Скачать 41.55 Kb.
|
http://www.inclusive-edu.ru/Nauch_obzor/ ИПИИО МГППУ, лаборатория исследования трудностей обучения Реферат статьи «АУТИЗМ И СДВГ: ДЕБАТЫ О КОМОРБИДНОСТИ» Март 2011 г. Автор реферата: Егорова О.И. Редактор реферата: Ахутина Т.В. Belinda A. Gargaro, Nicole J. Rinehart, John L. Bradshaw, Bruce J. Tonge, Dianne M. Shepparda. Autism and ADHD: How far have we come in the comorbidity debate? Neuroscience and Biobehavioral Reviews xxx (2010) xxx–xxx Article in press Возможность сосуществования аутистического нарушения развития и СДВГ у одного индивида было в течение долгого периода времени спорным вопросом. В то время как с нейробиологической точки зрения сосуществование СДВГ и аутизма возможно, крупнейшие диагностические системы МКБ-10 и DSM-IV-TR на данный момент исключают такой двойной диагноз. Целью данного обзора является суммировать текущие диагностические критерии и стратегии коррекции этих двух расстройств, релевантные теории дисфункций развития и последние данные, касающиеся спорных вопросов коморбидности. Рассматриваются свидетельства клинических, нейровизуализационных и нейропсихологических данных, сравниваются сходства и различия этих двух расстройств. Делается упор на нейропсихологическую оценку управляющих функций (executive functions) как полезного инструмента в нахождении сходства и отличий этих двух расстройств. Обзор демонстрирует, что разница в нейропсихологическом и клиническом профилях детей с аутизмом и детей с СДВГ достаточно очевидна, когда эти нарушения рассматриваются в их чистых, изолированных формах. Проявления этих расстройств в их коморбидных формах, однако, менее четкие и в то же время менее исследованные из-за недопущения коморбидных диагнозов большинством международных классификаторов. Последние клинические свидетельства, исследовательская практика и теоретические модели предполагают, что коморбидность этих двух расстройств реальна, релевантна и часто встречается. Исследование аспектов управляющих функций у индивидов с аутизмом показало, что у них присутствуют трудности в когнитивной гибкости и планировании, в то время как торможение относительно сохранно. Дети с более чистыми формами СДВГ демонстрируют противоположные паттерны – низкий контроль торможения и более высокую когнитивную гибкость и сохранность планирования. Дети с этими двумя коморбидными расстройствами демонстрируют дефицитарность как в планировании и гибкости мыслительных процессов, так и торможении в большей или меньшей степени. При создании своей теоретической модели Pennington и Ozonoff предположили, что дефицит регуляторных функций является центральным для проблем, характерных для аутизма, что доказывается последними исследованиями. Для СДВГ также характерны регуляторные трудности, хотя клинические проявления этих расстройств различны: так, например, повторяющиеся стереотипы поведения более отчетливо соотносятся с СДВГ. Различные клинические проявления этого нарушения связываются с повреждением фронтостриарной сети. С учетом этого модель фронтостриарной регуляторной дисфункции может быть ключевой для понимания коморбидности аутизма и СДВГ. Модель Bradshow предполагает, что повреждение и дисфункция фронтостриарной сети является центральной в нейродегенеративных процессах и процессах созревания и развития нейронов при аутизме и СДВГ. Теория основывается на том, что фронтальные отделы являются наиболее медленно созревающими системами, которые наиболее чувствительны к нарушениям развития. В эту модель включаются лобные отделы, базальные ганглии и ряд соответствующих нейротрансмиттеров. Нарушения в этих структурах и нейромедиаторный дисбаланс приводят к дефициту когнитивного, эмоционального и моторного контроля. Сочетание этих дефицитов может объяснять симптоматику как аутизма, так и СДВГ. Данная модель постулирует, что каждое из расстройств вовлекает следующие аспекты - лимбический/аффективный, фронтальный/когнитивный и стриарный/поведенческий (тормозный), однако каждое нарушение проявляется специфической комбинацией этих аспектов. Аутизм может быть описан как состояние первичного эмоционального дефицита, в то время как СДВГ описывается как состояние первичного дефицита внимания и торможения. Для каждого расстройства характерен свой профиль регуляторных нарушений. При разделении регуляторных функций на компоненты дети с СДВГ демонстрируют противоположные паттерны по сравнению с детьми с аутизмом. Они показывают трудности в заданиях на торможение и поддержание непрерывного внимания, в то время как планирование и когнитивная гибкость остаются в рамках нормы. Напротив, дети с аутизмом демонстрируют сохранный контроль торможения, но значительные трудности планирования и переключаемости внимания, что объединяет их с детьми с СДВГ. Вместе с тем, богатейший обзор экспериментально-клинических исследований, приводимых авторами, показывает, что часть детей демонстрируют и те, и другие паттерны. Это указывает на возможность коморбидности аутистических расстройств и СДВГ. Так как и аутизм и СДВГ считаются крайне тяжело поддающимися терапии патологиями, то существует множество терапевтических подходов для устранения их симптомов. Наибольший эффект отмечается у поведенческих образовательных программ. Они дорогостоящи и продолжительны, но чем в более раннем возрасте применяются, тем выше их эффективность (Harris and Hanndelman, 2000). Исследования в области терапевтических и психокоррекционных вмешательств также показывают, что симптомы невнимательности, отвлекаемости и импульсивности характерны и для некоторых вариантов аутизма. Согласно данным этих исследований, к психофармакологическому лечению аутизма с симптомами СДВГ стоит подходить с осторожностью, учитывая более выраженные побочные эффекты терапии психостимуляторами у данной формы нарушения развития. Авторы статьи в заключение обсуждения проблемы предлагают учитывать вклад Reiersen et al. (2008) в дебаты о необходимости коморбидного диагноза. Reiersen утверждает, что некоторые тяжелые формы СДВГ сопровождаются клинически значимыми аутистическими симптомами и соответствующими диагнозами. В связи с этим включение подтипа аутизма с симптомами невнимательности и гиперактивности будет стимулировать клиницистов к более точной диагностике и проведению более эффективного терапевтического вмешательства. |
Ипиио мгппу, лаборатория исследования трудностей обучения Март 2011... Целью данного обзора является суммировать текущие диагностические критерии и стратегии коррекции этих двух расстройств, релевантные... | Реферат статьи «сдв (синдром дефицита внимания без гиперактивности):... «сдв (синдром дефицита внимания без гиперактивности): нейробиологические и поведенческие отличия от сдвг (синдрома дефицита внимания... | ||
Реферат статьи «сдв (синдром дефицита внимания без гиперактивности):... «сдв (синдром дефицита внимания без гиперактивности): нейробиологические и поведенческие отличия от сдвг (синдрома дефицита внимания... | Проблема коморбидности минимальной мозговой дисфункции Ммд. Обсуждаются вопросы школьной адаптации и дезадаптации психосоматически ослабленных учащихся. Авторами предпринято исследование... | ||
Ипиио мгппу, лаборатория исследования трудностей обучения Апрель... Исследование спланировано как двойное слепое, т е дети, психологи и родители не знали, в какой именно тренинг были включены дети.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коррекционные занятия: гиперактивность, дефицит внимания, повышенная агрессивность, тревожность, медлительность, аутизм, детские... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа (технология) Дебаты разработана Международным институтом «Открытое общество». В переводе с французского «дебаты» означают... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В 2006 г мы были участниками семинара общеобразовательной программы «Дебаты» на базе клуба «Дебаты» школы №80 г. Ярославля. С этого... | ||
Литература: Дебаты: Учебно-методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи» Нельзя определять узко или широко. Дебаты по определениям не проводятся. Не подвергаются сомнению те определения, которые являются... | Реферат статьи «Новая интерпретация преобразования Лоренца» Реферат статьи «Новая интерпретация преобразования Лоренца», авторы Корнева М. В., Кулигин В. А., Кулигина Г. А. (исследовательская... | ||
Реферат объемом до 10 строк должен кратко излагать предмет статьи... В журнале «Современные проблемы науки и образования» публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера... | Реферат (Приложение 4) Южно-Уральского государственного университета, утвержденного приказом №134 от 13. 10. 2003 ректора юурГУ, правом на получение патента... | ||
Реферат Основные требования к реферату Реферат – сокращение научной статьи, монографии. Реферат должен включать как можно больше информации, содержащейся в первичном документе... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная работа очень интересна тем, что опровергает устоявшееся мнение о том, что дебаты могут быть использованы только на уроках... | ||
Реферат статьи Устаревшие статьи: а Онлайновые показатели результатов научно-исследовательской деятельности; б Онлайновое будущее науки: наукометрическая... | Аннотация (реферат) в периодическом издании является источником информации... Аннотация (реферат) в периодическом издании является источником информации о содержании статьи и изложенных в ней результатах исследований.... |