Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему





НазваниеБудда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему
страница1/33
Дата публикации27.06.2013
Размер3.49 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему.

Практическое руководство.

Йонге Мингьюр Ринпоче

ПРЕДИСЛОВИЕ

Нам довелось стать свидетелями беспрецедентного эпизода в истории науки:

серьёзного и заинтересованного диалога между учёными и представителями

созерцательных, медитативных традиций. С научной точки зрения, некоторые

результаты этой встречи оказались весьма поучительными. В моей собственной

отрасли науки — психологии — всегда считалось, что она зародилась в Европе и

Америке в начале XX века. Но оказывается, что такая точка зрения исторически

недальновидна и навязана западной культурой, так как теории, посвященные уму и

его функционированию, — иными словами, психологические системы — были созданы в

большинстве великих мировых религий, которые происходят из Азии.

Когда я, будучи студентом, в семидесятые годы путешествовал по Индии, мне

довелось изучать Абхидхарму, которую следует считать одним из самых утончённых

образцов такой древней психологии, созданной в буддизме. Я был поражён,

обнаружив, что основные вопросы науки ума исследовались на протяжении

тысячелетий, а не какого-то одного столетия. Клиническая психология, которой я

тогда занимался, стремится помогать людям избавляться от различных эмоциональных

расстройств. Но, к своему удивлению, я обнаружил, что в этой системе

тысячелетней давности разработаны методы, направленные не только на исцеление

душевных страданий, но и на расширение таких положительных человеческих

способностей, как сострадание и сочувствие. Однако я никогда не слышал о такой

психологии ни на одном из своих учебных курсов.

В наши дни интенсивный диалог между практикующими эту древнюю внутреннюю науку и

современными учёными превратился в активное сотрудничество. Этому плодотворному

рабочему сотрудничеству в большой степени способствовали Его Святейшество

Далай-лама и Институт ума и жизни, которые в течение нескольких лет устраивали

встречи и дискуссии практиков и знатоков буддизма с ведущими представителями

современной науки. То, что начиналось с пробных бесед, вылилось в программу

совместных исследований. В результате эксперты буддийской науки ума совместно с

неврологами разработали формат исследования, которое должно было документально

зафиксировать воздействие этих ментальных упражнений на нервную систему

человека.

Одним из опытных практиков, принимавших наиболее активное участие в этом

сотрудничестве, был Мингьюр Ринпоче, который работал с Ричардом Дэвидсоном,

директором Вейсмановской лаборатории нейрофизиологии и функционирования мозга

Университета Висконсина. Эти исследования дали поразительные результаты; если их

удастся воспроизвести, они могут навсегда изменить некоторые основные научные

представления. В частности, было продемонстрировано, что регулярные занятия

медитацией на протяжении многих лет в состоянии повысить способность к

положительным изменениям активности мозга в такой степени, которая и не снилась

современной когнитивной неврологии.

Пожалуй, самые ошеломляющие результаты были получены при исследовании небольшой

группы адептов медитации, среди которых был и Мингьюр Ринпоче (свой опыт он

описывает в этой книге). Во время медитации на сострадание нейронная активность

в важнейшем центре мозга, отвечающем за переживание счастья, повышалась на 700—

800 процентов! У обычных испытуемых участвовавших в исследовании добровольцев,

которые лишь недавно начали медитировать, активность той же области мозга

возрастала всего на 10—15 процентов.

Эти адепты медитации оттачивали своё мастерство на протяжении многих лет

затворничества, посвящая созерцанию в общей сложности от 10 000 до 55 000 часов,

что аналогично уровням тренировок спортсменов олимпийского класса. В этом

отношении Мингьюра Ринпоче можно считать вундеркиндом. Будучи ещё маленьким

мальчиком, он прошёл основательную подготовку по медитативным техниками у своего

отца Тулку Ургьена Ринпоче, одного из самых известных учителей, покинувших Тибет

незадолго до китайской оккупации. Это вдохновило Мингьюра Ринпоче предпринять

трёхлетнее медитативное затворничество в тринадцатилетнем возрасте. И когда он

закончил своё уединение, его назначили учителем медитации в следующем трёхлетнем

затворничестве в том же центре.

Не менее необычно и то, что Мингьюр проявляет глубокий интерес к современной

науке. Он с увлечением участвовал в нескольких конференциях Института ума и

жизни, пользуясь любой возможностью лично встретиться с учёными, которые могли

более подробно объяснить что-то из своей области. Во многих из таких бесед

обнаруживались удивительные аналогии между ключевыми положениями буддизма и

современными научными знаниями — не только в психологии, но и в космологических

теориях, вытекающих из новейших достижений квантовой физики. Суть этих бесед

изложена в данной книге.

Однако здесь эти эзотерические положения вплетены в более широкое повествование,

представляющее собой практическое введение в основные техники медитации, которым

в столь ясной и доступной форме учит Мингьюр Ринпоче. В конечном счёте эта книга

— практическое руководство по преобразованию нашей жизни, изменению её к

лучшему. И первый шаг в этом путешествии начинается с любого места, в котором бы

мы ни находились.

Дэниел Гоулман

Будда, мозг и нейрофизиология счастья

Йонге Мингьюр Ринпоче

История этой книги начиналась с довольно простой задачи — собрать воедино записи

ранних лекций Йонге Мингьюра Ринпоче, с которыми он выступал в буддийских

центрах по всему миру, и сделать из всего этого более или менее логически

связный текст. Но, как часто бывает, простые задачи перерастают свои

первоначальные рамки, превращаясь в гораздо более крупные проекты. Поскольку

большинство полученных мною записей относились к первым годам преподавания

Ринпоче, они не отражали глубокого понимания современной науки, которое Ринпоче

приобрёл в результате последующего общения с европейскими и североамериканскими

учёными, участия в конференциях Института ума и жизни[1], а также собственного

опыта в качестве испытуемого в исследованиях Вейсмановской лаборатории

нейрофизиологии и поведения мозга в Университете Висконсина в Мэдисоне.

К счастью, у меня появилась возможность поработать над рукописью непосредственно

с Ринпоче, когда в последние месяцы 2004 года он прервал своё мировое турне и

задержался в Непале. Я должен признаться, что меня не столько привлекала,

сколько пугала перспектива провести несколько месяцев в стране, охваченной

стычками между правительством и маоистскими повстанцами. Но все те неудобства,

которые мне довелось испытать за это время, с лихвой окупились экстраординарной

возможностью ежедневно проводить час или два в компании одного из самых

харизматичных, умных и образованных учителей, которых мне посчастливилось

встретить.

Йонге Мингьюр Ринпоче, родившийся в 1975 году в непальской местности Нубри, стал

восходящей звездой среди нового поколения учителей тибетского буддизма,

воспитывавшихся за пределами оккупированного Тибета. Помимо глубокого знания

практических и философских аспектов древней традиции, он также необычайно

осведомлён о всех нюансах и сложностях современной культуры, поскольку почти

десять лет преподавал по всему миру, встречаясь и разговаривая с самыми разными

людьми — от учёных с мировым именем до сельских жителей, пытающихся устранить

бытовую вражду со сварливыми соседями.

Мне кажется, что лёгкость, с которой Ринпоче способен разрешать сложные и порой

весьма эмоционально заряженные ситуации, встречающиеся ему во время мировых

турне, отчасти происходит из того, что его с раннего возраста готовили к

перипетиям общественной жизни. Когда ему было три года, Шестнадцатый Кармапа

(один из самых почитаемых учителей тибетского буддизма XX века), официально

признал его седьмым воплощением Йонге Мингьюра Ринпоче — учёного и адепта

медитации XVII века, который был особенно известен глубиной своей учёности и

мастерством в наиболее продвинутых методах буддийской практики. Примерно в то же

время Дилго Кхьенце оповестил родителей Ринпоче, что их сын также является

воплощением Кьябдже Кангьюра Ринпоче, мастера медитации, обладавшего невероятным

талантом в духовной практике; он был одним из первых великих тибетских учителей,

добровольно покинувших свою родину после политических перемен, которые начали

сотрясать Тибет в пятидесятые годы XX века, и до самой смерти учил огромное

количество восточных и западных учеников.

Здесь, возможно, понадобится небольшое разъяснение для тех, кто не знаком с

тибетской системой осознанного перевоплощения. В соответствии с традицией

тибетского буддизма считается, что великие учителя, достигшие высших уровней

духовной реализации и движимые великим состраданием, сознательно перерождаются

вновь и вновь, для того чтобы помогать всем живым существам открывать в себе

полную свободу от боли и страдания. Таких мужчин и женщин, страстно преданных

делу освобождения всех страждущих существ, по-тибетски называют тулку, что можно

примерно перевести как «телесная эманация». Несомненно, самый известный тулку

нашего времени — Далай-лама, чьё нынешнее, четырнадцатое, воплощение

олицетворяет ту сострадательную заботу о благе других существ, что присуща

всякому перевоплощённому учителю.

Впрочем, вы сами можете решать, во что верить: в то, что нынешний Йонге Мингьюр

Ринпоче пронёс через последовательные перевоплощения один и тот же широкий

спектр практического и интеллектуального мастерства, или что он овладел им в

этой жизни благодаря поистине исключительному уровню личного усердия. Его

отличает от предыдущих носителей этого имени глобальный масштаб влияния и

известности. В то время как возможности предыдущих воплощений Йонге Мингьюра

Ринпоче были до некоторой степени ограничены географической и культурной

изоляцией Тибета, сложившиеся обстоятельства позволяют нынешнему носителю этого

титула доносить всю глубину и широту своего мастерства до тысяч людей от

Малайзии до Манхэттена и Монтеррея.

Однако титулы и родословная мало чем могут помочь в защите от жизненных

трудностей, которых на долю Мингьюра Ринпоче, определённо, выпало немало.

Ринпоче искренне рассказывает, что, хотя он рос в любящей семье, в известном

своей первозданной красотой регионе непальских Гималаев, в раннем возрасте его

преследовал недуг, который западные специалисты, вероятно, определили бы как

паническое расстройство. Когда он в первый раз рассказывал мне о том, какой

глубокой тревогой было отмечено его детство, мне было трудно поверить, что такой

сердечный и обаятельный молодой человек провёл большую часть своего детства в

постоянном страхе. То, что он сумел справиться со своим недугом и преодолеть

его, не прибегая к обычным фармацевтическим и психотерапевтическим методам

лечения, свидетельствует не только о необычайной силе его характера, но и об

эффективности практик тибетского буддизма, о которых он рассказывает в этой

своей первой книге.

Личное свидетельствование Ринпоче — не единственное доказательство его победы

над разрушительным эмоциональным страданием. В 2002 году Мингьюр Ринпоче вместе

с семью другими опытными практиками буддийской медитации принимал участие в

исследованиях, которые проводили доктор Антуан Луц — невролог, обучавшийся у

Франциско Варелы, и доктор Ричард Дэвидсон — всемирно известный нейрофизиолог и

член Научно-консультативного Совета Национального института умственного

здоровья. В Вейсмановской лаборатории в Мэдисоне, штат Висконсин, испытуемые

проходили целый ряд неврологических тестов, в которых, в частности, применялась

новейшая технология функциональной MP-томографии, позволяющая получать своего

рода «кинограмму» изменений уровней активности различных областей мозга (в

отличие от обычной МР-томографии, которая даёт лишь статичные изображения) [2].

Электроэнцефалографическое оборудование, использовавшееся для измерения

мельчайших электрических импульсов, возникающих при коммуникации клеток мозга,

также было весьма сложным [3]. В то время как в обычной процедуре

электроэнцефалографии для измерения электрических потенциалов на поверхности

кожи головы используются только 16 электродов, в Вейсмановской лаборатории

использовались 128 электродов, что позволяло измерять малейшие изменения

электрической активности глубоко внутри мозга испытуемых.

Результаты МРТ- и ЭЭГ-исследований этих восьми йогинов-адептов медитации были

впечатляющими на двух уровнях. Во время практики медитации на сострадание и

любящую доброту зона мозга, активность которой обычно бывает связана с

материнской любовью и сочувствием, у опытных практиков медитации была более

заметно активизирована, чем у контрольных испытуемых того же возраста, которые

за неделю до сканирования получили наставления по медитации и занимались ею

ежедневно. Способность Мингьюра Ринпоче вызывать у себя такое альтруистическое и

положительное состояние была поистине поразительной, поскольку даже люди, не

страдающие от приступов паники, нередко испытывают чувство клаустрофобии, лежа в

узком пространстве MP-томографа. Тот факт, что Ринпоче мог столь умело

сосредоточивать свой ум даже в таких условиях, показывает, что тренировка в

медитации позволила ему полностью преодолеть склонность к паническим приступам.

Ещё более удивительными были результаты электроэнцефалографических измерений

активности мозга опытных практиков во время медитации. Насколько я понимаю, они

столь явно выходили за пределы обычных показаний ЭЭГ, что это поначалу навело

сотрудников лаборатории на мысль о возможной неисправности оборудования. Но

после того как они спешно дважды перепроверили оборудование и исключили

возможность механического сбоя, им пришлось признать тот факт, что электрическая

активность мозга испытуемых, связанная с вниманием и феноменальным осознанием,

превосходит всё, что они когда-либо видели. Выходя за рамки обычно осторожного и

взвешенного языка современных учёных, Ричард Дэвидсон так вспоминал об этом в

недавнем интервью журналу Time: «Это было восхитительно... Мы не ожидали увидеть

что-то, настолько впечатляющее...». [4]

На следующих страницах Ринпоче откровенно рассказывает о своих личных трудностях

и о том, как он боролся, чтобы их преодолеть. Он также описывает свою первую

встречу в детстве с молодым чилийским учёным Франциско Варелой, который

впоследствии стал одним из ведущих неврологов XX века. Варела был учеником отца

Мингьюра Ринпоче, Тулку Ургьена Ринпоче — мастера медитации, обладавшего

глубочайшей мудростью и опытом, чьи учения привлекали тысячи последователей в

Европе, Северной Америке и Азии. Варела стал близким другом Мингьюра Ринпоче,

познакомив его с западными представлениями о природе и функциях человеческого

мозга. Заметив интерес Мингьюра Ринпоче к науке, другие западные последователи

Тулку Ургьена начали учить молодого Ринпоче физике, биологии и космологии. Эти

ранние «уроки науки», полученные Ринпоче в девятилетнем возрасте, оказали на

него глубокое воздействие, в конечном счёте побудив его найти способ соединить

принципы тибетского буддизма и современной науки таким образом, чтобы они были

доступны тем, кто нуждается в практических средствах достижения устойчивого

ощущения личного благополучия, но не способен разобраться в научных публикациях

и со скептицизмом или страхом относится к огромному объёму классической

буддийской литературы.

Однако прежде чем приступить к такому проекту, Ринпоче должен был завершить своё

формальное буддийское образование. С одиннадцати до тринадцати лет он постоянно

ездил туда и обратно между обителью своего отца в Непале и индийским монастырём

Шераб Линг — главной резиденцией Двенадцатого Тай Ситу Ринпоче, одного из

наиболее значимых учителей тибетского буддизма, живущих в наши дни. Под

руководством буддийских мастеров в Непале и Шераб Линге он усиленно изучал

сутры, содержащие слова Будды, и шастры — собрания комментариев к сутрам,

составленные индийскими учёными, а также оригинальные тексты и комментарии,

написанные тибетскими мастерами. По завершении периода обучения, в 1988 году,

Тай Ситу Ринпоче дал молодому ламе разрешение участвовать в первой трёхгодичной

программе ретрита, или медитативного затворничества, в Шераб Линге. Эта

программа, созданная столетия назад для углублённого обучения медитации,

включает в себя подробное изучение основных медитативных практик тибетского

буддизма. Поскольку в то время Мингьюру Ринпоче было всего тринадцать лет, он

стал самым молодым учеником в истории тибетского буддизма, которому разрешили

участвовать в этой программе. В течение этих трёх лет Ринпоче достиг столь

впечатляющих успехов, что по завершении программы Тай Ситу назначил его

руководителем следующего ретрита в Шераб Линге. Таким образом, в свои семнадцать

лет Ринпоче стал самым молодым руководителем ретрита за всю историю тибетского

буддизма. В этой роли руководителя ретрита он провёл в затворничестве в общей

сложности почти семь лет.

По завершении второго затворничества, в 1994 году, Ринпоче поступил в семинарию

(по тибетски — шедра), чтобы продолжить формальное образование посредством

глубокого изучения основных буддийских текстов. В следующем году Тай Ситу

назначил его главным представителем Шераб Линга; в этой должности Ринпоче

наблюдал за всем спектром деятельности монастыря и заново открыл там шедру, где

продолжал собственное образование, одновременно работая учителем. В течение

следующих нескольких лет Ринпоче делил своё время между курированием

монастырской жизни, преподаванием и собственными занятиями в шедре и ролью

руководителя следующего трехгодичного ретрита. В 1998 году в возрасте 23 лет он

получил полное монашеское посвящение.

С девятнадцати лет — возраста, в котором большинство из нас увлечены более

мирскими интересами, — Мингьюр

Ринпоче следовал изнурительному расписанию, которое включало в себя контроль за

деятельностью монастырей в Непале и Индии, лекционные турне по всему миру,

личные консультации, заучивание наизусть сотен страниц буддийских текстов и

усвоение всего, что можно, от последних живых представителей поколения учителей

медитации, родившихся и воспитанных в Тибете.

За всё то время, что я знаю Ринпоче, меня больше всего впечатляла его

способность встречать любой вызов не только с неизменной выдержкой, но и с

острым, очень своевременным чувством юмора. Не раз, когда во время своего

пребывания в Непале я корпел над записями нашей беседы, состоявшейся накануне,

Ринпоче делал вид, что засыпает или собирается выскочить из окна. Со временем я

понял, что он просто подтрунивал надо мной из-за того, что я так серьёзно

отношусь к работе, самым непосредственным образом показывая, что для буддийской

практики необходима определённая степень легкомыслия. Ибо в первом учении,

данным Буддой по достижении просветления, говорится, что если суть обычной жизни

состоит в страдании, то самым действенным противоядием от него является смех — в

особенности смех над собой. Каждая частичка опыта становится ярче, когда вы

научились смеяться над собой.

Это, пожалуй, самый важный урок, который Ринпоче преподал мне за то время, что я

провёл с ним в Непале, и я столь же благодарен за него, как и за то глубокое

понимание природы человеческого ума, которым Ринпоче смог поделиться со мной

благодаря своей уникальной способности соединять тонкости тибетского буддизма и

удивительные откровения современной науки. Я искренне надеюсь, что каждый

читатель этой книги сможет найти свой собственный путь к освобождению в

лабиринте личного страдания, дискомфорта и отчаяния, которые характеризуют

повседневную жизнь, и, подобно мне самому, научится смеяться.

В заключение я хочу заметить, что большинство цитат из тибетских и санскритских

текстов принадлежат перу других переводчиков — подлинных мастеров своего дела,

которым я спешу выразить свою глубокую признательность за ясность их ума,

учёность и проницательность. Те немногие цитаты, которые приводятся без прямых

ссылок на других авторов, являются моими собственными переводами, тщательно

проработанными вместе с Ринпоче, чьё глубокое понимание древних молитв и

канонических текстов открыло мне ещё одну грань характера настоящего буддийского

мастера.

Эрик Свонсон

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему iconЙонге Мингьюр Ринпоче Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как...
Америке в начале XX века. Но оказывается, что такая точка зрения исторически недальновидна и навязана западной культурой, так как...
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Россия стоит на пороге больших качественных изменений структуры общества. Ей нужны люди интеллектуально развитые, талантливые, способные...
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему iconС 19 сентября 2011 г время понедельник вторник
Это внекармический подарок Вселенной, оставленный нам учителями и учительницами древности, которые уже достигли всех целей, о которых...
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему iconРеферат по философии буддизм
Когда и где зародился буддизм Будда реальный и Будда из легенд
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему iconСтволовая часть головного мозга План
Мозг является самым важным и ценным органом человека. С помощью мозга осуществляется восприятие окружающего мира; мозг хранит воспоминания;...
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему iconХазрат Инайят Хан Алхимия счастья Алхимия счастья Цель жизни Назначение жизни Искусство личности
Каждое удовольствие, которое кажется счастьем, сулит счастье с внешней стороны, поскольку является тенью счастья, но так же, как...
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему iconПамятка клиенту, приобретающему международную авиаперевозку Настоящим ООО «будда тур»
С перечнем стран, для посещения которых необходимо получение виз, и памятками клиентам, в которых размещена информация, необходимая...
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему iconНе в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании...
В духовных учениях сказано: «Дайте детям мечтать, фантазировать, строить свои города». В. И. Вернадский подтверждал это: «Вдруг…прямо...
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему iconЛ. М. Чайлахян искусственный интеллект и мозг (Можно ли моделировать...
Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Она о том, как, используя переломные моменты, каждый человек может кардинально изменить свою жизнь, Также автор дает ответ на вопрос,...
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему iconШкольная успеваемость это тема, которая обычно держит родителей в...
Так и хочется крикнуть не паникуйте! Не превращайте свою жизнь и жизнь ребенка в тяжелую повинность! Тем более что ситуацию можно...
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему iconА вы любите Рождество?
Вы, действительно, его любите. Мне вот повезло меньше. Я в него не верю. Не верю лет с шести, вернее не верила, до настоящего времени....
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему iconПрограмма включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре...
Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Нейрофизиология»...
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему iconПрограмма включает Цели освоения дисциплины, место дисциплины в структуре...
Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии. Программа по дисциплине «Нейрофизиология»...
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему iconПутешествие Гектора, или Поиски счастья
Однажды Гектор — а точнее психиатр Франсуа Лелорд — отправился на поиски счастья и вернулся с мировым бестселлером
Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему iconУрок литературного чтения во 2-м классе («Школа 2100») Тема
Цель: развитие наблюдательности, понятия, что для счастья нужна красота; лишенные возможности видеть красивое – лишены счастья


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск