высших позвоночных. И.И. Шмальгаузен о типах онтогенетических морфофункциональных корреляций*. Понятие пренатального периода развития психики и поведения животных. Общая характеристика развития моторной и сенсорной сфер зародышей. Особенности системогенеза (по П.К. Анохину) в пренатальном периоде. Эмбриональное научение и созревание. Возможности научения эмбрионов. Ранний постнатальный период. Развитие поведения и психики у зрело- и незрелорождающихся животных. Врожденное узнавание, врожденные двигательные координации, запечатление, ранний опыт. Отличительные характеристики развития незрелорождающихся млекопитающих и птиц. Чувствительные периоды в развитии поведения и психики. Ювенильный период и его значение для развития поведения и психического отражения. Общая характеристика развития поведения и психики. Игровой период*. Концепции игры животных*. Виды игр*. Игра и общение, игра и ориентировочно-исследовательская деятельность*. Методы исследования онтогенеза поведения и психики животных. Влияние обогащенной и обедненной среды. Тема 6. Врожденное и приобретенное в поведении животных. Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных. Представления о природе инстинктивного поведения в истории науки*. Взаимосвязь врождённых и приобретённых компонентов в поведении животных; экспериментальное изучение и природные наблюдения. Приемы выявления инстинктивного поведения животных. Инстинктивное поведение как видоспецифическое поведение. Адаптивная функция инстинктов. Устойчивость и пластичность врожденных программ. Организация и структура инстинктивного поведения. Общая характеристика процесса научения. Виды научения. Подражание (аллеломиметическое поведение и имитационное научение). Стимул-зависимое и эффект-зависимое обучение*. Дрессировка, ее возможности и ограничения. Основные представления о методах дрессировки. Коммуникация животных: видоспецифические ограничения и роль научения. Проблема интеллекта животных*. Тема 7. Сравнительная психология Место сравнительно-психологического направления в системе наук, занимающихся изучением поведения животных, а также различных направлений психологии. Сравнительное изучение раннего онтогенеза поведения и психики детей и детенышей человекообразных. Экспериментальное исследование способностей к конструированию, рисованию и другим видам продуктивной деятельности; решению задач у детей и детенышей человекообразных обезьян Эксперименты по обучению обезьян языкам-посредникам. Черты сходства и различия в поведении и психике человека и животных: генетическое родство и качественные различия. Антропогенетически значимые черты поведения приматов*. Этология человека. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского*. Тема 8. Прикладные аспекты зоопсихологии и сравнительной психологии Содержание животных в неволе, понятие о благополучии животных, об обогащённой и обеднённой среде. Нарушения поведения животных, причины, проявления, возможные виды коррекции. Взаимоотношения человека и животных, анималотерапия, роль домашних питомцев в жизни современной городской семьи*. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Основными видами учебной работы являются: лекции, практические занятия, коллоквиумы, групповое обсуждение области применения знаний, полученных при изучении каждой темы в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. Индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач. Индивидуальные консультации студентов посредством телекоммуникационных технологий. Метод проектов, обсуждение конкретных ситуаций. Групповые дискуссии, разбор конкретных профессиональных задач. Самостоятельная работа студентов включает изучение литературных источников, их анализ, подготовку по темам пропущенных занятий, написание рефератов. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА При изучении курса организуются текущий и итоговый контроль успеваемости. Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем, в частности, при помощи тестирования и контрольных работ. Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов). Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в НФ МГЭИ. Вопросы для подготовки к экзамену
Примерная тематика рефератов
Вопросы для подготовки к контрольным работам Примерные вопросы для контрольной работы № 1
Примерные вопросы для контрольной работы № 2
Примерные вопросы для контрольной работы № 3
Примерные вопросы для контрольной работы № 4
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА А) Основная:
Б) Дополнительная:
В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Интернет-ресурсы. zooproblem.net. psychological.ru. Видеофильмы. «Инстинкт человека». «От обезьяны к человеку». «Язык животных». «Думают ли животные». «Мимикрия». «Стадное сознание». «Я и другие». МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Учебный процесс по данной дисциплине проводится в лекционных аудиториях, оснащенных мультимедийными средствами обучения, и компьютерных классах с выходом в Интернет. Для организации самостоятельной работы студентов необходимо наличие персональных компьютеров с доступом в Интернет. ** в т.ч. в интерактивной форме ** Изучаются самостоятельно. |
Российская академия сельскохозяйственных наук всероссийский институт... Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Образовательное учреждение высшего профессионального образования... Целью и задачей дисциплины является освоение студентами отдельных институтов предпринимательского права, представляющими собой совокупность... | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ) | Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники (иэт) | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт... | Московский энергетический институт (технический университет) институт... | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт... | Минобрнауки россии Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Реклама в библиотеке Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Квантовая физика Уральский научно-исследовательский институт архитектуры и строительства (оао институт «Уралнииас») | ||
Московский энергетический институт (технический университет) институт электротехники | Приложение 1 к приказу министерства Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | ||
Элементы математической статистики Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | Институт внешнеэкономических связей Московский государственный институт международных отношений (университет) мид российской федерации | ||
Программа Форума РусИнноМед-2011 Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) | I. Введение. 3 II. Развитие психики в животном мире. 4 Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) |